Какие сервы выбрать для 3D пилотажа

Dronxmen

Спасибо Андрей за подробное объяснение! Но мне не даёт покое тот факт, что MG945 у меня при проверке питались от 6В, когда я провожу стиком из левого крайнего положения в правое, то сервы не успевают-это 1… При настройке элеронов (тримиром, субтримером), меняя % соотношение (отклонение) они практически не реагируют-это 2… Я не знаю может так и должно быть, аппа FS i10. Подскажите!!!

Andry_M
Dronxmen:

MG945…питались от 6В, когда я провожу стиком из левого крайнего положения в правое, то сервы не успевают

Когда мы управляем самолетом, задержка складывается из:

  • Время реакции человека (0,2 - 0,7 сек)
  • Время задержки пульт - приемник (0,02 сек)
  • Время отработки сервомашинки. (0,1 - 0,25 сек)
    Очень приблизительно суммарно может набежать 0,5-1 сек. От этого никуда не деться…
    Свою реакцию можете проверить здесь. Проверить задержку радиоканала - двухлучевой осциллограф и неск часов времени. По сервам - метод кино или таймер с контролем прохождения заданного участка.
    На земле остаются п2-п3.
    0,5-1 сек много или мало? Смотря для чего… Для управления нашими моделями хватает. Люди управляют и еще как управляют!!!
Dronxmen:

При настройке элеронов (тримиром, субтримером), меняя % соотношение (отклонение) они практически не реагируют

Еще раз: 945 сервы дешевые! У них несколько выше зона нечувствительности, хуже точность отработки малых приращений. Тем не менее летать можно.
Я летал 3Д на еще более медленных сервах. На то время они с успехом выполнили свою функцию!

Андрей, я правильно понял, что Вы упорно не хотите прочесть форумную тему по 995 - м сервам? 😃 Как раз в ней собран реальный опыт владельцев 995, 945 и похожих серв… Кому они писали? 😃

Даю ссыли для обязательного чтения:
1.
2.
3.

Губанов_Игорь

Прикольный тест на реакцию. Лучший результат получился 0,170, более менее стабильный 0,190-0,210

Andry_M
Губанов_Игорь:

Прикольный тест

Ага! 😎 Тест только на есть-нет. А когда самолетом управлять - время сильно возрастет… 4 канала + разное направление “нажатия кнопки”… + оценить пространственное положение…

Моя идея была в том, что всякие там сервы, передатчики, по сравнению с пилотом, почти не вносят задержку… Пилот - слабое звено! 😦 Его и нужно “подбирать”, тренировать, полировать… Тогда все будет летать и не тормозить… 😁

Губанов_Игорь
Andry_M:

Пилот - слабое звено! 😦 Его и нужно “подбирать”, тренировать, полировать… Тогда все будет летать и не тормозить… 😁

Абсолютно точно. Как говорится, после трехсотой посадки в сезоне становится абсолютно по барабану в какую сторону ветер дует😒

Mongoose9999

Брошу и свои пять копеек. Реакция цепочки это один ну есть ешо реакция рефлексов до движения стика, а вот тут начинаетса нескладки. И хароший тест бистрий роллинг, где рука делает ритм как робот , проста глаз делает синхронизацию. Привик к сервам 0,12 , на Krill стоит 0.09. Чуствyю разницу, Тоесть руке моторика уже виработалас на ускорение, а с сервами по бистрее самалёт чуть пригает и уводит, нада била привикнуть. Вернее получитса сравнение 0.09 с 0.14 так как последние питаетса с 6в а технические данные по 7,4в. Может это чтота другое , ну я это гружу на бистродействие серв и привички к моторитки. Так как на глаз дёргая рули одново и другова это заметна сразу , ненада обе модели ставить рядом.
симулятор мне в этом плане совпадает с 0.12 😁 мне комфорней всево. На 3 самалёта 0.12 на одном 0.09 (естьли там 0.12 и 0.09 я конешна неуверен, ну на глаз 0.09 заметна работает реже.) А может бить это от тово что 0.09 ешо + безколекторники и крутяший момент как и тормаз реже.

11 days later
AlexMMC

100% согласен с Улдисом , что роллинг отличный тест определения скорости серв. На быстрых сервах почти не нужно делать коррекцию фаз при увеличении оборотов в роллинге.

Andry_M
AlexMMC:

роллинг отличный тест определения скорости серв

Апсалютно не тест! 😦

AlexMMC:

На быстрых сервах почти не нужно делать коррекцию фаз при увеличении оборотов в роллинге.

Не правильна! 😦😦
Коррекцию нужно делать и на быстрых и на медленных. Разница в величине коррекции. Даже не в коррекции, а в той части самолета, для которой могз дает команду руке двигать стик. 😎
Поэтому привыкнув к одной “коррекции”, меняем сервы на медленные или более быстрые (по барабану!!!) -> сразу получаем выпадение из роллинга! До следующего привыкания…

Алексей, выше все подробно объяснялось. Стоит только прочесть и вникнуть…

Mongoose9999

И всётаки на бистром роллинге это заметно бистрее всех других фигур, по крaйнем случий для мнея, из тово что вобше умею. Hе в теорий а в практике.

Andry_M
Mongoose9999:

И всётаки на бистром роллинге это заметно
Hе в теорий а в практике.

Улдис, чуть выше в практике и теории… 😃

А вообще, я согласен со всеми вами! И даже больше: скорость серв очень влияет на тягу винта. Чем быстрее сервы, тем быстрее уходим с виса!

AlexMMC
Andry_M:

Алексей, выше все подробно объяснялось. Стоит только прочесть и вникнуть…

Ну так и написал, что согласен, и прочлось и вниклось. Про коррекцию еще раз - при переходе от медленного к быстрому (имею в виду скорость вращения) роллинга, сдвигать фазу ПОЧТИ не приходится на быстрых сервах (0.05-0.08)

Dronxmen

Точность никогда не бывает лишней, - это мы знаем из рекламы. Но точность стоит денег. Поэтому, хотелось бы знать, для каких моделей, какая точность сервомашинок требуется. Фактором, определяющим необходимую точность отработки команд, является точность позиционирования пальцев пилота. Это, в свою очередь, зависит от его мастерства и опыта. Но есть и другие, не менее важные моменты, влияющие на требования к точности сервомашинок. Один из них, - масштабирование пути перекладки (расхода) сервомашинок, мы рассмотрим на примере управления рулем высоты обычной модели самолета и самолета для экстремального пилотажа. Вот так выглядит схема управления рулем высоты обычной модели:

[IMG]file:///C:/Users/Anonim/Downloads/trainer_tail1.gif[/IMG]

При площади руля высоты, составляющей 1/3 от площади стабилизатора, обычно достаточно углов отклонения руля высоты в пределах ±15 градусов. Поскольку качалка сервомашинки имеет диапазон поворота ±45 градусов, то плечо на качалке делают втрое меньше, чем плечо кабанчика руля высоты. Допустим, мы поставим стандартную сервомашинку с точностью позиционирования около 1% (не самая лучшая сервомашинка). То есть, на качалке угловая погрешность составит около одного градуса, а на руле, - втрое меньше: 0,3 градуса. Будем считать, что такая точность приемлема для обычного полета. Теперь посмотрим, как все это выглядит на самолете для экстремального пилотажа:

[IMG]file:///C:/Users/Anonim/Downloads/3d_tail2.gif[/IMG]

Экстремальный пилотаж - это выполнение фигур на очень маленьких скоростях полета, когда эффективность рулей резко падает. Чтобы сохранить управляемость модели, резко увеличивают площадь рулей и углы их отклонения. Допустим, руль высоты имеет площадь 2/3 от площади стабилизатора, а диапазон его поворота составляет ±45 градусов. Чтобы можно было летать с таким рулем и на обычных скоростях, в передатчике используют функцию ограничения пути перекладки. Посчитаем, каково должно быть масштабирование. Чтобы обеспечить управляемость второго самолета, аналогичную первому на нормальных скоростях необходим диапазон перекладки руля ±7,5 градусов - поскольку площадь руля второго самолета вдвое больше, чем у первого. Поэтому функцию Dual-rate руля высоты для обычного полета задают в размере 17%. То есть, полному пути перекладки джойстика передатчика, соответствует путь перекладки руля вшестеро меньший, чем на полном ходу (то есть с полным расходом рулей). Посмотрим, что происходит с точностью позиционирования. Если поставить на такой самолет ту же сервомашинку, что и в первом случае, то угловая погрешность преобразовывается так: плечи качалки и кабанчика руля высоты должны быть одинаковыми, поскольку углы их поворота одинаковы по 45 градусов в обе стороны. Поэтому на руле погрешность останется 1 градус. Поскольку руль второго самолета вдвое больше, чем у первого, такая погрешность эквивалентна 2 градусам ошибки в пересчете на аэродинамический эффект от руля. С такой точностью летать очень трудно, почти невозможно. Модель не будет нормально возвращаться в прямолинейный полет после отпускания ручек. Это эквивалентно плавающему триммированию, то есть оттриммированая модель после каждого маневра будет требовать корректировки триммеров.
На обычных скоростях при ограничении пути перекладки эквивалентная точность позиционирования джойстика передатчика возрастает в шесть раз за счет масштабирования. Поясним это подробнее. Допустим, в первом самолете пальцы пилота ошибаются на градус угла поворота джойстика. Эта ошибка передается на качалку сервомашинки - тоже один градус, и на руль - 0,3 градуса. То есть точность пилота равна точности сервомашинки, они вносят сопоставимый вклад в ошибки управления, что вполне приемлемо. Во втором самолете при ограничении пути перекладки в шесть раз погрешность пилота на качалке составит уже 0,17 градуса, столько же и на руле. В этом случае точность пилота вшестеро выше точности сервомашинки. Здесь мастерство пилота пропадет невостребованным, потому что ошибки управления будут определяться бортовым оборудованием.
Подытожим сказанное. Чтобы второй самолет в обычном полете летал также как первый, точность отработки сервомашинки на нем должна быть в шесть раз выше. Шесть получается так: в три раза по угловой ошибке и вдвое по аэродинамической эффективности руля. Стоить такая сервомашинка будет в 3-5 раз дороже, но такова плата за многорежимность самолета.

Mongoose9999
Andry_M:

Улдис, чуть выше в практике и теории… 😃

Я согласен с теорией. Я лиш написл то что я чуствую на свои пальца и в какой именна фигуре. А про тягу и вись я непонял. Также писал что это может бить связано не так сильна с скоростю чем типу серво - безколекторники и колектроники. Так как на безколекторники, изенение направления движения по глазу видна что проиизходит мгнавенна когда колекторники эту точко проходит с замедлением. А если я это глазам отчотлива вижу и вижу как успевает отрабатывать рули движение моих палец, То теория по цепочки реакций человека , обработки и прохождения ипульсов до движения имеет место ну незначен(так как он в рамки одново пилота неменяетса). А технический параметр от 0.05 до 0.14 влияет на многа серёзней, И ему стоит обратить внимание по больше. Также на колектроных серв 0.12 я чуствую разницу (летаю без стабилизаций напряжения) с полностю заряженым бортом и бортом - 60% . Когда безколеторникам 0.09 я нечуствую изменения скорсти при разрядки -60% (разрядки ниже нелетаю.)

Dronxmen:

Стоить такая сервомашинка будет в 3-5 раз дороже, но такова плата за многорежимность самолета.

На наши самалёты механическы расходы виставлены уже почти по максимуму и рули по плошади большие - На севодняшний день серво машинки по умеренной цене с этим справляетса довольна точна , погрешность больше создаёт механические люфты каторие имеет и 3-5раз дорооже машинки. Самие дешовие машинки (имеетса такие и у брендов и не так они и дешовиe) каторим ноль уходит связи с окружаюшей температурой , дуmаю тут и неразсматривает. Вот пример буджетному серво по отрабатыванию нуля (не реклама) 2:53 “GP61 + 31% Extra” Я думаю что по большому так точность отрабатывет 70% серво этово сегмента , а вибор на сегодняшний день большой.

P.S. как можна поставить видео линк чтоб он автоматически неотображалса с заставкой как видео и незанял место. 😦

Губанов_Игорь

Точные и мощные сервы для наших целей стоят в интервале 70-150$. А точные, мощные и очень быстрые от 170 и выше. Дальше каждый выбирает сам. Только почти все почему то выбирают первый вариант😒

Dronxmen

Я полностью согласен с Игорем! но из-за курса $ ни каждый может себе позволить именно то что нужно! Я пеэтому и не тороплюсь ставить дешовые сервы… может подвернётся случай!!

Dronxmen

А сколько пересыл будет стоить?

Базовыми техническими характеристиками сервомашинок являются момент на выходном валу и скорость поворота качалки. Момент измеряют в кг/см (хотя по системе СИ надо бы в Н/метр). Момент в 3 кг/см означает, что сервомашинка будет тянуть тягу, шарнирно закрепленную на качалке в 1 сантиметре от ее оси с силой в 3 кг. Соответственно, если тягу закрепить на качалке в 2 сантиметрах от оси, то сила составит только 1,5 кг. То есть, произведение силы в кг на плечо качалки в см - это и есть момент.

Для мощных сервомашинок помимо крутящего момента указывают еще момент силового удержания, который намного больше. При повороте силы трения в редукторе мешают мотору, поэтому и момент меньше. А при силовом удержании силы трения редуктора работают совместно с мотором, поэтому этот момент больше. Кстати, разделив разность этих моментов пополам, можно оценить потери редуктора на трение в конкретной сервомашинке.
Англо-американский мир, к сожалению, пьет пиво не литрами, как мы, а пинтами. Соответственно и момент сервомашинок они измеряют не в кг/см, а в oz.-in, то есть в унциях на дюйм. Учитывая, что в дюйме 2,54 сантиметра, а унция тянет на 28,35 грамм, можно посчитать, что момент в 3 кг/см эквивалентен 41,66 oz.-in. Неудобно, конечно, пересчитывать, но что делать?
Скорость поворота качалки оценивают по времени, требуемом для ее поворота на определенный угол. Например, 0,20с/60градусов. Слава создателю, англо-американский мир не придумал ничего вместо секунд и градусов. Эту характеристику пересчитывать не надо. Разные производители указывают разные углы поворота качалки, зачастую по рекламным соображениям. Согласитесь, что 0,15с/45градусов выглядит более привлекательно, чем 0,20с/60градусов, а ведь это одно и тоже.
В школе по физике вы проходили, что произведение момента на угловую скорость это мощность. В нашем случае - мощность мотора сервомашинки, за вычетом потерь в редукторе. Какая же мощность, и для каких применений нужна? Пример силового расчета сервомашинки для самолета приведен во второй половине статьи. Здесь приведена лишь как ориентир стандартная сервомашинка, типичные характеристики которой даны выше в качестве примеров. Таких машинок хватает для большинства начинающих моделистов и их моделей. К тому же они самые дешевые.
Чаще всего, сервомашинки питаются тем же напряжением, что и приемник на модели - 4,8 вольт от батареи из четырех NiCd или NiMH аккумуляторов. Очень многие сервомашинки (но не все!) можно питать от повышенного напряжения в 6 вольт от батареи из пяти аккумуляторов. При этом мощность мотора возрастает (она пропорциональна квадрату напряжения). Соответственно, момент на выходном валу возрастает, а время поворота качалки- снижается, то есть сервомашинка становится более скоростной. Производители часто указывают момент и время поворота для обоих питающих напряжений. Повышение напряжения питания, если это разрешено производителем, как правило, ресурс сервомашинки заметно не снижает. Для некоторых изделий производитель не рекомендует, или даже запрещает использование повышенного напряжения питания. Почему, - мы рассмотрим ниже.
Управляющая электроника потребляет незначительный ток: 8-10 мА. Вроде немного. Но шесть сервомашинок на планере за час парения с неподвижными рулями (в жизни так не бывает!) сожрут 60 мА/часов. Этот расход тоже надо учитывать. В момент поворота с усилием, близким к максимальному мотор потребляет, в зависимости от мощности 0,5 - 2 ампера. Это потребление сильно зависит от потерь в силовой проводке от качалки сервомашинки до руля. В том числе, и от потерь в петлях руля. Широко распространенные боудены - гибкая тяга (трос) в оболочке при ее значительных изгибах могут стать виновником стремительной разрядки бортового аккумулятора. Его энергия через мотор сервомашинки пойдет на преодоление трения в боудене. При питании сервомашинки повышенным напряжением растет также и потребляемый ее мотором ток. Это также надо учитывать при определении необходимой емкости бортового аккумулятора. Еще для оценки энергопотребления важно учитывать, в каком режиме находится сервомашинка с неподвижным рулем. Если в статике, - то мотор не потребляет тока. А вот если в режиме силового удержания, - то тут аккумулятор разряжается тоже очень быстро. Это характерно для тугого руля с пружинящей тягой.
Несколько слов про питание сервомашинок на моделях с электроприводом. На них часто отсутствует отдельный аккумулятор для питания приемника и сервомашинок. Вместо него в регулятор хода встраивают стабилизатор бортового питания - ВЕС-система, который напряжение ходового аккумулятора преобразует в пятивольтовое питание. С одной стороны это удобно, нет лишнего веса. Но в этом случае надо осторожно подходить к применению на модели мощных сервомашинок, особенно цифровых. Дело в том, что нагрузочная способность ВЕС-стабилизатора, как правило, невелика, от 1,5 до 3 ампер, что обусловлено применением в ВЕС обычного параметрического стабилизатора. Теперь представим, что на модели стоит три сервомашинки, в пике потребляющие по 1,5 ампера. Тогда даже при 3-амперном ВЕС-стабилизаторе будет провал питающего и приемник (!) напряжения. А это уже чревато потерей модели. Одним из способов обезопасить модель от таких проблем, может служить буферное (резервное) питание бортовой электроники от отдельного миниатюрного аккумулятора с развязкой от ВЕС-стабилизатора через диоды Шоттки. Подробнее об этом можно почитать у Карла Шульца на его сайте.
И еще. Сервомашинки формата “пико” и “нано” зачастую имеют моторы с КПД, в несколько раз меньшим, чем у обычных сервомашинок. Поэтому, развивая равную мощность с сервомашинкой “микро”, 9-граммовая “нано” может потреблять вдвое больший ток. Это стоит учитывать поклонникам сверхлегких летающих моделей.
Помимо момента и скорости поворота качалки сервомашинки характеризуются таким параметром, как точность отработки команды. Подробнее о природе и значении точности сервомашинок описано во второй половине статьи.
Подведем краткие итоги того, что было сказано в предыдущих разделах.
Габариты рулевых машинок варьируются в зависимости от задач, в которых они используются. Самые распространенные машинки - “стандартные” и “микро”. Машинки этих габаритов (формата) позволяют решить большинство задач, с которыми сталкиваются моделисты.
Все производители указывают помимо габаритов сервомашинки еще 2 основных параметра: усилие и скорость поворота качалки. Есть еще такое понятие как точность, но явно она обычно не называется.
На надежность машинки влияет ее механическая конструкция. Для повышения надежности серво, основную ось ставят на подшипники, а редукторы делают из металла.
По исполнению электронной начинки, рулевые машинки бывают обычными и цифровыми. Цифровые машинки позволяют добиться особенно высокой точности управления.
Применяя мощные (цифровые) сервомашинки надо позаботиться о достаточном для их энергопотребления питании бортовой электроники.
Для дополнительного повышения точности и скорости отработки, в качестве двигателя в сервомашинках могут применяться моторы с полым ротором.
Любые дополнительные опции приводят к росту цены рулевой машинки.
Чтобы закончить обзорное знакомство с сервомашинками, скажем несколько слов о конкретных производителях. На российском рынке наиболее представлены три бренда: JR, Futaba и Hitec. Наиболее престижными и надежными до недавнего времени считались первые, но теперь их догнали вторые. Hitec сейчас ведет агрессивную ценовую политику, поставляя сервомашинки не худшего качества, чем первые два производителя, но по меньшим ценам. Но на чемпионатах Hitec вы вряд ли встретите. Фирма KoPropo выпускает лучшие сервомашинки для автомоделей. Упомянем также специализирующуюся на сервомашинках фирму Volz. Ее машинки очень качественные. Очень неплохие сервомашинки, в том числе спаренные в одном корпусе выпускает Multiplex. Правда, на нашем рынке он не очень популярен.

Губанов_Игорь

Андрей, вам шашечки или ехать? Вы кому и для чего этот ликбез вывалили? Да еще видимо очень старый?

ЯиК-54
Губанов_Игорь:

Вот вариант,

Отличный, как же до этого пропустил.( Graupner стоит на двух самолетах - отличные сервы.

Dronxmen

Это для общего развития может кто не знает…

Игорь подскажи? тут выложили почти б/у сервы JR DS8717, и предложенный вами, что посоветуете???

Губанов_Игорь

Не знаю что такое “почти б/у”, смахивает на “немного беременная”😁 А вообще JR и Граупнер практически практически одно и то же. Я летаю на JR8711, мне очень нравится