Миг-15. Импеллер 64мм. Наконец-то взялся!

Tungus

Всем привет! Давно собирался сделать сей агрегат и вот наконец-то приступил. Сколько читал здесь на сайте статей про этот самолёт-всё наборы от разных производителей. А так чтобы самопал полностью вроде не видел статей. Если не увидел-ткните пальцем пожалуйста если не лень))Импеллер с двигателем уже года полтора лежат ждут)) Итак. Чертежи на Ибее купил. Когда пришли выяснилось,что чертежи на кордовую модель))). Ладно. Переделаю на импеллер. Делать буду из всего подряд. Бальза,потолочка,фанера… Размах 100мм. Вес пока не знаю)) План строительства примерно такой
1.По болвану из дерева сверну трубу для фена. Она в основе.
2. Установка колец-шпангоутов+стрингеры. Их не много. Может рейки, может рёбра жёсткости из потолочки.
3.Обшивка. Вот тут у меня пока затык. По плану хотел использовать"оптимистичную технологию" Сделал полуболван фюзеляжа из пеноплекса(по шаблонам вывел как положено) На основе из ДСП. Начал “осаживать” потолочку. Три попытки…всё в ведро. Носовая часть пока никак не получается. Не получается ужать равномерно. В ютубе смотришь так всё легко вроде.На яву-хрен там))) Завтра ещё попробую. Если не получится буду думать ещё варианты. Может довести болван более менее и из стекла корочки попробовать(ни разу пока не пробовал) Что там ещё можно использовать кромео стекла? органзу,колготки,папье-маше…? весь в раздумьях. От шпангоута до шпангоута секциями зашивать можно конечно.С развертками только много возиться. Так уверен был что получится по той самой волшебной"оптимистичной") Если есть какие мысли и советы по коркам-буду рад выслушать! Ну вот пока и всё. Сегодня так увлечён был работой,что фотографировать некогда было. Да и ничего особого фоткать-то пока нечего. Болван один. Завтра всё же сфоткаю для истории))

Yurich

Может, здесь что полезное найдёте: www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=408661
Да, и 64-й импеллер для метрового МиГа не маловат будет? Я делал под 66-й размахом около 750-800, взлетал с брюха со снега и травы.

Tungus
Yurich:

Да, и 64-й импеллер для метрового МиГа не маловат будет?

На 4-х банках заявленная тяга 1000-1100гр. Брешут конечно,но посмотрим. До этого у меня только один импеллерный самолёт был. SuperBandit. Здесь ниже тема есть. На трёх банках летал. Сколько весил не помню. А вообще всё собираюсь журнал какой-то завести с описанием того что строил и что летало. Чтобы для анализа было. Чтобы сравнивать и прикидывать что-то можно было. За ссылку спасибо.

Yurich
Tungus:

На 4-х банках заявленная тяга 1000-1100гр. Брешут конечно

Эт точно. Будет грамм 700-800, и ток под 40А.

a_centaurus

В другом топике я выкладывал результаты испытаний HK EDF 64 на 4 банках. В начальном пике выброс до 950 г, затем стабилизация до 870 г с нагревом мотора до 92° за 40 с работы. При токе примерно в 40 A. Также этот fan испытывался на подлётах в составе картонного макета платформы с крыльями обратной стреловидности (топик "Чужой…). В принципе тяги хватало, чтобы держать 1.6 кг аппарат в полёте с десяток метров. Больше не давала площадка. Но на лётную модель решил ставить EDF 70. Этот уже нормально тянет 1000 -1100 г на 50А без перегрева. А EDF 64 штатно работает от 3S на 30 А с тягой 650 г. На это и надо считать.

Tungus

У меня ещё есть другая крыльчатка, с ней тоже испытаю. Завтра собираюсь стендик соорудить, замеры сделать. Акк у меня всего 1600. 4S. Маловато однако. Есть ещё 3S 2600. С ним тоже попробую. Сегодня часа три пытался трубу из потолочки скрутить на оправке. Вроде простая операция,а столько времени угрохал. Результатом не очень доволен. Думаю может из органзы на смоле скрутить(стеклоткань жалко). Ни разу пока из тканей на смоле ничего не лепил. И ещё завтра буду переделывать болван. тот, что сделал по чертежу не похож на оригинал. Задняя часть заужена больше чем надо. В глаза бросается.

a_centaurus
Tungus:

Сегодня часа три пытался трубу из потолочки скрутить на оправке. Вроде простая операция,а столько времени угрохал.

Делаю сейчас примерно то же (оболочка для фюза дрона). Нашёл приемлимую технику: обечайка (банка из жести - 100 мм) обмотана несколькими листами бумаги. Heat gun 1600 W лежит на боку на столе на расстоянии 20 см от входа в обечайку. Лист депрона 5 мм предварительно кроится для изготовления полуцилиндра/полуконуса (в хвостовой части) длиной не более 12 см. Конические поверхности сначала выкраиваются в бумаге из программы Sheet Dev (есть в Рунете), затем переносятся на д. и вырезаются. Формовка заготовки производится на подогретой обечайке (температуру подобрать на свидетелях) руками и деревянной линейкой, прижимающей края. Пистолет при этом уже выключен. При известной сноровке можно отформовать за час n-количество заготовок. Из них на подходящем болване (foam) склеивается верхняя часть фюза, затем нижняя (или боковины). Стыки шпаклюются и зашкуриваются. Готовятся шпангоуты из того же депрона (у меня из 10 мм). Далее сборка фюза по средней линии и его обработка. Оклеить лучше всего крафт бумагой на обойном клее. Альтернатива - обойная подложная бумага. У нее белый цвет и она дешевле. Прочность сборки сравнима с оклейкой стеклотканью. Но проще и легче. У меня, правда, фюз имеет палубу по “ватерлинии”, а нижний обьём заполнен тетрисным foam. То есть оболочки имеют большую площадь для склеивания. Но всё равно, такая техника позволяет легко монтировать полые обьёмные предметы (фюзеляж, крыло) из плоских заготовок. Закончу фюз - выложу.

Tungus

Сегодня задумался о том как усилить крылья. А именно. По существующему чертежу это выглядит так. Фюзеляж в поперечном сечении круглый. Внутри проходит трубы фена. В итоге шпангоут выглядит как кольцо. От этого самого кольца в стороны крыльев отходят полосы лонжеронов на 170 мм. примерно. Таких шпангоутов там два. Один за другим. На эти “отростки” потом"насаживаются" крылья. А нельзя ли просто насквозь трубы фена,поперёк фюзеляжа пропустить пару трубок мм. по 8 и на них уже "посадить крыло? Думаю будут ли они существенно мешать прохождению воздушного потока? С другой стороны смотришь какие вольности допускают фирмы производители ARF наборов в плане простого свободного размещения например регулятора в канале позади самого импеллера. А уж до самого импеллера чего только не увидишь. Понимаю,что по любому все эти припятствия не должны перекрывать канал на столько чтобы оставалась свободная площадь не меньше чем проходная площадь фена. А труба из потолочки всё же не плохая получилась. Сегодня шпангоуты вырезал. И осадил из бутылки выходнуючасть воздушного канала. Заузил на выходе на 10%. Длина 2.2 диаметра. Вроде всё по правилам. Двигаюсь дальше!

Ещё вопрос. Как Вы считаете уважаемые коллеги какой ёмкости аккумулятор было бы правильно установить? Повторюсь двиг на 4S. Фен 64 мм.(крыльчатка) есть на 5 и на 6 лопастей. Тягу сегодня не получилось проверить. Кстати сегодня перепечатал чертежи на размах 950 мм. Примерный вес полётный даже не представляю какой получится. По конструктиву труба потолочка, шпангоуты пеноплекс рапущеный 8мм., обшивка потолочка, крыло наборное-шпангоуты потолочка,обшивка потолочка. Пару шпангоутов из бальзы сделаю. Корневую и где-нибудь в районе стоек шасси. Ну может быть между ними ещё одну из бальзы. Трубки карбоновые через них проходить будут. Серв по всей видимости 5 будет. На носовую стойку отдельную буду ставить. Шасси не убирающиеся. Сколько всё это будет весить пока не представляю)))

Геннадий_83

Так для примера, была у меня самодельная модель из потолочки на двух фенах 50 размера, в сумме тяга, при батарейке 2.2 3s, около 600 гр. так вот взлетный вес с батарейкой был более 1200 гр.(есть видео в моих темах) и с таким соотношением модель прекрасно летала. Вывод такой меньше тяга-больше разбег.

Tungus

Начало.
Фюзеляж будет разъёмным по линии входного сопла импеллера. Шпангоуты пока не приклеены.

SEAL

Коллега, поздравляю Вас с началом нового интересного творческого пути.
Сразу же вопрос, Андрей. Труба входного канала имеет строго цилиндрическую форму или же это- усеченный конус, основание которого является входом? Внутренние поверхности корпуса импеллера и трубы совпадают или образуют ступеньку?

Tungus

Спасибо! Труба свёрнута из потолочки на оправке из дерева. Импеллер вставляется внутрь трубы. Получается, внутренний диаметр трубы -это внешний диаметр самого фена. Там на входе получается ступенька на толщину кольца фена. Чуть меньше 2-х мм. Выходной канал так же надевается на кольцо фена. Сделан он не в виде конуса усечённого а с плавным заужением на последней трети трубы.

SEAL
Tungus:

Там на входе получается ступенька на толщину кольца фена.

Понятно,Андрей. В этом месте ступенька между поверхностями съест немного граммов тяги. Идеально,когда входная труба воздухозаборника,точней ее внутренняя поверхность,заподлицо с внутренней поверхностью корпуса импеллера. А какой длины сама труба? Я так и не понял: она коническая или одинакова по диаметру в каждом ее сечении?(в верхнем посте спрашивал)

Был вопрос о весе. Такую модель МиГа из пены можно уложить в 900 гр и меньше, используя пенопласт(ну еще потолочку), карбон-на силовой каркас крыла,клей UHUpor да циакрин. Вообще для полноты весовой картины неплохо бы оценить стендовую тягу импеллера на 3S 2.6(такие кажется у Вас?) Что бы и ее сохранить, пожалуй надо трубу входного канала оставить чистой, без перегородок на лонжероны консолей.Ну по крайней мере я в своих самолетах канал ни чем не перегораживал.
Если хотите,то б самолет свистел,а не волочился; динамично разгонялся - БОРИТЕСЬ за тяговооруженность. Она должна быть как можно ближе к 1. И может стоит поразмыслить над оформлением фюзеляжа для посадки на него, и отказаться от шасси. Шасси-грамм 100 мертвого веса))), а может и больше, я в них не знаток.

Tungus

По поводу длины трубы до и после фена завтра уточню. Батарею сегодня взял 4S 2350 ma. двигун на 4S. Сегодня взвесил то что есть и прикинул,что вес ожидается в пределах 1000гр. Посмотрел в магазинах готовые модели с таким размахом примерно столько и весят. и всё же пропущу трубу 6 мм насквозь канала воздухозаборника. Посмотрим что получится. Сегодня собрал одно крыло. 36 гр. получилось. Насчёт шасси тоже всё думаю… С руки его конечно не удобно запускать. Диаметр фюза 130 мм. А труба от носа до фена одного диаметра. После фена сначала ровная (две трети примерно)и к концу плавно немного заужается.

Yurich
Tungus:

А труба от носа до фена одного диаметра.

Это плохо, потеряете треть тяги.Площадь на входе должна составлять 120-130% от рабочей площади импеллера, т.е. за вычетом площади мотора. Примерно как здесь:

Tungus

Не первый раз вижу эту картинку. Не понятная она. Тоесть с моим феном 64мм(крыльчатка) на входе должно быть 80-90 мм.? Всё собираюсь стенд соорудить и померить и всё никак блин.

SEAL:

пожалуй надо трубу входного канала оставить чистой, без перегородок на лонжероны консолей.

Попробую и с чистой трубой и с трубкой лонжерона поперёк.

Yurich

Нет, не так. Считать надо ПЛОЩАДИ. Для Вашего фена диаметр на входе должен быть 64-66мм,на выходе сопла 56-58мм.

Tungus
Yurich:

Для Вашего фена диаметр на входе должен быть 64-66мм,на выходе сопла 56-58мм.

Так у меня так и есть. Площади и считал. Читал много всяких мнений. Одного единственного и правильного для себя так и не уяснил. Так… общие принципы.
Сегодня второе крыло закрылДвигаюсь потихоньку. Решил сделать вот так вот. Первая и четвёртая нервюра из бальзы 2мм. На второй и третьей площадки из бальзы с отверстиями в том месте где трубка лонжерон будет проходить. Четвёртая нервюра стоит в месте расположения стойки шасси. Как-то буду привязывться опираться на неё. Мыслей пока нет по поводу того как это сделать. Был бы признателен на ссылочку или идею какую-нибудь по поводу того как легче надёжней и практичней это сделать.Пустил ещё пару реек лонжеронов по нервюрам. Думаю не лишними будут.

Tungus

Процесс идёт. Начинает что-то определяться!

А это задняя часть с феном

Она будет"пристёгиваться в ответное кольцо с последующим доворотом и фиксацией одним винтом

a_centaurus

Порекомендовал бы тебе сначала сделать макет тракта турбины из картона (воздухозаборник+EDF+сопловой насадок) в масштабе 1:1 и замерить статическую тягу.

askad

Андрей я чет не пойму, а куда аком вставятся будет?

Tungus
askad:

а куда аком вставятся будет?

Над основной трубой в районе фонаря. На всех моделях этого смолёта практически в этом месте. Все внутренности прячутся в пространстве между трубой воздуховода и внешней обшивкой. Для регулятора оборотов в воздуховоде до импеллера окно вырезают и радиатором регулятор выставляют для охлаждения. Сейчас вот голову ломаю цельноповоротный РВ делать или нет? И как машинки и приводы расположить? Хвост не очень толстый. Особо в него не утопить машинки. Есть две маленькие машинки грам по 4-5. Может их поставить по одной на каждую половину РВ. По массе чуть больше получится чем одну(при цельноповоротном исполнении).Но провода как-то вести прятать нужно. Никогда не замуровываю машинки намертво. Люблю когда доступ и возможность демонтажа есть. Это желание иногда добавляет дополнительные трудности)))

a_centaurus:

Порекомендовал бы тебе сначала сделать макет тракта турбины из картона (воздухозаборник+EDF+сопловой насадок) в масштабе 1:1 и замерить статическую тягу.

Читал Ваши разъясния по поводу теории импеллеров в других темах… Столько тонкостей. И меня интересуют несколько вопросов,которые определяют конструктив всего самолёта. Основные вопросы-это:
1- диаметры на входе и выходе (теоретически правильные)
2-длины каналов до и после импеллера
3-необходимость и расположение"губы" И менно в моделях с длинным заборником воздуха(как Миг-15 например)
4-форма выходного сопла(продольное сечение) смотрел на разных покупных моделях и везде по разному. Где просто труба одного сечения. Где конус урезаный от самого выхода импа до выхода из сопла. Как же правильней? Понимаю,что с заужением выхода растёт скорость потока,но падает тяга. Как найти золотую середину?!)

SEAL:

и отказаться от шасси.

Пузатый он)) с руки никак)) Супер-Бандит с руки у меня летал. А этот или с пуза или с катапульты. В полёте конечно он на много красивее смотриться без шасси!

askad

У меня был такой, самолет! Я не помню чей(китайский 100%), но я в него впереди фонаря кроме батарейки еще и груз добавлял!
РВ я чуть увеличил по площади, так он управлялся отлично! Единственно что я сделал, это закрылки. Они просто необходимы!

a_centaurus

Никакие “правильные теоретические советы” не заменят макетных испытаний на этапе проектирования. Особенно в случае с турбинами. Выбранный тобой самолёт - классический в этом классе. Приложу пару схем из книги “Модели-копиии самолётов” Тарадеева. Конструкция входа воздухозаборника и всего туннеля импеллерной установки копийного Мига. В случае EDF 64, выбранного тобой, нужно постараться использовать возможности лемнискатного насадка, дополнив его заборником из PET бутылки калибра 90-100 мм, отрезав её со стороны горлышка по диаметру обечайки EDF (позади л.насадка), оставляя цилиндрическую часть по длине равной расстоянию до начала “губы” (см. схему). Нужно постараться использовать для этого пространство под кабиной. Тогда EDF будет получать достаточно рабочего тела для обеспечения тяги. Вторая часть тоннеля - сопловый насадок. Он начинается от отверстия статора турбины и должен иметь длину не более 1.2 диаметра с выходным диаметром примерно 59 мм. В реальной конструкции ты этого не получишь, поскольку EDF установлен далеко от выхода. Поэтому можно попытаться сделать расширение после выхода из статора с полследующим плавным сужением к соплу. Диаметр отверстия лучше определить экспериментально. Вот для этого и понадобится макет туннеля. С замером тяги по факту изменения конструкции. Желаю успехов.

Tungus
a_centaurus:

Конструкция входа воздухозаборника и всего туннеля импеллерной установки копийного Мига. В случае EDF 64, выбранного тобой, нужно постараться использовать возможности лемнискатного насадка, дополнив его заборником из PET бутылки калибра 90-100 мм, отрезав её со стороны горлышка по диаметру обечайки EDF (позади л.насадка), оставляя цилиндрическую часть по длине равной расстоянию до начала “губы” (см. схему). Нужно постараться использовать для этого пространство под кабиной. Тогда EDF будет получать достаточно рабочего тела для обеспечения тяги. Вторая часть тоннеля - сопловый насадок. Он начинается от отверстия статора турбины и должен иметь длину не более 1.2 диаметра с выходным диаметром примерно 59 мм.

Спасибо за внимание! Перевариваю Ваши советы. Скачал книгу. Читаю. В голове теперь свалка) Сейчас основная мысль такая,что получается,что после входного сопла должно быть расширение канала? Или же, если позволяет конструкция модели, изначально площадь забора должна быть больше площади входа в импеллер. На моделях, которые продаются в магазинах видел дополнительные"окна" в фюзеляже ближе к импеллеру для дополнительного забора воздуха. Если расширять канал до импеллера-то не остаётся места для размещения всех внутренностей. Нужна золотая середина. На какой-то модели Миг-15 видел применяется два 2-х баночных аккумулятора соед. последовательно. Это было сделано из-за того, что они довольно тонкие и умещаются между трубой и внешней обшивкой. Распологались они грубо говоря слева и справа от фонаря. Но что-то не хочется использовать две батареи. Всё больше и больше склоняюсь к постройке простого стенда и последующим испытаниям. Тут ещё такой момент,что у нас на конец апреля назначено торжественное открытие летнего сезона и поэтому начал строить быстрее и вот так вот на обум. Успеть хочется)