Заправка амортизаторов

У начинающих RC-хоббистов один из первых возникающих вопросов - как заправить амортизаторы. Как правило, это модели масштабов 1:18, 1:16, 1:12, 1:10 с электромотором. Буду исходить из этого. Возьму усреднённый вариант, без особого углубления в теорию и нюансы. А чтоб не скатываться к сферическим коням в вакууме, в качестве примера изберу модели монстров, как наиболее часто покупаемый и очевидный для новичков класс. Примем за данность, что производитель оптимально подобрал пружины для модели, хоть так бывает не всегда.
Сразу оговорюсь. Выбросьте из головы любые идеи залить в амортизаторы какую-либо жидкость, отличную от силиконового масла для модельных амортизаторов. Вы настраиваете подвеску своей модели, а не чтоб было. Вы хотите, чтоб амортизаторы работали и хотите получить удовольствие от управления своей моделью. Наверное, ради этого Вы и читаете этот текст.
Для начала немного обрисую задачу, чтоб было понятнее, ради чего всё затевается. А задача в том, чтоб подвесить нашу модель над землёй с опорой на колёса, обеспечить плавность хода на всякого рода ямках и кочках, поскольку монстр рождён для бездорожья, насколько это можно соотнести с его масштабом, обеспечить при этом сцепление колёс с поверхностью, сохранить какое-то подобие управляемости и создать условия для получения удовольствия от покатушек, ведь ради этого модель и покупалась, не так ли?
Итак, амортизатор модели состоит из пружины и демпфирующего элемента - собственно амортизатора как такового. Разберём чуть подробнее.
Задача пружины - всячески удерживать модель над землёй. Не нужно стремиться расправить амортизаторы полностью, затягивая пружины, поднимать модель до предельно возможной верхней точки, желая получить максимально возможный клиренс. Много тут не выиграть, а подвеска не сможет качественно отрабатывать все неровности. В результате модель превратится в кувыркучий колобок, который придется часто ставить обратно на колёса. Модель должна немного и равномерно провисать на пружинах. Это регулируется или проставочными “подковками” или гайкой на корпусе амортизатора. Регулировка проводится на снаряженной массе, то есть с установленным аккумулятором. И, скорее всего, степень преднатяга передних пружин будет отличаться от преднатяга задних. Это нормально. Считаем, что с этим этапом закончили.
Задача амортизатора - погасить колебания подвески, то есть сдержать инертную силу веса модели и бурную активность пружины. Рабочим телом амортизатора является силиконовое масло. Соответственно, вязкость масла подбирается исходя из текущих характеристик упругости пружин, которые мы только что настроили. Чем жёстче пружина, тем более вязким должно быть масло. Также необходимая вязкость масла зависит от количества и размера перепускных отверстий в тарелочке поршня. Чем их больше и больше их размер, тем более вязким будет искомая вязкость масла. Никто не скажет Вам точно, какая вязкость масла нужна конкретно Вам, так как у всех разные купленные в Китае амортизаторы и снаряжённый вес модели. Разве что примерное среднее значение, от которого можно будет оттолкнуться. Только экспериментально Вы найдёте подходящую именно Вашей модели вязкость масла.

Продолжение следует…

  • 549