Самолет неустойчив по курсу.

Alerksandr

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Изготовил модель на тему Пайпер. Размах 210см. длина 130см. вес 3,8кг… Летает великолепно, планирует сказочно, но на взлете и в завершающей стадии посадки по курсу неуловим. Например:На старте повело влево, руль вправо, запоздалая реакция разворачивается вправо поперек полосы, руль влево никакой реакции. Заднее колесо управляемое. Подскажите возможные пути решения этой проблемы? Спасибо.

dima043

Посмотреть основные шасси на предмет параллельности колес и строительной оси фюзеляжа и легкости вращения колес.

В самом начале разбега прижимать хвост к полосе дать на себя ручку еще до дачи газа. После трогания с места и набора некоторой скорости ручку можно отпускать в нейтраль. При снижении скорости после посадки и рулежке на малой скорости делать небольшие прогазовки при коррекции курса для обдува РН и при этом зажать РВ на себя прижать хвост…
Можно заморочиться и сделать раздельные тормоза на основные стойки - как на настоящем.
Можно сместить основные стойки ближе к центру тяжести.

Alerksandr

Про стойки *ближе к центру* можно подробнее?

Alerksandr

Как раз схождения и не было, стремился к параллельности.

Губанов_Игорь

Параллельные колеса никогда не поедут ровно… Как то на реактивном тоже сделал параллельно. Знал что нельзя но сделал. Пока не исправил, ни разу разбежаться по полосе не смог по прямой

Moonlight_Dreamer

Причина тут:

Alerksandr:

Размах 210см. длина 130см

Длина должна быть около размаха, ну пусть чуть меньше, но не почти в два раза.

dima043
Alerksandr:

Про стойки *ближе к центру* можно подробнее?

Основные стойки вынесены сильно вперед от центра тяжести что повышает противокапотажные свойства самолета. Но это же снижает устойчивость по курсу при рулежке по земле особенно при боковом ветре. На настоящем самолете тенденция к развороту против ветра в таком случае компенсируется раздельным торможением колес. На модели этого нет. Если поставить стойки чуть позади их нынешнего положения устойчивость по курсу возрастет. Но появится склонность к капотированию на плохомпокрытии ВПП. Придется компенсировать это рулем высоты.

И еще. Чем ближе стойки к центру тяжести тем меньше склонность к козлению при посадке с повышенной вертикальной скоростью.

dima043
Moonlight_Dreamer:

Причина тут:

Длина должна быть около размаха, ну пусть чуть меньше, но не почти в два раза.

Да ну ? (полу)копия же это а не пилотажка. Тут не выбирают пропорции. У реального пайпера j3 размах 10.7 а длина 6.8 метров.(соотв 210/133 на модели) Ан-2 размах 18 длина 12 тоже почти соотношение.

Alerksandr

Теперь сделаю схождение, пересмотрю положение передних стоек и увеличу вынос задней стойки. И еще, увеличение площади руля направления нужно в этом случае? В полете реакция на руль великолепная.

Alx1m1k
dima043:

И еще. Чем ближе стойки к центру тяжести тем меньше склонность к козлению при посадке с повышенной вертикальной скоростью.

это что-то новенькое!он просто “откозлит” вам параллельно земле,без кобрирования.

Alerksandr:

Теперь сделаю схождение,

это правильно.а сами стойки у вас жёсткие?а то схождение сделаете а стойки начнёт крутить наружу…

Юра_Мотор

Хрень какая. О каком схождении вы говорите?😵 Алюминиевое шасси при жестких посадках гнется в раскаряку. Поправишь рукой чтоб поровнее было и дальше взлетаешь. Ну может немного рулем направления подкорректируешь курс. Но чтобы совсем не удержать у меня такого не было.

argnew

А может проблема в выкосе мотора? Если влево ведет при разгоне.

Sanni34
Alx1m1k:

это что-то новенькое!он просто “откозлит” вам параллельно земле,без кобрирования.

Посмотрите на реальные самолеты, как инженеры располагают основные стойки, выбирают компромисс, чтоб и не козлил и на пробеге был устойчивей(как можно ближе к ц.т) и не скапотировал (т.е. не на самом ц.т. выдвигают вперед) , выбирают золотую середину(а то было бы все просто, как можно впереди расположил, а нет,не прокатит)…а при наличие люфтов на оси колес, надо еще учесть схождение, чтоб на пробеге и разбеге люфт выбирался и колеса катились параллельно. А вообще пайпер, у меня меньшего размера, очень, то же неустойчив на взлете , разбеге, короткий фюз и Р.Н. не эффективный в начале разбега, взлетаю, с газом очень окуратно …

Alx1m1k
Sanni34:

как инженеры располагают основные стойки, выбирают компромисс, чтоб и не козлил и на пробеге был устойчивей(как можно ближе к ц.т)

основное не это.главное-прочностные хар-ки при посадке.правильное распределение нагрузок на силовые элементы фюзеляжа и мотоотсека.

Sanni34:

…а при наличие люфтов на оси колес, надо еще учесть схождение, чтоб на пробеге и разбеге люфт выбирался и колеса катились параллельно.

да нет.что бы схождение стало меньше чем в подвешенном состоянии.параллель не АЙС!.но можно оставить.оптимально :в подвешенном состоянии(к примеру) -2гр ,в взлетно-посадочном-0,5гр.

Sanni34:

А вообще пайпер, у меня меньшего размера, очень, то же неустойчив на взлете , разбеге, короткий фюз и Р.Н. не эффективный в начале разбега, взлетаю, с газом очень окуратно …

а на такой “схеме” так и надо взлетать.вы правильно делаете.

Губанов_Игорь
Юра_Мотор:

Хрень какая. О каком схождении вы говорите?😵 Алюминиевое шасси при жестких посадках гнется в раскаряку. Поправишь рукой чтоб поровнее было и дальше взлетаешь. Ну может немного рулем направления подкорректируешь курс. Но чтобы совсем не удержать у меня такого не было.

Если самолет взлетает с места то конечно значения не имеет. Но если самолет имеет какую то длину разбега то без схождения и жестких на кручение стоек (как справедливо Илья отметил) - никак. Думается что выкос мотора на взлете в принципе не может повлиять на устойчивый разбег, это такая же хоббийная сказка как и влияние выкоса на висяках😁

Юра_Мотор
Губанов_Игорь:

Но если самолет имеет какую то длину разбега

По идее данный Пайпер должен взлетать практически без разбега.

Alx1m1k
Юра_Мотор:

По идее данный Пайпер должен взлетать практически без разбега.

против ветра и если скорость ветра 6-8 м.с.это планер.только с двигателем.у меня был как-то По-2(1,8м размах).ветер был как выше сказал.поднял правой рукой,отпустил и прибавил немного газа.завис перед мной.ветер усилился -попятился назад.как игрушечный.что хочешь с ним то и делай.прям 3Д.

Alerksandr

Разбег ему необходим, двигатель слабоват для старта с места ASP FS80AR. Стойки алюминиевые поменял на титан, жесткости теперь хватает. Выкос двигателя еще на стадии доработки, правильно заметили его при старте влево тянет, но при этом в моторном полете руль направления влево чуть тримирован.

Sanni34
Alx1m1k:

основное не это.главное-прочностные хар-ки

Прочносные? да. Кто спорит. Есть еще такое неприятное явление с такой компоновкой шасси как неуправляемый разворот, на пробеге, при этом пилот уже ни чего не может сделать…самолет разворачивает, 180-360гр и больше, может закончится капотированием. Был даже свидетелем как Ан-2 развернуло на разбеге…причины, в сети можно найти…

Alx1m1k:

чем в подвешенном состоянии

Я про схождение писал не про развал.

Alx1m1k:

а на такой “схеме” так и надо взлетать

😃 да.

Вот из инструкции от Great Planes, про шасси.

Alx1m1k
Sanni34:

Я про схождение писал не про развал.

а я вам и про схождение говорю.развал на этой модели не нужен.в подвешенном-значит в спокойном состоянии,без применения сил при разбеге или пробеге.в этом состоянии схождение должно быть 2-3гр.при разбеге схождение уменьшается до 0,5-0 гр. при посадке и касании колёс- мгновенное уменьшение схождения и желательно до 0,5.Ноль-можно но при малейшем изменении РН модель может резко уйти в сторону.больше Нуля-модель может уйти под 90 гр со взлётки без применения РН.я вот что хотел сказать.

Юра_Мотор

Ну ребяты вы и грузите😵 про схождение😵 Буду звонить на станцию техобслуживания попрошу на свежесобраном самолете сход-развал проверить. пускай механики поржут😁😁😁

Губанов_Игорь

Юра, ты зря смеешься. Схождение колес это необходимое условие для наших самолетов, по крайней мере для тех, которые разбегаются не мгновенно. На 3Д пилотажке схождение конечно не нужно, но на реактивном, которому на разбег надо от 50 до 100 метров без схождения никак.
Правда мне почему то кажется что с самолетиком про который в этой теме идет речь, все гораздо проще - надо просто что бы помощник подержал за хвост пока пилот газ дает и отпустил бы в полет. А уже потом пилот и сам пристругается к нему