HiSky HCP60

Обзор и модификации

Итак, в данной записи хочу поделиться своими впечатлениями о самом маленьком шестиканальном вертолете HiSky HCP60, а также расскажу от том, как заставить его летать.

HiSky HCP60 это очень маленький вертолет, длинна лопастей у него всего лишь 80мм!
Общие размеры вертолета следующие:
Длина - 180.8мм.
Высота - 65.5мм.
Диаметр основного ротора - 182.7мм.
Диаметр хвостового ротора - 37мм.
Вес без аккумулятора - 29.5г.
Взлетный вес - 34.5г.
Протокол управления - HiSky

Я заказывал версию BNF, приехал он в простой, но симпатичной картонной коробочке. В комплекте был вертолет с аккумулятором, зарядка и немного запасных деталей.
Комплектация довольно богатая и это приятно порадовало! Однако не все так красиво и хорошо, как могло показаться на первый взгляд, но обо всем по порядку.

Как и у любой массовой модели, у данного вертолета есть свои плюсы и минусы.
К моему сожалению, минусы у данного вертолета гораздо существеннее, чем плюсы.

Начнем с плюсов

1 - цена вертолета.
2 - цена запасных частей.
3 - ВЕЛИКОЛЕПНАЯ КРАШЕУСТОЙЧИВОСТЬ!
4 - маленький вес и размер не способный причинить большого вреда окружающим людям и предметам.
5 - хорошее качество пластиковых деталей.
6 - богатый комплект поставки.

Теперь о минусах

1 - FBL. Это самый главный минус этого вертолета, делающий его остальные недостатки совершенно не существенными и не имеющими значения.
Система управления вертолетом построена на устарелых компонентах, и полет вертолета, под ее управлением, очень нестабилен, и не приносит особого удовольствия.
2 - в стоковом состоянии вертолету катастрофически не хватает мощности.
3 - слабый и нестабильный хвост.
4 - ужасная сборка. Вся проводка торчит в разные стороны.
5 - слабая токоотдача стоковых аккумуляторов.
6 - большой вес для такого размера.
7 - плохое качество подшипников.
8 - не просчитана тарелка автомата перекоса, ее хода не хватает чтобы реализовать все возможности сервоприводов и она упирается внутренней обоймой в основной вал.
9 - большие осевые люфты в сервоприводах

Вот пару фотографий про неаккуратность сборки.

Несмотря на то, что практически все элементы вертолета выполнены очень качественно и точно, в стоковом состоянии вертолет выглядит совсем не опрятно и не особо хочет летать.
Двигатель душится очень сильно, о стабильности полета речь так же не идет. Комфортно можно летать только блинчиком.
Выполнить простой флип в помещении с высотой потолка 2.7м у меня не вышло. Вертолет очень сильно просаживается по оборотам и не успевает перевернуться не достигнув земли или ближайшей стены.
На улице с флипами конечно чуть проще. Но сделать серию флипов или ролов , хотя бы 2 подряд, у меня также не получилось из-за нехватки мощности.
Радости от полета не много, плюс нестабильность хвоста ее не добавляет.
На мой взгляд вертолет получился очень сырой, и на месте Хайская в таком виде пускать его в серию я бы не стал. Но так как я не на месте Хайская, я решил по возможности устранить все минусы и выжать все, что можно из этого мальца.

Модификации

Скажу сразу, самое приятное в модификациях данного вертолета, это то, что они практически не требуют никаких затрат.

Приводим в порядок проводку.

Для начала я укоротил и спрятал внутрь рамы все провода от сервоприводов.

Затем заменил проводку для хвостового мотора. Проводку сделал из одножильного лакированного провода толщиной 0.35мм

Убрал лишний элемент и укоротил силовой провод.

Убираем лишний вес

Первым делом я избавился от пластиковой подставки под плату.
Вместе со скотчем и 4 винтиками она вест 0.8г!
Плату приклеил к раме на двухсторонний скотч.

По мимо этого просверлил 6 отверстий в раме для облегчения.

.

После облегчения рамы, я обнаружил на ней маленький, но неприятный недочет конструкторов.
Левый элеронный сервопривод упирался в раму конденсатором. От этого плата сервопривода даже немного деформировалась.
Я решил, что это не приведет ни к чему хорошему и подрезал раму в месте контакта с конденсатором.

.

Дальше я решил избавиться от тяжелого металлического основного вала.
Я так и не понял почему производитель решил использовать металлический вал в модели такого размера, данный вал весит 1г. Это просто непростительно много для этого вертолета. Я решил заменить его на карбоновый.
Вал изготовил из 2мм карбонового прутка. Вес вала получился 0.2г!
Болтик, который фиксирует вал в хабе, решил не использовать, а вместо него решил поставить штифт, из карбонового прутка диаметром 0.8мм.

Для того чтобы латунный рыбий глаз в тарелке не стирал карбоновый вал, я заменил его на капроновый, который выточил сам.

После этого я избавился от тяжелых металлических болтов, которые фиксируют лопасти в цапфах.
Болты я заменил на нейлоновые. Металлические болты весят 0.3г, нейлоновые весят 0.06г. У меня были нейлоновые болтики под резьбу М2. Я нарезал на их резьбу М1.6 и зафиксировал ими лопасти в цапфах.

На этом с облегчением я решил закончить.

Замена хвостового пропеллера.

Я испробовал много разных пропеллеров, но остановился на таком.

Как не странно, но этот же пропеллер, установленный на V977, мне не очень понравился)

Не большая модификация рамы.
После всех выше проделанных модификаций, я решил немного поднять шасси, и сделать так чтобы они вплотную прилегали к раме батарейным треем.
Для этого снизу рамы я подрезал на 1мм посадочные места для лыж.

Так же пришлось немного укоротить сами штырьки на лыжах, которые входят в эти посадочные отверстия. И поднять пиньон на двигателе, чтобы он не цеплялся за лыжи.
С пиньоном нужно быть очень аккуратным чтобы не повредить мотор. Пиньон для начала необходимо снять, при помощи съемника. После очистить вал и сам пиньон от остатков локтейта, а потом уже заново посадить пиньон на вал, но чуть глубже, и зафиксировать его локтейтом.

Не большое отступление от темы
К моему сожалению, я не был столь осторожен и решил, что мне удастся посадить пиньон глубже без его предварительного снятия. Но пиньон сидел на валу двигателя очень плотно, и после очередного удара по нему не выдержала коллекторная группа внутри двигателя. Она смялась и полностью разрушилась!
Я уже было подумал выбросить этот двигатель, но потом решил попытаться восстановить смятый коллектор.
К сожалению, я не заснял коллектор в разрушенном состоянии, но я думаю, что вы сможете себе его представить.
Но зато я снял этапы восстановления.
Для начала я разогнул в стороны контактную группу, и высверлил остатки эпоксидки внутри нее, до вала двигателя.
Дальше я использовал в качестве оправки сверло диаметром 0.8мм, для того чтобы выровнять контактную группу.

После выравнивания я получил вот такой результат. Оставалось залить контактную группу эпоксидной смолой и отшлифовать ее.

Как это не удивительно, но после сборки двигатель заработал как новый!!!)

Устраняем мелкие недостатки.

Как я уже говорил, качество деталей у HiSky HCP60 мне очень понравилась.
Все пластиковые литые детали выполнены четко и симметрично.

Единственно что мне не понравилось из механики - это сервоприводы.
Они тяжелые, и медленные. Весят они 2.3г, в то время как допустим закрытые сервопривода 5320, от хоббикинга, весят 1.9 г и работают быстрее.

С сервоприводами есть мелкая беда, отверстие в рычаге под тягу, больше чем сама тяга, и тяга в нем очень сильно болтается.
Эта проблема легко устранима каплей суперклея. Лишние люфты в механике никак не добавляют управляемости вертолету.

Еще я обнаружил, что червячный вал в сервоприводах имеет осевой люфт, и этот люфт соответственно передается на тяги. Люфт на сервоприводах был от 0.3 до 0.5мм, что никак не добавляло четкости в управлении.
Червячный вал установлен в два подшипника и имеет стопорное кольцо снизу, со стороны приводной шестерни, и стопорную гайку сверху. Гайка закручена не до упора, и поэтому образуется люфт.
Я попытался подтянуть гайку, но она посажена на локтейт, и мне не удлалось ее сорвать с места, а прилагать большие усилия я побоялся, из-за того, что вал очень тонкий, и его легко повредить.
Так как убрать люфт путем подтяжки стопорной гайки не удалось, я решил пойти другим путем. Я опустил червячный вал вниз, и в зазор, который образовался между нижним подшипником и стопорным кольцом, капнул маленькую капельку красного локтейта. Локтейт высох и послужил новым упором для подшипника.
Осевой люфт червячного вала полностью исчез, а управление вертолетом стало заметно четче!

Так же есть проблемы с разъемами на плате.
Разъемы очень маленькие, с шагом 1мм, и никак не предназначены для нагруженных соединений.
После первой пары полетов у меня перестал работать основной двигатель, и я уже подумал, что он испортился.
Оказалась двигатель был рабочий, а дело было в разъеме двигателя. После того как я пошевелил разъем двигатель снова заработал.
Поэтому я очень рекомендую разобрать разъемы двигателей и поджать в них пины, для хорошего контакта.
Либо вообще избавиться от разъемов и подпаять двигатели напрямую к плате управления. На мой взгляд, если бы производитель использовал разъемы с шагом 1.25, дело было бы гораздо лучше.

Проблемы с подшипниками.
Качество подшипников в цапфах меня расстроило. Во время очередного полета, в одной их цапф рассыпался наружный подшипник, и она оторвалась вместе с лопастью от вертолета. При этом сама цапфа сломалась в месте крепления лопасти.
Я рекомендую первым делом заменить подшипники в цапфах, дабы не они не стали причиной поломки цапф и вертолета.

Проблема с тарелкой автомата перекоса.
Оказывается она плохо просчитана. Ее хода не хватает чтобы реализовать все возможности сервоприводов и она упирается внутренней обоймой в основной вал.
Отсюда проблема с флипами и ролами, все получается размашисто и очень не стабильно, потому, что просто не хватает хода тарелки, чтобы сделать более компактный флип или ролл.
Я немного расточил внутреннюю поверхность, внутренней обоймы тарелки, и это позволило ей отклоняться на большие углы.
После проверил запасную тарелку, оказалось, что она сделана чуть лучше и ход у нее больше.
В общем нужно все проверять, возможно мне попался не удачный экземпляр.

Помимо всего выше перечисленного, я покрыл плату управления и сервопривода защитным электроизоляционным лаком Plastic-71.

Про мелкий ремонт

Первым, что вы обязательно сломаете на этом вертолете, будут цапфы.
Сделаны они хорошо, но вот пластик выбран немного не подходящий.
Обычно отламываются шарики.

Но, как вы уже догадались, все можно починить.
Я решил сделать металлические шарики в цапфах, чтоб они точно не сломались.
Шарик я сделал из маленького шурупчика, который я взял от поломанного сервопривода 5330. Диаметр резьбы на шурупчике 0.85мм, а диаметр гловки 1.7мм
Для начала я сточил, и придал форму шарика диаметром 1.5мм, головке шурупа, затем отполировал её. После одел на ось шурупа небольшой отрезок силиконовой оплетки от провода.
Затем просверлил в сломанной цапфе отверстие под этот шуруп. Для начала сверлим отверстие сверлом 0.6мм, затем рассверливаем сверлом 0.7мм.
После этого вкручиваем шуруп в отверстие на нужное расстояние, а лишний конец резьбы обрезаем. Шурупчик можно вкрутить на красный локтейт, для лучшей фиксации.

В результате цапфы получились как новые, и думаю служить они будут очень долго.

Также можно погнуть межлопастной вал. Он хоть и короткий, но не закаленный. Однако в отличии от межлопастного вала от V977, его легко можно выровнять молоточком. Главное не перестараться!

Ну и на этом, пожалуй, все.
А результат всех модификаций - это красивый вертолет, который стал летать, а не задыхаться от малейшего движения стиков.

После всех модификаций вертолет стал весит 27.4г, что на 2.1 г легче чем сток.
Летать вертолет стал очень даже хорошо, и мощности стокового двигателя вполне хватает.

  • 5419
Comments
Dynamitry

Прекрасная статья. Читал с удовольствием. Мастер!

Remlen

спасибо)

Udjin

Подробно, доступно. Очень хорошо.