FPV на вертолетах классической схемы.

SAV=
Buka1:

Всё стоковое, а расположение антенны и приёмника я уже показывал раньше на фото. Максимальное удаление, которое удалось достичь с такой компановкой, это 2 км.

Понятно, Александр. Если на земле стоковый пульт, - в таком случае у Вас всё нормально.
Я вот тоже борюсь за дистанцию, но у меня видеопередатчик заметно поддавливает RC приемники на борту, от того приходится “колдовать” на наземке… и все рано дальше 5 км. лететь страшно. Да еще и эфир Московский сильно замусорен…
Ну, да ничего, впереди зима, грядёт очередная грандиозная модернизация…😉 (планирую принципиально изменить организацию канала управления)
Кстати о эфире… Вот маленькая “демонстрашка” что, к примеру, творится в эфире на авиадиапазоне… (смотреть со звуком)

P.S. …Ну, да… каюсь, я тоже порой увлекаюсь полетами над водой… а надо бы быть осторожней…

Buka1
SAV=:

Да еще и эфир Московский сильно замусорен…

Засорённость эфира конечно впечатляет.
Если я не ошибаюсь, у Вас две 3S батареи по 5000mAh, последовательно, т.е. напряжение должно быть 22-25 В, а OSD показывает 11-12В. Это так задумано?

И ещё, у Вас OSD SwiftAI, в ней искусственный горизонт не предусмотрен?

SAV=
Buka1:

Если я не ошибаюсь, у Вас две 3S батареи по 5000mAh, последовательно, т.е. напряжение должно быть 22-25 В, а OSD показывает 11-12В. Это так задумано?

Нет, не ошибаетесь, так и есть.
По аппаратным причинам на вход телеметрии нельзя подавать больше 18-ти вольт. Потому на входе с 6S стоит делитель на два.
На практике так оказалось даже удобней: при одинаковых цифрах меньше путаницы: приближаемся к “10-ти вольтам” - пора домой… (практическая отсечка ESC при “9,75v” (принудительный переход на 50% мощности двигателя)).

Buka1:

И ещё, у Вас OSD SwiftAI, в ней искусственный горизонт не предусмотрен?

У меня OSD SwiftAI mini, в нем “горизонта” разумеется нет. Вот если его подключить к автопилоту SwiftAI - то будет…😉 Короче, для индикации авиагоризонта обязательно наличие IMU, но это уже другая история…
:)Ну и наконец ключевой вопрос по которому мы вечно спорим с Олегом (robis):
А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?! Летать ночью или в тумане…???..😃

Buka1
SAV=:

приближаемся к “10-ти вольтам” - пора домой…

А мне приходится мириться с неправильным расходом батареи из-за проблемм с датчиком тока. Показания тока потребления в пределах погрешности, а вот расход занижаются почти в 3 раза. Поэтому тоже ориентируюсь по напряжению.

SAV=:

А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?!

Просто мне задали такой вопрос, а OSD моя простая, Ваша покруче, вот я и поинтересовался. У меня на скае стоит автопилот SwiftAI smalltim, и я честно сказать на «горизонт» пока особого внимания не обращаю, хотя и лишним его не считаю.

SAV=
Buka1:

Поэтому тоже ориентируюсь по напряжению.

Ну, оно и правильно.
Аккумулятор может, например после хранения, потерять емкость… И тогда единственно “честным” индикатором приближающегося “конца” будет исключительно напряжение на нем.
Кстати у меня и предупреждения настроены: при напряжении ниже 10.0v соответствующий показатель начинает мигать, - не заметить невозможно.

kimu
SAV=:

А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?! Летать ночью или в тумане…???..

Ночью реальный горизонт это единственный всегда и чётко различимый ориентир, такчто мотыляющаяся яркая линия только мешает.
Пригодится может в 2 случаях:

  • облако;
  • камера на подвесе заведённом на хедтрекер и в её поле зрения нет деталей ЛА. Только на вертолёте без ЖПС-лока я себе это не представляю, а с ним горизонт тоже нафиг ненужен.
robis
Buka1:

параллельно снялось видео

Чистое море, песок - это всегда красиво 😃 Эх - в моих краях таких красот нет 😢

SAV=:

Ну, да… каюсь, я тоже порой увлекаюсь полетами над водой… а надо бы быть осторожней…

Да, надо быть осторожней… но в этом что-то есть - это так заманчиво, можно и можно снять интересные виды!

SAV=:

А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?! Летать ночью или в тумане…???..

А мне так нравитцо, поэтому и летаю 😝
Андрей, ночью или в тумане не летаю.
Авиагоризонт - это очень точный и крайне необходимый прибор любого ЛА при навигации в воздушном пространстве. Его необходимость можно сравнить с альтиметром, датчиком воздушной скорости, датчиком оборотов ротора, индикаторами напряжения и тока. Другое дело, что хобийное исполнение оставляет желать лучшего. Его работу можно оценить на уровне игрушки, но тем не менее, он работает и это единственный датчик такого типа на борту. Этот сезон отлетал с камерами на гиростабилизированном подвесе, так могу сказать, что лишним он не был, ни много ни мало - это индикатор реального положения вертолета в воздушном пространстве.
Дополнительно, по крену авиагоризонта, можно оценить направление и силу ветра. Мне он помогал и раньше в не штатной ситуации, а именно, когда возврат вертолета “домой” происходил исключительно по данным телеметрии, с отключенной камерой, без визуальной картинки. Поэтому сложно переоценить или недооценить его присутствие, мне он не мешает и я просто им пользуюсь, как и всей другой телеметрией 😃
Это маленький кирпичик в копилку дальних безопасных полетов.

kimu:

Ночью реальный горизонт это единственный всегда и чётко различимый ориентир, такчто мотыляющаяся яркая линия только мешает.

А Вы не пробовали просто включить ночной “скин” как в навигаторе автомобиля? 😉

kimu:

Пригодится может в 2 случаях:

  • облако;
  • камера на подвесе … а с ним горизонт тоже нафиг ненужен.

Нужен - не нужен… каждый решает сам
Вертолет, камера на подвесе, облако - кто может об этом судить?
Единственный, кто летал далеко и высоко на вертолете это Андрей (SAV), но без стабилизаций и подвесов.
Может стоит в начале попробовать, чтобы делать выводы? 😉
Если летать возле себя не только авиагоризонт, но и никакая другая телеметрия действительно совсем не нужна, хватит и индикатора бортового напряжения.

Дима=

Здраствуйте. Решил себе купить трекер ААТ, изучал инструкцию, понял что бы трекер работает через аудио канал, и в конце наткнулся вот на такую надпись

  • MFD AAT uses the audio channels to transmit data. A clean noise-free audio channel with appropriate level can make the data transmission more reliable. It is suggested the peak-to-peak value of audio output level of the video transmission receiver should be preferably within 0.8~2V. If there is a microphone and amplifier circuit attached to the transmitter, you need to remove them to get the best results.
     Some VideoTXs has a build-in microphone circuit. For example the below 5.8G VideoTX:
    The microphone and potentiometer in the red circles must be removed to get a clean audio channel.

Переведя я понял что нужно удалить микрафон и какуето хрень с передатчика, и у меня сразу возник вопрос А как же звук??? Получается у меня небудет звука???

robis

В передатчике может быть и два канала звука, они просто имели ввиду, что второй канал лучше никак не использовать с целью улучшения качества сигнала в канале передачи данных для треккера.
Мне больше нравится системы где используется передача данных телеметрии через канал видео.

kimu
robis:

А Вы не пробовали просто включить ночной “скин” как в навигаторе автомобиля?

Вариантов отображения не предусмотрено. И я об том что ночью реальный горизонт видно гораздо лучше чем днём.

robis:

каждый решает сам

Я вроде сам и решил… без чьей либо помощи и без толпы поклонников и последователей.
Темболее ваш случай с курсовой камерой на почти неуправляемом гиро подвесе к описанному мной не относится.

  • в вырезанной вами части фразы была включена стабилизация => ручки на пульте управляют не положением вертолёта, а его скоростью => положение линии горизонта на экране полностью соответствует положению правой ручки на пульте. Так не понравившийся вам “нафиг ненужен” относилось именно к вырезанной вами же стабилизации, а не к оставленному подвесу без хедтрекера.
robis:

но без стабилизаций и подвесов.

Но я то какраз о подвесе. И у меня с другой стороны есть опыт полётов с подвесом и хедтрекером без вертолёта. В придачу к обычному тут полёту на вертолёте без подвеса с хедтрекером.

ivanov_sergey

Соглашусь с Олегом - горизонт необходим. Лично мне не хватает его для удержания постоянного наклона модели и сохранения курсовой скорости. В отсутствии такой полезной опции приходится активненько работать элеватором.
Выкладываю техническое видео, извиняюсь за пожатое качество и звук - это первая проба записи с земли.

SAV=
Дима=:

нужно удалить микрафон и какуето хрень с передатчика, и у меня сразу возник вопрос А как же звук??? Получается у меня небудет звука???

Да, именно так - звука с борта не будет. Аудиоканал будет занят модемом трекера.
Сталкивался с такими трекерами, они появились первыми, давно, лет 7-10 назад…

robis:

В передатчике может быть и два канала звука,

Олег, а вот таких не встречал ни разу!!! Они что, под стереозвук что ли?😃😁

SAV=
ivanov_sergey:

Соглашусь с Олегом - горизонт необходим. Лично мне не хватает его для удержания постоянного наклона модели и сохранения курсовой скорости.

Сергей, мне кажется у Вас великоват установочный угол курсовой камеры, от того Вам и сложно контролировать углы крена и тангажа.
Попробуйте поставить камеру так чтобы при горизонтальном положении вертолёта линия видимого горизонта была примерно не треть высоты экрана от верхнего среза, - контролировать пространственное положение верта и пилотировать будет намного легче.

ivanov_sergey

Спасибо, Андрей, за ценный совет, но это возможно только со снятой канопой. На моделях Raptor E550S полетная камера как правило располагается в вентиляционном окне канопы, любое изменение угла установки выше существующего положения захватывает верхний свод окна.

SAV=
ivanov_sergey:

…любое изменение угла установки выше существующего положения захватывает верхний свод окна.

Знакомая ситуация…😉
По аналогичной же причине у меня и появилась вторая, верхняя, камера! 😃
Но, как бы там ни было, удобство пилотирования - достаточно веский повод для нахождения оптимального решения по расположению камеры…

Buka1
SAV=:

дабы бы ежели что плюхнуться на сухое…

Андрей, ну Вы прямо как в воду глядели.
Для того чтобы развеять сомнения по поводу возможности автоматического возврата в режиме 3GX, мне необходимо было пролететь в ручном режиме и отдалиться до потери RC связи. Опыта полётов в ручном режиме никакого, да тут ещё вот это.

Звука с борта у меня нет (отсутствует микрофон), а видео в этот момент прерывалось, поэтому оценить степень опасности я не мог. Наверное, это и к лучшему. Всё закончилось хорошо, так как до момента посадки это больше не повторилось. По настоящему я испугался, когда просматривал видео. От такой вибрации APS сходит с ума, тогда привет планета. Как раз в этот момент RC связь была потеряна, и APS отрабатывал возврат домой.

SAV=
Buka1:

да тут ещё вот это.

Ну, нифига себе эффектик!!!..😃😵
Тааак… Что же это???..
Думаю причина в механике. Похоже заклинивает подшипник вала ОР (возможно попал песок) и его начинает неравномерно, с огромным усилием проворачивать в гнезде внешней обоймы или на валу… Трение большое и неравномерное - отсюда динамичные рывки по курсу с частотой упавших оборотов ротора, двигатель не справляется с нагрузкой, обороты падают и от этого верт задирает нос…
Потом песок в подшипнике все же перемалывает или выдавливает с дорожки…
Да, Александр, жуткое зрелище…

DemidSPb

проверить как слайдер хвостового ротора ходит на валу. Должен с нулевым усилием.

Buka1
SAV=:

Думаю причина в механике. Похоже заклинивает подшипник вала ОР

Вот и я полдня ломал голову после просмотра видео, думки думал, находясь на работе места себе не находил, так как не мог ничего проверить. Вечером всё прощупал, никаких заеданий или люфтов, всё на месте. Единственное что обнаружил, это 2 ослабленных болта крепления моторамы с левой стороны. Хорошо если причина только в этом.

SAV=:

верт задирает нос…

А морду он всегда задирает когда фалсейв отрабатывает.

SAV=
Buka1:

А морду он всегда задирает когда фалсейв отрабатывает.

Не, причинно - следственная связь вот такая:
-морду он задирает когда резко падают обороты (они все так делают;))
-обороты падают когда файлсейв отключает двигатель (ну или клинит ротор)
А теперь читаем с конца…😃

DemidSPb:

как слайдер хвостового ротора ходит на валу

Заклинивший слайдер двигатель не останавливает!😉

DaGGeR
Buka1:

Вот и я полдня ломал голову после просмотра видео, думки думал, находясь на работе места себе не находил, так как не мог ничего проверить.

Александр, зайдите в меню 3GX и уменьшите немного параметр - Rudder Locking Gain Adjustment (заводское значение =70)
это настройка влияет на рыскание хвоста при пролетах вперед-назад.
Это если с механической частью у Вас все гуд.

Только не путайте с обычной настройкой чуйки, которая настраивается с аппы в меню gyro. Она, кстати, у Вас там не сильно завышена?
Проверяется просто - пролетом с хорошей скоростью в бок и последующей резкой остановкой или после остановки при правом резком пируэте.

Но вообще, по видео - смотрите 13 секунду, обороты восстановились, а хвост продолжает осцилляции, это говорит о том, что чувствительность гироскопа у вас слишком близко к пределу. Пробовали чуть уменьшить ее? Если при висении хвост неподвижен, это еще не говорит, что чувствительность настроена верно.

Посмотрел еще раз видео - Все же колебания по руддеру -попытка гироскопа сохранить курс. А первопричина - в оборотах. Они резко (судя по звуку) пульсируют. Соответственно так же резко изменяется реактивный момент, а гироскоп и серва пытаются это нивелировать. Потому такой эффект. Сам регулятор не мог достичь высокой температуры? не трогали его после посадки? Если с механикой все гуд - то я бы смотрел в сторону регулятора.