Blade Nano CP-X - резюме и впечатления после 1000 полетов

Продал я своего наника.
Это был мой первый CP вертолет после соосника.
Далее - краткое резюме по владению им ( налет более 1000 акков ) и по чтению полутора сотен страниц ветки по сабжу

Для кого этот вертолет
- первый CP вертолет при условии соблюдения техники обучения - в противном случае он вас разорит
- полеты в маленьком помещении ( я летал в 18м2 ), не повреждая или минимально повреждая интерьер
- outdoor при условии ветра до примерно 1 м/с
- отработка базового 3D пилотажа ( висение, флипы, роллы и т.п. не энергонагруженные маневры )

Плюсы
- простота. Включил, вбил в пульт настройки, полетел. Не требуются никакие механические настройки. Это важно для новичка и вообще приятно.
- отсутствует механика на хвосте ( и весь связанный с нею огромнейший гемор )при том, что хвост - вполне вменяем. Разумеется, авторотацию он делать технически не в состоянии.
- дешевые батареи ( при ценах на стоковые акки на момент написания этой статьи не вижу смысла ни в нестоковых акках, ни в турнигах ).
- если летать над травой, то верт условно неубиваем
- FBL очень хорошо работает
Минусы
- ресурс основного коллекторного мотора. Ресурс хвоста, я считаю, вполне вменяем.
- относительно большой процент брака плат - от ударов появляются холодняки, после чего плату - либо пропаивать, либо менять. Сама плата горит крайне редко.
- вопрос с заменой шестерни ОР. С коллекторным мотором шестерню ОР сорвать практически невозможно. Но если это чудом случится, то при установке новой шестерни возможно придется подбирать положение мотора, чтобы шестерня не подклинивала бы мотор. Есть апгрейдные шестерни АЕО, но у меня нет по ним данных.
Надо сказать, что 70% моих эксплуатационных расходов съели моторы ОР, хвосты и канопы. Остальное - мелочь.
- отвратительная реакция на hold - при просаженном акке вертолет после краша вообще может перестать на несколько секунд воспринимать команды и устроить пляски на полу.

Особенности конструкции и крашеустойчивость
- Канопа будет трескаться довольно быстро. Синяя канопа несколько крепче, но ее существенно хуже видно, и она совершенно нефотогенична. С апгрейдными канопами дел не имел, но попробовал бы - их выпускает Xtreme, Fusino и т.д.
- лыжи очень крепкие несмотря на хлипкий вид, но сломать можно. У меня их ушло порядка 3 штук. Не клеятся ничем, народ вроде паяет их, но не думаю, что оно будет долго держаться. Апгрейдные лыжи, судя по отзывам - бессмысленны из - за тяжести. Вообще, про апгрейды - отдельный абзац.
- хвостовая балка может трескаться от соударений с лопастями при краше. Если ресурс мотора еще достаточен, можно изготовить балку из прутка карбона и тогда балка станет неубиваемой. По мере того как я учился, проблема замены балки потеряла актуальность - моторы стали выходить из строя быстрее.
- пропеллер хвоста будет выходить из строя реже, чем хвост
- цапфы ОР - у меня ушло их порядка 5 штук, не могу сказать, что это - проблемный элемент.
- рама. Отламываются рога крепления канопы. Клеятся они очень плохо. У меня ушло порядка 5 рам.
- межлопастной вал. Если верт стало трясти, это - первый элемент, который надо смотреть на предмет кривизны. На мой взгляд - совершенно не проблемный элемент, у меня ушло их порядка 2 штук.
- Хаб, вал, подшипники вала вообще не менял. За 1000 полетов.
- Сервы. Раз в 70-100 акков нуждаются в чистке и без проблем выдерживают порядка 700- 900 полетов,но после 900 появились артефакты управления, которые я списал на сервы и поменял их всех ( поскольку вместе с сервами я поменял еще гору деталей, не могу с уверенностью сказать, были ли они виноваты )
Отламываются провода от платы,т.е. если серва вышла из строя, это первое, что надо проверять. Были сообщения об отламывании разъемов от основной платы при съемке серв, поэтому надо быть внимательнее при отсоединении разъемов - восстанавливать плату потом очень проблематично. Очень важно максимально аккуратно откручивать и прикручивать маленькие винтики - резьба на них очень слабая. Плюс - крепления этих винтиков разбиваются при крашах. Задняя серва, как правило, требует меньше внимания. Основной симптом того, что сервы пора чистить - дерганье их в определенных положениях ( можно включить холд и медленно двигать тарелку, ища то положение, при котором серва может начать дергаться).
- Тарелка - в основном отламываются рога, после чего они успешно могут быть приклеены либо циакрином, либо гелем ( желательно второе ) так, что в том месте уже не сломаются никогда. Я поменял за все время около 3 тарелок. Надо быть внимательным при отсоединении и соединении линков, в противном случае тарелка может сломаться не в основании рога, а у шарика, и вот это уже склеить очень сложно.
- Шестерня ОР. Как я писал выше, с штатной шестерней проблем нет, а вот с запасными шестернями могут быть проблемы. Если при вращении шестерня подклинивает ротор, надо крутить мотор в его креплении и находить такое его положение, чтобы ничего не подклинивало, в самом тяжелом случае - менять раму на другую и повторять. Однако, штатным мотором сорвать шестерню практически невозможно, а сама по себе она не износится никогда))) Если шестерня сползла, то вертолет будет взлетать с дерготней, и уйдут углы. Однако, я не рекомендую закреплять ( клеить ) шестерню, т.к. незакрепленная шестерня при краше слезет и это СУЩЕСТВЕННО уменьшает нагрузку на сервы и тарелку.
- мотор ОР. Имеет ресурс примерно 5 млн. оборотов, после которых щетки перепилят коллектор. Если мотор запускается "с толкача", это - признак того, что ему конец.
Как правило, последние 10-20 акков тяга падает. Ресурс мотора, соответственно - 150-170 акков при полете блином не на полную мощность, и 70-110 полетов в идле. Обкатывать его, давать остыть, избегать крашей - совершенно бесполезно, и на указанный ресурс это никак не влияет, что подтверждено опытом. Кстати, он неособо и греется - максимум градусов до 35-40.
- мотор ХР. Имеет ресурс порядка 170-220 акков, после чего хвост начинает срывать даже при питч пампинге. Деградация мощности начинается на последних 30 акках, т.е. если вы видите, что с хвостом что - то не так - готовьтесь менять мотор.
Совершенно бесполезно пытаться подобрать мотор на замену - все мои эксперименты с моторами других производителей в итоге закончились ничем. После замены первые несколько полетов новый мотор может болатать хвост или не держать - судя по всему, идет либо приработка, либо просто ПО верта подстраивается к новому хвосту.
- аккумуляторы. Я попробовал 4 типа:старый сток ( 25С ), турнигу, нанотеч, новый сток ( 35С ). Нанотеч, даже при его цене - выброшенные деньги, турнига - неплохо, но лучше всех - сток. Старый сток был совершенно неадекватен по цене, новый сток - более чем адекватен. По сравнению с турнигой сток лучше переносит мороз, дольше держит пиковую токоотдачу и обладает существенно более линейной кривой разряда, т.е. на протяжении почти всего времени пиковая токоотдача остается вменяемой, в отличии от турниг. Ресурс аккумулятора - примерно 50-100 полетов, после чего начинается его деградация ( у нанотечей деградация начинается уже после десятка полетов ).
Дешевые зарядки очень плохо заряжают акки такой низкой емкости. Особенно осторожно надо заряжать их параллельно - не более 3 штук. В противном случае они будут недозаряжаться.

Апгрейды
Наверное, самая спорная глава здесь. Потому оговорюсь - мое мнение сформировано скорее не личным опытом ( исключая БК ), а компиляцией из чтения веток форума.
Любая замена детали на металл влечет за собой автоматический рост веса. Что касается крашеустойчивости - к примеру, железные тарелки и цапфы - точно ломаются, а лыжи - судя по всему, неубиваемы, но весят столько, что верт сразу же перестает нормально летать.
- БК апгрейд. Сразу же влечет за собой смену рамы, ибо
1) выставить на штатной раме человеческий зазор между пиньоном и шестерней - малореально
2) сложно нормально закрепить мотор, и при этом сервы надо будет ставить на дистанцеры, потому как в противном случае мотор будет их пилить. Соответственно, и дистанцеры, и длинные винты надо где - то брать.
3) при этом, надо будет менять аккумуляторы на 200 ма/ч., существенно возрастет вес вертолета, что сожрет практически всю выросшую мощь БК ( тяга возрастает примерно на 10 гр. и на столько же или даже больше вырастет вес ) могут возникнуть проблемы с тем, как будет держать хвост, возникнут проблемы с трением тяг серв о канопу,
4) начнутся проблемы с выходом из строя шестерни - ее будет срывать при крашах - ну и все остальное, включая межлопастной вал и цапфы - будет ломаться сильнее. Так что может выйти так, что экономия на моторе ОР обернется потерями на других деталях
5) надо покупать регуль и сразу же - программатор к нему для прошивки на BlHeli ( хотя этот софт - очень вменяем )
6) будут проблемы со стартом мотора - хотя, в свое время мне удалось подобрать более - менее вменяемые настройки для своего двигателя.
Лично я весь БК апгрейд снял и - боже, как же приятно верт стал летать на всем стоковом!))))
- тарелка, цапфы - см. выше - читал, что в ряде случаев эти детали еще и добавляют артефакты, к примеру - унитаз.
Короче, лично я считаю, что лучше покупать сток, чем апгрейды, которые либо бессмысленны, либо вредны.

Резюме
Хороший, но достаточно дорогой в эксплуатации вертолет. К сожалению, дорогой, даже если его не бить. Хотя лично я на нем очень многому научился, и после него поведение вертолетов бОльшего размера кажется простым и понятным. Я им доволен!