Мотокальк: Первый Контакт

i054.radikal.ru/1008/38/8d1c3f49ddf7.jpg
s005.radikal.ru/i212/1008/d4/8022c7e471b3.jpg

В связи с появлением русской версии статейка потеряла актуальность и поэтому будет продолжена когда будет время и желание.

Мотокальк: первый контакт

--------------------------------------------------------------------------------

“Ну а в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь?”

  • “Нет… не сумею. Языков я не знаю”.

  • “Я ведь академиев не проходил. Я их не закончил”

х/ф “Чапаев”

Вступление

Motocalc это очень популярная программа, предусмотренная для расчёта энерговооруженности авиамоделей, с возможностью ввода требуемых параметров или самостоятельного выбора компонентов (мотора, редуктора, винта и т.д.). Одним из минусов (возможно, единственным) этой программы является отсутствие русского интерфейса. Исходя из того, что на территории России зарегистрированно не так уж много лицензий, можно не ожидать особых усилий фирмы-производителя для изменения данного положения. Данный текст является попыткой помочь преодолеть “языковой барьер” всем тем, кто, как и я, не проходил языка Шекспира в школе.

С чего начать?

Для работы с программой потребуется персональный компьютер с операционной системой Windows и инсталлированный пакет Ворд для работы с Opinion-Macro и, естественно, сама программа Мотокальк.

В качестве примера была использована версия 7.09.

Главное меню

В главном меню нас прежде всего интересуют разделы Проект/Project и Настройки/Options, поскольку остальные разделы в основном дублируют кнопки и поля основного окна программы. В разделе Проект имеется доступ к командам:

Новый Проект/New

Открыть Проект/Open

Сохранить/Save

Сохранить в другом месте/под другим именем /Save as

Скопировать в буфер обмена /Copy Proekt

Перенять из буфера обмена /Paste Project

Запустить "МотоКолдуна"© /MotoWizard ©toxa

Kонфигурация многомоторных установок/Wiring Wizard

Список Проектов

Перенести Ключ программы на дискету/Unregister

Покинуть Программу/Exit

Переход на метрическую систему единиц
Поскольку не все у нас пъют пиво галлонами и едят колбасу фунтами, есть смысл прейти на метрическую систему единиц. Щёлкаем мышкой на Options в главном меню и в открывшемся окне выбираем пункт: Metric with Prop Sizes in Inches для отображения единиц измерения в метрической системе за исключением размеров пропеллеров, которые будут указываться в дюймах.

При желании можно выбрать отображение всех единиц измерения в метрической системе выбором пункта All Metric.

Расчёт с помощью ассистента Мотоколдун (MotoWizard)
MotoWizard стартует по умолчанию, что можно выключить, убрав птичку возле Always show MotoWizard when MotoCalc starts, и пытается подобрать подходящую мотоустановку по параметрам которые задаются или выбираются в восемь шагов:

Ввод ЛА (Start Here)
В этом окне вводится название летательного аппарата, а так-же выбирается количество моторов.

Кнопкой Copy Plane from MotoCalc Window выбирается ЛА из текущего проекта.

Кнопкой Next переходим к следующему окну.

Выбор Энерговооруженности (Performance)
На выбор имеются восемь типов ЛА:

Sedate - “Комнатная модель” Низкая энерговооруженность, очень низкая нагрузка на крыло.

Trainer -“он и в Африке Тренер” Средняя энерговооруженность, низкая нагрузка на крыло.

Sport - “Спортивная” Повышенная энерговооруженность, средняя нагрузка на крыло.

Race - “Гоночная” Повышенная энерговооруженность, высокая нагрузка на крыло, высокая скорость воздушной струи.

Aerobatic - “Акробат/ Пилотажка” Высокая энерговооруженность, повышенная нагрузка на крыло.

3D Aerobatic - “3D-Пилотажка” Очень высокая энерговооруженность, очень низкая нагрузка на крыло, очень высокая статическая тяга, низкая скорость воздушной струи.

Sailplane - “планер” повышенная энерговооруженность, очень низкая нагрузка на крыло,низкая скорость воздушного потока.

Hotliner - очень высокая энерговооруженность, повышенная нагрузка на крыло, высокая статическая тяга.

Ниже задаём желаемое полётное время (с мотором при неполном газе).

Кнопкой Next переходим к следующему окну.

Размеры модели Model

Задаётся размах крыльев Wing span, площадь поверхности крыла вместе с той частью, которая находотся под, над и внутри фюзеляжа Wing area.

Указывается вес Weight без мотора, батареи и спид-контроллера.

Если заранее не были выбраны метрические единицы измерений, необходимо проверить, выбраны ли граммы, сантиметры и дм2.

Кнопкой Next переходим к окну Airfoil.

Тип профиля Airfoil

Среди четырёх данных видов профилей выбирается тот, который наиболее похож по типу на применяемый в вашем ЛА:

Undercambered - Вогнутовыпуклый

Semi Symmetrical - Полусимметричный/Двояковыпуклый

Flat Bottomed - Плосковыпуклый

Symmetrical - Симметричный

Кнопкой Next переходим к следующему окну.

Толщина профиля Thickness

Как и вид профиля, этот выбор не даёт точного представления о конкретной модели, однако и его нужно сделать:

Первая позиция: Профиль до 7,5 %.

Вторая (правее первой): от 7,5 до10 %

Третья (ниже первой): от 10 до 14,5 %

Четвёртая: Толщина профиля более 14,5 % Кнопкой Next переходим к следующему окну.

Условия на лётном поле Flying Field Conditions

Можно оставить незаполненным. В этом случае будут взяты стандартные величины высоты над уровнем моря, атмосферного давления и температуры воздуха.

Кнопкой Next переходим к Options.

Настройки Options

Здесь мы имеем пять окошек с возможностью выбора:

  1. Выбор между прямым приводом Direct Drive и редуктором Geared

  2. Коллекторный Brushed Only или безколлекторный Brusheless Only мотор.

  3. Фирма-Производитель мотора.

  4. Максимальное количество элементов в батарее.

  5. Тип аккумуляторов NiMh, NiCd или LiPoly.

В каждом окне мы имеем возможность выбрать:

только один Only

оба типа OR

или все имеюшиеся Any.

Кнопкой No Restrictions удаляются все ограничения по выбору во всех окнах.

Кнопкой Finish переходим к Results.

Результаты Results

Собственно, результат расчёта, при котором MotoWizard пытается подобрать мотоконфигурацию из своей базы данных. При этом может случиться так, что условия заданы слишком жестко (большая продолжительность полёта при огромной энерговооруженности например) и Wizard сообщает, что задача невыполнима, автоматически переходя в меню энерговооруженность performance где придётся выбирать или меньшую энерговооруженность и/или меньшую продолжительность полёта. Были условия расчёта приемлимы, полученный результат будет представлен в виде таблицы с указанием мотора, аккумуляторов, передаточного числа редуктора, параметров винта и рэйтингу rating, где 1,000 наилучшая с точки зрения Мотокалька конфигурация. Практически во всех таблицах имеется возможность сортировки результатов по различным критериям: результаты MotoWizard например изначально отсортированы по рэйтингу. Для сортировки результатов например по размеру пропеллера, щелкаем мышкой на поле с надписью Props. Для сортировки в обратной последовательности щелкаем ещё раз. В таблице то поле, по которому прозведена сортировка, выделено более тёмным шрифтом. В данном примере это рэйтинг. Стрелочкой указано поле, кликнув на которое мышкой можно отсортировать результаты расчёта по размеру пропеллера.

Эта функция намного облегчает поиск подходящей мотоустановки при более точном расчёте без ассистента.

Кнопкой Copy to Project переносим выбранную конфигурацию в главное окно программы. На этом работа с MotoWizard закончена и можно перейти к анализу результатов расчёта.

MotoCalc_Rus.rarmotocalc_all.rar

  • 6293
Comments
toxa

Спасибо за проделанную работу. 😃 Очень приятно когда задуманное воплощается. Картинки в обзоре переделай на русские.

boroda_de

не знаю, стОит-ли тратить время на этот проект.
после того как появилась русская версия статейку нужно полностью переписывать. 😕
Лето скоро а у меня ни одного нормального (piper для полётов блинчиком не в счёт) аппарата не осталось. 😦

ArAero

А как активировать ?

ArAero

Напоминает о регистрации

boroda_de

Активировать так-же, как и английскую версию. Поиск по форуму даёт методы… 😉