А как же ремонтируются кайты и прочие парафойлы?

Пост для неравнодушных к катанию людей.

Неделю назад написали мне в ЛС с просьбой починить кайт. Я этим никогда раньше не занимался, все в основном делал с нуля как мне надо. Кайтов не делал - не моё, я по моделям парапланов больше. Но тут интересно стало - а что там производители кайтов внутри делают в своих недешевых изделиях для катания? Ремонтируемый кайт оказался Paraavis Neo 7м2. Снятая с производства модель, но еще активно на вторичном рынке присутствующая судя по интернетам.

Владелец сказал что кайт был порван в районе ушной секции при зацепе за ледышку на земле. Ну судя по видео катания на парафойлах такое случается не редко. После пары фоток и уточнения расположения направления швов(важно), кайт я взял в ремонт.

Вид на порванное ухо(кликабельно) - низ и верх:

Как видно, при зацепе стропами(скорее всего) за неровность рельефа разорвало ткань по низу поперек панели и оторвало по шву(по ниточкам) и сверху разорвало также по шву и в районе перехода цветов.

Вообще посмотрев чужое изделие(в плане чужой конструкторской идеи) да еще именитого отечественного производителя я несколько поудивлялся. Первым удивлением было то что крупный производитель(фактически крупнейший в РФ) подобных аппаратов не прошил заднюю кромку кайта усиляющей лентой

Сделал 2 подворота обоих панелей(верх и низ) с вставленной петелькой и 2 строчки положил, но…это откровенно говоря парфоз! Т.е. это не то чтобы халтура, но скорее халява. Сделали кромку закрытой, типа крылу кайта не требуется высокого качества, и зачем закрывать заднюю кромку жёсткой лентой как на параплане или же на элитных моделях кайтов? Кромку я считаю надо усилять - во первых меньше шансов разорвать(как на ухе) и “жесткая” кромка дает парафойлу больше скорости из-за отсутствия неровностей в линии профиля по размаху крыла. Вот что будет с крылом самолета если у него кромка будет волнистой? не как у Фоккера Д7 в плоскости крыла, а в вертикальной как разводка у пилы? да оно летать не будет скорее всего нормально.

Ну ладно, раз уж так сделали - ничего не будем менять. Пошли дальше - стыки цветов в панелях. Тряпочки сшили по линии стыка и потом стык прошили еще раз. Он просто внутри болтается. Не сделали плоский бельевой шов, где заворот припуска пришивается к одной панели, создавая очень мощное усиление стыка двух тканей на разрыв. Все свои модели я именно так соединяю - при стыковке панелей в парафойл эти припуски также сшиваются и получается как бы усиляющая лента по линии разделения цветов, которая тянется по всему размаху крыла - считай стрингер в наборном крыле самолета.

Повторюсь - никогда не чинил парафойлы, но тут все сложилось удачно. Припуски панельных сшивок смотрят в сторону поврежденной - значит это концевая часть крыла, которую собирали в конце, а значит собрать все заново будет легко - снимай поврежденные панели, меняй и зашивай как было. Если бы было повреждено другое ухо, тогда ХЗ как ее чинить - кроме полной разборки ВСЕГО крыла и полной сборки обратно нет вариантов особо. Потому направление припуска очень важно знать заранее 😉

Казалось бы - чтобы восстановить панели, достаточно снять мерки с противоположной консоли крыла - ан нет! Хрен так выйдет - зашитую панель не разложишь идеально в плоскость, потому была выработана стратегия демонтажа части покоцанных панелей и рекомпозиция их на плоскости с изготовлением протезов.

Данный кайт(как судя по всему и другие кайты Paraavis) сделан из разных тканей - низ из полипропиленового(пропитка) скайтекса, верх из силиконового гельвенора к которому ничего не клеится особо. Владелец кайта сказал что цвет ткани при ремонте его не заботит, главное чтобы было восстановлено по герметичности, да и у меня нет малинового флюоресцентного гельвенора(есть только пленка на дровяную модель 😉 ), потому малиновый решил менять на красный скайтекс. Белого у меня дофига всякого - не проблема.

Потому отпорол разорванную деталь и решил панель не разбирать совсем целиком, а только поврежденную часть. Спереди зашивка лобика нормальная, да и трахаться с усилением не хотелось(гемор), потому отрезал поперек по живому месту панель и решил там еще один незапланированный переход цветовой сделать 😃

Ну а дальше как у хирургов - костная рекомпозиция с фиксацией

Потом обрисовка контуров новых деталей-протезов с учетом внесенных изменений в конструкции, вырезание и сшивка протезов на исходном месте

Аналогично и для нижней панели, за тем отличием что там цвет только белый:

Ну а дальше остается собрать все в кучу. Начинается всегда с низа, так как требуется для усиления пришить припуск к нервюре, а для верха это не нужно, потому вторая строчка просто дополнительно сшивает припуск

Далее заделывается законцовка с вшивкой петель на свои места согласно порядка и заделывается задняя кромка

Ну и в качестве бонуса парковочные петли на задней кромке для привязывания свободных концов чтоб не путалась стропная при транспортировке

Ремонт закончен!

Не сложней ремонта дровяного самолета, а в чем то и проще. Еще проще мне починили мой параплан большой когда у него нижнюю панель оторвало по линии шва снизу - наклеили самоклеящийся рипстоп чтобы связать оторвавшуюся панель(35см длина разрыва) с другой панелью и все работало, потом прошили по кругу и все прекрасно. Аналог - ремонт ЕПП циакрином с активатором.

Так что ничего здесь страшного и сложного!

Весь ремонт показан здесь:
nailalex.dyndns.org/gallery/index.php?level=album&…

  • 2005
Comments
Udjin

Действительно, пара лет углубленного занятия тематикой - и ничего сложного!

NailMan

Да не, достаточно за час освоить секреты шитья на швеймашинке у жены и попробовать сшить хотя бы один парафойл(можно из иск. шелка ушную часть на 4-5 секций как я учился).
На самом деле кайты сильно проще тех моделей что я изготавливаю: как конструктивно(допустим только у больших квадратур появляются диагональные нервюры) так и допусками к пошиву. Если в кайте ошибся строчкой на пару мм вбок - ну и ничего не изменится. С моделями пожёстче в этом плане.

Потому ремонтировать кайт оказалось просто халявой, по сравнению с сшивкой ушной части крыла Chipper 😃