Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 29 из 29

Space Shuttle

Тема раздела Лайнеры и транспортные в категории Cамолёты - Общий; После проведенных консультаций с коллегами решил создать тему и именно в этом разделе. И с полным правом! Ибо оригинал называется ...

  1. #1

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567

    Space Shuttle

    После проведенных консультаций с коллегами решил создать тему и именно в этом разделе. И с полным правом!

    Ибо оригинал называется STS (Space Transportation System) Space Shuttle. Т.е. "Космическая Транспортная Система". Т.е. - транспортная!!!

    Любовь моя к Шаттлам началась в далеком 1986-м году вместе с катастрофой "Челленджера". Это событие меня так всколыхнуло, что можно с полной уверенностью сказать, что именно оно сформировало мое техническое мировоззрение и определило дальнейшую профессиональную судьбу.

    Первый Спейс Шаттл я запустил в том же 1986-м году и судьба его была примерно такова же, как и "Челленджера". С тех пор ракет было запущено очень много, но тему Спейс Шаттла я тщательно обходил - очень уж деликатная и трогательная тема . И вот, наконец, в году 2011 я, наконец-то, созрел .

    Поскольку ракетами я тоже увлекаюсь, идея модели планировалась ракетная по полной программе - ракетный пуск, полет по полному профилю полета Шаттла (подъем, маневр по курсу и тангажу - "переворот на спину", движение по траектории, отделение ускорителей, отделение внешнего топливного бака, посадка "по-самолетному").

    Программа разработки получается достаточно комплексная - и разработка ракетной части, и разработка собственно Орбитальной Ступени (ОС), и разработка стартового комплекса. Первым этапом, ессно, идет разработка ОС с полным комплексом ЛКИ. А потом уже, с готовой ОС - все остальное.

    Ну и началось. Тогда я только осваивался с таким материалом как "потолочка" - ну и захотелось сделать ОС из нее. Тем более, что предполагалось сделать не одну ОС а, как минимум, три - для ЛКИ, для ракетного пуска (такого же размера) и для ракетного пуска, размером побольше. А для ЛКИ - потолочки - за глаза! Тем более, что я как раз появился на этом форуме и с изумлением смотрел на творения EVIL за чудовищно короткое время (как мне тогда казалось) и с потрясающим качеством. В общем - так материал выбран и был.

    В общем - вот такое лирическое вступление, вот "краткое содержание предыдущих серий", там можно найти много интересной информации, "размышления на тему", ссылки на разные другие модели и ресурсы. Самое важное я повторю в этой теме.

    Поскольку ОС и его ЛКИ - большей частью аэродинамическое действо - обсуждать его лучше именно в этом форуме, а не в ракетомодельном.

    С течением времени и потраченных усилий я понял, что не все так быстро делается и разбрасываться готовыми изделиями не стоит. Поэтому принял решение делать одно изделие для аэродинамических испытаний и для первых ракетных стартов. Т.е. оно должно быть достаточно прочным, чтобы выдержать и перегрузки при старте, и скоростной напор в полете. При недавних простеньких подсчетах (без учета аэродинамического сопротивления), при более-менее реалистичном старте с перегрузкой 2,5 G скорость по завершению активного участка (длительность 4 сек) будет порядка 98 м/с, (а это порядка 350 км/ч) и высота 200 м. А 350 км/ч - это уже никак не потолочка... Следовательно - сокращение активного участка и ограничение скорости. Но конструкция все равно должна быть достаточно прочной.

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    01.01.2009
    Адрес
    Таганрог
    Возраст
    38
    Сообщений
    6,769
    Записей в дневнике
    13
    Так вы хотите сделать модель комплекса ракета-носитель+грузовой корабль?

    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    350 км/ч - это уже никак не потолочка...
    Понятное дело, что в чистом виде она такой скорости не выдержит. Надо добавлять простенький деревянный каркас, делать твердые (деревянные) передние кромки, а потом оклеивать всю конструкцию стеклотканью.

  4. #3

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от EVIL Посмотреть сообщение
    Так вы хотите сделать модель комплекса ракета-носитель+грузовой корабль?
    Ну да .

    На первом этапе этапе - Орбитальная ступень. Построить, облетать ее, посмотреть - как это выглядит - посадка Шаттла своими руками по FPV ... Потом - создание ракетной части. Там вопросов тоже немало, но они, в определенной части, может даже проще, чем Орбитальная ступень. Потом - полет в связке ... Вот это - простор для фантазии. Дело в том, что даже в те габариты, в которых создается эта модель, можно впихнуть достаточно большой, в смысле времени работы, двигатель. Тут еще много приколов есть - родная двигательная конфигурация Шаттла - три ЖРД на Орбитальной ступени и два РДТТ в ускорителях. Создать ЖРД в таких размерах - нереально. Имитацию ЖРД - можно, но еще тот прикол. РДТТ в ускорителях, если сделать их просто так, как обычно, без изменения вектора тяги - дадут такой переворачивающий момент,что никакая аэродинамика с ним не справится. Т.е. - двигатель, пока, будет один и будет помещаться во внешнем топливном баке, смещенным к ОС. Когда научимся летать так - вот тогда будем мудрить с двигателями дальше. Варианты есть.


    Понятное дело, что в чистом виде она такой скорости не выдержит. Надо добавлять простенький деревянный каркас, делать твердые (деревянные) передние кромки, а потом оклеивать всю конструкцию стеклотканью.
    Я так и планирую. Лонжерон - рейка 10х5, киль - фанерка. Киль, фанерный шпангоут (1,5мм), лонжерон и задний узел подвески - завязаны в единый блок.

    Пока нет времени описывать - надеюсь - завтра (в четверг) получится.

    А оклейка на эпоксидке нормально пристает к потолочке?

  5. #4

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Кстати, у Шаттла ведь и так уже "отмечены" места экстремальной аэродинамической и температурной нагрузки
    По сути, можно считать, что модели на скорости 350кмч будет приходиться примерно так же несладко, как челноку при входе в атмосферу. Такая себе преемственность с прототипом. Так что наверняка надо усилить черные кромки с прототипа (кроме нижней поверхности - не думаю что модель челнока будет разворачиваться к потоку на максимальной скорости дном, как настоящий аппарат).

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Кстати, у Шаттла ведь и так уже "отмечены" места экстремальной аэродинамической и температурной нагрузки
    По сути, можно считать, что модели на скорости 350кмч будет приходиться примерно так же несладко, как челноку при входе в атмосферу. Такая себе преемственность с прототипом. Так что наверняка надо усилить черные кромки с прототипа (кроме нижней поверхности - не думаю что модель челнока будет разворачиваться к потоку на максимальной скорости дном, как настоящий аппарат).
    Ну - драматизировать, наверное, не нужно .

    Температурные нагрузки начинаются с М > 2 - 2,5. А нагрузки от скоростного напора в потоке с малым углом атаки ( а не как при входе в атмосферу с альфа 40 градусов) будут совсем другие. А насчет угля на переднюю кромку - думал .

  8. #6

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Пока - самые важные ссылки по теме:

    Один из самых первых и самых известных Шаттлов - Георг Гассавей : http://georgesrockets.com/AOL/NARshu...huttlehome.htm

    Его великолепный полет :




    Просто полет Шаттла - интересна динамика полета:

    Запуск Шаттла. Интересен тем, что у нас, как вариант, одна из камер будет смотреть назад - можно заранее знать, на что ориентироваться :



    Просто летающий Шаттл:



    Депроновый Шаттл, простенький:



    Самый лучший из пусков, который есть в Интернете:




    "Энергия" с "Бураном": http://my.mail.ru/mail/magic_fires/photo?album_id=129
    Ну и наш "Буран": Буран + ?


    Используемые чертежи Шаттла: http://models.lemut.net/drawings/Spa...tle/index.html

    Насколько я понял - это чертежи, опубликованные в журнале TIM, Словения, за 1977 год ... Ну нет в них пост-"Челленджеровского" отсека тормозного парашюта . В это время Энтерпрайз уже должен был вот-вот начать летать...
    Последний раз редактировалось Guennady; 22.11.2013 в 22:00.

  9. #7

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Интересно, а в рамках модели можно добиться плавного старта, как у прототипа? Когда первые мгновения машина буквально висит над столом, и уже потом начинает разгоняться? Как я понимаю, тут ситуация как и с моделями самолетов - тяговооруженность модели намного выше тяговооруженности прототипа. Вот можно ли сделать модель с меньшей тягой?

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Интересно, а в рамках модели можно добиться плавного старта, как у прототипа? Когда первые мгновения машина буквально висит над столом, и уже потом начинает разгоняться? Как я понимаю, тут ситуация как и с моделями самолетов - тяговооруженность модели намного выше тяговооруженности прототипа. Вот можно ли сделать модель с меньшей тягой?
    Я об этом и писал . 2,5 G - это ну оч-чень маленькое ускорение для моделей!!!!! Обысно - 10-20 G. Если мы хотим "почти висеть" - это оч-чень сложно. Это - активная система управления вектором тяги. А это - не реально, в модельных условиях.

    Не, реально, но тогда тема про ракеты, а не про Орбитальную ступень .

  12. #9

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    А такие дурные ускорения - чтобы сразу заработали аэродинамические стабилизаторы?
    Я вот прочитал, и мне представился проект с мотором-пушером на ОВТ подвеске на топливном баке Ну или вообще импеллер в самом баке. Батарею туда с каким-то дурным C всадить, полегче и поменьше - работать ей недолго., кстати вообще можно в самом челноке держать Ускорители, кстати, могут быть в такой схеме рабочими ракетами, прото не перекрывать по тяге импеллер.

  13. #10

    Регистрация
    01.01.2009
    Адрес
    Таганрог
    Возраст
    38
    Сообщений
    6,769
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    можно добиться плавного старта, как у прототипа?
    Можно, с помощью дополнительных МРД малой мощности. Учитывая специфику именно ракетомоделей, старт осуществляется с длинной направляющей, поэтому первые 3-5 сек могут работать только маломощные двигатели, модель плавно приподнимется сантиметров на 10, а потом включаться основные и модель энергично взлетит. Не надо никаких ОВТ, тк модель во время включения основных двигателей, будет на направляющей.

  14. #11

    Регистрация
    13.03.2009
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    30
    Сообщений
    190
    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Интересно, а в рамках модели можно добиться плавного старта, как у прототипа?
    На этапе разгона модели, вдоль длинной направляющей, держать модель привязанной прозрачной леской к плавно разматывающейся катушке

  15. #12

    Регистрация
    17.05.2008
    Адрес
    Приморье
    Возраст
    52
    Сообщений
    5,213
    Записей в дневнике
    672
    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    А оклейка на эпоксидке нормально пристает к потолочке?
    К загрунтованной - нормально.
    Но, при нагрузках, превышающих усилие на сдвиг, клеевая часть "сдвигается", или расслаивается.
    Потолочка не пойдет на нагруженные участки, имхо. Бальза получше будет.

  16. #13

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от Udjin Посмотреть сообщение
    К загрунтованной - нормально.
    Но, при нагрузках, превышающих усилие на сдвиг, клеевая часть "сдвигается", или расслаивается.
    Потолочка не пойдет на нагруженные участки, имхо. Бальза получше будет.
    А что значит - загрунтованная? Потолочка...

  17. #14

    Регистрация
    17.05.2008
    Адрес
    Приморье
    Возраст
    52
    Сообщений
    5,213
    Записей в дневнике
    672
    Да хотя бы ПВА вотрите ..

  18. #15

    Регистрация
    01.01.2009
    Адрес
    Таганрог
    Возраст
    38
    Сообщений
    6,769
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от Udjin Посмотреть сообщение
    при нагрузках, превышающих усилие на сдвиг, клеевая часть "сдвигается",
    Этож до какой скорости надо разогнать модель Шаттла, чтобы его крыло начало "сдвигаться"??? По-моему флаттер наступит раньше.

  19. #16

    Регистрация
    17.05.2008
    Адрес
    Приморье
    Возраст
    52
    Сообщений
    5,213
    Записей в дневнике
    672
    Штатные эксплуатационные нагрузки сделают своё дело.
    Я по по опыту использования потолочки внутри сэндвич конструкций.
    Чуть посерьезней нагрузка, и пошло-поехало .. потолочка в пыль крошится вдоль шва.
    Больно нежная начинка и зело различаются относительные удлинения под нагрузкой по сравнению с армированием.

    Вот путёвые пены, типа Басф, Рохацелл и иже с ними, те работают.
    Если есть доступ к пенорезу, то можно пошинковать на листы нужной толщины пенопласт качественный, из тех, что поплотнее.

    Если нагрузок требующих жесткости конструкции не будет, то и смысла в сэндвиче особого нет.
    Скотчем заламинировать листы потолочки и будет счастье ..

  20. #17

    Регистрация
    01.01.2009
    Адрес
    Таганрог
    Возраст
    38
    Сообщений
    6,769
    Записей в дневнике
    13
    А мне кажется, что 100км/ч на таком крыле потолочка, оклеенная стеклотканью держать будет. Удлинение маленькое, размах не большой. Для данной копии больше и не нужно. И так бешенный ботинок получится.

  21. #18

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Выше писали про разгон ракеты-носителя до 350кмч.

  22. #19

    Регистрация
    01.01.2009
    Адрес
    Таганрог
    Возраст
    38
    Сообщений
    6,769
    Записей в дневнике
    13
    Мне кажется, что технически это реально, а практически не нужно, как и подъем на километр. Связь с моделью визуальная, на такой скорости управлять этой блохой будет довольно трудно, больше потому, что не видать нифига. Либо ставить ФПВ и сначала научиться летать по ФПВ. Будет весьма своеобразный полет.

  23. #20

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Тут в проекте ФПВ и озвучивалось

  24. #21

    Регистрация
    17.05.2008
    Адрес
    Приморье
    Возраст
    52
    Сообщений
    5,213
    Записей в дневнике
    672
    Когда я занимался ракетомоделизмом, а это было годов так 10 тому как, у меня бывали случаи, когда ракеты уходили со стола оставив на нём стабилизаторы.
    Серьезные мощности требуют серьезного подхода.
    Это как перейти с мотоустановки мощность 200 ватт на киловаттный сетап.
    Все наработки технологические можно смело отодвинуть и начать заново. Мощности просто обязывают. И шов клеевый считать, в том числе.

  25. #22

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от Udjin Посмотреть сообщение
    Когда я занимался ракетомоделизмом, а это было годов так 10 тому как, у меня бывали случаи, когда ракеты уходили со стола оставив на нём стабилизаторы.
    А как насчет двигателя, прошедшего сквозь всю ракету ??? Был прецедент ...

    Серьезные мощности требуют серьезного подхода.
    Точна. Но без фанатизьма.

    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Тут в проекте ФПВ и озвучивалось
    Да, ФПВ планируется, даже на достаточно ранних стадиях. Летаем.

    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Выше писали про разгон ракеты-носителя до 350кмч.
    Ну - на первых порах, можно ограничится и 100-150 км/ч. Это не противоречит большой высоте - просто делается двигатель с профилем тяги когда сначала идет достаточно большая тяга и связка более-менее быстро разгоняется, а потом - тяги хватает просто на более-менее равномерный полет.

    Извините, что не пишу ничего про суть вопроса - просто голову некогда поднять на работе...

  26. #23

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Немного красоты:

  27. #24

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    "Спейс Шаттл воскресного вечера" или "После сборки обработать напильником" (с).

    Последнее полугодие прошло под знаком катастрофического отсутствия и времени, и места, и возможности заниматься любимыми делами... Но в голове-то идеи варятся все время!!!

    Ну и Спейс Шаттл занимает там особое место.

    Продолжал, потихоньку, крутить потолочную версию - уже вижу, что к чему и как делать, но, поскольку предполагается ракетный старт, боюсь, потолочку порвет в лохмотья. Как альтернативу, рассматривал вариант вырезать крыло и фюзеляж из экструдированного пенопласта. Все равно - мордашка из него бы делалась. Рассматривал-рассматривал, да и в первый день, когда появилась возможность, дернулся делать.

    Максимальная строительная высота крыла в районе центроплана - 40 мм. Такую плиту и взял. Разметил, вырезал, взвесил а руке - вроде неплохо. Начал "обрабатывать напильником" - поверхность получается нормальная. Обрабатывал уголковой эксцентриковой шлифовалкой от Боша ("утюжек"), сеточкой для затирки штукатурки, собственно напильником. В середине обработки захотелось мне попробовать, как же оно летает - таки летает само ! Крыло само стабилизируется по крену, по тангажу - кабрирует .

    Но - времени не хватило. Сначала планировал начать в 12 дня - начал в 7 вечера. Ну и не доделал. Теперь не знаю, когда следующий заход .

    Вес заготовки на сейчас составляет 150 грамм. Снимется еще грамм 30-40.
    Первоначально полный полетный вес при нагрузке на крыло в 80 гр/дм2 планировался в 290 грамм.

    Теоретически - еще даже можно влезть вместе с ФПВ пакетом. Но на стабилизацию и другие прибамбасы - веса уже маловато.

    Напомню - размах 49 см, длинна - 69 см.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения
Название: ss1a.jpg‎
Просмотров: 12
Размер:	43.2 Кб
ID:	889060   Нажмите на изображение для увеличения
Название: ss2a.jpg‎
Просмотров: 11
Размер:	35.6 Кб
ID:	889061   Нажмите на изображение для увеличения
Название: ss3a.jpg‎
Просмотров: 11
Размер:	37.1 Кб
ID:	889062   Нажмите на изображение для увеличения
Название: ss4a.jpg‎
Просмотров: 26
Размер:	37.9 Кб
ID:	889063  

  28. #25

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Про точки крепления к носителю не забудь, Руслан тоже готовится взять его на спину

    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    Вес заготовки на сейчас составляет 150 грамм. Снимется еще грамм 30-40.
    ИМХО много, надо бы дырок нарезать.

  29. #26

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Про точки крепления к носителю не забудь, Руслан тоже готовится взять его на спину
    Та я стеснялся сказать, что, когда будешь зашивать Руслан - скажи, я скажу, где точки крепления. Или уже говорил точный размер?

    ИМХО много, надо бы дырок нарезать.

    Не. Еще не весь пенопласт сошлифован. А дырок, особенно, и не нарежешь. Там крыло не такое уж и толстое. И избытка прочности - не будет.

  30. #27

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    Или уже говорил точный размер?
    Говорил, но буду еще уточнять.
    Закрепить несложно будет почти в любом месте, усилю где надо будет.

  31. #28

    Регистрация
    15.01.2007
    Адрес
    Киев
    Возраст
    46
    Сообщений
    567
    Цитата Сообщение от Wild Falcon Посмотреть сообщение
    Говорил, но буду еще уточнять.
    Закрепить несложно будет почти в любом месте, усилю где надо будет.
    И сколько я говорил ?

    Да, только, вот, для совместного полета, я так вижу, мне к вам придется приезжать ...

    Что-ж - во Львов - в любое время с удовольствием!!! Огромный респект Львову за развитие в последние годы! И вашему мэру - в особенности!

  32. #29

    Регистрация
    05.12.2011
    Адрес
    Львов
    Возраст
    30
    Сообщений
    2,959
    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    И сколько я говорил ?
    В теме надо будет посмотреть...
    Еще надо будет не забыть, что шаттл под улом должен стоять, чтобы использовать собственную подъемную силу. Тогда от Руслана по сути нужна будет только тяга.

    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    Да, только, вот, для совместного полета, я так вижу, мне к вам придется приезжать ...
    Главное самолет до этого на облете не угробить А то я могу

    Цитата Сообщение от Guennady Посмотреть сообщение
    Огромный респект Львову за развитие в последние годы! И вашему мэру - в особенности!
    +100500.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Космос - вчера и сегодня
    от SERGY в разделе Курилка
    Ответов: 2847
    Последнее сообщение: Вчера, 01:31
  2. Ответов: 20
    Последнее сообщение: 25.11.2013, 01:09
  3. Продам Запчасти для T-REX 500
    от alex_bbb в разделе Барахолка. Вертолеты
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 18.10.2013, 14:01
  4. Электронные полезности для коптеровода
    от Gurdzhy в разделе Квадрокоптеры. Общие вопросы
    Ответов: 11
    Последнее сообщение: 06.09.2013, 19:15
  5. Продам hirobo shuttle plus 2
    от Freya в разделе Барахолка. Вертолеты
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 15.05.2013, 15:55

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения