Поелетные режимы. Что и как

ДАВ
Makey:

Предлагаю разобрать предлагаемые миксы с точки зрения аэродинамики и прочих процессах происходящих при выполнения различных фигур F3A.

Давайте. Только кратко, по очереди и по делу, а то такой флуд получим, что забудем, с чего начали.
РН-РВ
Этот микс компенсирует тенденцию самолета к изменению угла тангажа при отклонении РН. Много всяких объяснений этому явлению - от центровки самолета, установочных углов крыла и стабилизатора до несимметричности обтекания - я думаю, что все факторы работают одновременно. Но - факт остается фактом - это неприятное явление есть, особенно ярко проявляется при полете на ноже, когда РВ должен быть в нейтральном положении, а отклонен только РН. Очень часто самолет начинает уклоняться либо в сторону кабины, либо в сторону шасси. Можно, конечно, попробовать переместить аккумуляторы, можно изменить высоту их расположения (и то, и другое не всегда возможно технически), а можно просто завести микс. Подбирать его предстоит в результате множества полетов , нудно и терпеливо, до тех пор, пока самолет не начнет выполнять петлю на ноже (срывной разворот - просто обязательно!) в обе стороны без вываливания из плоскости выполенения фигуры.
PS. В порядке лирического отступления. У кого был самолет Су-29 от Пилотажа, тот должен помнить, как этот самолет в горизонтальном полете начинал “нырять” при отклонении руля направления. Жуть, особенно на посадке! Чуть не разбил самолет, настолько это явление проявилось мощно и неожиданно.
По микс РВ-РН я говорил, что он очень редко применяется, а уж на соосниках и вовсе не потребен, ибо действительно, помогает устранить прецессию от гиросокпического момента.

6wings:

осталось только “Пое…” в названии исправить

Не, не надо править.Отличное название. В этой теме серьезно “пое…” придется! 😃

IVShilov

Практически все миксы разобрали, и даже опровергли мнение Орышича, что миксы не нужны (кажется). Как-то только замялось, а зачем это все? Конечно, не затем, что медленная бочка не получается. Для медленной бочки надо несколько лет, и даже если Вы безусловный талант, то все равно не сразу. Бывают случаи, когда и несколько лет не помогают, такая она - медленная бочка.
Возвращаясь к “зачем все это”?: Чтобы было удобнее рулить самолетом, желательно, чтобы самолет выполнял Ваши команды. А именно - у Вас есть 2 стика, то есть 4 канала управления. И если Вы даете или убираете газ, то совсем не обязательно, чтобы самолет задирал нос или проявлял тенденцию к пикированию. Ведь Вы же не дергали ручку высоты? А если Вы подправляете рулем поворота курс после неудачного выхода из вертикали или летите на ноже, Вам зачем нужно, чтобы самолет в это же время еще и вращался по элеронам, вы же ручку элеронов не трогали?
Так что миксы только помогают Вам получить адекватную реакцию самолета на Ваше управление. Но управляете самолетом все равно Вы (это к “медленной бочке”).
Конечно, как правильно написал Влад, при разных полетных условиях, при разных скоростях полета невозможно получить абсолютно нейтральное поведение самолета, поэтому все миксы - это компромисс и усреднение. Но это все равно гораздо лучше, чем если Вы начинаете бочку на вертикали вниз, а заканчиваете на линии под углом 75град, т.к. самолет из вертикали сам стремится выйти в горизонт. А по поводу отключаемости миксов - да, иногда приходиться их делать отключаемыми в зависимости от полетного режима. Например, на моем самолете на режиме “срывной поворот” отключается микс РН->Элероны, потому что получалось, что при резкой максимальной даче РН и малой скорости самолет “проворачивался” по элеронам и срывной поворот “смазывался”. Зато в нормальном режиме на ноже без этого микса просто никуда.
Что касается конкретных процентов, экспонент и расходов, то это практически бесконечный процесс подстройки. Стоит поменять что-то одно, и начинает тянуться длиная цепочка последствий, иногда более заметных и требующих вмешательства, иногда менее заметных, на которые можно закрыть глаза, по крайней мере “до следующего раза”.

aau
  • 100 500 к Игорю. Еще есть засада , о которой надо помнить. Некоторые миксы имеют привязку к положению стика газа. А газ разный в штиль или средний ветер и в умеренный и сильный ветер.

Можно конечно менять по погоде кривую газа (от аппаратуры зависит привязка миксов к положению стика или к каналу газа), можно иметь разные миксы на разный ветер, а можно использовать пилота 😃

7 days later
Makey

Вроде как с миксами и полётными режимами немного понятно. Но у меня есть небольшой вопрос или сомнение, в плане комфортного веса самолёта для полёта в различных погодных условиях.
Бытует мнение что самолёт с большой удельно нагрузкой на крыло менее подвержен влиянию ветра. Как мне кажется это субъективное восприятие. Разберём ситуацию когда некий ветер дует перпендикулярно полётной зоне. Предположим, что самолёт с большой нагрузкой пролетает полётную зону с “крейсерской скоростью” за 5 сек и его сносит на 15м, самолёт с малой нагрузкой пролетает так же со совоей “крейсерской скоростью” например за 10 сек. и его сносит на 30м. Но если самолёт с малой нагрузкой разогнать до “крейсерской скорости” самолёта с большой нагрузкой то его так же снесёт на 15м. Таким образом мнение ,что самолёты с большой нагрузкой менее подвержены влиянию ветра оказывается ошибочным. Теперь перейдём к практике. Существует ли какая то оптимальная нагрузка на крыло для полно размерных самолётов класса F3A? Есть ли смысл “упираться” максимально облегчая самолёт? Из моего небольшого опыта в F3A стало понятно ,что на “кирпиче” очень сложно вписать все фигуры в полётную зону.
К чему это всё вышеизложенное? Собираюсь покупать батареи на летний сезон. Есть ли смысл брать часть батарей более лёгкими, например 2х5S4000 для тихой и жаркой погоды и часть для более холодной и ветренной погоды например 2х5S5000. Или взять все батареи одного номинала например 2х5S4500? Со всеми типами батарей самолёт вписывается в 5 кг.

vlad_den

Юрий, не претендую на истину - мое видение проблемы:
Особенно неприятен не постоянный ветер, дующий поперек или по диагонали, а порывы! Резкий порыв ветра гораздо проще сдернет легкую модель с траектории. Поэтому лучше - когда вес на пределе максимального.

Izverg
Makey:

Предположим, что самолёт с большой нагрузкой пролетает полётную зону с “крейсерской скоростью” за 5 сек и его сносит на 15м, самолёт с малой нагрузкой пролетает так же со совоей “крейсерской скоростью” например за 10 сек. и его сносит на 30м. Но если самолёт с малой нагрузкой разогнать до “крейсерской скорости” самолёта с большой нагрузкой то его так же снесёт на 15м.

Абсолютно верно. Но вот самолет с большей нагрузкой на крыло менее подвержен порывам и турбулентности.

Makey:

Из моего небольшого опыта в F3A стало понятно ,что на “кирпиче” очень сложно вписать все фигуры в полётную зону.

И это верно. Либо, надо лететь дальше. Поэтому в последние два года наметилась тенденция к уменьшению нагрузки на крыло. На моем самолете, с учетом верхнего крыла, нагрузка составляет порядка 69 граммов на кадратный дециметр, что позволяет достаточно комфортно лететь на дистанции 140-150 метров при нормальной (ветер 2-4м/с с боковой составляющей 1-1,5 м/с ) погоде. При этом удается достаточно комфортно поместиться в зону.
К новому сезону готовиться самолет с нагрузкой 64 грамма на сантиметр, что, в купе с новым, кстати, более толстым, профилем, позволит снизить скорость на 5-6 процентов, соответственно полетная дистанция уменьшится со 150 до примерно 140 метров.
При усилении боковой составляющей ветра самолет догружается до максимального, по правилам, веса (5030-5040 граммов), и центровка переносится вперед на 1-2 процента. Однако, можно и не догружать самолет, просто увеличив скорость полета, при увеличении скорости уменьшится необходимый угол упреждения, и управление в условиях бокового ветра станет более комфортным. Естественно, полетная дистанция при этом увеличиться.
По поводу батареек- я бы брал все одинаковые комплекты, двигая центровку в зависимости от погоды.

andreyengin
ДАВ:

а можно просто завести микс. Подбирать его предстоит в результате множества полетов , нудно и терпеливо, до тех пор, пока самолет не начнет выполнять петлю на ноже (срывной разворот - просто обязательно!) в обе стороны без вываливания из плоскости выполенения фигуры.

Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет;)

Phoenix32
andreyengin:

можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет

Промоутер футабы?😃

Александр_F3A
andreyengin:

Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет

Андрей, по подробней пожалуйста можно, как осуществить точную подсторойку этого микса.

ДАВ
andreyengin:

Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет;)

Согласен, можно, конечно. Но я на JR летаю. На Футабу переходить - решение ответственное, тут все посчитать надо! 😃

paa

Поставили новую прошивку, появилась возможность чуточку попробовать настроить логику, взял для примера настройку из блога Дмитрия, возникла проблемка:
кратко, беру описанный в блоге ПОЛЕТНЫЙ режим -
РН по максимуму с большой экспонентой - расх. ставлю 100% эксп.90,
РВ достаточный для выполнения треугольных и квадратных фигур с небольшим запасом - расх. ставлю 70% от макс. эксп. 30,
расходы элеронов достаточные для энергичного выполнения 4-х точечной бочки - расх. ставлю 70% от макс эксп.25.
Включаю триггер с условиями -
если Элер. и РВ > 70%, то включаем пониженные расходы РН и РВ по 40 и 45 от макс. соответственно и расходы Элер. повышаю до 100%.
Проблема - РН и РВ успевают отклониться вначале до 70% от макс а потом срабатывают условия и рулевые поверхности уходят на 40 и 45 от макс, т.е проблема при переключении с больших на меньшие расходы, с элеронами все красиво, они переключаются с 70 на 100% от макс. Значения условные, но даже если их скорректировать в полете до точных, тенденция думаю не исчезнет.

Раньше для штопорной бочки использовали 3-й режим, который включался тумблером.

synami
paa:

Поставили новую прошивку, появилась возможность чуточку попробовать настроить логику

Лично я для себя сразу ввожу два таких переключателя: один на левую, второй на правую штопорную бочку, так как настройки у них будут разные, иначе вы не добьетесь хорошей штопорной. В одну сторону она может крутиться идеально, в другую уйдет в спираль. И положения стиков мне не совсем понятны, так как штопорная бочка выполняется в крайних положениях, то зачем вводить 70%-ую планку? Поставьте логику на срабатывание при 90-95% отклонении рулей.
Давайте рассмотрим теорию по выполнению штопорной бочки, и все станет на свои места. Для выполнения штопорной бочки необходим достаточно большой, можно сказать “срывной”, угол кабрирования. Говоря по-простому перед началом выполнения штопорной бочки необходимо Рулём Высоты (далее РВ) задать для модели значительный положительный угол атаки за минимальное время. Вот здесь и получается, что нет смысла задавать логике срабатывать на 70% отклонения РВ, т.к. РВ нужно достаточно для задания этого положительного угла. А вот далее уже необходимо одновременно давать максимум элеронов и максимум РН (на самом деле РН нужно реально 45% от нормального, но Вы же не сможете так точно и дозировано отмерить РН), при этом расходы РН и РВ в процессе выполнения штопорной бочки необходимо тщательно подбирать, обычно они пониженные относительно нормального полета.
Теперь я думаю вы не заметите перехода расходов, так как скорость серво вряд ли быстрее чем скорость с которой Вы переместите ручки элеронов и РН в крайние положения.

paa

С теорией понятно, спасибо. про левые правые - тоже логично если не соосник, а так же прямые обратные тоже требуют своих настроек. мне важен
Еще раз - были расходы полетного режима допустим у РВ 70 едениц от макс.и РН 100 едениц. Значения условия срабатывания триггера выше чем нужные максимальные расходы на штопорной бочке для этих рулевых поверхностей, можно конечно сделать значения срабатывания триггера равными максимальным требуемым расходам РВ и РН для штопорной бочки, тогда переход будет не заметен и проблем не будет, но существует вероятность задействования этого триггера случайным образом, когда он не требуется, поэтому порог срабатывания должен быть ближе к максимуму отклонения стика по двум осям.

synami:

думаю вы не заметите перехода расходов, так как скорость серво вряд ли быстрее чем скорость с которой Вы переместите ручки элеронов и РН в крайние положения

тоже так думал - проверил прежде чем спрашивать, к сожалению очень даже видно, при таком раскладе модель сначала сдернет черти куда, а потом когда максимальные расходы РВ и РН уменьшатся - будет поздно их уменьшать.

может просто приведете пример своих значений, просто подставив в мой пример свои хотя бы округленные значения, ну т.е на каких порогах срабатывают у Вас тирггеры будет проще понять, буду благодарен.

Попробовал сделать на примере РВ задержку в 1 у.е. пульта, при этом резко отклоняю правый стик по обоим осям до упора, РВ не успевает дойти до своего текущего “большого” максимального расхода, но при этом в аккурат подходит к “меньшему” требуемуму максимальному расходу подрежима шт. бочки. Визуально выглидит неплохо и задержка вроде как не критична, надо проверить на РН, на нем макс отклонение больше, но частично может выручить высокое значение экспоненты.

synami

На штопорную у меня стоят:

  • включение по логике: РВ -81%, Элероны -79%
  • расходы:
    * РН 60% (полетный 90%)
    * Элероны 105% (полетный 45%)
    * РВ 40% (полетный 55%)
    проблем с уводом с курса во время выполнения штопорной бочки не испытывал.
paa

Пасиб, приеду домой попробую

xacker
paa:

Проблема - РН и РВ успевают отклониться вначале до 70% от макс а потом срабатывают условия и рулевые поверхности уходят на 40 и 45

Наверное надо в условиях полета выставить приоритет. Было так на Футабе 14 у меня, да старшие товарищи просветили.

paa

получается на 14 эмзэт футабе есть возможность сказать пульту что приоритет здесь на подрежиме таком то и соответственно на 70 РВ и не побежит а сразу максимально остановится на 40, или не так? у меня нет опыта эксплуатации 14 футабы, т.е приоритет это и есть тот самый недостающий мне признак и он полностью снимает эту проблему?

xacker

Вы правы, Алексей. Там выставляются приоритеты и если режим штопорной бочки переставить на место другого полетного условия, то бочка выполняться не будет. Я имею ввиду логические переключатели. Не знаю какая у Вас аппа, может в ней такого и нет.
Алексей, Андрей прав, надо обязательно активировать одиночный режим, т.к. в групповом режиме это не работает. Посмотрите, может на Вашей аппе есть переключатель одиночного и группового режимов?

andreyengin
Александр_F3A:

Андрей, по подробней пожалуйста можно, как осуществить точную подсторойку этого микса.

Берем 14,18ю футабу заходим в миксы,находим Р.Н на Р.В активируем его,затем выбираем режим одиночный(single) и что бы микс всегда был включен в нормальном полете.
Заходим в тонкую настройку и выбираем любую крутилку VR которую вам будет удобно крутить в полете или слайдер,размер в % регулировки и отклонение±,можно в одну любую сторону это если известно куда тянет самолет,можно в обе стороны если первый раз настраиваете микс.
Для того что бы включить память нужно прописать пару выключателей,один для активации,другой для записи точек на кривой.у меня активирует выключатель SB,а записывает в память SH.
Да,еще выбираем зависимость не линейную,а кривую по точкам.
Взлетаем,ставим самолет на нож включаем память,корректируем в полете и как только самолет летит ровно не уводит щелкаем выключателем SH,точка записана в память,потом увеличиваем уменьшаем скорость полета,естественно измениться отклонение Р.Н и Р.В коректируем ровно самолет и опять клацаем выключателем в память новую точку и так во всем диапазоне скоростей,отклонений.Переворачиваем на другой нож и повторяем процедуру.
Еще нужно до записи включить память на ручной режим(Memory-manual),иначе запись не произойдет,можно будет отлетать всю батарейку и ни чего не настроить.Функцию (Link) не активируем,а то этот микс будет завязан на другой микс с Р.Н если какой либо активен.
Летаю в 3й моде,и мне удобно управлять самолетом левым стиком(Р.Н и Р.В),а правой рукой крутить щелкать выключателями,а тем кто летает во 2й моде придется изгаляться.
Таким же образом настраивается первым микс Р.Н и Элероны.

paa
synami:

На штопорную у меня стоят:

  • включение по логике: РВ -81%, Элероны -79%
  • расходы:
    * РН 60% (полетный 90%)
    * Элероны 105% (полетный 45%)
    * РВ 40% (полетный 55%)
    проблем с уводом с курса во время выполнения штопорной бочки не испытывал.

Валера, действительно, с Вашими настройками на РВ перепад получается всего около 15 %, поэтому он практически не виден и скорей всего серва его действительно не успеет отработать, на РН побольше - 30, но его поведение только на модели можно проверить, а она не дома, подозреваю скачек на нем все таки будет.
Вот проба, правда качество не ахти