Странный lockout -- что делать?

Volante24

Сегодня поимел очень странный глюк, похожий на помеху. Выглядело так, будто в
полете вдруг вырубилось управление по элерону. Все произошло очень неожиданно, свидетелей нет, так что восстановить детали трудно. Просто самолет взял и перестал реагировать на элероны (собственно, в это время я, в основном, ими и управлял)

Задним числом кажется, что это произошло на несколько секунд, возможно, дважды по несколько секунд с небольшим интервалом. Похоже, остальные контроли работали – в первый раз, мне кажется, самолет выровнился от управления рулем направления, элеватор, похоже, работал адекватно. На газ тоже реагировал, хотя я, по-моему, инстинктивно подвигал им не совсем так, как хотел.

Поначалу решил, что помеха. Но: дело было чуть за окраиной города (в Лавриках), вокруг никого не было. Самолет был невысоко (может, метров 7-10 над поверхностью земли) и, главное, близко – от силы метров 80-100. Аппаратура
Hitec Laser-4 /Supreme (двойное преобразование) – не компьютерная, в передатчике мозгов нет, пудриться нечему. Никогда до сих пор никаких отказов не было! Это 40-й тренер с ДВС GP-42. Аккумулятор в полном порядке

Перед полетом тщательно проверил работу всех контролей с убранной антенной передатчика (всегда это делаю). Более того, поскольку самолет удалось выправить, и после этого я его нормально посадил, не заглушив двигатель, проверял работу контролей по полной программе, с работающим мотором. Даже с убранной антенной все работало замечательно, серво мотора начинало самопроизвольно менять обороты на более, чем 50 метрах. При выключениях передатчика никаких даже намеков на помехи, все стояло вмертвую! Сервы HS322D. Я не выключал борт еще минут 15 при выключенном передатчике, хотя летать больше не пробовал, никаких движений не было. У передатчика заряд показывал 100%

Что все это может означать? И что теперь делать? Ведь все положенные проверки аппаратуры прекрасно проходят!

Есть одно “но”: скорость самолета была небольшая, двигатель работал на небольших оборотах. Погода была тихая, ветер, может, всего 2-3 м/сек. Как уже писал, самолет вдруг перестал как-либо реагировать на элероны, хотя, как мне кажется, выправился раддером, да и элеватор вроде работал. Ну, в принципе, наверное нельзя исключить, что на какие-то секунды все контроли отрубились, а просто сначала я двигал только элероны и только потом инстинктивно двинул раддер, а на такой скорости элероны отражаются на полете медленнее (хотя обычно как раз реакция на раддер слабее) – но по оставшимся ощущениям дело было не так.

В общем, все цело и все нормально – кроме почти пропавшего выезда в поле – но осталось гнетущее чувство неуверенности в работе системы, которая до сих пор никогда не подводила! Как будто кто-то моментально перехватил контроль, потому что других патологий не было. И что теперь с ними (с чувством и системой) делать?

NailMan

В первую очередь надо проверить все разъемы машинок и главное бортового акка. проверить провода в районе разъемов на неконтакт. Это основная возможная причина глюков подобного рода.

yury
Volante24:

скорость самолета была небольшая, двигатель работал на небольших оборотах.

При малой скорости первыми перестают работать элероны.

NailMan

на малых оборотах мотор дает повышенную вибрацию, поэтому хреновые контакты начинает также трясти и вот вам и отрубающиеся рули и падающие самолеты. А уж если батарея отвалится, даже на пару секунд, то вообще капец.

Volante24
NailMan:

на малых оборотах мотор дает повышенную вибрацию, поэтому хреновые контакты начинает также трясти и вот вам и отрубающиеся рули и падающие самолеты. А уж если батарея отвалится, даже на пару секунд, то вообще капец.

Ну, обороты были не самые минимальные, просто небольшие, как бы сказать – fast idle, что ли – стик на минимуме, но трим сильно в плюсе. В этом режиме самолет может ровно по высоте лететь, не снижаясь.

Батарея вряд ли могла отвалиться. Я ее вообще не вынимаю, она обвернута и впакована дай Боже, и заряжается/тренеруется через специальный PigTail. Да и остальные контроли, похоже, работали нормально. Серва элерона, конечно, подсоединяется через servo extension, а он постоянно в приемнике (который тоже упакован на совесть) и почти никогда не отсоединяется, так что разболтаться там вроде нечему. То есть, вроде такая проблема могла бы быть только в самом этом соединениии сервы с удлинителем. Но они так плотно друг в друга входят, что чисто механически никакая вибрация само по себе это соединение ни на микрон не сдвинет.

Так что практически-то делать? Может, нужно удлинитель сменить или серву? Или так летать и смотреть, не повторится ли что-нибудь в том же роде?

yury:

При малой скорости первыми перестают работать элероны.

В принципе, это понятно, но я ведь и раньше так делал много раз, даже доходил до еще меньшей скорости, и всегда самолет хорошо реагировал на контроли. Правда, близко к сваливанию (эта модель вообще не сваливается, я имею в виду точку потери подъемной силы) я подходил раньше только совсем рядом от себя, не более чем в 10-15 метрах, а здесь все-таки было метров 70, ну, и восприятие зависит также и от конкретных условий видимости…

Shavelsky

Проблема в контактах, скорее всего. Это могут быть плохообжатые контакты удлинителя или сервы, непропай в самой серве или в разъёме приёмника - к которому удлинитель подключен. Контакт в питающих проводах, выключателе и акках менее вероятен, тк по другим каналам, как Вы говорите, управление вроде-бы было. Ещё в передатчике может быть плохой контакт в цепи переменного резистора и триммера элеронов. При включённой аппаратуре попробуйте ручкой отвёртки простучать все сомнительные элементы, как на модели так и в передатчике.

Volante24
Shavelsky:

Ещё в передатчике может быть плохой контакт в цепи переменного резистора и триммера элеронов. При включённой аппаратуре попробуйте ручкой отвёртки простучать все сомнительные элементы, как на модели так и в передатчике.

Не так это просто, поскольку в самолете все очень сильно завернуто против вибрации, ни к чему доступа твердым предметом нет. В передатчике Laser 4 триммеры механические. Контакт на плате в разъеме к потенциометру я собирался проинспектировать, но они там неплохого качества и очень тугие, так что чтобы была проблема и ни до, ни после не проявлялась, кажется маловероятным. Я ведь минут 15 после посадки пытался найти хоть какие-то следы проблемы, сначала с работающим на небольших оборотах двигателе, потом при выключенном – ничего… Жалко, не догадался постучать по передатчику, хотя и потряхивал его как мог. Но в передатчике – это навряд ли, если бы там контакт нарушался, это как стик в крайнее положение, было бы дергание…
А проблема типа контакта в серве или слединителе другог плана, ее ведь не сразу и увидишь при простукивании – это если проблема в кварце или фильтре, сервы будут дергаться. А при пропадании контакта где-то на серве ничего не будет, она просто не будет двигаться, и все, никаких дерганий, во всяком случае на этих добротных сервах.

NailMan

Не, не сами разъемы могут быть тухлые, а провод в районе 2-3см от разъема как со стороны машинки, так и со стороны удлинителя. У меня эти места также иногда протухают и выходит неконтакт при каком то положении проводов, а при другом нормально. раз уж они постоянно выдергиваются - то это самое слабое звено

Volante24
NailMan:

Не, не сами разъемы могут быть тухлые, а провод в районе 2-3см от разъема как со стороны машинки, так и со стороны удлинителя. У меня эти места также иногда протухают и выходит неконтакт при каком то положении проводов, а при другом нормально. раз уж они постоянно выдергиваются - то это самое слабое звено

Звучит разумно. Вот как их проверять… Нужно, наверное, в четыре руки – один дергает за стик, а другой мнет провода. Я, конечно, могу просто сменить и серву, и удлинитель, но ведь уверенности при этом не будет – в них дело, или где-то еще бомба тикает!

El_Chupacabra

Однажды поимел страннейший на первый взгляд глюк. Самолет- Экстра от МоделТеч, ДВС, размах 1,2 метра. После взлета и набора высоты метров в 15 и при полном газе совершенно внезапно и резко он валится на левое крыло, ощущение, будто левый элерон отвалился от тяги сервомашинки. даю элероны вправо до упора, с большим трудом самолет удаётся выровнять, но он теряет высоту, прибираю газ до 30% и о чудо- работа элеронов восстановлена полностью, самолет снова адекватно реагирует на все рули. Даю газ- картина с “потерей элерона” повторяется. В полном недоумении снова прибираю газ и штатно сажаю самолет. Оба элерона управляются одной сервой и если учесть, что правый элерон работал без глюков, то версии с плохими контактами отпадают. Тяги в порядке, недоумение крепчает. И тут случайно замечаю, что на верхней поверхности левого крыла отходит декоративная полоска на обтяжке. От корневой и до концевой нервюры прямо вдоль лонжерона приклеена узкая, около 3 мм шириной полоска из черной пленки- для красоты. Так получилось, что она немного отклеилась только в центре и при добавлении газа потоком от пропеллера её оттопыривало от плоскости и она вставала поперек воздушного потока. Сбавляю газ- она ложится на место. Оторвал эту декорацию к черту. Посмотрите у себя, может и у вас такая же ерунда?