Изготовление макета с компьютерным управлением

MIKH

Вот, решил разработать и изготовить 5-ти уровневый макет железной дороги в масштабе НО, в комнату размером 5х6 метров.
Управление будет осуществляться через компьютер.
Планируется эксплуатация порядка 30 составов.

Матиков

Впечатляет! в чем рисовалась схема???

PS: строю трамвайный макет.

MIKH

Схему рисовал в Автокаде. Не лучшая программа для схем макетов. Но в работе удобная.

Сделал поэтажную схему. Рельсы выбрал Roco geoLine, на призме.

Этема

Приветствую. Зачем рельсовый материал на призме? Roco geoLine больше подходит для вариантов - собрал - разобрал, то есть, для игр на полу ит.п. На готовой призме сложно добиться копийности. Если конечно, есть такая цель. Сам сделал макет на призме - потом немного жалел об этом. Очень шумная она - готовая призма. Утомляет.Привожу несколько фоток с Roco geoLine. Удачи

На фото макет с процессе производства :

MIKH

Да просто захотелось на призме.
С призмой проблем меньше:

  1. Привода стрелок проще ставить. Привода надёжные и не требую регулировки и обслуживания.
  2. Засыпать меньше.
  3. Углы у стрелки 22,5 градуса (против 15 градусов у стандартной стрелки Roco) да и сама стрелка короче. Значит больше развязок может уместиться на макете.
    А под призму можно подложить подложку. Хотя по моему субьективному мнению, эти рельсы не “Шумнее” других.
    Можно конечно взять путевой материал по приличнее, например Peco, но это уже другой бюджет и дольше вести.
    Кроме того, какая там копийсость? Как вообще, в этом масштабе можно сделать копийный макет? Прикиньте, кокого размера должен быть макет, например Белорусского вокзала? (Наверное метров 50, а может и больше) А на маете 3 вокзала и 3 станции. Вообщем, это просто дорогая игрушка.

Сейчас решаю из чего делать подмакетник. Из МДФ или ПВХ.
МДФ- тише. Больше пыли. Но на большом макете значительные расширения, от температуры и валажности воздуха.
ПВХ- шумнее. Меньше пыли. Практически отсутствуе температурное расширение. Но более мягкий материал.
Наверное всётаки остановлюсь на ПВХ и алюминиевом каркасе.

Этема

Подложка нужна под рельсовый материал в любом случае. Вообще, классика подмакетника это дерево и фанера 10 мм. После прокладки электрики уже готовится сам ландшафт, засыпки, травка, и прочее. Горы, склоны - хоть из газет на ПВА. Главное, что б было желание это все строить. О средствах умолчу - затраты будут огромные. И главное время. Мало у кого получается сочетать эти две вещи - средства и наличие времени. Удачи.

MIKH
Этема:

Подложка нужна под рельсовый материал в любом случае. Вообще, классика подмакетника это дерево и фанера 10 мм.

Что фанера, что МДФ, что древесина материалы конечно хорошие. Более того, макет из МДФ получается самым “тихим”. МДФ по ряду параметров (шумность, обработка,…) практически самый лучший материал для маленького подмакетника. Но для больших макетов эти материалы не очень годятся, т.к. эти материалы очень сильно подвержены влиянию влажности воздуха и температуры. Я изготавливал макет из МДФ длиной около 12 метров. Столкнулся с кучей проблем: Влажность растёт-рвёт. Влажность падает - всё выгибает. Причём не только рельсы, но даже пироны. Приходится озадачиваться климатической установкой, делать “плавающие” рельсы и т.д… А это лишние проблемы и траты.
Макет из ПВХ практически не играет. Но намного шумнее. Хоть герлен снизу на листы приклеивай. Но лучше смириться с шумом, чем иметь постоянные проблемы. Тем более, что макет будет стоять на даче. И постоянного контроля помещения не будет.
Сегодня приступил к изготовлению небольшой части подмакетника. Попробую погонять поезд. Посмотрю, как можно сделать макет тише. Мне вообще кажется, что подложка смысла почти не имеет, т.к. вибрация через гвозди или клей всеравно передаётся на подмакетник. Важнее как погасить вибрацию в подмакетнике. Что сделать, чтобы увеличить коэффицент затухания материала, особо не усложняя и удорожая изделие?

Этема

Что сделать, чтобы увеличить коэффицент затухания материала, особо не усложняя и удорожая изделие?[/QUOTE]

Если вы строили 12-метровый макет, то скорее всего, у вас есть большой опыт в подборе материала. Вообще, лучше спросить на специальном форуме, посвященном только жд-моделизму. Удачи

MIKH

С материалом подмакетника определился:
ПВХ - 10мм на алюминиевом профиле 20х40мм. Под рельсы вспененный полиэтилен 2мм. Под листами ПВХ герлен (местами) 2мм.

8 days later
Vitec

Расскажите о вашей системе управления движением. Как именно компьютер будет управлять?
Как вы находите столько места, чтобы строить такие макеты, да ещё и не один? Видимо, не дома?

MIKH

На компьютер установлена программа Train Controller. Далее цепляемся к командной станции Uhlenbrock или Piko. Далее к блокам занятости и исполнительных механизмов. Контроль занятость блок-участков осуществляется по нагрузке на блок-участках и при помощи контактных датчиков. Тут мне больше нравится электроника от Uhlenbrock и Lenz. Но скорее всего часть электроники буду изготавливать сам. Получается дешевле и стабильнее.
В программе Train Controller обнаружил косяк. Он связан с запаздыванием обработки информации и запаздыванием отработки некоторых типов команд. Это проявляется только при условии большого кол-ва блок-участков (более 80) и одновременном управлении несколькими подвижными составами (более 2-х). Это, наверное, самая большая проблема на сегодняшний день. Есть ещё другая немецкая программа управления макетом, но с ней другие проблемы. Так, что Train Controller- оптимальный вариант.
Сейчас доделываю каркас и столешницы подмакетника. На следующей недели выложу фото.
Собираю макет конечно не дома. Есть где собирать. Тепло, светло. есть весь необходимый инструмент и материалы. Вот только скучно. Ищу единомышленников. Могу предоставить место, для сборки не больших макетов, бесплатно.

Vitec

Это было бы здорово, если бы не огромное расстояние.
Эта программа, она отдельно управляет всеми объектами на макете? Все взаимозависимости она берёт на себя, или что-то делает командная станция или блоки занятости?
Может ли программа имитировать автоблокировку, схему смены направления, сигнализацию входных-выходных как по инструкции?

MIKH
  1. Программа отдельно управляет (индивидуально) всеми объектами на макете.
  2. За весь алгоритм работы отвечает программа, хотя (при желании, хоть это и не нужно) макетом можно управлять через командную станцию (если она это позволяет).
  3. Блоки занятости нужны, чтобы программа получала и обрабатывала информацию о наличии подвижного состава на том или ином блок - участке. Также для обработки сигналов концевых выключателей и т.д. (например датчик положения поворотного круга…).
  4. Командная станция выполняет 2 основные функции. Это своеобразный декодер между компьютером и блоками занятости, и исполнительных механизмов (они поддерживают свои протоколы передачи данных). Вторая функция, это функция бустера. Т.е. своеобразного усилителя сигнала. Локомотив управляется сигналом, поступающим по рельсам. Этот же сигнал и является питанием электродвигателя локомотива. В некоторых случаях его амплитуда достигает 40 вольт. По этому, командная станция необходима.
  5. Программа может практически всё, что необходимо для полноценного функционирования макета. Она поддерживает несколько режимов. Вы можете запускать нужный локомотив в ручную. Т.е. выбираете нужный локомотив, передвигаете ползунок на экране в нужную сторону и локомотив поехал. Также можно управлять стрелками, светофорами, освещением и т.д… При этом управление напоминает аналоговое, но на экране отображается место нахождения подвижного состава и положение стрелок, и других переключателей.
    Вы можете запускать локомотивы, в автоматическом режиме включая маршруты. Наводите курсор на блок - участок, где находится нужный Вам поезд, затем на блок-участок, куда Вы хотите его отправить, а далее программа всё сделает за Вас. Проложит маршрут, переключит стрелки, автоматически проведёт локомотив, минуя занятые блок - участки, соблюдая скоростной режим на каждом блок-участке и т.д… Можно заранее прописывать маршруты, и активировать их при помощи кнопок. Также программа может управлять макетом и другими устройствами при помощи определённых зависимостей. Например: когда определённый состав прибудет на нужную станцию, начнёт движение другой состав, или например, включится свет и т.д…
    Также Вы можете составить расписание движения. И программа будет отправлять локомотивы строго по расписанию. Макет может включаться и выключаться в нужное время (вместо будильника). Макет как бы начинает жить своей жизнью.
    Ещё имеется куча других функций, но это на несколько сот страниц. Если Вас что-то конкретно интересует, спрашивайте.
    Возможности программы практически на 100 процентов удовлетворяют потребностям. И самое интересное это программировать и потом смотреть, как макет оживает.
16 days later
DoubleHead

Не подскажете чем обоснован выбор Трейнконтроллера, почему не РокРейл?

Как планируете обратную связь реализовывать? В смысле протокола, железки, собственно датчики?

MIKH

1.Программа РокРейл проще. Меньше функций и возможностей. Хотя может что-то у них изменилось за последние пол года? Таких программ куча. Но они не очень годятся для управления большими, сложными макетами.
2.Протокол DCC. Датчики обратной связи по LocoNet через командную станцию. Станция Piko. Блоки обратной связи пока Uhlenbrock, но буду ставить самодельные. Обратная связь по нагрузке. Тормозные датчики механические или герконы. Хотя, может тоже оставлю по нагрузке питания.

Собрал подмакетник

DoubleHead

Михаил, что умеет РокРейл я представляю 😃 Даже в разработке немножко поучаствовал. И представлю себе что он может в том числе и на больших макетах. Я просто хотел полюбопытствовать что есть в ТК чего нет в РокРейле, чисто для себя и без подковырок. Вы же наверняка сравнивали прежде чем сделать вывод.

А что за цифра от Пико? PowerBox?

MIKH

У Пико командная станция это упрощённая копия Uhlenbrock Intellibox. Но, наверное, за счёт упрощения Пико работает стабильнее своего старшего собрата. Так, что выбор за Пико. Скорее всего, если позволит финансовое положение, сделаю свою командную станцию.
Я гонял РокоРейл около 3-х дней, примерно полгода назад. Точно уже не помню, но осталось очень плохое впечатление не законченного продукта.
Я не любитель подковырок и буду писать прямо и откровенно.
Не понравилась сама логика. В трайн Контроллере (далее ТК) всё интуитивно понятнее. В ТК больше всевозможных “зависимостей” для построения логики управления макетом. Программирование макросов. Наверное, это самое главное.
Есть ещё немецкая прога не уступающая ТК. А в некоторых моментах даже превосходящая. (например: можно вывести изображения с камеры поезда на экран программы и т.д… Но там тоже свои недостатки.
Перебрав все доступные проги пришёл к выводу, что в России оптимальна ТК. Хотя у неё есть тоже ряд недостатков.
Но это моё личное мнение, основанное на сущностном опыте.

DoubleHead

Спасибо за ответы 😃 У РР в принципе одно большое преимущество перед всеми остальными - он бесплатный 😃 Можно еще помучаю вопросами?

Собственно интерес не праздный, в “открытом доступе” проектов такого масштаба мало и очень мало подробностей 😃 Даже у нас на скейлтрейнсклабе народ все больше по мелочи балуется.

Вопрос по датчикам обратной связи, если использовать только нагрузочные (или я что-то не понял?) то как тогда собираетесь точно определять положение состава? Будете резать путь на мелкие блокучастки? Я в свое время пришел к выводу что близко к идеалу (для моих железок, а это командная станция, блоки ОС на S88 и аксессуарники от BLO Digital Lab, Роко бустер) - это токовый датчик и 3 геркона/Холла на блок. Одновременно имеем занятость участка и б.м. приличное определение положение головы состава.

Как у пико решается вопрос с доп бустерами?

MIKH

На вопросы буду рад ответить!
Программа РР конечно бесплатная, но если я не ошибаюсь, это, наверное, она постоянно клянчила деньги. Хотя после отказа финансирования исправно продолжала работать. Раздражает!!!
Дело не в стоимости проги. Я уверен, что и я, и любой владелец макета, который уже вложил в своё детище кучу денег, готов купить прогу и за 500$, при условии, что она будет на Русском, интуитивно понятна и проста, надёжна и гибка. Но такой проги нет. Пока только немцы преуспели. Если у Вас получится - я готов стать первым покупателем. А пока сталкиваешься с проблемами: Сначала делаешь макет, а потом тратишь кучу времени, чтобы обучить Клиента его эксплуатировать.
Программа ТК сама просчитывает положение состава. Требуется только при установке на рельсы его указать.
Датчиков достаточно 1 на блок-участок. Но для точности позиционирования останавливающегося состава можно установить тормозной датчик. Лучше конечно геркон, чуть хуже механический, но можно оставить и нагрузочный. Правда, в этом случае, если колёса грязные и плохой контакт, точность позиционирования нарушится, но как показывает практика не значительно.
У Пико есть свои бустеры. По-моему они называются Digi2. Если нужен бустер мощнее, возьмите ESU. Но лучше, как показывает практика, ставить побольше более слабых.
Если Вы хотите более близко изучить проблемы прог. на больших макетах я послезавтра утром буду в Питере и могу с Вами встретиться.
На шине S88 я делал макет. Блочки были от Viessmann. Командная станция Uhlenbrock. Случайно воткнул разъём S88 вверх ногами, станция сгорела. Как-то всё не надёжно. Кроме того, S88 шина цифровая и по идее надёжная и помехоустойчивая, но производители ЖД электроники на S88 пишут, что шина геморройная, подвержена помехам и рассчитана на короткие расстояния. Тут тоже надо задуматься…

DoubleHead

Михаил, можно поподробнее про 1 датчик и расчет ТК положения состава. На мой взгляд есть какой-то в этом натяг. Учитывая что все локомотивы движутся с разными скоростями, одного датчика по умолчанию мало.
Простой пример, имеем блок участок на станции от стрелки до стрелки, ну скажем 2 метра. Движение в обе стороны. Хотим относительно реалистично остановить любой состав у платформы идущий в любую сторону. С одним датчиком ну никак не получается. Минимум 2.

MIKH

В программе ТК перед эксплуатацией локомотивов, каждый локомотив проходит процесс инициализации. Причем имеется 4 или 5 вариантов, которые подходят под Ваш макет. Далее опишу самый интересный из них:

  1. Сначала Вы входите в меню, где Вам предлагают либо ручную настройку коэффициента разгона и торможения, либо автоматическую. Также Вы выставляете мощность силовой установки (в KW), максимальную скорость локомотива (в km/h), масштаб и длину локомотива (в см).
  2. Перейдя в режим автоматической настройки вам предлагается установить минимальную скорость движения в каждую сторону. Она устанавливается перемещением ползунка в меню, при этом локомотив двигается с установленной Вами скоростью.
  3. Далее переходите в следующее меню, где Вы выбираете наиболее удобный вариант инициализации (как я ранее говорил: описываю наиболее интересный для меня вариант) далее Вы выбираете 3 подряд идущих блок участка на своём макете и указываете их в меню. Длину среднего блок-участка измеряете рулеткой и заносите в меню. Кроме того указываете длину пути разгона и торможения и время остановки между циклами.
  4. Далее, устанавливаете локомотив на крайний, из этих трёх, блок - участок и нажимаете кнопку СТАРТ.
    Локомотив начинает двигаться от одного крайнего блок-участка через средний к другому крайнему на минимальной скорости. При этом программа просчитывает время, которое потребовалось локомотиву на прохождение среднего блок - участка. Зная расстояние этого блок-участка, прога без проблем высчитывает скорость.
  5. Далее локомотив останавливается. Стоит заданное ранее Вами время и отправляется в обратный путь.
  6. Далее повторяется всё снова, но на более высокой скорости (примерно на 5%)
  7. Далее всё быстрее и быстрее, пока не будет достигнута максимальная скорость, указанная Вами.
  8. Далее идёт инициализация процесса торможения (Не буду описывать, это долго)
  9. Далее выводится информация в виде графиков (2 графика отображают разные направления движения). И отдельно выводятся цифровые данные коэффициента разгона и торможения. Все данные можно корректировать.
    И так для каждого локомотива. В результате программа точно масштабирует скоростной режим, а также режим разгона и торможения.
    На блок - участках мы можем задавать расстояние, которое должен пройти поезд перед остановкой. Причём расстояние можно задавать в 3-х вариантах. Когда поезд только начинает заезжать на блок-участок, когда на блок участке появится половина состава, когда состав целиком заедет на блок-участок. Тут ещё нужно заметить, что в проге указывается длина состава (это иногда полезно)
    В вкратце написал.
    Ещё раз повторюсь. Завтра утром я буду в Питере. Могу уделить Вам время.
    Вообще, если Вам нужно, я могу изложить тех. задание на написание полноценной проги управления, удовлетворяющей практически всем потребностям (в рамках разумного).
17 days later
MIKH

Изготавливаю двухуровневый вокзал для макета. На оба этажа будут приходить поезда.
Работа в самом разгаре.

9 days later
MIKH

Параллельно собираю заказчику другой макет. Он по- масштабнее будет. На нем обкатываю электронику управления. В электронике Uhlenbrock нашёл недостаток не совместимый с нормальным функционированием большого макета. В общем, шина LocoNet не очень подходит для больших макетов. Придётся всё-таки городить свою электронику.

www.youtube.com/watch?v=qoiRbacEOW8

8 days later
AndyE

Михаил! Посмотрел видео. Просто фантастика! С интересом слежу за вашей темой.

MIKH

Сейчас как раз в командировке. Собираю этот макет. Взял с собой фотик. Попробую снять покачественнее.

На макеты делаю электронику. Блоки занятости на 16 блок- участков будут иметь по 2 независимых встроенных бустера (блока питания) по 8 блок-участков на бустер). Со своей защитой от КЗ. Такое решение на рынке аналогов не имеет. Во всяком случае я не встрчал.
Если получится как задуманно, то проблемы с электроникой на 50% будут решены.