Бутылочные импеллерники (бойцовки и не только)

Макс_Товаренко

Очень интересная тема! Опыта не особо много, но тоже посоветую 😃
Вам бы в сторону коптерных комплектующих смотреть, особенно миникоптеры. Я как то юзал на самолетедвигатель 1407 3700кв с пропеллером 3045 на двух банках давал 210 грамм тяги, на трех думаю даст больше 300. При этом двигатель весил вроде грамм 15 или около того.

a_centaurus
Денис_из_Петергофа:

Ломаю голову, ставлю эксперименты.

Это чтобы подумать о другом концепте конструкции. На этой модели сделана отдельно силовая моторама с заборниками и EDF. А на неё надеваются лёгкие боковинки (здесь- PU foam). По-любому сопловый насадок имеет диаметр меньший, чем входной диаметр EDF. И, тем более меньший, чем размер сечения фюза.И Вам так или иначе нужно это выполнять, думая об эффективности МВУ. В печатном варианте это можно сделать легко. В бутылочном, наверное, тоже, не сложнее, чем обычный ваш процесс с осаждением бутылок. Только после, корка режется вдоль.

nn
a_centaurus:

Миниатюры

оооо! а на какой стадии постройки это чудо?))

a_centaurus
nn:

оооо!

Я думаю, что модель была давным-давно (лет 8) построена. Это не мой дизайн, а одного из первых любителей гибридной постройки (3D print+). Если не изменяет память, то он англичанин. То есть, печатные формы он использовал для отливки реплик деталей из 2-х компонентного полиуретана. Были видео на You Tube, поищите. Мне был интересен сам концепт: всё самое сложное/прочное внутри и в отдельной сборке. Боковины можно и композитить и даже из бутылок попробовать.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Наконец-то руки дошли и до наклееек:

Так получилось, что разместив батарейный отсек перед крылом, а мотор с мини-винтиком на задней кромке крыла, я получил по итогу излишне переднюю центровку, что-то около 12…15%. Крыло-то стреловидное! Считал-считал, и по всему выходило, что в сложившейся ситуёвине импеллер надо пихать в самый зад.

Приехал импеллер из китайщины (ещё до эпидемии, поздней осенью), стал ломать голову, как его в этот самый зад впердо… пардон, инсталлировать. Проблема была в том, что в этом самом месте расположен киль. Киль у МиГ-15 здоровенный, и проходит насквозь через всю заднюю часть фюзеляжа.

Пришлось резать «по живому», освобождая жизненное пространство для импа. Поставил, блин… в итоге поимел проблему – теперь киль, лишённый нормальной привязки к низу задней части фюза, болтается, как г… цветок в проруби.

Новый 64мм импеллер сам по себе потянул на 82 грамма. Плюс регуль на 30А (лёгкий, коптерный), плюс самодельный стабилизатор на 5 вольт (для питания приёмника), плюс довольно длинные провода… короче по итогу вся эта гирлянда потянула на 115 грамм.

Регуль разместил наискосок, чтобы проще было вывести провода на левый борт:

Провода пустил по левому борту. Получилось некузяво:

Что делать, так часто получается, когда приходиться изобретать на ходу.

В поле:

И снова неудача! С новым импом, но на старых батарейках МиГ лететь отказался! Ну не тянут эти кислые батарейки! Бросаешь, а он, болезный, падает, и всё тут!
Плюс ещё и все признаки задней центровки – заваливает на хвост и при этом не рулится воообще, падает, как кусок … этого самого.

Опять думал-думал, думал-думал, и пришёл к выводу:

  1. Задняя центровка потому, что имеющиеся у меня старые батарейки по 1,3А/ч весят по 100 грамм, а новые, по 1,5А/ч, под которые и считал центровку, всё-таки потяжелее – по 130 гр.
  2. Стабилизатор всё-таки маловат изначально, надо его хоть чуть-чуть увеличить.

Вот на этом фото хорошо видно, насколько я увеличил площадь стабилизатора:

Пока делал стаб, а тут и батарейки заказанные подоспели (опять же, успели проскочить до эпидемии). Взвесил батарейки – 146 грамм. Укоротил провода – получилось 140. Замерил центровку – вроде попадает туда, где её и рассчитывал получить (25%).

Очередной выход в поле, уже с новым, некрашенным, стабом, и новыми батарейками:

Ну, наконец-то! МиГ полетел!

В данной конфигурации МиГ-15 имеет полётный вес 437 грамм.
Из них 115 грамм – мотоустановка (имп, регуль и провода), и 140 – батарейка. В итоге: 255 грамм! А я изначально хотел уложить МиГа в 250 грамм!

Без батарейки МиГ весит 297 грамм.

Итоговая развесовка.
Пустой планер: 150 грамм.

Потроха:
Импеллер+регуль+провода – 115г.
Сервы и тяги – 15г.
Приёмник и гироскоп – 13г.
Удлинители – 4г.
Всего: 147 грамм.

Батарея: 140 грамм.

Итого, полётная масса: 150+147+140=437 грамм.

Ну, и до кучи надо решить проблему с килем. Начал делать новый киль и новый стаб.
На фото хорошо видна хитрозагнутая форма скрытой части киля, которая будет упираться в нижнюю часть фюзеляжа:

Проблему жёсткости киля решил по максимуму, заделав в киль обрезок карбона сечением 3х3мм по всей длине. Стабилизатор сделал профилированным, в отличии от двух прошлых, которые были просто из куска потолочки.

Посмотрим, что будет…

А теперь пора уже писать и о третьем участнике
бутылочно-импеллерной эпопеи – Де Хэвиленд Вампир.

Продолжение следует…

13 days later
Денис_из_Петергофа

Де Хэвиленд Вампир.

Почему именно он?

Во-первых он мне просто нравится внешне. Во-вторых, мне не очень понравились те проблемы конструктивного характера, которые возникли в случае с МиГ-15: стреловидное крыло, батарейный отсек в воздушном канале, среднеплан, огромный киль и стабилизатор на киле.

Особенно мне не понравилась его, как мне показалось, недостаточная маневренность – широкие, размашистые петли и виражи (хотя прототип именно так и летал). По моему мнению, если задумывается не просто модель истребителя с импеллером, а модель, которая должна уметь вести успешный воздушный бой, то оптимальной, скорее всего, будет модель с прямым крылом. Или с очень умеренной стреловидностью по передней кромке (15…20 градусов).

Вампир под эту концепцию подходил очень неплохо:
Прямое крыло, короткий фюз (а значит, и короткие воздушные каналы), стабилизатор с струе от сопла, нет проблем с батарейным отсеком.
Единственная, как это казалось на первом этапе, проблема, которая заставила задуматься, была невозможность добиться нужной центровки с прямым, «вампировским» крылом.

Дело всё в том, что имевшийся уже на тот момент 55мм импеллер весил вместе с регулем 104 грамма:

И предварительные расчёты показывали, что даже если засунуть 140-граммовую батарейку в самый нос, всё равно центровка оказывается чрезвычайно задней – что-то около 40…45%. А надо 25%. Лёгкий, синенький фан (45мм, как у моего Як-15) ставить не хотелось – у него и тяга, и КПД меньше.

Выход нашёлся: у Вампира был более поздний, и более удачный вариант под названием «Веном» (ведьма), так вот, у него как раз и было то самое крыло, что мне и требовалось - с прямой задней и стреловидной передней кромками.
И модификаций этого Венома была тьма!

Выбрал вариант с коротким, изначально-Вампировским носом:

Да, пришлось пойти на некоторые отступления, к примеру, на всех (за редким исключением) фото все Веномы – с концевыми баками на крыльях.
Вот, кстати, Веном без баков:

Были ли они съёмными? Я не знаю, никакой информации не нарыл. Мне кажется, что у серийных “Веномов” они, всё-таки были штатными – так в то время решали проблему недостаточной емкости внутренних топливных баков.
Но я, по понятным причинам, такие колобахи на крыло вешать не стал – для боя нам они не нужны.
Расчёты показывали, что с таким крылом уверенно достигается центровка в 25%. Всё, решено, делаем Веном. Но без концевых баков.

Может возникнуть вопрос: а зачем для достижения нужной центровки надо было городить этот огород с Веномом, если были модификации Вампира с длинным носом? Вот такой:

Ведь в таком случае вопрос центровки точно не возник бы!
Отвечаю: не нравится мне этот головастик.Не хочу.

Итак, начинаем с болванки:

Тянем бутылки:

Уже склеенный фюзеляж:

На весах - 39 грамм:

Но не такой уж он и маленький – вот он в сравнении с фюзеляжем И-16:

А вот крыло рождалось под интенсивные танцы с бубном…
Перебрал я кучу вариантов, как сделать вот такие треугольные воздухозаборники, в корне центроплана,

да ещё и поженить эту конструкцию с бутылочным фюзеляжем, и в конечном итоге родилось вот такое «чудо-юдо»:

Для центроплана взял пенопласт пожёстче, 20г/литр, на консоли пошёл более лёгкий, 13 г/л.

Вот крыло Вампира (Венома) в сравнении с крыльями ФВ-190 и МиГ-3:

Вес, соответственно, 31 гр. 17гр. и 19 гр.
Пока всё более-менее пристойно.

Теперь – балки. Был у меня опыт двухбалочной рамы (rcopen.com/forum/f82/topic475196) но там балки были бутылочные. Здесь же, учитывая их очень малое сечение, 30х15мм, из бутылок их делать было ну совершенно нецелесообразно. Сделал их из мелкошарикового, плотностью 20 г/литр, пенопласта.

Получились, обе в сумме, весом 5 грамм:

Вклеил на титан в каждую по четыре хворостинки-стрингера, получилось уже 14 грамм:

Обтяжка скотчем дала ещё 4 грамма

Продолжение следует…

FFedor
Денис_из_Петергофа:

Продолжение следует…

Сколько же у Тебя рук?😃

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

такие колобахи на крыло вешать не стал – для боя нам они не нужны.

Ну как же? Из них, при наличии фантазии и твоих очумелых рук, получатся неплохие зацепы для лент противника.

Денис_из_Петергофа
FFedor:

Сколько же у Тебя рук?

Все, что есть, заняты делом:

Moonlight_Dreamer:

Ну как же? Из них, при наличии фантазии и твоих очумелых рук, получатся неплохие зацепы для лент противника.

Блин, об этом я не подумал…😃

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

С крылом вышла некоторая закавыка: обычно я ставлю два лонжерона – один сверху, второй снизу. Но было понятно, что крыло, имеющее в себе два воздушных канала, явно ослаблено и как раз в районе центроплана, и там надо бы как-то всё это безобразие усилить. То есть, двух хворостинок-лонжеронов явно маловато, надо больше. Да плюс ко всему эти лонжероны надо гнуть, пуская их по утолщённому (из-за воздухозаборников) центроплану.
Усилил, изогнул: по центроплану пустил аж 6 хворостин, плюс к этому усилил место их прохождения по центроплану полоской бумаги на разведённом ПВА. И сверху, и снизу.

Взвешиваем. Та-ра-рам…

68 грамм. А было, без всего этого безобразия – 31 грамм. Более, чем вдвое! Набежало на хворостинках, бумаге и ПВА!

Обтягиваем крыло скотчем:

81 грамм. На скотче набежало ещё 13 грамм.

Хвостик стараемся сделать как можно легче.

Стабилизатор и кили:

Стаб с лонжероном, но пока не обтянутый – 4 гр, оба киля с лонжеронами и обтянутые – 3 гр.

Первая пробная сборка, примеряем в попу импеллер:

Режем лючки для приборного отсека и для батарейного отсека:

Осталась одна мелочь – пипка на нос. Можно сделать мягкую, можно – из бутылки. Решил сделать бутылочную:

Теперь про дополнительные воздухозаборники.
Шестое чувство сразу подсказывало, что штатных воздухозаборников будет маловато – импеллер 55 миллиметров, и проходное сечение воздушных каналов меньше, чем необходимо. Резать окна в фюзе, как сделал это на МиГ-15, не хотелось, поэтому пошёл по пути… конструкторов фирмы Де Хэвиленд, которые, столкнувшись с подобной проблемой (когда вместо движка Дервент впихнули в Вампира более мощный Нин), они просто сочинили парочку дополнительных заборников на спине Вампира:

И мало того, была выпущена серия Вампиров с подобным апгрейдом и назывались эти доп. заборники «слоновьими ушами»!
Всё, решено, делаем Вампиру слоновьи уши!

Чтобы не делать на них отдельную болванку, использовал болванку для фонаря (а болванку для фонаря к Вампиру специально не делал – почти идеально подошла болванка от фонаря Биркэта):

Ну, вот, можно сравнить Вампира с ну…ну хотя бы, с МиГ-3:

Налицо более крупный, тяжеловесный, более «толстый» планер.
А что на весах?!

А вот что:

165 грамм некрашенный! При том, что МиГ-3 – около 90 грамм.

Вот тебе и воздухозаборники, вот вам и бумага на ПВА! Опять тяжеловес получился, да ещё и потяжелее, чем МиГ-15. Тот уже покрашенный был – 150 грамм!

Ну, что ж, как пел Высоцкий – «ещё не вечер!» деваться некуда – будем красить.

Перед покраской:

Красить решил в морской вариант: верх синий, низ светло-серый. Но так увлёкся, что синий цвет получился какой-то ядовито-кислотный, надо было его как-то притушить. Что-то вроде этого:

Хотя нашёл вот и такую вариацию:

Но это, судя по обилию попугайских надписей какой-то шоу-вариант.

Ладно, как получилось, так и получилось… 😃

После покраски:

Продолжение следует…

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

тяжеловес получился

Даже есливыйдешь за твой любимый вес 250, то всё равно пойдёт в копилку опыта.

Денис_из_Петергофа

Да какие 250? Планер - 165, батарейка - 140, импеллер с регулем - 104. Уже в сумме получается 409 грамм. Это без краски, наклеек, серв и приёмника.

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

в сумме получается 409 грамм

Ничего страшного. Ты великий экспериментатор, давай посмотрим как полетит твой Вампир!

Евгений_Николаевич
Moonlight_Dreamer:

Ничего страшного. Ты великий экспериментатор, давай посмотрим как полетит твой Вампир!

Не факт, что полетит хуже, я думаю будет лучше.

Денис_из_Петергофа

Импеллер 64мм весит лишь чуть-чуть больше, чем 55мм имп. (грамм на 10). А вот батарейка 2200 значительно тяжелее, чем 1500мА/ч. Отсюда и возможность обеспечить приемлемую центровку при исходном Вампировском крыле. Скорее всего, и у меня бы получилось, но я решил подстраховаться. В итоге при центровке 25% батарейка 1,5А/ч у меня не в самом носу, а чуть-чуть сдвинута назад. Если её сдвинуть в самый нос, то центровка получается уже около 20%.

Завтра напишу продолжение. И видео выложу.

П.С. мой вампир бочки и петли делает легко, без проблем.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Примеряем импеллер:

Вроде встаёт. Как его крепить к бутылочному фюзеляжу? До меня это, похоже, никто не делал… приходиться изобретать. На данный момент самым оптимальным решением пока является такое – обклеиваю импеллер мягкой пористой дрянью (изолон), и приклеиваю его прямо к бортам бутылочного фюзеляжа:

Решение спорное, согласен, но пока ничего более умного в голову не лезет.
Может, кто что посоветует, опытом поделится?

Ставим сервы на элероны, отлично видны «слоновьи уши»:

Хотя, опять же, отступление – такие уши были только у Вампиров, но не было у Веномов.

Клеим наклейки:

Вид с пуза – видна прокладка кабелей от серв элеронов, от сервы Р.В. лючки в оба отсека, и липучки-застёжки на них:

Увы, опять некрасивость – ну, не получилось нормально спрятать массивные провода к импу:

Блин! Опять кривые руки! Одну из надписей на крыле приклеил не так, как надо!

Оторвал, приклеил заново, сорванный самоклейкой скотч замазал краской, да не попал в тон. Где-нибудь, да обязательно накосячишь!

В поле:

Рядом с Зеро (для сравнения размеров):

А вот полетел Вампир не в пример лучше, чем МиГ-15. Управляемость – хорошая, не валится, в штопор не срывается, с центровкой угадал. Управляемость по тангажу на старте – великолепная. Оно и понятно – стабилизатор в зоне обдува. Причём, я его специально чутка опустил, чтобы он гарантированно попадал в струю от импа (на прототипе он, наоборот, сильно поднят, оно и понятно - у создателей Вампира была задача строго противоположная моей – им надо было вывести стабилизатор из реактивной струи).

На этом видео он летит с лентой. К сожалению, полёт без ленты не был отснят на камеру. А зря – скорость значительно выше, где-то процентов на 20%. Причём есть интересные наблюдения – обычная бойцовка (с винтом) с лентой тоже летит помедленнее, но там разница не так ощутима – где-то процентов 10%.
Потом уже стал анализировать сей факт, и единственный вывод, который пришёл мне в голову, такой:
лента, привязанная традиционным способом к фюзеляжу, и телепаясь рядом с соплом, попадает в ещё скоростной, и не разошедшийся в стороны поток от импеллера, и, таким образом, значительно подтормаживает самолёт.
В одном из полётом МиГ-15 я решил проверить свою теорию, и привязал ленту на леске метровой длины, чтобы вывести ленту из самого «пекла» у сопла. И, как мне кажется, помогло! Скорость МиГ-15 с лентой не сильно отличалась от скорости без оной. Этот полёт попал на видео. Оно выложено на предыдущей странице.

По «Вампиру» почти всё, осталось сделать некоторые оргвыводы. И наметить задел на будущее.

Продолжение следует…

Alexander53

Видео недоступно. Автор ограничил доступ к видео.

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

Как его крепить к бутылочному фюзеляжу?

Как вариант: выставить на четырёх маячках из того же изолона и потом дозированно, с помощью “пистолета” задуть в нужных местах монтажной пеной. Предварительно обернуть импеллер бумажным малярным скотчем.

Денис_из_Петергофа:

Одну из надписей на крыле приклеил не так, как надо!

Да и забил бы…