Модели-копии СВВП (VTOL)

Alexander53

Тяга, избыток тяги - это даже не теория, а рекламные данные производителей. В них скромно умалчивается, с какими регуляторами и (что более важно) аккумуляторами проводились замеры.
Из личного опыта: импеллер 64 мм от НК должен выдавать 1100 г. тяги при 35А. Максимум, что удалось получить - это 990 г. при 33,4А. Это с четырёхбаночным аккумулятором 3 Ач весом 302 г. Импеллер с регулятором ещё +204 г.
От двух импеллеров с тем же аккумулятором максимум 1500 г. при 58А, т.е. на каждый по 750 г. при 29А.
Так что нужен или супераккумулятор, или ёмкость раза в два больше.

TanKISS-T:

Итог:

Верить тому, что пишут продавцы, можно условно. При переходе к практике может ожидать разочарование.

TanKISS-T

Ну я же верил не выборочно))) а если обманывают все - значит, принципиальное соотношение примерно соблюдается?

А связка импеллер-мотор имеет какой-то заметный предел по ресурсу работы?
Если соблюдать тепловой режим и проч.

Alexander53
TanKISS-T:

Ну я же верил не выборочно)))

А как, в общем? Разницы не вижу.
P.S. Практическая реализация будет или тема для “просто пообщаться”?

TanKISS-T

Александр, я пока и сам не знаю. Нужно еще понять для себя очень многое в том, что для Вас уже пройденный этап.
Нужно посмотреть и понять, что уже пробовали делать другие в этом направлении.
Времени на все это будет мало, так что не загадываю.
Спасибо всем, кто отвечает в теме, мне все интересно.

TanKISS-T

Да, вспомнил одну вещь - давным давно, когда не было ипотеки, а Харриер не собирался на пенсию, всемирно известный журнал “Моделист-конструктор” напечатал статью о самодельном ДВУХСТУПЕНЧАТОМ импеллере. Впрочем, в одной из тем тут уже обсуждался.
Может, это тот самый случай, когда есть смысл слепить его из двух? с промежуточным выпрямителем потока.
Может понадобиться мотор с длинным валом.
Как вариант (если такое бывает?) - мотор с длинными валами в обе стороны.

Что, если все же поставить ДВА импеллера друг за другом, по 2 сопла на каждом? Потери будут меньше?

TanKISS-T

Спасибо, Павел, но это ДВС… поищу модельные эл. двигатели.

ДедЮз
TanKISS-T:

Да, вспомнил одну вещь - давным давно, когда не было ипотеки, а Харриер не собирался на пенсию, всемирно известный журнал “Моделист-конструктор” напечатал статью о самодельном ДВУХСТУПЕНЧАТОМ импеллере. Впрочем, в одной из тем тут уже обсуждался.
Может, это тот самый случай, когда есть смысл слепить его из двух? с промежуточным выпрямителем потока.
Может понадобиться мотор с длинным валом.
Как вариант (если такое бывает?) - мотор с длинными валами в обе стороны.

Что, если все же поставить ДВА импеллера друг за другом, по 2 сопла на каждом? Потери будут меньше?

Практически, на любом бесколлекторном моторе валы по тугой посадке сидят в якоре или статоре, легко выпресовываются и переналаживаются. Нужно найти соответствующий каленный стержень с нужной посадкой. Что касается эффективности данной конструкции, можно убедиться, только экспериментально, т.к. слишком много компонентов в конструкции, от которых зависит конечный результат.

ZigZag_ZZ

Любой эл. мотор можно оборудовать длинным валом проходящим наскрозь…
Сейчас так все моторчики делают…

TanKISS-T

Пока проясняется, что реальнее всего брать за основу 120- мм импеллер.
90-мм - это слишком “на грани” и без тонких технологий он модель не потянет.
Полезную (вертикальную) тягу в расчетах нужно принимать 40% от номинала.
Со 120-м импом допустимый вес модели составит 2-2,5 кг.
Возможно ли уложиться - вот вопрос. Длина будет около метра, масштаб 12-14

Как вариант повысить мощность и избежать гироэффекта - поставить нос к носу два импеллера.
Легко ли найти крыльчатку с обратным ходом? Или она просто переставляется задом наперед?
Или выигрыша не будет?
При малой вращающейся массе можно ли пренебречь гиро-эффектом?

К этой схеме с выводом поворотных сопел за фюзеляж так и просятся четыре центробежки )))
В режиме висения - никаких поворотов потока, минимум потерь.
Но ни у кого не встречал в разработках.

ZigZag_ZZ

Вам в КБ им. А.С. Яковлева, там это всё уже делали, потом продали за Биг мак пендам, те Ф-35 построили…
А тема где хлопчик мутил для “Гончей” силовую, так на форуме и заглох…

TanKISS-T

Вот кстати тоже вопросик - какой СВВП больше подходит для модели?
Як-38, Як-141, F-35 или Harrier?

ZigZag_ZZ

Ваш вариант Як 141 изд.48, клон его с двумя подъёмно-маршевыми ВЕНТИЛЯТОРАМИ, ибо приводятся во вращение валом отбора мощности от маршевого в отличии от нашего, где это рабочие турбинки.
Гончая не прокатит, там два контура и очень маленькие сопла…
Я работал в ОКБ…
Тем паче самолёт у нас топором рубленный, собрать из потолочки или листовой бальзы, даже детям не вопрос…

TanKISS-T

Тоись - F35 и без разговоров?)))
Про Як 141 клон его с двумя подъёмно-маршевыми ВЕНТИЛЯТОРАМИ - не читал, не видел.
Был и такой? Там же подъемные движки всегда были?

ZigZag_ZZ

Вы прочитали наоборот… Як-141 папа!
Ф-35 строили по его методике и разработкам, там вал для вентиляторов, а у НАС два движка…
Строить надо НАШ!

Alexander53

Извините, но Вы полезли в дебри.

TanKISS-T:

поставить нос к носу два импеллера

И они будут только мешать друг другу. Или они должны быть с разными крыльчатками и моторами. Сможете посчитать? Вряд ли.

TanKISS-T:

Легко ли найти крыльчатку с обратным ходом?

Они есть, но не для всех импеллеров.

TanKISS-T:

Или она просто переставляется задом наперед?

Как всё запущено. Посмотрите хотя бы характеристики выпукло-вогнутых профилей на положительных и отрицательных углах и всё станет ясно.

TanKISS-T:

так и просятся четыре центробежки

КПД ц/б компрессора ниже примерно на 7…9% чем осевого. А чтобы вывести из него поток в сопло уже надо его повернуть на 90 градусов. О каком минимуме потерь может идти речь?

Вот почитайте на досуге, может сформируется понятие об импеллерах.

Теория импеллера.zip

TanKISS-T

Про F-35 я в курсе)))
Вы считаете, что схема 141-го проще в исполнении?

Alexander53:

Извините, но Вы полезли в дебри.

И они будут только мешать друг другу. Или они должны быть с разными крыльчатками и моторами. Сможете посчитать? Вряд ли.

Посчитать не могу, но видел мельком такие установки на одинаковых моторах. Возможно, крыльчатки разные.
По идее, у второй крыльчатки угол лопастей должен быть больше из-за набегающего потока.

Alexander53:

Как всё запущено. Посмотрите хотя бы характеристики выпукло-вогнутых профилей на положительных и отрицательных углах и всё станет ясно.

Да, перепутал, нужна обратная крыльчатка, извиняюсь. С обычным направлением вращения вала на движке.

Alexander53:

КПД ц/б компрессора ниже примерно на 7…9% чем осевого. А чтобы вывести из него поток в сопло уже надо его повернуть на 90 градусов. О каком минимуме потерь может идти речь?

Улитку проще бы вывести за корпус, разве нет? и направить вниз. Лучше потерять 10%, чем 60.
а вот при повороте сопла назад потери будут больше, но это уже не так важно.

Alexander53
TanKISS-T:

Что запущено? Крыльчатка тем же профилем в другую сторону.

Вы написали

Alexander53:

Или она просто переставляется задом наперед?

Т.е. вогнутая часть лопаток окажется спереди, работать лопатки будут на отрицательных углах атаки… Это всё равно, что перевернуть винт и на выходе получить “пшик” или перевернуть крыло на планере А-1, там как раз применяются выпукло-вогнутые профили.

TanKISS-T:

Улитку проще бы вывести за корпус, разве нет? и направить вниз. Лучше потерять 10%, чем 60.

А с чего Вы взяли, что потеряете именно 10%? Воздух отбрасывается лопатками по ВСЕЙ окружности, а выходит в одном месте. Там такие гидравлические потери будут, что “мама не горюй”.

Прежде чем задавать такие вопросы, надо бы хоть что-то почитать и желательно проанализировать. Иначе тема превращается в ликбез для любопытного дилетанта. Только не обижайтесь, это не оскорбление, а дружеский совет.

P.S. Вам не понравилось, что китайцы сделали некопийный F-35. Но там самое простое из решений, позволяющих уменьшить потери импеллеров. Но ведь если “прикрутить” ц/б улитки сбоку фюзеляжа “Харриера”, то тоже будет некопийно. Если уж претензии на копию, то от поворотных сопел никуда не деться. И ещё одно. Попытки создать копию СВВП даже у опытных моделистов в основном заканчиваются неудачей. Так что сразу “брать быка за рога” не стоит. Начать лучше с полётов на пенолётах, потом на обычных импеллерниках, а уже после этого замахиваться на СВВП. Но это только моё мнение. Вы же можете делать то, что считаете нужным. Результат, к сожалению, предсказуем.

TanKISS-T

По лопаткам вертушки я поторопился и исправил. Не стоит снова мордой об стол, я все понимаю)))

Любопытный дилетант - это Вы верно подметили, так я и не заявлял “победы”, которых не было.
С самого начала писал, что хочу понять причины проблем на сегодняшний 2017 год.

“Воздух отбрасывается лопатками по ВСЕЙ окружности, а выходит в одном месте. Там такие гидравлические потери будут, что “мама не горюй”.”

  • вот это не дошло, простите дилетанта, о чем речь?.. а где он должен выходить в ц.б. компрессоре?

““прикрутить” ц/б улитки сбоку фюзеляжа “Харриера”” - тоже мимо сознания))… улитка кроме выхода должна быть в корпусе.
Небольшие отличия в конфигурации сопла - это не привешивание импеллера на фюзеляж, как делали, и не прорезание корпуса насквозь дырой шириной в мидель.

Какой опыт даст полет на обычной модели для постройки модели СВВП? Динамика же разная совершенно.
Проф.летчики не все могут переучиться.

nn
TanKISS-T:

Какой опыт даст полет на обычной модели для постройки модели СВВП?

даст понимание о весе импелерной модели, прочности при этом весе, о том , какова цена тяги, хотя бы в 0.8 от веса, о том какая при этом “копийность”, о том, как вообще ведут себя модели современных истребителей со стреловидным крылом при длине в метр, и при весе например в 800 гр. и сразу станет понятно, что это такое при весе 2.5 кг.