Рассуждения о глиссирующих лодках.

Soling

Искал вариант названия темы. Получилось несколько вычурно, но емко, по моему. 😃
Цель - обсудить, а главное, понять что происходит с этими лодками в разные моменты их жизни. Что можно изменить для лучшего движения, где искать тормоза. Что на что влияет.
Желательно именно понять, так что лучше своими словами. Конкретные расчеты - ссылками. Переписывать научные труды на форум не благодарное занятие.
Приветствуются любые вопросы по теме.

Soling

Спишем это на то что история вообще особа своенравная и капризная.
Вопросы обсуждались, конечно. Но думаю интересно посмотреть и общую картинку. Ну, в меру сил, понятно.

Soling

Для затравки…
Смотрим глиссирующие лодки. Вообще. То есть без привязки к конкретному классу.
Для некоторого упрощения жизни - электро. Мне кажется с электро двигателями общаться проще.
Дальше выкладываю свое виденье картинки. Без всяких претензий. Что не нравится - пишем.
Схема: Двигатель - движитель - корпус. Сначала в комплекте. На этом фоне удобнее смотреть составляющие детали.
Предполагаю что винт, каким то методом, выбран оптимальным для этого корпуса. Оптимальным, значит выполняющим свою задачу с максимальным КПД.
Задача его - разогнать лодку до нужной нам скорости.

В системе присутствуют два элемента противодействующих друг другу. Момент на валу и силы тормозящие движение. Момент зависит от качества нашей силовой установки. Двигатель - винт.
Тормозит инерционная масса лодки и сопротивление трения корпуса. Последнее состоит из волнового сопротивления и трения.

Начинаем движение.
Скорость = 0
Упор максимальный.
Потребление максимальное.
Режим разгона.
На этом этапе нам надо разогнать массу лодки и преодолеть все что тормозит в водоизмещающем режиме. Самое неприятное - выход на глиссирующий режим. Лодку надо вытолкнуть на волну которую она же сама и создала. Сил надо много. В реале зрелище катера идущего в переходном режиме жутковатое. Вставший на дыбы корабль толкающий брюхом воду.
Но, бог дал, выскочили на скольжение. Сопротивление резко падает. Падает и потребление.
( Вспоминаю что потребление энергии двигателем зависит от нагрузки. ) Система разгоняется в более мягком режиме. Но, до тех пор пока она не достигнет расчетной скорости винт будет работать не в оптимальном режиме. А значит продолжит толкать, хоть и слабее. Будет так же кормить потери, большие чем мог бы.
Так будет до тех пор пока лодка не наберет скорость при которой момент на валу будет равен сопротивлению корпуса. В этом режиме из потребления остаются потери на несовершенство винта и оставшееся сопротивление корпуса. На сколько реальная скорость отличается от расчетной решают наши ошибки в исполнении составляющих лодки.
Скорость - максимум.
Упор - минимальный.
Потребление - минимум.
Вот как то так я это вижу. Если что не так пригрезилось - поправляйте. 😃

pechel00

Может мы , наконец , начнём понимать смысл происходящего ? ( это я о себе )
Задам глупый вопрос : стоит ли усложнять себе жизнь рассмотрением первой фазы движения ?
На мой взгляд эта фаза занимает менее одного процента потребляемой мощности .
Больше интересует разгон после поворота . И собственно езда по прямой .

vvv=

Обсуждение имеет смысл только в контексте с вполне определённым корпусом и задач поставленных перед ним.

Soling

Повторюсь, на всякий случай. Я излагаю только свое собственное мнение. Не более того. 😃
Первая фаза это до выхода на глиссирование, я понял. На трассе бывает всякое. В том числе и полная остановка. Даже при слишком резком повороте лодка может провалиться по скорости до почти полной остановки. Экстрим, конечно. Но иметь уверенность что не придется полчаса разгоняться после такого, хотелось бы. Вот для рекордных аппаратов идущих по прямой на мерную дистанцию, наверное она не важна вообще. И за счет этого можно малость сэкономить на весе, например, поставив менее могучий двигатель и, соответственно, меньшее питание ему. Так сделали, например на рекордном дизельном автомобиле. Механика была сделана так что выжимала обороты. Но до 60 км/час его разгонял буксировщик. Сам он стронуться не мог.

vvv=:

Обсуждение имеет смысл только в контексте с вполне определённым корпусом и задач поставленных перед ним.

Не согласен. Конкретные корпуса имеют свои особенности. Их можно обсудить отдельно. А для начала хочется уяснить общую картинку. Тогда будет понятнее в какую сторону и зачем эти особенности применяются. А задача определена - скорость на трассе.
Собственно, не секрет наверное, часто копируют хорошие машинки и не получают ожидаемого результата. Просто на какие то “мелочи” махнули рукой. А эти то мелочи и суть успеха. 😃