схема L297 + 7409 + irfz44

tailcutter
ATLab:

tailcutter, Вы уже пробовали драйвер? Как результаты, что греется?

Пока только мой компьютер 😁 , на котором в microcap я “спаял” выходной каскад. В той модели IRLZ44, что есть в библиотеке МС7, оная avalanche-структура не учтена и я ее моделировал путем подключения сапрессора к цепи “сток-исток” или “сток-земля”. Разница есть, но это мой первый опыт моделирования импульсной схемы и объяснить увиденное я могу только частично. Хорошо видно, что драйвер(у меня это симметричный эмитерный повторитель) таки нужен и напряжение питания драйвера должно быть не менее 8В - лучше 12В. Если есть желающие, то могу выложить файл этой схемы для микрокапа.
Если кто-то имеет, может составить или знает где взять модель шагового двигателя для микрокапа или (PC)SPICE, то прошу мне помочь.
В “железе” буду паять позже - как жара спадет.

Anton_M

модель ШД есть в PROTEUS и L297 L298.

а в микрокапе ч просто ставил нагрузку из сопротивления и индкутивности обмотки.

Действительно при напряжении драйвера 12 вольт переключение происходит очень гладко, а при 5 вольтах даже драйвер на полевиках ir7307 дает ступеньку с большим колебанием на затворе.

отлично переключает схема из UHU контроллера !

tailcutter
Anton_M:

модель ШД есть в PROTEUS и L297 L298.
а в микрокапе ч просто ставил нагрузку из сопротивления и индкутивности обмотки.

И я так сделал, но интересны эффекты от взаимоиндукции и т.п.

Anton_M

я не думаю что в PROTEUS такая точная модель. Сделайте сами в микрокап несколько ключей и вместо индуктивности трансформатор с нужной степенью связи или вместо части индуктивности трансформатор.

Короче нарисуйте 1 канал целиком.

++++
Хотя баловство это - ведь и так уже ясно что “логик левел” это именно величина напряжение переключения а заряд ни куда не делся и драйвер нужен нормальный. Хотя бы по апноуту 937 irf.com

GOOD
Anton_M:

+++++++
Очень советую на странице 1 курса читать примеры применения - АпНоуты.

Долго еще рекламировать будем ? а ? уже давно все наизусть курс выучили 😃

ATLab
tailcutter:

Пока только мой компьютер 😁 , на котором в microcap я “спаял” выходной каскад. В той модели IRLZ44, что есть в библиотеке МС7, оная avalanche-структура не учтена и я ее моделировал путем подключения сапрессора к цепи “сток-исток” или “сток-земля”. Разница есть, но это мой первый опыт моделирования импульсной схемы и объяснить увиденное я могу только частично. Хорошо видно, что драйвер(у меня это симметричный эмитерный повторитель) таки нужен и напряжение питания драйвера должно быть не менее 8В - лучше 12В.

Плохо, что в модели нет avalanche, это сразу ставит под сомнение ее адекватность реальному транзистору, соответственно и результаты моделирования могут быть далеки от реальности.
Кстати, модель может быть для IRFZ44, а не IRLZ44. Этим и объясняется ее любовь к повышенному напряжению на затворе.
Модель вообще работает без дополнительного драйвера затвора и питании 5 В?
В чем все же выражается разница в работе без драйвера и с ним?

P.S. То, что выход 74HC08 не такой мощный, как специальный драйвер, даже хорошо:
немного затянутся фронты, выброс напряжения на стоке при запирании будет меньше.

Anton_M
GOOD:

уже давно все наизусть курс выучили 😃

говорите за себя. вы не выучили. вы врете.

Аэробус

Понизил напряжение питания движка да 5В. Транзы холодные абсолютно. Движок греется градусов до 50-60.
Движок 4SHG Резистор -0.33ом Uref-0.5

Anton_M

дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.

Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)

++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.

ATLab
Anton_M:

дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.

Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)

Не пугайте человека: 0,5/0,33=1,5 А - нормальный ток для 4SHG.
Проверить есть ШИМ или нет можно только осциллографом.

++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.

Это ничего не подтверждает. Это может говорить о том, что выброс напряжения при запирании транзистора ниже 55 В - срабатывания avalanche.
Единственным достоверным подтверждением без приборов может быть проверка на активной нагрузке -например, мотоциклетных/автомобильных лампах, мощных низкоомных резисторах (2-3 Ома). Я такую проверку предлагал, Аэробус почему-то не хочет ее провести.

To Аэробус
Двигатель то вращается? C какой скоростью?

Аэробус
Anton_M:

дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.

Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)

++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.

0.5/0.33=1.515…A
А движок по паспорту на 1,5А

Вот кусок схемы которая управляла конкретно этим двигом. Сколько ж вольт то надо ему?

Anton_M
Аэробус:

А движок по паспорту на 1,5А

при каком напряжении питания или сопротивлении обмотки ?

Аэробус
Anton_M:

при каком напряжении питания или сопротивлении обмотки ?

Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса

Только я уже несколько раз писал, что у меня цифровым мультиметром показывает на нем 4.7 ома - пол обмотки и 8 с копейками вся обмотка.

Как мне тут пояснили. Питать движки, для скорости установления тока в обмотках, надо напряжением в 5-6 раз выше паспортного. Т.е. получается 10-12в А судя по схеме туда подавалось чтото около 21В

To Аэробус
Двигатель то вращается? C какой скоростью?

Анатолий. Дык проверил на 5 ватных лампах автомобильных. Все моргает правильно и не греется.
Двигатель кручу пока кнопкой. Подаю 5в.

Anton_M
Аэробус:

Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса

ну если написано 2.3 это означает сто нужно подавать 2.3 вольта ! если без ШИМ регулироания.

Ток вашего мотора 2.3 / 1.5 = 1.53 A умножим на 0.33 Ом получим опорное напряжение 0.5 вольт для L297.

Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.

ATLab
Аэробус:

Анатолий. Дык проверил на 5 ватных лампах автомобильных. Все моргает правильно и не греется.
Двигатель кручу пока кнопкой. Подаю 5в.

5-ваттных мало, у них сопротивление большое, соответственно 12 В источника питания будет недостаточно. Нужно использовать 60 Вт.
Включить их в тот драйвер, где Uref=0,5 В, R=0,33 Ом. Питание 12 В.
Если транзисторы при этом практически не будут греться, значит весь нагрев связан с выбросами напряжения на стоке.

Anton_M

я б советовал лампы брать на большее напряжение, так как у ламп сильно меняется сопротивление при накале.

Аэробус
Anton_M:

Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.

Я в панике… 😦

Я же уже писал:
Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса

Скорее всего, по характеристикам это будет очень близко к ДШИ200-1.

Упомянутый драйвер униполярный.

По закону Ома:
I=U/R=2,3/1,5=1,53 (A) - это номинальный ток в обмотке, его и нужно установить подстроечными резисторами драйвера.

По поводу напряжения питания - оно должно быть тем выше, чем больше индуктивность и активное сопротивление обмотки, чтобы обеспечить быстрое шагание.

На практике имеет смысл начать с 24 В, если частота шагания устроит - на этом и остановиться. Если частота недостаточная - повысить напряжение питания. Верхний предел повышения - максимально допустимое напряжение сток-исток использованного ключевого транзистора. Однако имейте ввиду, что максимальная скорость шагания ограничена самим двигателем, да еще и нагрузка влияет - нужно плавно разгоняться/тормозить и двигатель не должен быть перегружен.

Так сколько 2,3, 5 или 12 или 24вольта?

А что касается 60ватт ламп, то я такую поставил на буфер на питании она не светится. Только когда коротнул на плате загорелась.

Anton_M
Аэробус:

Я в панике… 😦

да чего паниковать, просто моторы делают на разные параметры питания.

Аэробус:

то касается 60ватт ламп, то я такую поставил на буфер на питании она не светится.
Только когда коротнул на плате загорелась.

вот в этом то их прелесть - чтоб они загорались а не копоненты.

Аэробус
Anton_M:

вот в этом то их прелесть - чтоб они загорались а не копоненты.

Ну дык сколько вольт то подавать? 5 хватит для ШИМа?

ATLab
Аэробус:

Ну дык сколько вольт то подавать? 5 хватит для ШИМа?

Юрий, я думаю, Вам нужно следовать каким-то одним советам, вместе получается такая каша…
(шампанское+водка=коктейль “северное сияние” - страшной убойной силы вещь).
Лампы нужно взять все на 60 Вт, только у них подходящее сопротивление.
Включить их вместо обмоток.
Uref=0,5 В Rизм=0,33 Ом
Питание 12 В.
Лампы могут не светиться, светиться слабо - это не значит, что схема не работает.
Блок будет работать в любом случае.

Цель эксперимента - определить причину нагрева транзисторов.

Варианты:

  1. Транзисторы греются. Причина - они плохо отпираются (медленно, неполностью). Лечить можно только изменением схемы управления транзисторами, см. советы Anton_M

  2. Транзисторы не греются, или греются незначительно. Значит причина их нагрева при включенном двигателе связана в основном с индуктивной нагрузкой - выбросами напряжения на транзисторе и, соответственно, срабатыванием avalanche структуры в транзисторе. Тогда про все советы Anton_M можно забыть и просто поставить транзисторы на радиатор.

Я думаю, наиболее вероятен вариант №2. Это следует из моих собственных экспериментов.

Anton_M

по тем параметрам что вы написали 5 вольт хватит с лихвой ! и будет ШИМ.