Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 25 из 25

Поговорим о флаттере.

Тема раздела Самолеты с ДВС. Общие вопросы в категории Cамолёты - ДВС; Есть предложение обсудить флаттер рулей. Я в этом сезоне потерял два самолета из-за него. Стабилизатор срезает как бритвой. В прошлом ...

  1. #1

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4

    Поговорим о флаттере.

    Есть предложение обсудить флаттер рулей. Я в этом сезоне потерял два самолета из-за него. Стабилизатор срезает как бритвой. В прошлом сезоне рвало элероны. Сейчас делаю самолет 2 на 2 метра. Подскажите практически (про теорию читал) как с роговой (весовой) компенсацией - вред от нее или польза с этой точки зрения?

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    06.12.2000
    Сообщений
    88
    Размер модели не имеет значения. 70% случаев, когда возникает флаттер, это недопустимый люфт в качалках и тягах управления и слабые петли. Роговые компенсаторы, делаются отнюдь не для уменьшения вероятности возникновения флаттера, а для компенсации нагрузки на привода рулей управления.
    Отнеситесь более серьезно к конструкции и системе управления.

  4. #3

    Регистрация
    03.09.2001
    Адрес
    Москва, rc-club
    Возраст
    57
    Сообщений
    116
    Полностью согласен с предыдущим автором. В дополнение могу рекомендовать заклеивать щели между плоскостями и рулями полоской скотча, например.

  5. #4
    Забанен
    Регистрация
    16.09.2000
    Сообщений
    810
    Только не надо забывать и о жесткости конструкции в целом. Ведь флаттерить могут не только подвижные части - рули, например - но и просто "отдельностоящие" не достаточно жесткие и прочные элементы - законцовки крыла и т.д. Но они обычно флаттерят при других условиях, на больших скоростях.

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    23.03.2001
    Адрес
    Алма-Ата
    Сообщений
    131
    Весовая (массовая) компенсация рулей с аэрокомпенсаторами (рогами) заметно снижает вероятность появления флаттера. Лучший результат, это когда масса рога, немного превышает массу основной половины руля вместе с обтяжкой. При этом – появляется эффект «передней центровки» руля, как на самолёте. Также, хоть и в меньшей мере, помогает «заделка» щелей между задней кромкой и рулём по осям шарниров. Если, для привода элеронов используются тяги по торсионной схеме, то их лучше делать максимально по короче и применять стальную проволоку, возможно более толстую. Полностью соглашусь с Хомутининым, что САМОЕ ГЛАВНОЕ, это конечно же изначально грамотная проектировка и изготовление всего hardware (кабанчики, тяги, вилочки, качалки, и прочие хахаряшки). А также – это применение «не расхлябанных», сервов, предпочтительно metal gear (металлические шестерни) и с подшипниками.
    Только совокупность применения всех этих мер, может гарантировать Вам, отсутствие флаттера, в довольно большом диапазоне модельных скоростей.

  8. #6

    Регистрация
    15.09.2000
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    41
    Сообщений
    7,362
    Записей в дневнике
    1017
    Статейку, что ли, сварганьте, раз все такие умные . Важная ведь тема. Причем, не для новичков.

  9. #7

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Статейку было бы идеально!. Я вот не понял насчет скотча, а как же подвижность рулей? И еще, а вот заделка рулей по копийному, это когда сопрягаемые поверхности вогнутая (на крыле) и выпуклая (на элероне) исключают флаттер? А проводка с тросиками с пружинкой ликвидирует люфт сервы без подшипников или нет?

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    01.02.2001
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    225
    Доброго времени суток!

    Немножко теории.

    Вибрации плоскостей могут быть типа флаттер и типа бафтинг.

    Вибрации типа бафтинг представляют собой колебания оперения, вызванные завихренным потоком. Особенно опасен при резонансе частоты собсвенных колебаний оперения с потоком. Устранение - конструктивное (напрмер, вынос оперения вверх, ламинаризация потока и изменение сопряжения крыла с фюзеляжем...), весовая компенсация и т.д.

    Про "скоростной бафтинг" (нарушение обтекания из-за возникновения скачков давления), применительно к моделям, говорить не приходится.

    Флаттер - самовозбуждающиеся колебания в полете крыла или оперения с быстронарастающей амплитудой.
    Флаттер бывает изгибно-крутильный и изгибно-элеронный. Тут можно добавить кучу картинок и формул для расчета и методики испытаний....

    Меры предотвращения изгибно-крутильного флаттера - увеличение жесткости плоскости на кручение (использование демпфирующих растяжек), перемещение вперед центра тяжести крыла.

    Важнейшим элементом предотвращения изгибно-элеронного флаттера является весовая компенсация управляющих плоскостей. Она обычно применяется в сочетании с аэродинамической осевой компенсацией (уменьшение усилий на управляющих элементах). Тут можно поместить рисунки с примерами.

    О применении демпферов на моделях не слышал.

    Герметизация зазора между плоскостями и рулями - это из области мер, уменьшающих воздействие на управляющие элементы (внутренняя аэродинамическая компенсация).

    С уважением, joleg

  12. #9

    Регистрация
    06.12.2000
    Сообщений
    88
    Володя (11-09-2001 09:53):
    Статейку было бы идеально!. Я вот не понял насчет скотча, а как же подвижность рулей? И еще, а вот заделка рулей по копийному, это когда сопрягаемые поверхности вогнутая (на крыле) и выпуклая (на элероне) исключают флаттер? А проводка с тросиками с пружинкой ликвидирует люфт сервы без подшипников или нет?
    Ни какие пружинки в серво люфты не ликвидируют. Пластиковые шестерни в серво на ваших элеронах проживут не долго. А если ещё на пикировании газ сбрасывать не будите, то в первом полёте может случиться "ОЙ".
    Скотчем, закрывается нижняя передняя кромка элерона или руля высоты на 1.5-2 см. Это применяется на пилотажный моделях и планерах F3B, для устранения возникающей щели при отработке руля. Рули на этих классах моделей привязаны к плоскостям только по верхней передней кромке.
    Есть два способа нанесения плёнки. Первый, Вы берёте скотч, удаляете липкий слой с 1/3 по ширине, а другим краем приклеиваете его к плоскости крыла или стабилизатора. Пройдитесь по приклеенной части утюжком и готово. Второй, более эстетичный но трудоёмкий способ, это заполнение возникающей щели скрученным в трубочку монокотом или тонким оракалом. Берёте монокот, отрезаете полосу шириной на 1 см больше чем возникающая щель, скручиваете его в трубочку, желательно на болванке и выдерживаете некоторое время. Снимаете защитную плёнку, смываете защитный слой с той части, которая будет находиться в щели, а другой приклеиваете его к плоскости крыла или стабилизатора. Таким образом, при отработке руля, возникающую щель, будет заполнять эластичная трубка. В обоих этих случаях, необходимо очень тщательно подбирать длину плёнки, чтобы она не могла препятствовать работе рулей и возвращению их в нормальное положение.

    Смещение оси вращения руля (как вы сказали по копийному), имеет ту же цель что и роговые компенсаторы. Возможно, что это и уменьшит вероятность возникновения флаттера, но не исключит его, если все остальные узлы конструкции не соответствуют стандартам.

  13. #10

    Регистрация
    06.12.2000
    Сообщений
    88
    У меня маленький встречный вопрос!
    А на какой модели (в подробностях) и в какой момент полёта всё это происходило.
    А то у нас был случай, когда товарищ на тренер 40, поставил MDS60 с трубой и гонял его яки гонную. Так в первом полёте оторвало всё что можно оторвать, а до земли только моторчик долетел.
    Просто я это к тому, что у каждой модели есть своё предназначение.

  14. #11

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Модель была: размах 1 м, движок 2,5 кубика,элероны 13 хорды крыла на весь размах, руль высоты 23 хорды стабилизатора, все из сплошной из бальзы 5мм.сверху - монокот. Серво HS-80MG но без подшипников. Проводка - короткая тяга из проволоки 10 см. Уд.нагрузка - 55 гкв.дм.

    Срезало на выходе из пике. Сначала был рык, ну совершенно звериный, громче движка намного, потом хлопок и - опаньки стабилизатор приземлялся отдельно и много позже всего остального.

  15. #12

    Регистрация
    01.02.2001
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    225
    >> "руль высоты 23 хорды стабилизатора"...

    Большие лопухи... Очень похоже на Fun-Fly... Если профиль крыла тонкий, то до флаттера разогнаться очень даже можно.
    Но скорее другое. С какой стороны был кабанчик руля высоты? Как осуществлялся выход? Если проводка сверху стабилизатора и выход ручкой на себя...
    Были ли вырваны петли руля высоты? В каком состоянии машинка после аварии?

  16. #13

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Двойной кабанчик и servoarm. Снизу тяга - проволока, сверху - тросик с пружинкой для выбора люфта проводки.Петли (термиковские) и кабанчик повырывало, а серво - хоть бы хны. На фан-флай похож не очень - нагрузка большая и профиль крыла не толстый.

  17. #14

    Регистрация
    03.09.2001
    Адрес
    Москва, rc-club
    Возраст
    57
    Сообщений
    116
    Мне кажется, что все не так страшно.
    Минимальные требования, которых придерживаюсь я, не подводили. Гляньте на Http://www.glan.hobi.ru/rc/flutter/index.html
    Ни одного флаттера на моих моделях(Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!), чего и вам желаю!

  18. #15

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Andrey. Извини бестолкового. Но скотч (монокот) скользит второй кромкой по рулю, или заклеен так, как на картинке по ссылке Glan'а? Как лучше?

  19. #16

    Регистрация
    05.06.2001
    Сообщений
    87
    [quote]Andrey (11-09-2001 16:58):
    Скотчем, закрывается нижняя передняя кромка элерона или руля высоты на 1.5-2 см. Это применяется на пилотажный моделях и планерах F3B, для устранения возникающей щели при отработке руля. Рули на этих классах моделей привязаны к плоскостям только по верхней передней кромке.
    Есть два способа нанесения плёнки.


    Ну это спорно, что в F3B для устранения щелей при отработке рулей по нижней кромке используют скотч. Вероятно так было на пару лет назад. На планерах последних разработок делается уже по другому. Чтобы долго не расписывать, даю ссылку
    http://www.aerodesign.de/design/positivbauweise.htm

  20. #17

    Регистрация
    01.02.2001
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    225
    элероны 13 хорды крыла на весь размах, руль высоты 23 хорды стабилизатора
    Снизу тяга - проволока, сверху - тросик с пружинкой.... Петли (термиковские)...

    Насчет похожести на Fun-Fly имел ввиду очень большие не скомпенсированные управляющие поверхности. При таких быстро не полетаешь.
    В вашем случае скорее имел место изгибно-элеронный флаттер стабилизатора. При этом обычно отрывается та часть руля высоты, на которой стоит кабанчик с наибольшим числом растрескиваний бальсы в районе ближайшей петли.

    При использовании наборных элементов чаще происходит разрушение стабилизатора или хвостовой части фюзеляжа.

    С уважением, joleg

  21. #18
    Забанен
    Регистрация
    16.09.2000
    Сообщений
    810
    Ну-ууу, страсти-то какие!
    Особенно про изгибно-элеронный флаттер стабилизатора, большие растрескивания бальСы и разрушения хвостовой части фюзеляжа летающей этажерки!

  22. #19

    Регистрация
    01.02.2001
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    225
    Доброго времени суток!

    К несчастью "изгибно-элеронный флаттер" - это термин. Если уважаемое сообщество предложит другой для примения его стабилизатору - тут же исправлюсь.

    Про разрушения - писал применительно к моделям - это то что я видел и я только пытылся поделиться своим опытом.

    Мне все же кажется, что "руль высоты 23 хорды стабилизатора" "из бальзы 5мм" без весовой и аэродинамической компенсации и без растяжек стабилизатора для обеспечения жесткости при небольшой толщине профиля - потенциально опасное решение для быстролетающей модели.

    С уважением, joleg

  23. #20

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Во! Растяжки стабилизатора! Давно подмывало спросить, они решают проблему прочности и жесткости при скоростном пилотаже или нет? А то я видел их только на гигантах и побаивался ставить на модели обычных размеров. Подскажите, кто знает.

  24. #21
    босс
    Растяжки на стабилизатор ставят тогда, когда у тебя тонкое горизонтальнов и вертикальное оперение для придания нужной жесткости т.е когда Г.О иВ.О очень хилые а если вопрос о фллатере не еще не понятем прочитай работу акаддемика Келдыша который решил проблему фллатера

  25. #22

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Если кому интересно, наткнулся вот на рекомендации борьбы с флаттером:
    http://www.giantscaleplanes.com/flutter.htm

  26. #23
    papa Alex
    Здравствуйте коллеги.
    Прочитал все мнения, но так и не нашёл ответа на вопрос: - что же это за зверь "Флаттер", как с ним общаться, почему и при каких условиях он возникает. Мнений много, статья, о необходимости которой высказаны мнения - это слишком мало - невозможно в объёме одной статьи, рассказать о причинах возникновения этого явления. Здесь необходимы знания. Поэтому: у меня есть предложение к "Высокому собранию" - просить тех, кто живёт в Москве, взять на себя труд, через издательство "Патриот" (ЦК ДОСААФ СССР) или то, что от него осталось (после многих стараний), наити возможность испросить разрешения у авторов книги "Расчёт, проектирование и постройка сверхлёгких самолётов", гг. Павла Иосифовоича Чумака и Владимира Фёдоровича Кривокрысенко, на сканирование и помещение оной, в Интернете (может на этом сайте), для общего доступа.
    Дело в том, что книга эта - ответ на многие вопросы, обсуждаемые на форуме. Написана она доступным языком, и расчитана "на широкий круг любителей, не имеющих специальной подготовки, однако знакомых с основами авиации в объёме популярных изданий" - цитата со стр 6., правда, базируется на курсах математики и физики в объёме средней школы.
    Если б такое стало возможным, можно было бы, прочитав книгу, понять глубину афоризма Козьмы Пруткова -" Не всё стриги, что растёт".
    Удачных полётов.

  27. #24

    Регистрация
    01.02.2001
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    225
    Доброго времени суток уважаемому сообществу!

    Книга П.Чумака и В.Кривокрысенко "Расчет, проектирование и постройка сверхлегких самолетов" давно доступна в техническом разделе библиотеки http://www.airwar.ru/other/bibl_t.html на сайте "Уголок неба"

    Адрес загрузки книги П.Чумака и В.Кривокрысенко http://www.airwar.ru/other/bibl/laplane.html

    С уважением, joleg

  28. #25
    papa Alex
    Огромное спасибо, чесно говоря, не знал о существовании этого сайта.
    К сообществу: чтож господа, читайте, если возникнут вопросы - задавайте - чем сможем - поможем.
    Удачи на виражах.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Дрожание хвоста или поговорим о теории
    от Raptor'овод в разделе Вертолеты. Общие вопросы
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 24.06.2009, 13:22
  2. Поговорим о 2,4 ГГц
    от Miracle в разделе Аппаратура радиоуправления
    Ответов: 45
    Последнее сообщение: 07.11.2007, 11:33
  3. поговорим о тюниге :)
    от NEON-XZ в разделе Авто Off-Road
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 18.09.2006, 12:00
  4. Ответов: 7
    Последнее сообщение: 17.09.2005, 18:14
  5. Давайте поговорим о электричестве....
    от rrteam в разделе Скоростные модели, электро
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 18.04.2005, 15:36

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения