MSHeli Protos 500

aviAtor=

В этой статье было решено несколько систематизировать информацию об этом замечательном вертолёте.
Ссылки на отечественные сайты приводиться не будут во избежание обвинений в рекламе.

Комплектация
Классической для данного вертолёта является набор:

  1. Тушка - бывает пластмассовая, карбоновая и из стекловолокна;
  2. Регулятор - как правило немецкий YGE (достаточен и по мощности, и по качеству работы гувернёра);
  3. Мотор - в первых версиях шли какие то свои моторы, сейчас поставляется Scorpion 880 (специально разработаный для Protos-а);
  4. Лопасти - SAB, для варианта “из коробки” весьма неплохой вариант.

Как любой современный вертолёт, Protos имеет две модификации с серво осью и без. Оба варианта поставляются самим производителем, без необходимости приобретения модификаций от третих лиц.

Приобретая сегодня Protos стоит понимать, что вертолёт будет выглядеть так:

Если вам больше нравится первый вариант капота, то можно заказать его отдельно.
Дополнительно хочется отметить весьма продуманный дизайн конструкции, а так-же острую необходимость консультаций с руководством при сборке.

Доработки (upgrades)
В целом доработки можно разделить на две большие категории: добавляющие функциональность (улучшающие характеристики) и увеличивающие надёжность.

К первым можно отнести Stretch kit (англ. Набор удлиннитель) - он состоит из удлинённой хвостовой балки, лопастей и приводнОго ремня.
Смотреть тут.
Дополнительно, есть возможность усовершенствования силовой установки заменой электродвигателя. Существует масса различных вариаций, от: Scorpion, Z-Power, Kontronik, Pletenberg, Hyperion и прочие.
Существует ряд лопастей “прижившихся” на этом вертолёте:

  • SAB - бывают чёрно-белые и красно белые, по сути - одни и те же лопасти, только разного цвета;
  • EDGE - по дизайну визуально похожи на лопасти от Align, существуют модификации для вертолётов с сервоосью и без;
  • BBT - лопасти ориентированные на полёты с большими углами атаки, хорошо подходят для 3D;

Ко вторым относится множество различных металлических доработок, таких как: держатель хвостовой сервы, элементы крепления сервомашинок, элементы автомата перекоса, ролики и многое другое.
Смотреть тут.
Так-же, существуют весьма неплохие доработки от азиатских магазинов, такие как: цельнометаллический корпус хвоста (весьма актуальная доработка).
Смотреть тут.

В целом, это вертолёт который приятно держать в руках и которым приятно управлять, однако до приобретения данного вертолёта лучше попрактиковаться на модели попроще.

Если бы я искал аналог Ferrari среди вертолётов, то это был бы именно он.

Удачных полётов.

aviAtor=

Итак, продолжим.

Вот так, вертолёт летает в штатной коплектации, без установки каких-либо дополнительных усовершенствований. Рекомендую обратить внимание на черезвычайно высокую производительность хвоста и вследствие этого - большую скорость пируэта.

/!\ Важное замечание! Для зимних полётов на этом вертолёте рекомендую установить следующий набор усовершенстований:

  1. Металлический держатель хвостовой сервы;
  2. Металлический tail case (корпус привода хвоста);
  3. Отбалансировать хвостовые лопасти (само собой разумеется, что основные тоже должны быть отбалансированы);
  4. Проверить тарелку перекоса на “кривость”, многие пишут, что бывает кривая.

Список рекомендуемых сервоприводов приведён ниже:

MSH Protos (500-class) Список серв для автомата перекоса.
==========================================
kgfly, 29 Apr 2009


--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
Произв.   Модель     Тип Вес(г)  Скор.  Момент   В    Д    Ш (мм)  БКС$
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
Align     DS510      DP?  25.9   0.13    3.7    29.2 35   15        45
          DS520      DP?  25.9   0.09    1.9    29.2 35   15        45
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
Futaba    S9257      DP2  26     0.08    2.0    28.6 35.5 15        65
          S9650      DP2  26     0.14    3.6    28.6 35.5 15        55
          S3155      DP2  18     0.15    1.5    29   30   11        29
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
HiTec     HS-81MG    AM0  19.6   0.12    2.3    30   30   12        22
          HS-82MG    AM0  19     0.11    2.6    30   30   12        22
          HS-85MG    AM1  22.3   0.16    3.0    30   29   13        31
          HS-5085MG  DM2  21.9   0.17    3.6    30   29   13        47
          HS-5245MG  DM2  32     0.15    4.4    32   31   17        45
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
Hyperion  DS12ACB    DP1  16.9   0.16    2.6    26.0 29.5 12        35
          DS13ACB    DP1  17.9   0.16    2.6    27.6 29.5 13        45
          DS13TCB    DP1  17.9   0.20    3.6    27.6 29.5 13        52
          DS13TMB    DP1  19.2   0.20    3.6    27.6 29.5 13        52
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
InoLabs   HG-D251MG  DM1  24.4   0.15    4.8    33.3 31.5 13.0      65
          HG-D260HB  DP1  16.9   0.12    2.4    31.5 30.0 13.0      51
          HG-D260MG  DM1  20.6   0.16    3.4    31.5 30.0 13.0      58
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
JR        Z3650      DM2  29.5   0.09    3.0    25.9 33.0 14.7      75
          DS3400G    DP2  29     0.11    3.7    25.9 33.0 14.7      75
          DS3405     DP2  30     0.13    2.8    26.5 33.0 15.0     £50
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
MKS       DS9660     DM2  35     0.12    3.8    28.6 35.5 15        50
          DS9670     DM2  28     0.09    2.2    28.6 35.5 15        50
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----
SJM       SDG-502MG  DM1  21.6   0.16    2.7    31.5 30.0 13.0      40
--------  ---------  ---  -----  -----  ------  ---- ---- -------  ----

Notes:
a) Скорость и момент указаны для 4.8V
b) "Тип" = Цифра/Аналог (D/A), Пластиковые/железные шестерни (D/P), число подшипников (0/1/2)

Opinions
========
Автором рекомендуются следующие сервы:

-----------------------------------  ----------------  ----------------------
Priorities                           Servo              g   s       USD$
-----------------------------------  ----------------  ----------------------
weight + performance + price         Hyperion DS13ACB  18  0.16   2.6     45
price  + performance + weight        Align    DS510    26  0.13   3.7     45
MG     + price       + performance   MKS      9660     35  0.12   3.8     50
-----------------------------------  ----------------  ----------------------
speed  + price                       Align    DS520    26  0.09   1.9     45
speed  + MG          + price         MKS      9670     28  0.09   2.2     50
-----------------------------------  ----------------  ----------------------

Взято отсюда.

mr_nd

По поводу зимних полетов на протосе. Должен заметить, что пластик, из которого сделаны линки на хвосте и на тарелке хитро реагирует на холод. Он, сволочь, сильно сжимается 😃 На морозе все соединения с линками на протосе очень туго ходят. Надо иметь это в виду. При этом пластиковые линки от других вертов (у меня есть еще лого400, сравнивал с ним) ведут себя нормально и не стопорят подвижные соединения. Так же на морозе ослабевает ремень. Надо перед зимними полетами подтягивать ремешок. Как минимум обязательно проверять натяжение. Протос к правильному натяжению ремня очень требователен, это вам не элайн 😃

aviAtor=

Теперь пару слов о хвосте.
Как на любом вертолёте за хвост отвечает связка “серва-гироскоп”.

В последнее время стандартом “де факто” стали гироскопы Spartan (760, Quark). Подробно останавливаться на описании данных гироскопов не буду, скажу только, что гироскоп весьма прост в установке/настройке и не требует обязательных глубоких знаний гироскопов. “Воткнул и полетело”.

Хвостовая сервомашинка - очень важная часть любого вертолёта. Из опыта могу сказать, что на Protos предпочитают ставить Futaba BLS251.

альтернативно можно поставить MKS BLS980

которая является прямым конкурентом BLS251.
Конечно, выбор хвостовых серв этим не ограничивается, но эти самые надёжные/распостранённые.

/!\ ВНИМАНИЕ! Следует учитывать, что BLS251 работает только с напряжением 4.8В. Если по каким либо причинам вы хотите собрать систему работающую от напряжения 6В, стоит установить stepdown (устройство понижающее напряжение с 6В до 4.8В) перед сервой/гироскопом.

aviAtor=

Совершенно недавно MSHeli выпустили новую “дизайнерскую” линейку капототов для Protos 500.

Довольно слабый конкурент классической версии, но любителям разнообразия возможно понравятся. Несомненным плюсом является то, что исопльзованы яркие цвета засчёт чего вертолёт очень хорошо видно.

GanGan

Потрясяюще недавно )) почти полгода прошло с момента появления эти кабинок =)
А плюс этих канопи - в их весе - они не стеклопластиковые )), но как совершенно правильно заметил Детонатор - с таким канопи верт похож на китайский кросовок ) (ИМХО - лучшая - это первая - классическая раскраска ))
Теперь по поводу эффективности хвоста - у протоса угол хвостовых лопастей - огромный по сравнению с большинством вертолётов, а скорость вращения - так это настройки гироскопа ))
Из зимних грейдов достаточно держателя хвостового серво - остальное нормально живёт. Лопасти на хвосте ВСЕГДА - а не только зимой должны быть идеальны. Если на хвосте вибрации - то вклейте вал на циакрин или локтайт(к подшипникам ессно) со слов Детонатора циакрин лучше - ибо после нагрева снимается отлично.
Гироскоп - тут я соглашусь - хотя 520 футаба отлично летит из коробки, и связка с 251 сервой пашет отлично уже год ))
Линки чтоб нормально крутились - смазать тефлоновой смазкой - отлично летает при отрицательных температурах ) Силиконовая тоже подойдёт.

mr_nd

Поставил на хвост сегодня вместо футабы S9256 шустрячую MKS BLS980. На лого 400 такая же блска уже стоит, держит хвост намертво. Посмотрим что на протосе будет…

Kulichik
aviAtor=:

/!\ ВНИМАНИЕ! Следует учитывать, что BLS251 работает только с напряжением 4.8В. Если по каким либо причинам вы хотите собрать систему работающую от напряжения 6В, стоит установить stepdown (устройство понижающее напряжение с 6В до 4.8В) перед сервой/гироскопом.

Захар, Вы чуть-чуть ошибаетесь. BLS 251 нормально кушает 6 вольт.
Порекомендую очень удобную сводную табличку от Robbe по футабовским сервам:
cms.robbe.com/…/Technische_Daten_Servos_2010.pdf

ALEX-64

Игорь интересно а если её запитать от 6,3 вольта она не ёкнется.Это я говорю про прямое питание от лифе?Я понимаю что на партосе лифе ни к чему,я так чисто из интереса:)

Kulichik

Алексей, если она нормально ест 6 вольт, то , я думаю, и 6.3 скушает.
…тем более, что 6.3 всё равно не будет в результате…

aviAtor=
Kulichik:

Захар, Вы чуть-чуть ошибаетесь. BLS 251 нормально кушает 6 вольт.

На сайте футабы 4.8 только в поддерживаемых стоит, вот я и подумал, что это продолжение Футабовской моды на 4.8Вольтовые хвостовые сервы. Вообще, кто-то говорил, что работа на повышенном напряжении может повлиять только на срок службы.

12 days later
aviAtor=

Да, чуть не забыл, весьма важная доработка: токопроводящий держатель хвостовой балки.

В силу того, что ремень при движении внутри хвостовой балки генерирует весьма значительное статическое электричество, которое в свою очередь выводит из сторя электронику и механику (т.е. конечно, напрямую механике от статики ничего не становится, но если “пробивает” машинки или гироскоп, то в результате всё равно пострадает механика 😃 ). Для борбы с этим паразитным явлением используется заземление, т.е. все “железки”* вертолёта связываются единым проводом и подключаются на “минус” регулятора/силовой батареи.

* - в силу того, что карбон проводит электричество, его тоже стоит считать “железкой” 😃

Detonator
aviAtor=:

Совершенно недавно MSHeli выпустили новую “дизайнерскую” линейку капототов для Protos 500.

Довольно слабый конкурент классической версии, но любителям разнообразия возможно понравятся. Несомненным плюсом является то, что исопльзованы яркие цвета засчёт чего вертолёт очень хорошо видно.

Это не цветные капоты, а для самостоятельной покраски.
Поставляется с неокрашенными окнами которые на рисунке показаны разными цветами.
В окрашенном виде данный капот бывает только оранжевого цвета.

По поводу зимних полетов и держалок хвостовых серво.
Вот уже полгода, как в киты и в запчасти поставляется данная деталь в усиленном виде .
Поэтому сегодня ничего менять не надо и металлический абгрейд имеет чисто эстетическое назначение.

aviAtor=
Detonator:

Поэтому сегодня ничего менять не надо и металлический абгрейд имеет чисто эстетическое назначение.

А можно изображение усиленной детали? Хотелось бы понять: которая у меня стоит?

Detonator
aviAtor=:

А можно изображение усиленной детали? Хотелось бы понять: которая у меня стоит?

Это старого образца

Сравнивайте со своей.

Нового в сети не нашел, а вертолет не под рукой.

На новой детальке та часть в которую заворачиваются винты продлена и плавно переходит в кольцо, которое крепится на балке.

GanGan

Новая вот.
Зря выходит я люминь закупил.

aviAtor=
GanGan:

Новая вот.
Зря выходит я люминь закупил.

Да, у меня такие же. Мне кажется, очень даже не зря, всё-таки пластмасса она и есть пластмасса 😃 К тому же, у тебя весь набор аллюминиевый.

GanGan
Detonator:

Люминь +100 к карме вертолета

Тогда очевидно у меня самый кармовый верт )

log-win

Сегодня поднял протоса при -16 за бортом и ветер , аккум вылетал и поехал домой , колом встает все и протос превращается в корову . Проверил потом тарелку , ходила очень туго, линки разверткой с новья проходился . В общем лучше летать когда тепло .

aviAtor=

Ага, тоже вчера подлетнул. Колом встали пальцы, после чего было решено переместиться в тепло 😃

GanGan

Тефлоновая смазка на шарики. Всё становится идеально. Только сервы тупят ))

Romario1
GanGan:

Тефлоновая смазка на шарики. Всё становится идеально. Только сервы тупят ))

Не помогает никакая смазка , пластик сжимается на морозе , вертолет становится практически неуправляемым , как будто летит в киселе, хотя линки развернуты.
Где то встречал , меняют линки на микадовские , и летают в мороз

да ну его , летать в такую погоду 😃 , ждем потепления и отрываемся по полной