Комментарии к дневнику

  1. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от DmitryS
    Подскажите какой тип кабеля можно применить для "удлинителя" антенного разьема.
    Извините за поздний ответ - только сегодня случайно обнаружил Ваш вопрос. Использовался антенный кабель от 2.4 ГГц антенны. Промежуточный кабель от модуля трансивера до ВЧ разъема удален - он тонкий и имеет большие потери.
  2. Аватар для DmitryS
    • |
    • permalink
    Подскажите какой тип кабеля можно применить для "удлинителя" антенного разьема.
  3. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Pturs
    Респект.
    У меня 9Z.
    Хочу сделать тоже самое, но появляется вопрос.
    А она станет 8 канальной?
    (иногда пользую все 9)
    Благодарю.
    К сожалению, для Futaba9Z при использовании 2.4 ГГц модулей от Spektrum и Futaba количество каналов ограничено 8.

    By plugging into the existing module slot on the back of your radio, the Spektrum Air Module Systems utilize the existing PPM output of your existing radio to build the secure DSM2 link. The number of usable channels is determined by the number of channels output by your radio's PPM stream. For JR users, this translates into a maximum of 9 channels, while Futaba radios output a maximum of 8 channels via the PPM stream.
    Spektrum
    Futaba
  4. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от ugh
    Спасибо огромное за столь подробную инструкцию по переделке.
    Я вот думаю, можно ли как-то сделать так, что-бы модуль всё-же было удобно снимать и заменять?
    Вариант от производителя не нравится несколькими вещами:
    • болтается провод снаружи передатчика
    • передатчик опирается на узел крепления антенны, что, в часности, мешает его наормально убрать в чемодан с вертолетом.
    Но хотелось-бы всё-же иметь возможность более-менее оперативно поставить назад футабовский ВЧ-блок. Что подразумевает, что всё-же надо как-то отключать спектрумовскую антенну от ВЧ-блока, а не паять ее намертво. Вариант подключения, который вы показали в своем обзоре тоже, в данной ситуации, неудобен, т.к. пришлось-бы каждый раз разбирать корпус спектрумовского ВЧ-блока, что-бы подключить/отключить провод.
    Может посоветуете что-то? Проблема в том, что я хоть и обучен паять, но в электронике абсолютный чайник.

    Заранее спасибо!
    Спасибо за добрые слова.

    Перед тем как начать переделку FF9C на 2.4 ГГц задавал себе примерно те же вопросы.

    Понял, что обратного перехода с 2.4 ГГц у меня не будет. Единственное, что может быть заменено в моем FF9, то это только тип 2.4 ГГц модуля - Futaba или Spectrum. Время показало, что для меня решение оказалось верным.

    Если Вам все же требуется менять ВЧ модули (для международных соревнований?), то без антенного разъема не обойтись. В этом случае ВЧ разъем можно установить внутри (как у меня показано) в разрыве антенного кабеля (между сменным модулем и антенной). Однако в этом случае для смены модуля придется открывать заднюю стенку FF9C.
    Очень желательно поручить эту работу специалисту.
  5. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от AlexN
    Серьезная работа, добротная конструкция
    Благодарю.

    На основе опыта эксплуатации сделано также следующее:
    • укорочен толкатель кнопки уменьшения мощности на стенке модуля 2.4 ГГц для исключения случайного нажатия
    • антенный кабель запаян непосредственно на выход модуля 2.4 ГГц (для исключения SMD разъема)
  6. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Aleks
    1-го ноября 2008 года был произведён тест-драйв комплекта телеметрии МВС на самолёте Як-54 с бензиновым двигателем Brillelli 26-SSR и аппаратурой Multiplex Royal-Evo9 с установленным модулем 2,4ГГц от Xtreme Power Systems. Был использован 8-ми канальный приёмник

    Контролируемые параметры:
    1. Напряжение бортового аккумулятора.
    2. Напряжения аккумулятора зажигания.
    3. Температура двигателя.
    4. Обороты двигателя.

    Штука оказалась очень удобная и полезная для настройки двигателя и контроля питания, а кроме того в процессе испытаний стало очевидным, что соединённые вместе минусовые провода питания приёмника и зажигания не влияют на качество приёма сигнала. Самолёт прекрасно управлялся в радиусе примерно 500 метров. Более глубинное исследование этой темы будет проведено несколько позже с применением соответствующих приборов.
    Но уже сейчас можно сказать, что помехи от модуля зажигания не оказывают заметного воздействия на аппаратуру диапазона 2,4ГГц в ближнем радиусе полётов.
    Алексей,
    благодарю за обратную связь и интересные практические результаты относительно соединения общей "бортовой земли" и "земли зажигания".
    О подобном варианте я упоминал год назад (до того как появились у нас в наличии 2.4 ГГц радиоуправление) здесь.
    Надеюсь, что мы сможем провести полевой инструментальный тест в ближайшее время до морозов.
  7. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Спасибо, хорошая новость. Особенно для Москвы, где время появление сетей 3G не очевидно в ближайшее время и единственной рабочей альтернативой является Skylink с CDMA на 460 МГц и скоростью 1000 кбит/c (downlink). В Питере у Вас говорят 3G Мегафона неплохо работает (2000 кбит/c). Ждемс...
  8. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Boroda 177
    вопрос по индикации уровня топлива. как реализовать?
    Индикация уровня топлива является расчетной величиной от функции общих оборотов двигателя и объема топливного бака.
  9. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Logitech V470 работает без замечаний.
  10. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Andrei_Sss
    125 градусов маловато как то будет.
    лучше хотя бы до 150 догнать.
    • Известные и доступные мне цифровые датчики температуры имеют верхний предел измерения +127 С. Цифровой датчик удобен тем, что не требует калибровки и обеспечивает высокую точность измерения (до 0.5С).
    • По данным опытных коллег верхний рабочий температурный диапазон ДВС составляет обычно 100-110 С. Т.е. 17 С остается еще как резерв на перегрев.
    • Для измерения более высоких температур (до 300 С и более) возможно использование аналоговых датчиков, однако такие датчики требуют калибровки и обеспечивают меньшую точность измерений. В модуле предусмотрен вариант использования таких аналоговых датчиков и это может быть реализовано в новой версии ПО.
    Обновлено 16.12.2008 в 21:30 [ARG:5 UNDEFINED]
  11. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от LeshaK
    Это еще актуально?
    Как раз сижу думаю, как может выглядеть приложение на PDA (на PC "прототипов" много).
    + протокол передачи данных в реальном времени (фактич мой bluetooth модуль организует беспроводной RS232 между платой контроллера и PDA/PC).

    PS. Сам программист на С/С++ (Windows, Windows Mobile), но не дизайнер/художник
    Да, Алексей, актуально и готов к всяческому сотрудничеству. Некое приложение для PC на базе LabView слепил как демо версию - работает в реальном времени, все отображает, графики строит. Но выглядит это не так профессионально, как хотелось бы.

    Первая здравая (IMHO) мысль по поводу пришла такая - сделать единый протокол передачи (на серийном порту) у наших телеметрических модулей, тогда можно будет использовать разное hardware (Ваше и мое) с единым ПО.

    P.S. Специализируюсь больше по радиосистемам, и много ближе к "железу" (особенно цифровому и радиоканальному), чем к ПО.

    С уважением, Карен
  12. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от LeshaK
    Если интересно, фотки того, что у меня получается, подробно описывать нет времени
    http://gallery.leshak.ru/v/hide/rcspy/
    Поздравляю, хорошее решение для Ваших задач.
    Наверное следует предусмотреть (если не сделано) отключение Bluetooth модуля при полете для исключения забития канала РУ на 2.4ГГц.
  13. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Евгений, благодарю за добрые слова.

    Относительно телеметрии - мы будем идти небольшими шагами от простого к сложному. Сначала надо будет решить вопрос со всеми основными параметрами для больших ДВС - обороты двигателя, топливо, температура двигателя, напряжение борта. Далее решить вопрос с общей землей для бензиновых ДВС с электронным зажиганием - тогда можно будет добавить в ряд измеряемых параметров - напряжение зажигания и отказаться от установки датчика оборотов (использовать данные с блока зажигания). Любые Ваши рекомендации будут полезны и по возможности реализованы. Если Вы уже знаете какие конкретно датчики нужны для Ваших приложений, пожалуйста, сообщите мне.

    Относительно записи во флеш память и послеполетного считывания данных - эти возможности уже заложены в "железо" и будут реализованы в последующих версиях ПО. Но если найдется еще и программист, который сможет написать оболочку для графического интерфейса - будет совсем хорошо.

    С уважением, Карен
  14. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от ЕВГЕНИЙ-ARM
    Добрый день Карен.
    Честно говоря не ожидал вас увидеть среди моделистов .
    Знаком с вашим ТНС контролером на Z-80 и немного поработал на нем .
    Частно задумывался листая вашу страничку о применимости ваших разработок для модельной телеметрии и случайно заглянув в аш Блог увидел на изделии знакомый позывной . Подумал неужели что то есть у RA3APW что то для моделей.
    Но разглядев на передатчике позывной пошел смотреть данные автора и оказалось что и ваши интерсы не только связанны с радиолюбительсвом но и моделями.
    Вы планируете выпуск вашей системы для моделей для продажи или это чисто штучно-индувидуальный вариант - для себя ?
    С уважением Евгений (RV0ARM).
    День добрый, Евгений!

    Рад встретить здесь. Это мое старое-новое увлечение - начинал еще в 1976 году - но больше делал пропорциональную аппаратуру на 433 МГц для судо, тогда это было актуально. С 2005 года начал осваивать авиа. Правда летаю хуже, чем делаю аппаратуру.
    Относительно MBC телеметрии - сейчас ставим на несколько ДВС моделей (калильных и бензиновых) и будем тестировать в Бутово. Как только будет уверенность, что все в порядке с программно-аппаратной частью, сможем предложить всем желающим как некий продукт.

    С уважением, Карен RA3APW
  15. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Хороший и красивый клип. Очень понравилось... Смотрится более цельно, чем предыдущий.
  16. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от LeshaK
    Немного запоздалое замечание, но по I2C максимум 128 устройств, 1 бит при адресации уходит на указание операции чтение/запись.
    Благодарю, согласен с Вашим замечанием. В первой версии (семи битной адресации) максимальное количество устройств на шине I2C может быть 128, в новой версии (десяти битной адресации) - таких устройств может быть уже 1024. В реальности насчитать на модели самолета более 10 I2C датчиков врядли возможно (у меня так - 2 датчика температуры, 2 датчика давления, 1 компас, 1 акселерометр).

    И что за МК, если нужно 3 вывода?
    Извините, не понял вопроса. В MBC используется PIC18F2520.

    Очень интересно Ваше устройство, но
    сам сейчас делаю свое для мониторинга параметров модели,
    индикатор взял этот
    http://www.amainhobbies.com/product_info.p...oducts_id/13684
    Eagle Tree Systems PowerPanel LCD Display - $40
    тонкий, легкий, 4 провода, питание + SCL/SDA (I2C)
    Согласен, очень хороший индикатор.
    Удобно тем, что идет только 4 провода, имеет меньшие размеры и вес. Также впоследствии хотел бы заменить стандартный на подобный.
    Однако здесь есть 2 проблемы:
    • цена в 5 раз выше
    • минимальное напряжение питания. В MBC сделано так, что даже при подаче 4 вольт (4 банки NiCd/NiMH) индикация не деградирует.
    1. Питание возможно 4.5..60В (на плате преобразуется в 3.3В + дополнительный DC-DC до 5В)
    2. Датчик Хола для измерения тока до 50(100,150А) - ACS754
    3. Хочу прицепить bluetooth модуль (RS-232/I2C->SPI), чтоб параметры можно было получать на КПК/ПК, хотя может Ваше решение о 433МГц более правильное, потому как сам использую аппаратуру на 2.4
    4. Память - Serial DataFlash на 2Мбита
    Пункт 1 - 60 В на ДВС самолетах не бывает, MBC работает до 30 В. Если надо больше (для электричек с аккумулятором большим чем 7S), то через небольшой внешний DC-DC конвертер (на плате смысла ставить нет, так как увеличивается резко стоимость, размеры и вес).
    Пункт 2 - сделано аналогично на ACS754 (ищу сейчас замену на однополярный ACS755).
    Пункт 3 - пробовал на Bluetooth модуле Bluegiga WT12 и ZigBee Maxstream - работает, но смысла не вижу для самолета. Все, что работает на борту на передачу в диапазоне 2.4 ГГц надо убирать, если аппаратура РУ на этот же диапазон. Иначе резко уменьшите динамический диапазон приемного канала РУ и на дальних дистанциях возможно возникновение неожиданных проблем с потерей управления.
  17. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от ekf
    Цитата Сообщение от 3apw
    Сергей, а что Вы используете в качестве датчиков тока - калиброванные шунты или фирменные датчики с АЦП?
    Сборку из 6 американческих 1% резисторов сопротивлением 0.005 ом.
    Логичнее было бы 5 штук- но так потери меньше и сборка симметричная.Хотя и тяжеловастенькаяполучилась.
    Дальше усилитель-интегратор на ОУ( Ку подстроил и вперед) и на АЦП.
    ОУ AD OP177. АЦП MCP3208. Питание ОУ двуполярное (+-5в).
    Хотя и фирменные датчики с АЦП уже вроде доступны. Есть в харькове
    Allegro по 10$.
    С уважением.
    Нашел интегрированные датчики тока на 50 Ампер с АЦП в Москве. Буду играться. стоят 125 руб (~5 USD). Лучше конечно было бы иметь I2C, но не нашел таких пока...
  18. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Сергей, а что Вы используете в качестве датчиков тока - калиброванные шунты или фирменные датчики с АЦП?
  19. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Concord
    Карен! Классная профессиональная работа!
    Не планируешь ли сделать модификацию для электролетов?
    Хотелось бы от балансирного разъема иметь:
    - напряжения на всех банках для ЛиПо батареи (до 4, а лучше 6 банок)
    - ток (до 50А) если это возможно
    - интегрирование расхода энергии батареи (тока, как в заряднике). Это можно сделать и приближенно от положения ручки газа с подстраиваемым коэффициентом пропорциональности, но тут борт и не нужен.

    Хорошо бы иметь возможность писать параметры на флеш-память, чтобы потом анализировать на компе.
    Константин, Благодарю за добрые слова.

    В зимний период хочу сделать несколько версий ПО в зависимости от назначения и технического задания (в том числе и для электричек).

    Напиши краткие требования (мини ТЗ), что индицировать, как считать и т.д. - попробую реализовать как будет время.

    Возможность записи во флеш память есть, на плате предусмотрена установка EEPROM до 512 К, что более чем достаточно для лога. Также предусмотрено считывание флеш памяти через последовательный порт.

    Однако, здесь нужно будет внешнее Windows приложение, которое будет считывать, обрабатывать и строить графики/гистограммы - надо искать программиста.
  20. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    В целом одобряя Вашу конструкцию и то, что она доведена до "железа", все же выскажу несколько замечаний:
    Благодарю. Замечания всегда полезны - они отрицательная обратная связь, удерживающая в правильном направлении действий.
    Для полета очень важна воздушная скорость и скорость набора высоты, которых здесь нет.
    Вывод информации на LCD - неудобен для практического применения (как и вывод на ноутбук: это к намерениям реализовать как РС приложение- в "поле" на экране компьютера ничего не видно!): моделисту, управляющему моделью- просто некогда переводить взгляд с нее на дисплей и разбираться, что там "пишут" !
    Следовательно, нужен оператор, который будет смотреть и пересказывать пилоту информацию.
    Потеря оперативности управления, привязка еще к одному человеку.
    Разработка велась на основе технического задания, которое оговаривалось во время наших полетов в Бутово. Так как основную часть больших моделей представляют у нас ДВС пилотажки, то главным требованием был именно мониторинг основных параметров оборудования для обеспечения безопасности полета, а именно - напряжение борта и зажигания, топлива, температуры двигателя. Все остальные параметры с точки зрения безопасности не принципиальны. Не уверен, что для пилотажной модели необходимо знать ее высоту полета или скорость. Однако, если это необходимо, то указанные сенсоры (в общем количестве до 256) могут быть легко подключены по интерфейсу I2C (выведенному на разъем блока) без какого-либо изменения в аппаратной части MBC. Что и было сделано на сенсоре FOSP01 с интерфейсом I2C для определения высоты полета.

    Относительно устройства индикации - монохромный ЖКИ индикатор значительно дешевле, чем видео очки или ноутбук. Монохромный ЖКИ работает при любом освещении, в том числе и на открытом солнечном свете. Потребление по сравнению с видеоочками и ноутбуком на порядок меньше. Для примера - вся моя приемная телеметрическая часть MBC-RX потребляет 17 мА и имеет полный вес 115 гр.

    Относительно наблюдения за параметрами в полете - следует оговорить начальные условия. Если мы летаем по видео, то мы, конечно, должны получать изображение параметров на экран/очки - спору нет. Но если по видео не летаем ("не видео-пилоты") - то эти параметры нужны только для контроля и о выходе параметра за границы может сообщить звуковой сигнал в приемнике телеметрии.

    Относительно помощника - идея здесь такая: мы никогда не летаем в одиночку. Один приемник телеметрии обеспечивает получение информации со всех моделей группы. При этом на каждую модель устанавливается только передающая часть MBC. Так как мы стараемся, чтобы только одна большая модель была в воздухе, то нет никакого труда нелетающему пилоту глянуть на экран в случае сигнала тревоги (тем более это случается не часто).

    RTFQ1-не узкополосный радиоканал: там реализованы ASK/FSK виды модуляции и ширина полосы- около 100кгц. За счет этого и дальность не очень то (200-300м) .
    И радиосовместимость...
    Единственное преимущество- дешевизна, простота применения и наличие разных частот:315, 433, 868, 915 мГц.
    Кстати, они выпустили версию с повышенной выходной мощностью: RTFQ-2
    Совершенно верно - RTFQ1 не узкополосный радиоканал, однако полоса сигнала существенно уже, чем видеосигнал - со всеми вытекающими отсюда следствиями. Более того, кроме RTFQ1 использовались самодельные узкополосные радиоканалы (синтезаторные и нет) с различной энергетикой и радиоканалы от UHF LPD станции KP-11, а также радиоканалы с поддержкой протокола AX.25 (для безошибочной передачи данных). RTFQ1 хорош тем, что является дешевым и легальным для использования лицами, не имеющими лицензий на передающую аппаратуру. Для ответственных условий применения есть специальные цифровые радиоканалы, которые тоже могут быть применены при необходимости.
    Относительно RTFQ2 - спасибо, попробую. Но RTFQ1 я тоже использую с некоторыми добавлениями... обеспечивающими необходимую дальность действия в полете.

    По поводу датчика давления: при экономии в цене (относительно МРХ) около 300 рублей- имеем много дополнительной головной боли:
    где набрать 13 желающих для " складчины", зачем "тратить " три порта AVR вместо одного?
    А на борту каждый порт можно применить для развития системы...
    Здесь все очень просто - сенсоры в MBC подключаются через шину I2C и можно подключить до 256 сенсоров, используя только 3 вывода контроллера.
    Про удобства и требования к схемотехнике при подключении сенсоров с аналоговым и цифровым интерфейсом наверное не стоит и упоминать.
    Сенсоры покупал без каких-либо проблем - заказал и через 3 дня забрал 4 штуки в "Платане". Набрать желающих на 13 штук не сложно - я готов взять еще штук 10.
  21. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от sibic
    Подскажите где и почем покупали Экстру?
    Покупал здесь.

    Цена была 11800 рублей.
  22. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Anatol Brand
    "Интересно будет проверить зону действия радиоуправления при использовании 2.4 ГГц DS/FH при соединении общей земли канала управления и зажигания."
    Зачем дёргать тигра за усы?
    ИМХО, есть возможность оптоизоляции - надо её использовать, хоть сколько гигагерц в аппаратуре
    Идея использовать общую землю канала управления и зажигания возникла из-за двух причин:
    • бензиныч ZDZ-50 имеет выход с блока электронного зажигания с датчика оборотов, т.е. для измерения оборотов двигателя не требуется установка дополнительного оптического датчика оборотов
    • для измерения напряжения батареи зажигания и передачи этого значения через радиотелеметрию на землю проще иметь единую землю между блоком зажигания и телеметрией.
    Полагаю, что для оборудования на 2.4 ГГц это будет вполне возможно, так как спектр помех от блока электронного зажигания будет весьма высок для традиционных диапазонов 35 и 40 МГц, но для 2.4 ГГц плотность мощности помех должна быть более чем на три порядка меньше. Проверить это будет не сложно, как только в конце года появиться заявленные модули Futaba 2.4 GHz.
  23. Аватар для 3apw
    • |
    • permalink
    Цитата Сообщение от Anatol Brand
    очень интересно. хотелось бы видеть готовый под продажу комплект с GPS, гировертикалью и возможностью передавать видео с наложением данных на картинку (миннимум: авиагоризонт, направление "домой", высота, скорость, остаток заряда ходовых акк)? насколько доступен по цене может быть такой комплект?
    Благодарю.

    Данное изделие - MBC - предназначено для использования как устройство контроля параметров модели без передачи картинки по видеоканалу (OSD) - не всем картинка нужна, а с передачей контролируемых данных по узкополосному радиоканалу.

    Такое решение позволяет использовать передатчики с выходной мощностью в примерно в 50-80 раз меньше, чем для передачи видео, что снимает вопросы электро-магнитной совместимости, частотного диапазона и емкого питания для видео-передатчика.

    Остальные функции будем стараться реализовать через внешнее PC приложение.