Моторама. Чупс.

Моторама, это та самая деталь, которая на планерах принимает на себя первый удар, при столкновении с планетой.
В идеале, моторама должна держать нагрузки на отрыв при скручивании (радиальная нагрузка), что особо актуально для мощных мотоустановок.
При фронтальном ударе, спасая вал мотоустановки, моторама должна оторваться и уйти внутрь фюзеляжа, ограничив разрушения коком винта.
Кок-же, должен сработать как ограничитель, и упереться в срез фюзеляжа, не давая мотору смять-сломать регулятор и батарею.
Естественно, всё в разумных пределах.
Это в теории.
На практике, на моей практике, дело обстоит следующим образом.

Удовлетворительный результат дали моторамы толщиной 3-5 мм, из стеклопластика. Для особо нагруженных моделей, из кевларового (СВМ) ламината.
Обязательное условие - конус.

Моторама Чупса выглядит так:

Но мало фрезернуть такую конструкцию. Эка невидаль. Качественные кукурузы и работы фрезера на пяток минут.
Важно правильно вклеить мотораму в фюзеляж.

Я сейчас дам описание одного из простых способов надёжно вклеить мотораму, соблюдая условия коллинеарности строительной оси фюзеляжа и оси вала мотоустановки.

Вклеивание.

  1. И моторама и фюзеляж взбадриваются по торцу и прилегающим граням шкуркой 100 грид.

  2. Бензином калоша поверхности обезжириваются. (залог качественного склеивания - качественное обезжиривание!!)

  3. Используется “длинная” эпоксидная смола. Никаких 5-15-30-ти минуток. Задействуйте ЭД20, К153, L, YD и т.д и т.п

  4. Смола разводится и наносится на прилегающие поверхности и моторамы и фюзеляжа. Тонким слоем.
    Слой смолы после нанесения промакивается тряпочкой. Это праймер.
    В контрольном стаканчике оставляем каплю смолы, откладываем фюзеляж в сторону.
    Теперь ждать, пока смола не станет “квёклой”. Т.е. не ждать состояния “на отлип”, но ждать пока она загустеет и не перестанет стекать.

  5. Моторчик обматывается скотчем, и поясок из скотча доводится до такой толщины, чтобы мотор перемещался внутри фюзеляжа, в позиции будущего местонахождения, с лёгким натягом.

  6. Моторама крепится штатными винтами на мотоустановку и загружается в фюзеляж.

  7. Готовим кашу.
    Можно использовать смолу с первого замеса, можно развести новую.
    Состав каши: наполнитель + аэросил.
    Наполнителем может служить любой волокнистый материал. Х/б мука, опилки из под фрезера, бальзовая пыль, на край - обычная пшеничная мука.
    Каша доводится до консистенции густой манной каши.

  8. Кашка шпателем, лопаточкой, пальцем на худой конец (я давлю из шприца обычно) Наносится на слой праймера. В фюзеляже, ясно дело, т.к. моторчик с моторамой если измазать, уделают кашей все внутренности.
    Слой кашки толщиной 0,5-1 мм.

  9. Мотораму с моторчиком подаём вперёд, пока сборка мотор+моторама не встанут на место.

  10. Выступившая наружу кашка аккуратно снимается салфеткой-шпателем-пальцем.

  11. Фюзеляж подвешивается за балку вертикально, мотоустановкой вниз, и забываем про него на пару суток.

Через пару дней мотоустановка снимается, извлекается, а фюзеляж отправляется на полку. Или в работу.
Смола наберет прочность через 10 дней.

Если есть уверенность, что фюзеляж качественный и его не крутанет, то можно в термошкаф.
Через 10 часов при 60-ти градусах, будет получен очень качественный клеевый шов с максимально возможной прочностью.

Сия, коллеги!

  • 704
Comments
Неман

"Смола наберет прочность через 10 дней.

Если есть уверенность, что фюзеляж качественный и его не крутанет, то можно в термошкаф.
Через 10 часов при 60-ти градусах, будет получен очень качественный клеевый шов с максимально возможной прочностью. "

Евгений, приветствую.
…и все-таки термошкаф просто ускоряет набор прочности или полученная при термозакалке прочность недостижима при комнатной температуре?

Udjin

Недостижима. Термозакаленный ламинат процентов на 30 твёрже “сырого”, и процентов на 15-18 твёрже вылежавшегося при комнатной температуре.