Як-40, размах 1250мм

grafalex

Понемногу двигаюсь дальше, уже начинает вырисовываться финал (проектирования, во всяком случае)

Подправил узел носовой стойки. Оказалось, что носовая стойка налазит не только на раму, но и на серву. Пришлось серву задвинуть под шпангоут

Хвостовые сервы удачно поселились в “обтекателе среднего двигателя”. Управление РВ будет через боуден. Тяга к РН будет напрямую. Но пока смущает, что тяга будет подходить далеко не перпендикулярно к кабанчику

остальная электроника разместилась под рамой - тук будет удобно сделать не особо заметные лючки. Приемник чуть впереди крыла, а трехосевой стабилизатор как раз влез между крылом и рамой фюза. Реги - позади крыла. Над охлаждением пока не думал.

Переделал шпангоуты хвоста. Как по мне конструкция крепления ненадежна. По сути хвост будет висеть на обшивке

Следующий этап - развесовка, что бы выяснить куда батарею деть.
Кстати, посоветуйте провереный вариант батарейного короба. Желательно с удобным доступом, при этом незаметный, что бы внешний вид не портить

Wild_Falcon

А то вы имеете в виду под “рамой”?
Если короб в центре фюзеляжа - то он не рама, а строительный стапель. Его можно вообще не приклеивать к шпангоутам, и удалить как только зашьете фюзеляж на процентов 60-70. В полностью зашитом фюзеляже этот короб не будет нагружен, и будет просто занимать место и создавать нагрузку.
Так что можете игнорировать при проектировании эту конструкцию - вы ее свободно сможете как удалить, так и прорезать в любых удобных вам местах.

По поводу батарейного короба - все будет зависеть от центровки. Если центровка будет получаться очень задняя, то возможно батарею удобно будет разместить в носу, сделав верхнюю носовую часть фюзеляжа (там где остекление кабины пилотов) съемной крышкой.

DIM76

Компоновка почти как у меня. Только сервы РВ я разместил непосредственно в стабилизаторе. А в воздухозаборнике среднего двигателя будут жить регуляторы. И охлаждаться, естественно.

DmitryK
grafalex:

Хвостовые сервы удачно поселились в “обтекателе среднего двигателя”. Управление РВ будет через боуден.

Очень спорное решение. Но боуден под 90гр я бы точно не делал…

EVIL
DmitryK:

боуден под 90гр я бы точно не делал.

В этом нет нужды. Градусов 60 максимум, с учетом стреловидности киля. Вполне работоспособная схема.

kvn543
EVIL:

Вполне работоспособная схема

А еще можно серву наклонно поставить, угол еще уменьшится

grafalex

Там градусов 110-120 получается
Мысль с установкой сервы под углом мне понравилась, попробую.

Сергей,
На счет рамы/короба/стапеля. Мысль принял, и логика и здравый смысл подсказывают, что Вы правы. Он не несет нагрузки, которая ложится на обшивку и шпангоуты.
Но пока еще нахожусь в состоянии когнитивного диссонанса. Нерационалная часть мозга отказывается в это верить, хочется сделать каркас крепким, а обшивка - ну это так

Wild_Falcon

На шпангоутах тоже нагрузка не особо большая - только поддержание формы сечения (считайте, не дают фюзеляжу схлопнуться).

grafalex

Остались сущие мелочи - батарейный отсек. Прикинул положение батареи для 15, 20, 25 и 30% центровки

Вот только куда саму батарею пихать пока не ясно. Вижу 3 варианта:

  1. над коробом
    Плюс - можно двигать батарею вперед и назад
    Минус - нужно делать лючок сверху, что будет заметно и негативно повлияет на внешний вид
  2. запихнуть батарею в короб
    Плюс - практически готовый отсек для батареи. Места чуток меньше чем в первом варианте, но все равно есть запас куда двигать батарею
    Минус - будет жутко неудобно заталкивать туда эту самую батарею
  3. Прицепить батарею внизу короба
    Плюс - люк снизу не повлияет на внешний вид
    Минус - не так много места, батарея упирается в носовую стойку - дальше вперед уже некуда. И еще неясно как закрепить батарею, чтобы она попросту не вывалилась вниз.

Есть какие нибудь зарекомендовавшие себя исполнения батарейного блока?

Wild_Falcon

Простейший рабочий вариант - тугая обойма из потолочки.
А чем вам плоха комбинация вариантов 2 и 3 - батарея в коробе, люк снизу?

S_A

Лючок безусловно снизу. На всю длину, необходимую для перемещения батареи вклеивается площадка из плотной бальзы или линейка, на которую клеится велкро (соответственно на батареи тоже). И пара-тройка хомутов из той же липучки - для надежности. Я обычно так поступаю. Что бы батарея не упиралась в носовую стойку - сделать площадку под углом.

grafalex
Wild_Falcon:

А чем вам плоха комбинация вариантов 2 и 3 - батарея в коробе, люк снизу?

Короб 45мм, от обшивки до короба еще 35. Итого 80мм - слишком глубоко, будет жутко неудобно заталкивать туда батарею.

kvn543

Сергей (S.A.) правильно посоветовал делать отсек под углом через короб. Тогда акк удобно вставлять будет

EVIL
grafalex:

Есть какие нибудь зарекомендовавшие себя исполнения батарейного блока?

Вот так например

Фюзеляж лежит брюхом вверх вверх

grafalex

Константин, а заталкивать батарею нужно через крыло?

Евгений_15

Место для батареи лучше выбирать когда можно будет оценить центровку.
На моей модели получилось в самый нос и вертикально и еще 20 г. балласта.
От выпадания батарею хорошо держит обычная липучка.

grafalex

о! вертикально!
мне даже в голову не пришло 😃

Евгений_15

Тем и хорош форум,еще не то подскажут, я очень многому научился

Wild_Falcon

Только перед применением липучки проведите статические испытания с перегрузками в несколько раз превышающими массу модели. А то я на первом своем лайнере переоценил липучку, и у меня в полете вывалилась батарея. Только по чистой случайности разъем не отсоединился и самолет не потерял центровку так как выпавшая батарея повисла примерно в том же месте, где крепилась штатно.
Но врагу такого экстрима не пожелаешь - садить модель с висящей в полуметре под ней на проводе батарейкой 😃

kvn543
Wild_Falcon:

садить модель с висящей под ней на проводе батарейкой

Я этим регулярно занимаюсь:)

Wild_Falcon
kvn543:

Я этим регулярно занимаюсь

Согласитесь, сомнительное удовольствие, когда это твой первый двухмоторный лайнер 😉 ?