Т-50 (ПАК ФА) из бальзы

Fighter2010

Уважаемое сообщество,
Решил таки попробовать себя в электрике и сделать копию ПАК ФА из бальзы с двумя импеллерами. Никогда раньше ни электричками, ни импеллерами не занимался, так что надеюсь, первый блин не будет колом 😃
Планируется как 3D пилотажка с возможностью стойки на хвосте
Длина 1600мм
Размах 1100мм
Площадь несущей поверхности 72дм2
Вес мотоустановки (2 импеллера, 2 батареи, 2 регулятора ) 2514 гр
Вес планера < 500гр
Оборудование- аппаратура, РМ, шасси ретракты <500гр
Полный взлетный вес – 3500гр
Нагрузка на крыло – 50 гр
Импеллеры заказал 76мм металлические RCLANDER с тягой до 2,2 кг каждый на 60А (6s)
Батареи 5000mAh 6s
Механизация крыла планируется полностью как на оригинале плюс ОВТ
Крылья, стабилизаторы и кили съемные.
В качестве чертежа использовал боковые проекции от Параллая. Они достаточно детальные (файл 13Мб), но естественно, что всю конструкцию приходится по ходу самому додумывать, что отнимает много времени. Но птичка уже обретает контуры.
В качестве поперечного лонжерона и одновременно крепежа крыльев решил использовать углепластиковую трубку D10мм, к сожалению проходящую поперек входного канала импеллера. Понимаю все минусы, но, тем не менее, решил остановиться именно на таком варианте, как наиболее простом и заведомо прочном. Трубку в канале импеллера оформлю в виде горизонтальной спрямляющей лопатки длиной сантиметров 5, обшив её двумя пластинами из тонкой бальзы сверху и снизу. Турбулентность это не внесёт, сечение останется константой.
Альтернативой было бы серьезное усиление двух шпангоутов в зоне шасси, что могло существенно увеличить вес, но не гарантировать необходимую прочность.
С двумя батареями по 5000mAh, я возможно погорячился, может и одной хватит, но решил сразу рассчитывать модель по максимуму.
Гуру импеллерники, покритикуйте пока не поздно 😃, хотя наверное уже поздно.

avtandil

Прект интересный. единственное хватит ли тяги на 3D. А в остальном весьма и весма летучий самолет должен получиться с озвученными ТТХ.
Удачи в постройке, и надеюсь что будут фотоочеты.

N-Man
Fighter2010:

каждый на 60А (6s)

Сергей, на видео за 60А амперметр показывал, может стоило 70 брать?

Fighter2010
N-Man:

Сергей, на видео за 60А амперметр показывал, может стоило 70 брать?

70А регулятор или импеллер на 70А?
У RCLander есть 2 разных импеллера в сборе, один на 60 ампер с мотором 1800 и второй на 70А, но там кажется мотор 2100.
70А я не рискнул, решил, что перебор будет (тяга на стенде 2.6кг), да и время полета уменьшится.
я вот этот брал,
www.rclander.com/default.aspx?ID=4c3f946e-7d16-4fa…
правда не с родным мотором, так как в продаже только голые импеллеры были, а вот с этим
Great Planes Ammo 36-56-1800Kv Brushless Inrunner Motor GPMG5315

Motor Diameter: 1.42" (36mm)
Motor Length: 2.2" (56mm)
Shaft Diameter: .197" (5mm)
Shaft Length: .591" (15mm)
kV Rating: 1800 rpm/V
Weight: 10oz (283g)
Input Voltage: 14.8-22.2V
Max. Constant Current: 50A
Max. Surge Current: 90A
Max. Constant Watts: 1110W
No Load Current: 1.9A
у него разброс по току 50-90А. Родной заявлен тоже 1800kV, а реальный ток на стенде в статике 60ампер давал. Регулятор на 80А с пиковым 100А. Приедет погоняю. Надеюсь, что этот мотор тоже потянет 2.2 кг в пике.

А в чем проблема? Если 2 импеллера дадут 4кг в статике (на видео в тестах было 2,2кг) то это всяко больше 3.5 кг массы. Должен нормально крутить пилотаж.

avtandil
Fighter2010:

А в чем проблема? Если 2 импеллера дадут 4кг в статике (на видео в тестах было 2,2кг) то это всяко больше 3.5 кг массы. Должен нормально крутить пилотаж.

Я и говорю что пилотаж будет на ура, вот сомнения берут что может быть полноценный 3D. На тридешных самолетах используем тягу 1.5 и выше, чтобы повисеть но хвосте и с ходу уйти за облака 😃

Fighter2010
avtandil:

используем тягу 1.5 и выше

ну, тогда одну батарею выну 😃
я в любом случае одну батарею планирую точно по центру масс разместить, чтобы её снимать можно было.

avtandil
Fighter2010:

ну, тогда одну батарею выну

“Я сверху вижу все, ты так и знай”(С)😁
Удачи в постройке!😃

Yurich

Отличный проект, понравился.Буду внимательно следить. Сам тоже потихоньку строю ПАКФА, правда, поскромнее -длина 1330, вес около 1500г.Тоже планируется механизация и ОВТ.Ссылкй не чертёж не поделитесь? А то я нашёл только самые общие - три проекции и размытые фотки.

boroda_de

Интересный проект. Вес немного пугает, хотя с озвученой нагрузкой на крыло должно быть всё хорошо. 120А в пике для 5Ач батареи это 24С. Батарейку если ставить одну, то 30-35С…

Fighter2010:

чертежи в формате dxf

Ссылкой не кинете? Не нашел

WhiteM

Также готовлю подобный проект масштабом поменьше. Интересно, как вы планируете установить ретракты основных стоек? На фото пока непонятно. У меня на 3D модели не получилось их разместить без искривления входного канала, что не есть гуд.

Fighter2010

Ретракты будут работать как на оригинале с разворотом шасси на 90 градусов. То есть колесо в убранном состоянии будет горизонтально. Ничего не перекрывает. Если присмотреться, то на фото на 4ом шпангоуте центроплана виден нарисованный контур убранного шасси.
Колесо ляжет между 4ым шпангоутом (с рисунком) и 3им. Рулевая машинка ретрактов между 4 и 5.
Чтобы шасси убиралось с поворотом, ось должна быть наклонена в двух плоскостях на 45 градусов. А ход рулевой машинки должен быть около 120градусов.
Рулевую машинку ретрактов я планирую доработать вручную, доведя угол поворота до 120 радусов. Еще не знаю, что с ней придется сделать. Нужно её ещё получить и вскрыть. Возможно дело просто обойдется перестановкой концевика и пилением паза в корпусе машинки. Приедет посмотрим.

avtandil
Fighter2010:

. Возможно дело просто обойдется перестановкой концевика и пилением паза в корпусе машинки. Приедет посмотрим.

А зачем пилить, там у сервы ход 180 плюс минус с гулькин нос. Если аппаратура брендовая то можно увеличить енд поинтами. В худшем случае заменить штатный 5 Килоомный потенциометр на на потенциометр 10 Ком

Fighter2010
avtandil:

ход 180

это у обычной сервы 180 градусов, а вот у шассийной только 90 к сожалению

Features

  • Digital Servoless Retract Landing Gear 32g PZ-15090 (1pc)
  • Servoless Retractable Landing Gear
  • After 10 seconds Auto power-off Protection system
  • Double Shock Absorption Design
  • Completely protect the gears

Specifications

  • Maximum travel: 90°
  • Torque: 2.5kg-cm
  • Speed: 1.8s/60°
  • Operating Voltage: 4.8v-6v
  • Weight: 32g
  • Shaft size: 3mm
  • Applications: Used for airplanes wing span around 1.5m

avtandil

Ааа, вот вы о кауой серве говорили!
Так вот Их есть у меня, и там ничего вы не придумаете а тем более не доведете до 120 градусов.
В принципе получите разберете и сами увидите. И поосторожней там стоят мелкие микрики, их лучше не касаться.

boroda_de

Такая машинка есть и у меня. Ничего поворачивать два раза на 45° не понадобится, если применить коромысло и поворачивающуюся стойку. К таким ретрактам даже продаются опционально. А вообще именно эти шибко ругают: горят как свечки. Мои правда, пока не сгорели, но и не летали, только тесты на земле.
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…


DeN_666

Проект интересный, но вызывает сомнения, что вес планера при таких габаритах, а так же при желании использовать закрылки, уложиться в 500 грамм. Я бы примерно расчитывал грамм на 700-800, если не до килограмма.

Fighter2010
boroda_de:

Ничего поворачивать два раза на 45° не понадобится, если применить коромысло и поворачивающуюся стойку

Интересная идея, но меня смущает нагрузка при посадке на поворотное коромысло. Модель то 3.5 кг весит. Выдержит ли? Колесо то на внешней стороне стойки будет, а не точно по оси.
Мне казалось, что такие поворотные ретракты штатно только на передние колеса продают. Ну или только на легкие модели.

DeN_666:

Я бы примерно расчитывал грамм на 700-800

Не думаю, что так много получится. Просто не с чего. Даже если планер 1кг будет (во что я уж точно не верю) нагрузка на крыло станет 55,6 гр вместо 48,6, что , согласитесь, не критично.
Что сейчас гадать, слепим- взвесим. Пока скелет на фото весит 200гр, а это самая тяжелая часть, она всяко больше 50% полного веса планера. Его еще облегчить можно. Но дополнительные проемы в шпангоутах я планирую вырезать только после окончательной компановки всей аппаратуры.

boroda_de
Fighter2010:

на легкие модели.

Их делают разной степени дубовости. До 15 кг бывают точно.

Yurich

Мне кажется, что с поворотной стойкой не получится. Штатные стойки убираются по криволинейной праектории, “из-за угла”, а просто поворотная будет цеплять за что-нибудь при уборке. Да и реализация на наклонной оси надёжнее.ИМХО.
А проходное сечение воздухозаборника на просчитывали? Площади хватает? У меня с копийными заборниками не получается, придётся хитрить.
И ещё: ОВТ как собираетесь реализовать?

Fighter2010
Yurich:

А проходное сечение воздухозаборника на просчитывали

Площадь просчитывал конечно. Все пропорционально оригиналу. При точных пропорциях на входе сечение держится около 62-65см2. 135% от сечения крыльчатки это 61см2, так что с небольшим запасом.
ПАК ФА вообще, кажется, просто идеальная модель для импеллерника. Несущая прощадь просто огромная, воздухозаборники здоровые, колеса и то большие. Внутренние отсеки как ангары 😃, засунуть можно что угодно. Формы простые для копирования.
Чудо а не планер.
ОВТ собираюсь делать из пластиковых бутылок из под пива, они темные и без давленого рисунка. Если получится очень мягкое сопло, то просто вложу одну бутылку в другую на циакрин или эпоксидку. Внутренняя бутылка будет гладкая, а внешнюю порежу узкими продольными щелями для имитации лопаток сопла. Да и клей через щели проще будет равномерно распределять. Плюс вес немного снизится.
Отклонение в вертикальной плоскости будет привязано к рулям высоты. Их ось как раз упирается в сопло в подходящем для поворота месте.
А горизонтальное будет сделано на одной рулевой машинке по центру фюзеляжа с двумя тягами. Должно получится очень просто в реализации и надежно.

Кстати, посоветуйте как с губой импеллера во внутреннем канале лучше поступить? Просто плотно охватить трубой, или сделать плавное сужение немного погрузив края губы в трубу, чтобы резкого сужения на входе не было?
Видите как губа на фотке в сторону выпирает.

Yurich

" Распределение сечения канала по его длине должно соответствовать распределению сечений тела минимального сопротивления" - из какого-то учебника, в вольном пересказе. На практике значит следующее: пла-а-а-вное уменьшение сечения от 135% на входе до 100% в точке , где начинается обтекатель. Визуально это выглядит как небольшое уменьшение диаметра канала перед импеллером, затем его плавное расширение до внутренней поверхности.Причём форма канала (входного) может быть и квадратной, и круглой, но проходное сечение должно изменяться по лемнискате.Губа на импеллере при этом варианте не нужна, и даже вредна.Её надо делать на входе воздухозаборника.
А для сопла присмотритесь к бутылкам от кока-колы.У них нижняя часть и конус подходящий имеет, и имитация створок уже есть.
Вот, кстати, пример правильного канала:

Fighter2010

А в чем разница в варианте с диффузией и без неё?
Сечение уж больно разное. Какая диффузия имеется ввиду?

Yurich:

Штатные стойки убираются по криволинейной праектории, “из-за угла”, а просто поворотная будет цеплять за что-нибудь при уборке

Справедливости ради на ПАКе и так и так работать будет. Колесо на поворотной стойке ведь тоже постепенно поворачивается.

В дополнение, узел крепления ПГО и крепеж для обшивки вокруг воздухозаборника.