Boeing-727 с одним импеллером.

EVIL

Фсем Д.В.С., то биш доброго времени суток.😃 После достаточно долгого перерыва, пришло время строить Боинг. Давно хотел начать, за прошедшее время проделал большую работу по чертежам. Этот самолет хорош тем, что оригинал имеет достаточно большую площадь крыла, по отношению к аналогичным самолетам, разумеется 😉, внутренние элероны оригинала упрощают задачу согласования траекторий секций закрылков на модели. Сами секции внутренних элеронов будут неподвижны и я позволю себе немного изменить их. На модели будет убирающееся шасси, возможно изменю конфигурацию створок по мотивам модели 737. Диаметр колес увеличивать не буду. Размеры модели: 2м в длину (из них длина фюзеляжа 1,8м), а размах крыла 1,68м, площадь 42дм, планируемый вес 2,5кг. Все сервы будут “микро” с металлическим редуктором, импеллер RC Lander 68мм с мотором на 6 банок (тяга 1,6кг). Планер самолета будет изготовлен по моим чертежам из потолочки, с усилением бальзовыми рейками, где это необходимо и последующей окраской водоэмульсионными красками, а затем обтяжкой пленкой для учебников (это не окончательный вариант). Думаю нанести заметные части наружной обшивки в виде люков, стыков листов обшивок на фюзеляже, возможно еще какие-нибудь копийные детальки сделаю. Изначально планировалось оснастить модель 2 импеллерами, на крайний случай 3-мя. Вот на этом месте я долго колебался. Это было очень не просто, принять решение. Меня посетила мысль: В-737, немного меньших размеров, летал с тягой 1600 гр при перегрузочном весе 2700. В самолете лежала батарея весом почти 600гр. И тогда я подумал, что оставив один импеллер и поставив более легкую батарею, можно улучшить летные качества самолета за счет меньшей нагрузки на крыло. Кроме того, диаметр фюзеляжа в выбранном масштабе получился меньше на 10%, чем у 737, а значит лобовое сопротивление и энергопотребление во время полета тоже будет меньше. Единственный момент, который опрокинул мои работы по чертежам, это диаметр импеллера 68мм, на 10 мм больше расчетного. Придется делать изменения хвостовой части, что немного некопийно и “горб” на воздухозаборнике, а это сокращает количество вариантов окраски, тк по всей видимости таких самолетов было выпущено немного. На скорую руку нашел фотки оригинала с увеличенным диаметром среднего двигателя. Мож конечно еще найду, а пока я нашел 2 варианта покраски. Моей жене понравился вариант окраски почтовой службы, а мне хотелось бы что-то поярче. Нашел окраску AmeriJet, в этой окраске мне все нравится, иллюминаторы нарисовать недолго. В общем если попадется что-то подобное, кидайте в тему.

ivan_mobilkin
EVIL:

После достаточно долгого перерыва, пришло время строить Боинг

Приветствую, Константин.
Пожелаю удачи!
А отечественные варианты Ту-154, Як-42, ну и наконец Як-40 чем не привлекли?

EVIL
ivan_mobilkin:

А отечественные варианты Ту-154, Як-42, ну и наконец Як-40 чем не привлекли?

Приведенные вами примеры не очень годятся для постройки на одном импеллере. Данные прототипы лучше всего строить на турбине. По Боингу у меня очень много информации, проделана огромная работа по созданию чертежей. Прежде чем браться за разработку модели, я прикинул к носу все за и против, в т.ч. немаловажным фактором был “нравится-не нравится”. Я пришел к 727 после начала работ по чертежам В-737. Цель - создать небольшой и неприхотливый самолет, чтобы из крыла по возможности ничего не торчало, чтобы был не сложен в постройке и обладал максимально возможно высокими летными качествами. Как бы построить планер не большая проблема, а в плане всего остального не все так хорошо, как хочется.

  1. Шасси: на Ту-шке и Як-42 многоколесные тележки, что подразумевает определенные сложности при создании стоек шасси и механизмов их уборки. Про сложность шасси 154-го я даже говорить не буду. Слишком сложное шасси добавит лишнего веса на самолет. Городить упрощенное или не убирающееся шасси, мне неохото. На Як-40 очень хорошее шасси для повторения на модели.
  2. Двигатели: У Як-40, к сожалению очень маленький диаметр двигателей и я не встречал его модификаций с моторами увеличенного диаметра. Более-менее приемлемый вариант -движки Ту-154, где отношение диаметр двигателя/диаметр фюзеляжа вполне приемлемое. На Як-42 сделаны характерные двухконтурные мотогондолы. Если не делать торчащую часть турбины, то вид у модели будет заметно хуже. К конструированию двухконтурных мотогондол я пока не готов, поэтому на данном этапе желательно иметь что-то попроще. Мотогондолы современных самолетов, таких как А-330 (Петер Мишель это тоже оценил), В-757, Ил-96, Ту-204 - очень хороший вариант для повторения их на модели, тк из них ничего не торчит, но у меня есть только 1 импеллер, поэтому эти варианты я рассмотрю позже, когда смогу приобрести другие импеллеры. Пока все складывается с моделью 727, даже нашлась модификация со средним двигателем увеличенного диаметра и соответствующим воздухозаборником, называется B-727-23(Q). На этой же модификации, но с другой буквой в скобочках, у среднего двигателя стандартный маленький воздухозаборник.
    По крылу могу сказать, что модели с прямыми крыльями, а так же если размах существенно превышает длину самолета, если и буду строить, то в особом случае. Если сравнить крылья предлагаемых самолетов, то при наложении масштабных видов крыльев Як-42, Тушки и Боинга, у последнего площадь крыла больше и концевая хорда шире. К тому же, на Боинге применен положительный развал крыла, а на Тушке и Яке - отрицательный. Для устойчивости это очень важно. Мой начальный опыт строительства и полетов начался с моделей грузовых самолетов, где было отрицательное V крыла показал, что устойчивость по крену отсутствует как таковая, несмотря на то, что все построенные мною грузовики - верхнепланы, а последняя модель - Боинг-737 в черновом варианте, показала отличную устойчивость даже на посадочном режиме, возможен так же управляемый режим парашютирования. На основе полученного опыта и почувствованной разницы, мне пока не хочется строить модель с отрицательным развалом крыла.

Всё, пошел строить:)

ivan_mobilkin

Благодарю за подробный ответ.
Да уж, шасси на “тушках” и поперечный V заставляют серьезно задуматься 😃
Я тоже очень внимательно присматриваюсь к работам Петера Михеля, особенно к его последним с EDFs.

Еще раз желаю удачи в проекте!

ПС. Извините, не удержался 😃 Как вариант для одного импеллера
en.wikipedia.org/wiki/Eclipse_400

www.keiro.ch/e_Beschreibung_eclipse400_12.html

EVIL

Начинаем строительство:) Невольно вспомнились времена, когда я клеил бальзу суперклеем. 5 секунд и готово, можно клеить дальше, теперь надо ждать, когда его величество “Титан” схватится. Хорошо, есть опыт из далекого детства, когда был самый супер-трупер клей ПВА и я фиксировал склеиваемые конструкции булавками 😃

По конструкции, фюзеляж будет образован из 3 частей, изготавливаемых отдельно, а затем намертво склееных между собой. Конструкция носовой и средней частей будет идентична, они будут состоять из верхней и нижней половинок, между которыми будет усиление из тонких бальзовых реек. Хвостовая часть будет цельной, после сборки будут сделаны технологические вырезы для монтажа моторамы, на которую будет навешиваться импеллер. Крепление импеллера будет реализовано как на самолетах с турбиной - с помощью металлического хомутика, а для доступа к ней, будет сделана нижняя крышка на хвостовой части фюзеляжа. На данный момент, изготовлен верх средней части, размечены и сделаны шаблоны для обшивки половинки хвостовой части. Вес конечно чувствуется, но сколько его там, сказать не могу, надо будет купить весы.

EVIL

Добавлено:) Хвостовая часть по конструкции отличается от остальных. Это связано с необходимостью смонтировать киль и действующий воздухозаборник. Сделать это можно и потом, но тогда будет трудно выставить киль по вертикальной оси симметрии, а в данном случае, все будет в одной плоскости. Половинка хвостовой части уже зашита, щас клей немного подсохнет и буду начинать сборку киля прямо на полученной заготовке. Киль тоже будет состоять из 2 половинок, поэтому его конструкция гарантировано будет лежать в вертикальной плоскости симметрии самолета.😎

EVIL

Есть небольшое продвижение - собрана половина киля, наклеена обшивка с одной стороны. Полученная конструкция идеально лежит на доске без перекосов.

FAV112

Если кратко-МАладЭС!!!
Кость,напиши в личку вышлю тебе нормальной не рифленой потолочки!1000х500
толщина 3мм и 5мм

EVIL

Движемся дальше:) Установлена важная деталь - канал воздухозаборника. После начала этой операции немного повело заготовку в одной плоскости. Для устранения этого явления был сделан шаблон с обходом канала, установлена стяжка из полосы скотча и дополнительно наклеен набор половинок шпангоутов для правой стороны. Теперь клей высох и все идеально лежит в одной плоскости. Осталось вырезать секции обшивок по заранее подготовленным выкройкам (см. фото в первом посте) и наклеить их на свои места. Нужно будет доделать правую сторону киля. Для этого, когда я делал левую, я вырезал все заготовки на обе стороны, в т.ч. и заготовку обшивки. Теперь нужно тупо клеить, вся умственная работа уже далеко позади:)))

EVIL

Заложил каркас верха носовой части. Она будет строиться по той же технологии, что и средняя часть. Будут разработаны выкройки для обшивки секций между шпангоутами, затем контуры будут перенесены на лист потолочки, после чего будет произведена зашивка каркаса. Нижние части носовой и средней секций будут содержать элементы из 20мм упаковочного пенопласта и бальзовых реек. В нижней части фюзеляжа будет находиться силовая батарея, к ней будет крепиться передняя стойка шасси, а так же на нее будет навешиваться крыло. К изготовлению этой части самолета приступлю позже, когда закончу с начатыми конструкциями. Сейчас склеил хвостовую часть со средней.

EVIL

Морд обшит и обработан, приклеил его к самолету. Уже что-то похожее получается:)

anatoli

Константин ! МОЛОДЕЦ ! Мысленно мы с тобой , получается красиво !

EVIL

Фсем спасибо за участие! 😃 теперь немного лирики. Я тут где-то обещал, что сделаю силовые элементы фюзеляжа из бальзы. Эт я с горяча. Сейчас полученная конструкция весит столько же, сколько ее будущий импеллер. Я вот тут подумал: потолочка очень хрупкая, очень мягкая, а тут бальза. Прям какой-то инопланетный кибертитанический материал, по сравнению с нашими земными технологиями. К тому же бальза весит немало, какая легкая она не была. К сожалению практика показывает, что в таком небольшом размере модели авиалайнера ей не место. Ну это как применение сырого железа в качестве лонжеронов для настоящего самолета. Пока лежал в ванне, вспоминались сцены из прошлого, когда у меня был маленький (чуть меньше метра в размахе) пенопластовый Корсар, как у него крепилось крыло и как он летал с огромными перегрузками и при этом возил в себе нереально тяжелую для него батарею, весом 180гр. В том самолете были 2 бальзовые пластинки для крепления крыла просто приклеенные к пенопласту. В одну вставлялись крепежные штырьки, а в другую заворачивался строительный саморез. Крепление крыла было по типу Кальматы-нижнеплана. А теперь по существу: горизонтальная перегородка, которая на прототипе служит полом пассажирского салона уже усилена бумажными накладками с проложенными под ними нитками. Тут невольно вспомнилась чья-то шутка про тросик и резинку от трусов, это в смысле про разную вязкость материалов. Ну будем надеяться, что нитка не спровоцирует взрыв конструкций. В общем, повторю я конструктив Корсара, даже переднюю стойку на пенопласт посажу. Брусочки для саморезов конечно же будут. Из пенопласта сделаю и мотораму для импеллера с сохранением его съемности.

FAV112

ЭЭЭ кхм
дядь ты тут погорячился про ненужность бальзы…
яб на твоем месте пустил бы по бокам вдоль рейку 5х3 хотябы,бальзовую.
С большим разносом по ширине они дадут хорошую прочность фюзу на изгиб.Но по идее их должно быть 4(еще сверху и снизу)

EVIL

Сам фюзеляж, я наверно чем-нибудь обклею, я еще пока не решил. Это как до внешней отделки дойдет, так сразу будет ясно. Там прочность на изгиб, кручение, прогиб увеличится в несколько раз. Рейки в пенопласте так просто не спрячеш, да и при таких размерах от них толку мало будет. Бумажные полоски с нитками будут не хуже бальзовых реек, я их уже приклеил. Дополнительно будут приклеены боковые полосы, имитирующие лист с рядом иллюминаторов. Силовые конструкции сделаю из упаковочного пенопласта, благо он у меня есть. Упаковочный пенопласт - это вообще шайтан-материал: твердый-твердый и легкий. Я вчера вырезал из него часть полушпангоутов и приклеил на самолет. Сегодня с делами раскидаюсь и сделаю батарейный отсек. На 737 он был сделан из намного менее прочного пенопласта и при этом отлично справлялся со своей задачей.

EVIL

Продолжаем строить:) Готов набор нижней части фюзеляжа, где нет крыла. Заложены бруски из пенопласта под ретракт передней стойки шасси. Надо будет наклеить на них 2 полоски из белого пластика, чтобы можно было прикрутить ретракт на саморезы. За прочность этого узла я не переживаю, т.к. передняя стойка слабонагруженная, а если ей встретится непреодолимое препятствие, то ее вырвет и с более мощной конструкцией. Из-за угла поворота стойки при сложении 90 градусов, пришлось сделать заметный наклон площадки вперед, чтобы колеса в убранном виде не выступали за обводы фюзеляжа. В выпущенном виде передняя стойка будет немного торчать вперед, как на мотоцикле. Я думаю, что за открытыми створками это не будет так заметно.


Перед крылом будет располагаться силовая батарейка. Специально для нее будет создан контейнер, куда она будет вставляться. Только откуда, еще не решил.😒 Принимаю любые разумные идеи к рассмотрению)

Chinsky
EVIL:

Принимаю любые разумные

Насчет разумной - не ручаюсь. Как вариант сделать люк в нижней части фююзеляжа, закладывать батарейку, и к ретракту доступ. Или к ретракту отдельно доступ будет?

EVIL
Chinsky:

Насчет разумной - не ручаюсь

Дим, ну ладно скромничать))) 😉 Я тоже думал над вариантом люка снизу. Есть еще вариант люк сбоку (мне больше нравиццо, но более трудный в исполнении) и загрузка батареи через шпангоут, когда крыло снято. Доступ к ретракту будет абсолютно свободным при открытых створках шасси.

Chinsky
EVIL:

загрузка батареи через шпангоут, когда крыло снято

Если загружать батарейку со снятым крылом, то я бы не стал делать дополнительных люков.

boroda_de
EVIL:

шутка про тросик и резинку от трусов

Это было для наглядности сказано.

Симпатично получается. 😃

Sprite

Есть еще вариант люк сбоку (мне больше нравиццо, но более трудный в исполнении)


Модель Ту-154Б2 Роторного Олега

Airliner-rc

крыло “одним куском” будет или разъемное?

EVIL

Будет раъемное на 2 части - правую и левую.

Sprite:

Модель Ту-154Б2

Я несколько иначе вижу себе боковой люк. Хотелось бы расположить батарейный отсек как можно ниже. Окраска, которую я выбрал… представляете и не сказал))) эта окраска позволяет сделать люк даже сверху фюзеляжа, тк он там темный (см крайнее левое фото в первом посте).

Прочнист

Костя, ты подмл про работу твоего импеллера на больших углах атаки?? Там затенение большое отфюзеляжа будет, дя импеллера это очень критично. Тяга может раза в остальном мне видится все прекрасно и легко.

EVIL

Посоветовался на работе насчет влияния фюзеляжа на больших углах атаки. Будете смеяться, но первый вопрос был “какая ожидаемая минимальная скорость полета?” Я сказал, что предполагаю в районе 8-10м/с. КБ-шник громко рассмеялся и сказал, чтобы я спал спокойно - на этих скоростях и размерах не действуют законы, применимые к большим летательным аппаратам. Он так же сказал, что импеллер - это всего лиш низконапорный вентилятор с небольшим расходом воздуха и возможные естественные возмущения потока на входе для него не смертельны. Они могут снизить тягу, максимум, процентов на 10, а то и меньше, а чтобы совсем задушить вентилятор, надо закрывать вход чем-то жестким.