1001 драйвер для униполярного ШД

ATMExpert

Всем доброго здравия. Вот хочу представить на обсуждение еще одну схему на связке L297 + MOSFET. Схема проверена на макетной плате. В принципе работает, но выходные греются как печки и за минуту прилично разогреваются. Ток на Л297 задан около 1.5-1.6 А. Питание 24 В. Управление от МК Мега16. И самое важное. Эта схема срисована с промышленной платы одного устройства, управляющей 7 ШД. Причем все р/э элементы выпаяны из этой платы и использованы в моей макетке.
P.S. Да и питание там двигателей 48 В (в 2 раза больше чем у меня). Если есть какие замечания или коррективы, какие можно внести чтоб это не грелось. Транзисты в корпусах D-PAK & D2-PAK. Во вложении схема в P-CAD 2004

cam_drv_lite.rar

tumbzik

Полевики греться могут по многим причинам, самые очевидные это:

  1. большое падения на открытом(если в пром контроллере не греются и транзисторы взяты оттуда, то такое возможно только если транзисторы статикой при пайке повредили)
  2. плохо открываются(не полностью или слишком медленно)
    Сейчас пикадовский файл посмотреть не чем, завтра гляну. Вы схему управления затворами плностью сривали? Есть драйверы затворов или нет? Если есть - тем же напряжением они кормятся что и в оригинале?
ATMExpert

конечно всю схему срисовал. обязательно драйверы на комплементарной паре, питание 12 В. В оригинале 14 В. я все прекрасно понимаю, что время коммутации может быть высоким, вопрос где собачку искать…

Может ATLAB внесет в сеху долю разъяснений?

tumbzik

А транзисторы этой комплементарной пары и токоограничивающие резисторы те же что и в оригинале?

ATMExpert

Да все комплектуха прямо из платы перекочевала

Вот вложение в JPG формате. Немного некачественное преобразование, сорри.

cam_drv_jpg.rar

boldive

Вот схема в .pdf

Откуда и как берется питающее напряжение на терминалах 8A-10B?

Из этой схемы абсолютно непонятно по какому пути протекают токи через мотор.

L297.rar

ATMExpert

(8A-9A) и (9B-10B-) - это концы обмоток. соответственно 8В и 10А - середины.

Dj_smart
boldive:

Вот схема в .pdf

Спасибо. Там эмитерные повторители перед полевиками запитаны от 12 вольт. Правильно. А микросхемы инверторов, которые управляют повторителями - каким напряжением питаются? Потому что на то он и повторитель, что получил на базу, то и выдал на эмитер. Хотя, стоп… На инверторах значёк открытого коллектора, и присутствуют резисторы подтяжки к 12 вольт… Схема должна работать!

ATMExpert

Да схема то работает, и инверторы опен колектор… Вот тока все ключики греются как не в себе. Кстати в оригинале IRF640 всего 4 штуки на 7 каналов ШД. Сидят на общей шине. Каналы я так понимаю работают по очереди. И силовая разводка на оригинале на самых удаленных каналах не такими уж широкими дорожками разведена.

Да, инверторы от 5В источника кормятся

Dj_smart

Во вложении схема, ну на 99 похожая на вашу. И пашет на ура. И те-же лог.элементы с ОК, и подтяжки… Короче - ХЗ 😃.

pwm.rar

ATLab
ATMExpert:

…Может ATLAB внесет в сеху долю разъяснений?

Сергей, я не провидец, заочно искать решение таких проблем дело, как минимум, неблагодарное.

Как я понял из схемы, для реализации ШИМ регулировки тока выбран IMHO не самый простой в реализации вариант: собственно ШИМ идет по высокому напряжению (питанию) драйвера. Обычно для этой цели ставили либо pnp биполярный, либо p-канальный полевой транзисторы. Здесь решили поставить n-канальный, отсюда и странное напряжение на затворном драйвере на Q42,Q49 - 34 В, это на 12 В выше напряжения питания драйвера, чтобы открыть полевик Q38.

А если нужно будет поднять питание драйвера до 40 В?

У меня нет возможности (да и желания) спаять эту схему: использованный полевик от Fairchild по параметрам не заменяется на полевики от IR.
Возможности смоделировать эту схему тоже нет, поэтому хорошо бы Вам взять осциллограф да и посмотреть что творится в схеме. Ну и нам показать, чтобы была пища для размышлений.

Пока же скажу только, что мне не нравится кусок схемы на Q42, Q49, Q43: номиналы резисторов, скорее всего, слишком велики (R69 точно слишком велик), отсюда может следовать медленное открывание/закрывание Q38.

Непонятно, зачем стабилитроны в затворах IRF640?

И не маловаты ли R14,R16 для тока 1,5 А?

Dj_smart:

Во вложении схема, ну на 99 похожая на вашу. И пашет на ура. И те-же лог.элементы с ОК, и подтяжки… Короче - ХЗ 😃.

Не, совсем не то, ШИМ-ится по IRF540, как в большинстве таких схем, а не по высокому напряжению питания драйвера. Общего только драйвер затвора на транзисторах.

ATMExpert

2ATLab:

  1. Да , действительно в оригинале питание драйвера даже выше - 48В. И как раз Q3, Q4, Q8 занимаются поднятием напруги. Т.о, в оригинале вместо моих 34 В имеем порядка 60 В
    2.Полевик фэрчайлд видимо взят из соображиний компактности при данных токах и рассеянию. Хочу попробовать ИРФ640 поставить… Схема реально повторена и собрана на печатке. В оригинале управление фазами двигателей занимается ПЛИСина.
  2. Номиналы видимо расчитаны на питание 48 В, я же пользую 24В - по ТЗ. Причем на схеме R22, R2, R21, R8 - по 330 Ом. Меня это тоже смущает…
  3. Вот стабилитроны в З-С ваще непонятная фишка, причем в оригинале их 4 шт вместо моих двух.

Осцилограммы попробую выложить…

ATLab
ATMExpert:


2.Полевик фэрчайлд видимо взят из соображиний компактности при данных токах и рассеянию. Хочу попробовать ИРФ640 поставить…

Я думаю, совсем не поэтому. См. картинку из даташит на HUF75617.
IRF по этим параметрам не катит, даже 520-й.

ATMExpert

Да, но драйверы затворов грубо говоря идентичны что для ИРФ что ХУФов по схеме.

И еще вопросик по ходу. Нельзя ли при таких параметрах питания 24 В @ 1,5А добиться вращения хотябы 800 - 1000 об/мин. двигателя. Л297 в режиме полушага жестко. Я еще к тому же поднял частоту шим Л297, уменьшив номинал до 10к.

В данный момент кручу движок. На высоких скоростях (500-520 мин-1) нагрев ключей резко падает, т.е. гонять ШД можно весьма долго

ATLab
ATMExpert:

Да, но драйверы затворов грубо говоря идентичны что для ИРФ что ХУФов по схеме.

Все дело в мелочах, деталях, как всегда…
У IRF заряд больше, поэтому с теми же параметрами драйвера затвора он будет переключаться дольше -> греться сильнее, а они уже греются.

4 штуки IRF в схеме просто переключают фазы двигателя, а это происходит с частотой шага, т.е. не очень быстро, поэтому для них такой драйвер в принципе достаточен.

И еще вопросик по ходу. Нельзя ли при таких параметрах питания 24 В @ 1,5А добиться вращения хотябы 800 - 1000 об/мин.

Скорее всего нет, питание низкое.

… На высоких скоростях (500-520 мин-1) нагрев ключей резко падает, т.е. гонять ШД можно весьма долго

Потому и падает, что ток через двигатель мал - напряжения питания недостаточно, чтобы он быстро вырос до номинального значения.

Короче, берите осциллограф и сами все увидите.😁

ATMExpert

Интересный момент заметил во время испытаний. При подаче 48 В на драйвер, ШД не хочет крутить даже на малых скоростях (при 24 В все хорошо крутится). сначала начинает разгоняться как обычно, затем повышенная вибрация как будто последовательность фаз нарушена… Да, и еще внес изменения в номиналы затворных резюков. Теперь они 22-33 Ома. Может что-то порекомендуете из выходны драйверов для двигателя FL60STH86-2008AF. Гарантированно нужно иметь 350-400 об/мин.

И если ИРФ недостачно быстры, то почему их ставят в конструкциях драйверов и ШИМят по фазам, к примеру в связке с Л297 или ЛС7290?

ATLab
ATMExpert:

… сначала начинает разгоняться как обычно, затем повышенная вибрация как будто последовательность фаз нарушена…

Резонанс? Попробовать стартовать с более высокой скорости, чем та, где начинаются вибрации.

Может что-то порекомендуете из выходны драйверов для двигателя FL60STH86-2008AF. Гарантированно нужно иметь 350-400 об/мин.

На нижние полевики можно поставить что угодно, эти драйверы выпускают многие.
Но в Вашей схеме можно оставить и транзисторы - скорость переключения фаз невелика, транзисторы вполне успеют.

Да, и еще внес изменения в номиналы затворных резюков. Теперь они 22-33 Ома…

В прнципе, решение правильное, есть только одно но: работа вольтодобавки +12 В к напряжению питания драйвера.
Уменьшив затворные резисторы, Вы увеличили ток заряда, а может ли формирователь вольтодобавки обеспечить такой ток, не просело ли напряжение?

Короче, еще раз повторюсь: осциллограф. Все остальное - гадание на кофейной гуще.

И если ИРФ недостачно быстры, то почему их ставят в конструкциях драйверов и ШИМят по фазам, к примеру в связке с Л297 или ЛС7290?

Они достаточно быстры, просто им нужен больший ток от затворного драйвера, чтобы переключиться за то же время, что и HUF75617 - у них заряд затвора больше.

ATMExpert

В общем схема работает при питании 24, но достичь скорости более 300 об/мин не представляется возможным. Сохраняя номиналы элементов поднял напругу до 31 В. Скорость выросла до 400-430 об/мин. Причем средний потребляемый ток падает до 0,3 А и на осциллограмме затворов HUF75617 пропадает ШИМ-составляющая. Получается, что не хватает скорости нарастания за время периода ШИМ??. Кстати частота Л297 увеличена. Вместо штатных 22к и 3330 пФ стоит 10 к и 3300 пФ. Вольтодобавка не проседает при разгоне от 0 до максимума. Питание по ТЗ не превышает 24 В. Можно ли как-то устранить неработу шима? Заранее благодарю всех за участие.

mura
ATMExpert:

но достичь скорости более 300 об/мин не представляется возможным.

А Ваш мотор позволяет более высокие скорости? Тип?

ATMExpert

тип FL60STH86-2008AF, приобрели в НПО “АТОМ”.

ATLab
ATMExpert:

тип FL60STH86-2008AF…

#$%^&!
Ну и чего вы хотите от двигателя с такой характеристикой (см. прилагаемую картинку)?
На 2000 полушагах - это Ваши 300 об/мин - момент падает вдвое, а на 3000 полушагах (450 об/мин) - примерно впятеро!
Все в точности соответствует полученным Вами результатам.
А если разгон сделать очень плавным, то и дальше скорость можно повышать, только с практической точки зрения пользы от этого мало.

Перед покупкой неужели нельзя было посмотреть в каталог и выбрать то, что нужно, а не то, что побольше?