строим маленькую подводную лодку

RodenkoAV

ребятишки проявили интерес к копийной бюджетной ,маленькой р/С лодочке, чтобы вложилась в 600мм. Начали строить, если есть интерес -поделимся своими соображениями, и выложим фотки процесса изготовления.

TBB

Здесь полезной информации никто не будет против, выкладывайте.
Прототипом в качестве “маленькой подводной лодки” будет "Пиранья?

RodenkoAV

Нет, выбрали попроще- проект 677, чтобы легче делать болванку.
На форуме очень много информации по подвоным лодкам ,любезно предоставленной
коллегами и имеющими большой опыт в данной теме. Но так-как ,предполагается постройка школьниками 7-8 классов в кружках, учитывая их навыки, и имеющееся
кружковое оборудование, проще говоря- чтобы можно сделать на коленках.
Вся информация почерпнута исключительно с этого форума.

RodenkoAV

Распечатали чертёж, увеличили в 2,5 раза. На токарном станке выточили две части болванки- кормовую, носовую.Диаметр уменьшили на 4 мм, толщина слоя выклейки
2мм. Склеили обе половинки.

RodenkoAV

Из реечек наростили палубу и килёк, обработали ,прошпаклевали, пошкурили, покрасили нитрокрасочкой, намазюкали мылом- в качестве разделительного слоя.

RodenkoAV

Определили водомзмещение методом окунания в воду -получилось приблизительно 1,8 л. Более чем достаточно. Для размышления посмотрим дополнительную информацию по архитектуре проекта.

RodenkoAV

На болванке с кормы, просверлили отв. 6мм. на глубину мм80, вставили штырь, зажали вертикально в тиски, клеили стеклотканью Т11 ГСВ .в три слоя.Слои наклеивали раздельно, стык слоёв по килю в нахлёст. Пошкурили. Разметили разрез по шпигату, алмазным диском разрезали съёмную часть.

RodenkoAV

Корпус выклеили.Что нам понадобится? Рулевых машинок -4шт., два рег.хода.,
Балластная цистерна-поршневая, водоизмещением 100см.куб. два движка-один ходовой,второй на подрульку. Лодка одновинтовая,рулевой комплекс перед винтом,управляемость по курсу никакая,а предполагается её плавание в бассейнах
10 х2м. Мы выбрали движки-ДПМ-20-16. На ход поставим понижающий редуктор1:2,
винт не маленький,д-33мм,да и скорость как у самоходок не нужна, и управлять в радиоварианте легче на малых скоростях, и зрелищней. На кормовые рули поставим машинки HS-81, HS-55-на упраление балластной цистерной, и такую-же на рубочные рули. Понадобится приёмник маленький на5-6каналов-у нас завалялся
“Граупнер-R-600”, регулятор хода -SPY-микро,второй-самопал на подрулку., 6 банок аккумуляторов форматом АА. Ну вот, вроде-бы и все ингридиенты.

Basin

Александр Васильевич ты смотрю из космонавтов в подводники опять стремишься! Молодец!

RodenkoAV
Basin:

из космонавтов в подводники

Это всё исключительно для души.

RodenkoAV

Материалы на валы и оси. В сидиромах есть направляющие,шлифованные,нержавею
щие,подкалённые. Попадаются разные диаметры- от 2.5,3мм,4мм. Нам понадобятся на 2,5мм. на кормовые рули. На валы использользуем исключительно нержавеющие
материалы. Это хирургические штыри, мне попались диаметром 2мм, и2.4мм. На вал
винта, и ось крыльчатки подрульки поставили 2,4 мм. На дейдвуд -латунную трубку 6мм. ,втулки из сыпучки латуни, сверлим в два приёма-диаметром сначала 2мм, потом2,4мм. Конструкция подрулки видна на фото. Важно, чтобы крыльчатка выходила в туннель на 1/3. Диаметр крыльчатки 22мм., зазор между лопатками и стенкой стакана 1мм.

RodenkoAV

Ну, продолжим. Туннель для крыльчатки-полоску оргстекла 7х12 промазали мылом,
намотали пропитанной смолой стеклоткани, чтобы были остренькие углы, можна обмотать ниточкой.
Сам стаканчик подрулочки- выточили из оргстекла стаканчик, и цилиндрик, с разницнй в диаметре 3-4мм., нарезали квадратики стеклоткани,промазали смолкой и цилиндриком вдавили в матрицу, как смола подвстанет,подрезать ножом.
Подобрать пару шестерёнок-на отношение 1:2, большую шестерёнку паяем на вал,
собираем дейдвуд, возле шестерёночки ставим шаблон, по внутреннему диаметру корпуса, чтобы сцентровать линию вала, заливаем смолой замешенными мелкими опилочками, для густоты, кубика4-5. после отвержения, в корме вырезаем по оси горизонтальных кормовых рулей вырез (см. фото)

RodenkoAV

Кормовые горизонтальные рули. Тонкость в том,чтобы обеспечить герметичность
этого хозяйства. Сальники выполнены из силиконовой трубочки, применяют как
топливные шланги ФСРщики , внутр.диаметр-2мм, наружный 4,8-5мм. Нарезали колечки длинной 3мм,одели на вал,промеряли наружный диаметр,заминусовали 0.3мм
выточили стаканчики., длину стаканчиков определили по обтекателям рулей.Пайку осуществили твёрдым припоем,на “серебришко”, одев тягу с запасом по длине,вклеиваем.Вертикакльный руль, через аналогичный сальник, но в верхней части вала паяем шестерёнку, ибо места для качалки нет, и приводим в действие шестерню паразитку, тягу от неё на рульмашинку.На тяги берём проволочку нерж.1,5мм.

TBB

Вы полностью “сухой” корпус хотите сделать без WTC?

RodenkoAV

Да, корпус полностью сухой. Так как изготовление оригинала идёт с опережением
пояснительных текстов , и уже лодка прошла тестовые испытания- могу доложить, что проблем с погружением, всплытием и т.д. не замечалось.
Кормовые кили- склеили набор прямоугольничков из стеклотекстолита толщиной 4 мм, (готового нужной толщины не нашли)предварительно прошкурив склеиваемые поверхности, по месту оси руля сверлим отв. 2.5 мм . перпендикуляр выставляем по призмочке (угольнику…) по шаблоннам выпиливаем наружный контур килей с рулями, на наждаке придаём обтекаемый профиль, вырезаем руль. Законцовки на килях не делаем, чтобы можно было споконо вставить перо руля, их делаем как отдельные детали и потом приклеиваем. Подгоняем по месту кили и приклеиваем. В начале гор. и нижний. Примостыреваем шестерёнку -паразитку на вертикальный руль, через верхний вырез леко проконтролировать зацепление зубъев,вклеиваем вырезанный кусок, мостим верхний киль.
Итак, мы ограничились рабочими горизонтальными и нижним вертикальным рулём.

Да, корпус полностью сухой. Так как изготовление оригинала идёт с опережением
пояснительных текстов , и уже лодка прошла тестовые испытания- могу доложить, что проблем с погружением, всплытием и т.д. не замечалось.
Кормовые кили- склеили набор прямоугольничков из стеклотекстолита толщиной 4 мм, (готового нужной толщины не нашли)предварительно прошкурив склеиваемые поверхности, по месту оси руля сверлим отв. 2.5 мм . перпендикуляр выставляем по призмочке (угольнику…) по шаблоннам выпиливаем наружный контур килей с рулями, на наждаке придаём обтекаемый профиль, вырезаем руль. Законцовки на килях не делаем, чтобы можно было споконо вставить перо руля, их делаем как отдельные детали и потом приклеиваем. Подгоняем по месту кили и приклеиваем. В начале гор. и нижний. Примостыреваем шестерёнку -паразитку на вертикальный руль, через верхний вырез леко проконтролировать зацепление зубъев,вклеиваем вырезанный кусок, мостим верхний киль.
Итак, мы ограничились рабочими горизонтальными и нижним вертикальным рулём.

Получилось вот так:

RodenkoAV

Балластная цистерна. На форуме избыточно любезно предоставлено иформации
от Владимира Тригуба и другими коллегами, повторяться мне даже как-то неудобно.
Сам цилиндрик мы подобрали их какогото хлама, он диаметром 40мм, но желательно подобрать,или выточить потоньше,гдето 35-30мм.что небыло проблем его впихивать
в корпус. Движок мы примостили ДПР-2

RodenkoAV

Дальше- ставим фундамент под ходовой двигатель, подгоняем зазор шестерёнок редуктора,вклеиваем. Впритык ставим плату на две рульмашинки упр. кормовыми рулями.

RodenkoAV

Итак, корма готова, рульмашинки стоят, подрулька работает, и родили балластную цистерну. Её конечно проверили- с какой глубины откачает воду и не даст протечки
набрав в цистерну воды и подсоединив шланг наполненный водой последний подымаем к потолку- высота подъёма шланга с водой от уровня цистерны-это и есть глубина погружения, подвигав поршень цистерны вы получите картину работы этой системы. Теперь пилим палубу с тремя отсеками- через кормовой вы должны впихнуть аккумуляторы, приёмник, р/х _ проём по самому габаритному предмету- аккумуляторам. в средний проём- балластную цистерну- носовой проём-обслуживание подрульки,там-же р\х подрульки и рульмашинка. Зту палубу мы склеили из двух 1,5 мм полосок стеклотекстолита, с шагом в 20 мм вклеили глухие
выточенные стаканчики с плечиком ,с внутренней резьбой 2,5 мм. Самая нудная как оказалось работа.Вклеиваем в корпус.
Извините ребята ,сделаем небольшую паузу, смотаемся в Коломну, на Чёрное море- отпуск дело святое…

1 month later
greenn13

с удовольствием наблюдаю за работой 😃
вот если честно совсем не понимаю работу баластной цистерны, все схемы которые смотрел работают от пустой до самой полной и обратно, а как происходит погружение на заданную глубину, а если надо всплыть когда еще цистерна незаполнилась и не переключилась на обратный ход?

RodenkoAV
greenn13:

от пустой до самой полной и

Цистерну можно заполнять на желаемый объём, тем самым регулировать глубину погружения, хотя поймать 20-30см глубины очень затруднительно, но двигаясь малыми ходами держать желаемую глубину рулями очень легко.

greenn13

а чтобы потом продуть цистерну, по-любому надо до полной набирать, чтоб автоматика переключилась на обратный ход?

Bolshoy

она не продувается. Там поршень ходит на всасывание воды и выдавливание воды

GOLF_stream
greenn13:

чтоб автоматика переключилась на обратный ход?

думаю, что там не автоматика, а “ручное” управление. Александр Васильевич может рассказать подробнее.

greenn13

“продувка” имелось ввиду опустошение цистерны поршнем 😃
схемы которые я видел были с концевиками переключения вращения моторчика двигающего поршень, т.е. пока поршень не дойдет до крайних положений он не начнет двигаться в обратном направлении, вот отсюда и непонятки, т.е. если “перебрал” водички надо полностью повторить цикл?

Bolshoy

Наверняка концевики там стоят для иного - чтобы поршень дальше положенного не ушёл. Доехал до донышка и моторчик выключился концевиком. А в средних положениях можно крутить куда хошь и когда хошь