Про "Логические выключатели", или почему 90% профессионалов используют Futaba 14MZ.

Сегодня я покажу, как использовать “логику” Futaba 14MZ. Многие из спортсменов-пилотажников совершенно резонно стремятся уменьшить количество манипуляций с передатчиком во время выполнения полета. Одним из разрешенных правилами, и наиболее эффективным с точки зрения функциональности, путей, является использование программируемых “логических” выключателей аппаратуры для изменения полетного режима целиком (“Conditions”). В рамках такого режима могут быть переназначены целиком расходы/экспоненты.двойные расходы и т.д.
Самое распространенное (но не единственное) применение логических выключателей применительно к аппаратам F3A- включение режима “штопорная бочка”. Как правило, для выполнения штопорной бочки используются повышенные, относительно нормального полета, расходы элеронов, пониженные расходы руля направления (40-60% от максимала), и “по вкусу” расходы руля высоты. У меня были самолеты которые требовали как уменьшения, так и увеличения расхода РВ для выполнения Штопорной бочки.
Итак, как же включить другой полетный режим не используя привычный выключатель?
Очевидно, что необходимо назначить выключатель на один из стиков, таким образом, чтобы при достижении определенного отклонения данного стика включался другой режим с назначенными на него расходами. Эта операция достаточно простая, как правило, используют отклонение стика управления рулем высоты более чем на 90-95%. Само по себе введение такого выключателя пока еще не является “логическим” выключателем. “Логика” появляется тогда, когда то или иное действие (включение режима) происходит в зависимости от двух, и более условий.
Нас сегодня будет интересовать условие “И”. Т.е. включение режима при одновременном соблюдении 2-х условий (одновременное отклонение стика руля высоты более чем на 90% с одновременным отклонением стика управления элеронами более чем на 50%). Это примерное сочетание для включения режима штопорной бочки, я встречал и другие соотношения, например, более 60 процентов по высоте+ более 95% по элеронам. Каждый определяет это для себя сам.
Моя задача показать принцип программирования.

Итак, ниже-приведенная фото- инструкция показывает как задать полетный режим “положительная штопорная бочка” (up snap"), назначить логический выключатель по двум условиям для включения этого режима, и настроить двойные расходы по каналу “элероны” для этого, вновь созданного режима. Двойные расходы по другим каналам могут быть назначены точно так-же в рамках этого режима.

  1. 2. 3.
  2. 5. 6.
  3. 8. 9.
  4. 11. 12.
  5. 14.15.
  6. 17. 18.
  7. 20. 21.
  8. 23. 24.
  9. 26. 27.
  10. 29. 30.

Последние две фотографии показывают, как работает то, что мы предыдущими шагами запрограмировали.

Надеюсь, что немного подумав, каждый из пилотов найдет массу применений “логики”.
Возможности Futaba-14MZ при программировании ограничены только Вашей фантазией, и, что немало важно- все это можно сделать прямо в поле, и без инструкции по эксплуатации. Логика аппаратуры проста и понятна.

Всем удачных полетов и опытов с настройками!

  • 3498
Comments
Желтый_вжик

Дмитрий БОЛЬШОЕ СПАСИБО !!!
С огромным удовольствием читаю Ваш блог

crafter

Владельцы T8FG тоже могут вкусить логические выключатели, как я понимаю.
Логика примерна та-же описывается, но я не пробовал. Надо попробывать и тогда отпишусь о результатах 😉
А вам, Дмитрий, большое спасибо, меню у 8ки и 14-той схожие, поэтому настраивать будет проще, завтра этим займусь.

Izverg

Точно так, 8-ка позволяет использовать Логику. И философия процесса точно такая-же как на 14-й. Вообще это все есть в инструкции, просто у нас мало кто их читает 😃 А 8FG на данный момент оптимальное, на мой взгляд, приобретение, практически для всего.

crafter

Я логику пока особо у нее не разбирал, пока лишь включение таймера сделал логическим включением, чтобы таймер включался при включенном газе - так точнее контролируешь расход батареи.
Но потенциал там огромен, вы правы.
По инструкции прошелся лишь беглым взглядом, ибо меню и так интуитивно понятное.
В общем буду смотреть, спасибо еще раз за описание 😉

Evgenii

Спасибо, Дмитрий, все получилось!
Радует и то, что после включения, стики продолжают управлять расходами. Это намного лучше, если бы штопорная бочка была бы заведена тупо на кнопку или выключатель, в момент включения которого, стики мертвы.
А если бы Вы ещё подсказали, как этим пользоваться при входе и выходе из фигуры, желающих использовать логику, думаю, было бы ещё больше.

Izverg

На кнопку или выключатель штопорную бочку никто из известных мне пилотажников не заводит. Забудьте об этом и никогда не вспоминайте. Логикой пользуются для переключения расходов, штопорная бочка по прежнему выполняется “руками”. Логика просто включает необходимые для выполнения этого режима расходы. Я показал как запрограммировать элероны, точно так-же в рамках этого же кондишенса програмируются и расходы руля высоты и руля направления.
Вход и выход из фигуры - это только “налет”. Это самое важное, над чем и бьемся. Тут никто ничего революционного Вам не подскажет.
Положительная штопорная из горизонтального полета выполняется следующим образом- “подрываем” самолет рулем высоты, выводя на около-критический угол атаки, с практически одновременным (запаздывание минимально) отклонением элеронов и руля направления в сторону желаемого вращения. остановка осуществляется возвратом рулей в нейтраль, я замечал что чуть раньше (это реально- сотые доли секунды, может, десятая доля максимум )возвращаю руль направления , и затем, одновременно элероны и руль высоты “по диагонали”. Как то так.

Evgenii

Понятно!
А, стоит ли использовать логику при выполнении срывного поворота для увеличения D/R руля направления на срыве?
Еще раз спасибо!

Izverg

Если Вам так удобно, почему бы и нет. Возможности настройки ничем не ограничены. Стоит или не стоит- вопрос вкуса. Каждый настраивает самолет “под себя”. Я не использую, предпочитая летать как раз в режиме “срывной разворот”, и используя большие экспоненты для РП.

rwm

Дмитрий, спасибо за статью!!!
До этого пользовался только функцией “быстрая бочка”.
Описанная настройка гораздо проще и удобнее

Su29

Дмитрий, за статью и фото спасибо.
Какие рекомендации по штопору? Логику или выключатель?
Спасибо.

Izverg

Выключатель.

Evgenii

Если не трудно, что при выполнении штопора “Выключать” нужно!?
Спасибо.

Su29

В том-то и дело, что пока трудновато. Настроил все на логику, штопорную от РН и РВ (положительную), а штопор от РН и газа.
Но как понимаю, это не правильно.

Evgenii

Может Дмитрий поэтому рекомендует выключатель т.к. эта комбинация похожа и при выполнении срывного поворота. Может я и не прав.
А что происходит при включении режима, кроме РВ добавляются элероны?

Izverg

Я летаю на режиме “срывной разворот” он же полетный. Штопорная включается логикой, отдельно отрицательная и отдельно положительная. Штопор- тумблером. Что куда добавлять или убавлять зависит от самолета. Каждый режим надо настраивать отдельно под конкретный самолет.
Обычно На штопорной- уменьшаем РН от нормального, увеличиваем или уменьшаем РВ, и увеличиваем расходы элеронов.
На штопоре- макимум РВ, и максимум РН.

Evgenii

Спасибо, успокоили, а то я подумал, что делаю что то не так!