RSS лента

Как я подсел на авиамодели

Восстановление топлива

Оценить эту запись
06.10.2013 в 23:27 (1568 Показов)
Сегодня нашел в сарае около 4л потеряного лет 6 назад авиамодельного калильного топлива. Ясное дело, оно нахватало воды и расслоилось на касторку и спирт. Подумываю о восстановлении при помощи медного купороса. Почему именно так? Мне всегда было интересно проделать этот эксперимент.

Меднй купорос (синий) нагревается, при этом он становится белым. Химии в институте не было, но насколько вспоминаю школу, буду пытаться воспроизветсти такую реакцию:

CuSO4*5H2O -> нагреваем -> CuSO4 + 5h2o (вода улетучивается в виде пара, получаем CuSO4 белого цвета)

В таком виде купорос очень гигроскопичен и просто мечтает присоединить воду, а в спирте он не растворим. Таким образом, если мы засыпем в топливо достаточное его количество, то теоретически он должен забрать воду и выпасть в осадок.

Проблема в том, что в школе учат чистой теории, а на практике часто бывает много подводных камней.

Сеогдя я проверил это на маленьком количестве топлива. В результате выяснилось, что меня ожидают следующие подводные камни:

- Перегрев медного купороса. Гугл говорит, что если мы нагреваем CuSO4 до 650 градусов, то он разлагается на CuO+SO2+O2. На практике выглядит это как интенсивный процесс "кипения", сопроводжающийся выделением белого дыма. При следующем эксперименте постараюсь заснять его на камеру. Вдыхать этот дым мне не понравилось. Хорошо, что у меня насморк и я не смог его вдохнуть много.


- Как производная проблема от первого случая, есть такой вариант, что при попытке прокалить больше количество купороса может возникнуть ситуация, когда одна часть уже выделяет оксид серы, а вторая еще не прогрелась, не отдала всю воду и синяя. Практика так же показала, что при прогреве купорос "мокреет" и моментально "слеживается", поэтому даже если его размешивать, то синий налипает на палочку и не очень охотно смешивается с белым. Вцелом, это проблема решается так: прогревать его надо медленно, и при этом не лениться размешивать.


- перед высыпанием купороса в топливо надо дождаться пока он остынет. Засыпание горячего купороса в топливо сопровоздается испрением некотрого кол-ва спирта.

- есть подозрение, что купорос будет долго выпадать в осадок. У меня был слишком маленький обьем (крышечка от бутылки с водой), чтобы проверить это в полной мере. На днях попытаюсь проделать эксперимент на большем обьеме топлива, в прозрачной таре.

- есть так же подозрение, что касторка все испортит. Я проводил эксперимент на той фракции что была вверху банки - т.е. на спирте с водой. Поэтому, я не могу знать что будет, когда оно будет с касторкой. Попадаловом (возможно) может стать, если осадок не сядет на дно, а останется на границе раздела фракций.

Вроде все. Но вцелом, эксперимент удался.

По поводу разложения. Допустим, я перегреваю купорос и часть его превращается в CuO, и попадает в топливо. Что будет? Тут, к сожалению, моих познаний в химии недостаточно, я не химик.
Гугл предлагает следюущие варианты:

CuO+h20 = CuO+h20
т.е. не реагирует и не растворим в воде. Такое меня устраивает.

CuO+h20 -> Cu(OH)2
Результат тоже не растворим в воде. Это тоже меня устраивает.

Больше доверяю википедии, где написан первый вариант, но при любом раскладе, оба варианта для меня приемлемы. Лиш бы оно в осадок выпало. Таким образом, если некоторое кол-во купороса я перегрею, это не особо страшно.

Кстати, когда-то давно пытался отделить воду при помощи карбида. Результат - не похоже, что потом оно в осадок выпадает.
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для kostya-tin
    оксиды металлов не растворимы, разве что щелочные металлы могут реагировать с водой. но медь к ним никак не относится. со стороны химии, как провизор, могу сказать, что задумка вполне хороша

    не счет загрязнения касторки я не уверен, но поидее тоже ничего опасного. вообще, если она расслоилась, то вообще ее можно первоначально разделить, а потом уже в очищенный спирт добавить. делилильную лейку, я не думаю, что проблемно сделать из бутылки и капельницы.

    и есть все же не большие опасения, что бы медный купорос не был слишком гигроскопичен, т.к. честь спирта может отдадть из своих молекул воду и получится ненасыщеный углеводород, но для таких реакций, на сколько помню, нужно нагревание
  2. Аватар для Yahen
    Если что-то плохо выпадает в осадок, то центрифуга в помощь. И, кстати говоря дешевле, чем фильтрование.
  3. Аватар для chabapok
    Спасибо за замечания. Нагревать я не собираюсь. Когда всыпал дозу со спичечную головку горячего белого купороса в капельку топлива и оно зашипело - сильно перепугался. Это же так и пожар можно получить.

    "часть спирта может отдать воду и получится ненасыщеный углеводород" это, насколько понимаю как-то так:
    СH3OH ---> C2H4
    ??
    Т.е., есть некоторая вероятность получить немножко этилена и взрыв (ну или пых).

    Эксперимент на малом кол-ве показал, что при всыпании избыточного кол-ва белого купороса получается не чисто-синий цвет, как был изначально, а синебелый. При этом, после добаваления в осадок воды, он еще синеет.

    Мне кажется, это значит, что при недостатке воды часть купороса остается в белом состоянии. Т.е. от спирта воду он или вообще не отсоединяет, или отсоединяет совсем немножко, скажем получается CuSO4*1H2O и больше реакция со спиртом не идет, только с водой если она есть. Чтобы проверить какой из случаев имеет место, надо, насколько понимаю, всыпать белый купорос в уже обезвоженое топливо. Если всыпаное топливо слегка посинеет, значит часть воды он все же забирает от спирта.

    При возможности такой эксперимент я проведу и отпишу о результатах.
  4. Аватар для chabapok
    Цитата Сообщение от Yahen
    Если что-то плохо выпадает в осадок, то центрифуга в помощь. И, кстати говоря дешевле, чем фильтрование.
    Я не химик, у меня нет химического оборудования и я не знаю ни одного химического магазина )
    Даже не представляю что это должен быть за дэвайс, чтобы ТАК фильтровать осадок. Хотя, если цена вменяемая готов купить. Надо будет погуглить ее.

    ps. Погуглил центрифуги. Как и думал - дорого. При цене до 20$ я б купил, но не несколько тысяч зеленых - не мой вариант.
    Обновлено 07.10.2013 в 01:17 [ARG:5 UNDEFINED]
  5. Аватар для Yahen
    Центрифугированием белки разделяют даже меж собой. Штука покруче любого механического фильтра будет.
    Покупать не надо. Надо договориться с теми, у кого центрифуга есть. Центрифуга штука не такая уж и редкая. У химиков и всяких прочих биологов с медиками встречается. Если есть рядом химпроизводство, то у них будет и лаборатория. А в ней и центрифуга. И в НИИ всяких тож встречается. Медицинских особенно. Кстати, на любой станции переливания крови есть такая штука.
  6. Аватар для chabapok
    На химпроизводстве еще может быть, но поблизости я таких не знаю.
    В медучреждения с подобной просьбой я не пойду, но если бы пошел, мне бы конечно никто разделять ядовитые вещества на их оборудовании не дал. И даже не ядовитые никто не дал бы разделять. Это же медицина, там все должно быть стерильно.

    Центрифугу нашел за 1500грн, это около 200$. Если бы мне надо было разделить бочку топлива, то я бы ее конечно взял. Но ради 4л - нет, дорого.

    Буду пробовать отстаивать и фильтровать, а там будет видно.
    Обновлено 07.10.2013 в 02:30 [ARG:5 UNDEFINED]
  7. Аватар для lenin959
    Простите за едкость, но галлон топлива примерно 50 баксов. Может не стоит игра свеч-то?
  8. Аватар для chabapok
    не едкость, а вполне резонный вопрос.

    А это зависит от того, в чем заключается суть игры. Если суть в том, чтобы было топливо, то не стоит. А если суть в том, чтобы его починить, то тогда вообще не важно 4л у тебя или литр. И даже если вообще его нету, то оно покупается, туда добавляется стакан воды и дальше задача сведена к той, что в данный момент решается
  9. Аватар для kostya-tin
    Центрефугу нет сенсу покупать, т.к. она не разделит спирт и воду. Она разве что поможет в разделении раствора спирта и касторки, но с эти справится и обычная делильная лейка, просто немного дольше

    А реакция получения ненасыщеных углеводородов маловероятна, т.к. для нее нужно нагревание, но с чистым спиртом провести проверку можно, правда я не уверен, что сам спирт будет чистый (тот же этанол перегонкой от воды очищается только на 96%, а дальше только удаление воды химическим путем)
  10. Аватар для lenin959
    Цитата Сообщение от chabapok
    не едкость, а вполне резонный вопрос.

    А это зависит от того, в чем заключается суть игры. Если суть в том, чтобы было топливо, то не стоит. А если суть в том, чтобы его починить, то тогда вообще не важно 4л у тебя или литр. И даже если вообще его нету, то оно покупается, туда добавляется стакан воды и дальше задача сведена к той, что в данный момент решается
    Я учился в менделавочке (РХТУ им. Менделлева), но без опыта за 20 лет все забыл нафик. Помню лишь конец анекдота на тему:
    -Профессор, а не е..анеть?
    -Нееее... А кто это сказал?!?!? ©
    По делу не подскажу, сорре. (( Просто я бы не рисковал и съездил бы за топливом. А Вашиму опыту внемлю и оставшиеся от галона остатки (литра 2,5 где-то) буду перемешивать и хранить в сухом месте... Зимой особо не поездишь (или не заведешь).
  11. Аватар для chabapok
    Да, мой опыт - печальный. Самое главное, как мне кажется, - не сливать остатки топлива в основной флакон. Если есть остатки, надо завести себе отдельный флакон, в него сливать и его использовать впервую очередь. Хотя в течении сезона оно вроде и так не расслаивается, а вот если оставить на долго, то могуть быть проблемы.
    Обновлено 08.10.2013 в 03:54 [ARG:5 UNDEFINED]