Tarot 500 конструкция хаба
Приветствую.
У После первого поднятия в воздух моего летательного аппарата (спасибо rippers), опытные пилоты обратили моё внимание на тот факт, что цапфы немного болтаются (каждая независимо) на хабе ОР (см фото1), вследствие чего концы лопастей гуляют на 1 см по вертикали. Первое что пришло в голову - не затянуты винты на межлопастном валу, но с этим все было нормально (все до упора затянуто и посажено на синий локтайт). В процессе дальнейшего расследования причин, обнаружилось, что не хватает некоей Featherng shaft sleeve (см фото2). Поскольку бошка мне пришла полностью собранная и до сих пор тушка не летала, я впервые узнал об этой детали.
Хотелось бы узнать:
- Из чего сделана эта втулка и критично ли её наличие?
- Допустим ли какой-либо люфт в этом узле?
Из обсуждения www.helifreak.com/showthread.php?t=98309 выходит что и Align поставлял киты то со втулкой то без. Втулка пластиковая, цена вопроса три-сорок с доставкой cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=230341…
Почитал ветку, решил докупить втулку как-нибудь потом, т.к. до 3D мне еще далеко и серьёзных нагрузок на вал не ожидается. К тому же из-за бугра не умею заказывать 😕
С люфтами только не понятно как быть и насколько это критично. Такое ощущение, что межлопастной вал на несколько сотых мм длиннее и тоньше, чем надо…
что значит болтаются независимо друг от друга ? можно обе цапфы поднять вверх одновременно и получить V-образный угол ?
да, если за кончики лопастей чуть-чуть поятнуть (без прогибов), каждая незваисимо от другой подымется на 1 см (длина каждой лопасти вместе с цапфой примерно 450мм => отклонение примерно на 1° )
Сравнивал с 450 - там все идеально, ни малейшего намека на люфты.
прогиб лопасти на 1 см трудно заметить, но если цапфы всёж болтаются. по логике вещей они должны болтаться не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной (тянуть лопасть а себя). по идее на чуть меньше чем миллиметр. болтаются ? (независимо друг от друга?)
Да, люфт симметричен в любом направлении. При этом видно, что сам вал не двигается, болтаются только фапфы на нем
немого не понял, ну да ладно. дело в том что “болтаться” как у Вас на картинке цапфы должны и тем легче чем мягче демпферы, но они в жёсткой сцепке и независимо друг от друга не должны. если они так болтаются то должны и гулять вдоль вала независимо друг от друга. а это говорит либо о неправильной длине вала (длине резьбы в валу), либо о забытых колечках которые должны быть внутри цапф …
я далеко не знаток, но просто сталкивался с погрешностями в размерах у таротов.
Проверил еще раз количество шайбочек-подшипничков - всё порядке…
Похоже, придется напильником поработать… Как считаете - ничего страшного, если на четверть миллиметра уменьшить длину вала вручную? или так оставить?
Кстати только сейчас заметил - действительно не совсем независимо цапфы болтаются - если одну придавить посильнее, вторая перестает люфтить.
если одну сильно придавить то и вторая соответственно упирается сильно в демпфер) надо из хаба доставать и смотреть
Я бы не стал укорачивать вал. А с резьбой что потом делать, нарезать? Вал же имеет ступеньки по концам, там все высчитано до десятой миллиметра.
Ужасы какието. У меня стоит на Aligne тарротовский хаб, все идеально никаких люфтов нет. Может брак какой. Надо методом исключения пробовать, менято по очереди все части вал межлопастной, винтики, демпферы, подшипники упорные, колечки. и проверять еще раз что все верно собрано, там 1 шайбочки не будет и все…
Поставить пару тонких шайбочек между подшипниками, например из латунной фольги (вместе с washer 9x12x0.8, стр. 7 инструкции). Толщину сейчас не помню, а разбирать неохота:) По моему или 0.2 или 0.3 мм. Бывала такая ситуация, и именно на 500-ке. Причем только на одной из нескольких.
А демпферы-то вообще установлены? Если да, то, действительно, их можно поджать дополнительной шайбой.
проверять еще раз что все верно собрано, там 1 шайбочки не будет и все…
Проверял несколько раз, всё на месте, потому и возник вопрос 😃
Поставить пару тонких шайбочек между подшипниками, например из латунной фольги (вместе с washer 9x12x0.8, стр. 7 инструкции). Толщину сейчас не помню, а разбирать неохота По моему или 0.2 или 0.3 мм. Бывала такая ситуация, и именно на 500-ке. Причем только на одной из нескольких.
Хорошая идея, как тольк найду матриал, сделаю шайбочку.
А демпферы-то вообще установлены?
Да, все детали на месте
Купить нормальный хаб или взять у кого то не пробывали?? Вообще все эти клоны…
Если покупали в Форсаже, они же гарантию дают. К ним не обращались?
Да, там и покупал. Спрашивал по поводу втулки - говорят, что не поставляется. Верю. А с люфтами вот сейчас разбираюсь. Может, действительно, проще шайбочку воткнуть, чем ездить разбираться из-за странного еле заметного люфта в 1 градус 😃 К тому же он вроде не сильно влияет на полет - бабочки нету, когда подымали в воздух, висел вроде достаточно стабильно. Говорят, только, звук был какой-то странный, “реактивный”, у него…
1 градус это не еле заметный люфт, это прилично. Может на висении и не заметно а на перекладках и кренах мало ли чего… луччше не рисковать всеже.
Ну вы тему раскачали, втулки, шайбочки какие то 😃 У него же именно цапфы болтаются, а не вся “это” в хабе. Все гораздо проще. Есть три варианта:
- Межлопастной в подшипниках болтается
- Подшипники как говно в проруби в посадочных местах
- 1+2
Имхо варианот 2.
Ну и еще, крайне моловероятный - убитые подшипники 😃 на нелетаной модели…
валов то ещё всё равно покупать и не один ) потому если нет - проще купить и методом исключения))
у меня в запасе вообще вся голова на всяк случай 😃
ну, я какбэ оптимист и планирую не разбиваться 😁
но всё же стараюсь заранее продумать всякие мелочи и никуда не торопиться…
начинаю это хобби с абсолютного нуля, знакомых, которые хотя бы знают что такое отрицательный шаг, у меня нету 😃
Посоветоваться могу только с вами, братья пилоты. Спасибо всем за ответы 😒
ну, я какбэ оптимист и планирую не разбиваться 😁
так у меня ник тоже правильный, но от реальности не убежишь 😁 а в московии тусовки большие… думаю новые знакомые не за горами 😃
- Подшипники как говно в проруби в посадочных местах
Скорее всего так и есть, если подшипники битые цапфы полюбому будут болтаться, если их посильнее прижать то ещё и прокручиваться будут с рываками/подёргиваниями, к томуже ещё присутствует -
Говорят, только, звук был какой-то странный, “реактивный”, у него…
Значить подшипники гудят скорее всего не только в цапфах, ну а если верт не лётаный то походу подшипнички то бракованные 😃
звук был странным потому что не правильно был выставлен зазор с пиньеном, не отрегулированы обороты. вертолет не прошел полного и правильного цикла настройки. не надо пугать человека. подшипники там были нормальные.
как же у нас народ любит ставить диагноз по фотографии или по буквам