схема L297 + 7409 + irfz44

Anton_M

если сомневаешся лучше не менять, просто поставить транзисторы на один простейший радиатор через изолирующие прокладки.

STEPMOTOR

Низнаю когда я собирал контроллер француза у меня был сначала с ним нибольшой гемор ,но потом работал он у меня нормально шаги не пропускал, движки стояли ДШИ200-3-1. Это был первый мой опыт в сборе контроллера для ШД управлял пеномласторезкой. Сейчас все это добро на балконе окисляется !

Аэробус
ATLab:

Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃

Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В

А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.

Или я совсем уж… 😕 Наверное моя бестолковость границ не имеет… 😊

ATLab
Аэробус:

Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В
А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.

Да с расчетами все правильно, просто меня в заблуждение ввела Ваша переписка с Anton_M, в которой упоминяются резисторы по 0,1 Ом.

Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего. Кстати, это было одной из причин, по которой я решил отказаться от ШИМ. Ведь если транзисторы греются и им все равно нужен радиатор, то мне показалось проще сделать управление на основе генератора тока. Он не шипит, не свистит, не капризничает. Пока не разочаровался, буду продолжать эксперименты.

Anton_M
ATLab:

Он не шипит, не свистит, не капризничает.

дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а

А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.

Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.

=======

в качестве 4-х канальных драйверов MOSFET дешево и доступно (rel.ru) использовать L293 или аналог 1128КТ3 -КТ4.

ATLab
Anton_M:

дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а

А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.

Не, не буду спорить, а то это выйдет бесконечная история ни о чем…
С общими фразами и прописными истинами…

Аэробус
ATLab:

…индуктивность обмотки скорее всего велика…
Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего.

Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.

еще один Вопрос остолопа: Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?

2 Anton_M
Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.

Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.

Поэтому, Если это не сильно сложно, не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты. Движки у меня униполярные.

Anton_M
Аэробус:

на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Ну так и сделайте опять.

Аэробус:

Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?

диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298

Аэробус:

Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.

Естественно. Я ж не предлагаю институты отменить. Этому годами учатся люди и свой опыт излагают в ДатаШитах и Апноутах к продукции фирм.

В книжке в ДатаШитах и Апноутах нужно просто поискать, посмотреть аналогичный нужному вариант применения компонентв и сделать так же ! только и всего.

Аэробус:

не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты.
Движки у меня униполярные.

хорошо нарисую.

Аэробус
Anton_M:

диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298

хорошо нарисую.

www.anivo.com/reed/L297_L298/images/stepdrv.png это здесь?

Я правильно понял( См. рисунок)?

Спасибо.

Anton_M

да, правильно.

==========

На той схеме диоды FR303

вот из параметры:

www.chipdocs.com/datasheets/…/FR301.html

вам нужно ампер на 5 - т.е. FR502 (5A 100V) 503 504 и далее

ДатаШиты на компоненты можно найти в google.com или alldatashet.com

=======

драйверы поставим ts4427 - один на 2 MOSFET есть в trt.tu - они почтой высылают.

или Можете заказать бесплатно драйверы tps2812 на ti.com - за один заказ 5 штук, вам нужно 6 штук, т.е. 2 раза заказать или купить можно.

Они в маленьких корпусах SO8 и наверно их можно приклеить поксиполом на место где идут тонкие дорожки к затворам транзисторов. Дорожки конечно разрезать и часть меди удалить. затем медными проводниками от толстого многожильного провода подключить драйверы, помыть растворителем от флюса и заклеить поксиполом.

ATLab
Аэробус:

Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.

На самом деле процесс несколько сложнее, я просто не стал разжевывать детали. Но если хотите - пожалуйста, вот продолжение.
Когда происходит срабатывание лавинной структуры в транзисторе (при выбросе напряжения на стоке),
этот лавинный ток протекает в том числе и через измерительный резистор в истоке, создавая на нем дополнительное падение напряжения к уже имеющемуся. Это приводит к снижению отпирающего транзистор напряжения на затворе (на самом деле его отпирает не абсолютное значение напряжения на затворе, а разность напряжений между затвором и истоком). Транзистор подзапирается, сопротивление канала увеличивается (еще один повод нагреться, т.к. увеличивается падение напряжения на транзисторе), лавинный ток уменьшается. Затем все идет в другую сторону: из-за запирания транзистора и уменьшения лавинного тока снижается напряжение на Rизм, напряжение между затвором и истоком увеличивается, транзистор приоткрывается и все возращается на круги своя. Фактически в этот момент можно наблюдать генерацию, а транзистор находится на грани запирания, практически в активном режиме, когда на нем рассеивается значительная мощность.
Пример: Rизм=0,5 Ом, Iобм=1 А
Падение напряжения на Rизм составит Uизм=0,5*1=0,5 (В) - Это вполне нормально.
Предположим, лавинный ток составил 5 А (тоже вполне нормально, может быть и значительно больше).
Тогда он создаст дополнительное падение напряжения на Rизм Uлавин=0,5*5 = 2,5 (В).
Итого в сумме напряжение на Rизм будет 0,5+2,5=3 (В).
Предположим, что с выхода 74HC08 на затвор поступает отпирающее напряжение 5 В.
Тогда действующее отпирающее напряжение на затворе будет составлять 5-3= 2 (В).
Смотрим в Datasheet на IRLZ44N:
пороговое напряжение Uзи=2 В, при этом ток стока всего 0,25 мА! Транзистор можно считать закрытым (в нашем случае, когда ток измеряем амперами, или, хотя бы, сотнями мА).

Не зря Anton_M настойчиво советует ставить драйвер в затвор, правда при этом он пропускает то, что нужно обязательно повышенное напряжение для драйвера, вольт 10-12. Ну и схему переделать, плату переразвести, самом собой.
Другой вариант - поискать полевой транзистор в котором отсутсвует avalanche структура, но который управляется логическим уровнем. В этом случае можно избежать проблемы с запиранием транзистора при выбросе напряжения на стоке, но нужно будет решить проблему пробоя самого транзистора (или он должен быть высоковольтным) и т.д
Короче, “во многих знаниях многие печали…”, часто бывает лучше не знать подробностей - жить спокойнее и веселее. 😃

alexkor
ATLab:

Пример: Rизм=0,5 Ом, Iобм=1 А
Падение напряжения на Rизм составит Uизм=0,5*1=0,5 (В) - Это вполне нормально.
Предположим, лавинный ток составил 5 А (тоже вполне нормально, может быть и значительно больше).
Тогда он создаст дополнительное падение напряжения на Rизм Uлавин=0,5*5 = 2,5 (В).
Итого в сумме напряжение на Rизм будет 0,5+2,5=3 (В).
Предположим, что с выхода 74HC08 на затвор поступает отпирающее напряжение 5 В.
Тогда действующее отпирающее напряжение на затворе будет составлять 5-3= 2 (В).
Смотрим в Datasheet на IRLZ44N:
пороговое напряжение Uзи=2 В, при этом ток стока всего 0,25 мА! Транзистор можно считать закрытым (в нашем случае, когда ток измеряем амперами, или, хотя бы, сотнями мА).

хм , а нельзя вместо полевиков для малых токов поставить биполярники , и прилипить их к радиатору пусть греются ?

Аэробус
ATLab:


Короче, “во многих знаниях многие печали…”, часто бывает лучше не знать подробностей - жить спокойнее и веселее. 😃

😦
Мдя… Значит, все мои потуги напрасны? Ладно, бог с ней с теорией. Я ее понимаю весьма смутно. 😦
Хотелось бы знать, если я поставлю радиаторы и обдую их, то полевики надеюсь не сгорят?

И еще вопрос. А до какой нормальной температуры должны грется движки? (если вообще они должны грется). У меня они нагреваются до градусов 60-70 в течении нескольких минут. А полевики греются и во время удержания. Если я зашунтирую обмотки диодами, то не должны грется движки или транзы?

Anton_M
ATLab:

ток протекает в том числе и через измерительный резистор в истоке, создавая на нем дополнительное падение напряжения к уже имеющемуся. Это приводит к снижению отпирающего транзистор напряжения на затворе (на самом деле его отпирает не абсолютное значение напряжения на затворе, а разность напряжений между затвором и истоком). Транзистор подзапирается

да, я об этом уже рассказал выше.

ATLab:

Anton_M настойчиво советует ставить драйвер в затвор, правда

при этом он пропускает то, что нужно обязательно повышенное напряжение для драйвера, вольт 10-12.

вы не внимательно читаете - я раз НЕСКОЛЬКО говорил что компоненты нужно включать в соответствии с их ДШ.

Почему вы решили что я не рекомедую это делать с драйверами ???

из своего опыта ?

ATLab:

Ну и схему переделать, плату переразвести, самом собой.

на плате готовой можно сделать корректировки - я написал как. это достаточно надежно при аккуратном исполнении.

ATLab:

Другой вариант - поискать полевой транзистор в котором отсутсвует avalanche структура, но который управляется логическим уровнем.

я тоже УЖЕ выше написал в “нескольких вариантах” просто взять правильные ключи - но они дороже полевиков и решения с драйверами + диодами.

Аэробус:

Хотелось бы знать, если я поставлю радиаторы и обдую их, то полевики надеюсь не сгорят?

я ж писал выше что их обязательно нужно поставить на радиатор хотябы для механической прочности конструкции.

Радиатором может быть просто отрезок алюминиевого профиля - прамоугольник, уголок. Главное изолирующие прокладки поставить и пасту можноприменить если поверхность не очень “гуд”.

tailcutter
ATLab:

Когда происходит срабатывание лавинной структуры в транзисторе (при выбросе напряжения на стоке),
этот лавинный ток протекает в том числе и через измерительный резистор в истоке, создавая на нем дополнительное падение напряжения к уже имеющемуся.

Ну прям глаза мне открыл 😲 Спасибо!!!

Еще вариат - поставить со стока на землю, в обход измерительного резистора, стабилитрон(сапрессор) с напряжением срабатывания меньше чем у аналогичной структуры полевика.Так что у pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm стабы стоят не случайно. По поводу драйверов можно попробовать половинку www.roboclub.ru/master/2004/08/30/motors_12.html

Аэробус
Anton_M:

Главное изолирующие прокладки поставить и пасту можноприменить если поверхность не очень “гуд”.

😃 Дык их надо изолировать от радиатора? А как обеспечить изоляцию от винтика, которым он прикручен к радиатору? 😃

ATLab
alexkor:

хм , а нельзя вместо полевиков для малых токов поставить биполярники , и прилипить их к радиатору пусть греются ?

Можно попробовать, только биполярные транзисторы нужно взять составные (дарлингтона) с высоким коэффициентом передачи, можно даже сборки. Между выходом 74HC08 и базой транзистора нужно будет добавить токоограничивающие резисторы, и все равно нужно будет обеспечитавать пути протекания тока в момент запирания транзистора. Обычно это шутнтирующие обмотку диоды, или диоды плюс стабилитрон.
В любом случае, если делать правильно, нужна доработка схемы и переделка платы. Проще все оставить как есть, только транзисторы привернуть к радиатору (через изолирующие прокладки!).
Если поставить шунтирующие диоды параллельно обмоткам, то греться должны диоды, а не транзисторы. Двигатели будут греться в любом случае, только нужно посмотреть по характеристикам - не великовата ли температура.
Вообще, общую точку диодов (катоды) лучше соединить с + питания силовой части через резистор, или стабилитрон. Это классика.

tailcutter Я никому, ничего не открывал. Просто ответил конкретному человеку на конкретный вопрос. Извиняюсь, если Вам это было не интересно. Замечу также, что я не коллекционирую схемы драйверов, и не вмдел их всех.

P.S. Преимуществ ШИМ по сравнению с линейным генератором тока, как видите, все меньше и меньше.
По крайней мере в этом диапазоне токов - до 2-3 А.

Anton_M
Аэробус:

А как обеспечить изоляцию от винтика, которым он прикручен к радиатору?

ДЫК! этож не электроника, тут думать надо… трубочку одеть, или спец комплектуху закупитть пакетик.

только правильно вначале к радиатору прикрутить а потом запаять.

если уже запаяны можно жесткими прижимами просто прижать. т.е. планка прижимает два транзистора а болт между ними проходит.

Аэробус
ATLab:

только нужно посмотреть по характеристикам - не великовата ли температура.

P.S. Преимуществ ШИМ по сравнению с линейным генератором тока, как видите, все меньше и меньше.
По крайней мере в этом диапазоне токов - до 2-3 А.

Да вот вопрос где посмотреть? Сопротивление обмотки 4ома, а по форме, размерам и цвету проводов точная копия 4SHG, а у того сопротивление 1,5 ома и ток 1,5А 😦
Да и остальные тоже мало что о них нашел в интернете. Может я не знаю где искать? А может по опыту кто нибудь скажет, до какой практической температуры греются движки? 😕

Попробую диоды пока поставить и прицепить радиатор 😵