Собираем разбираем краши/отказы коптеров

Gene

Добавлю сегодняшний случай в коллекцию.

Коптер вот этот, мозги и регуляторы немецкие.

Был ОЧЕНЬ сильный ветер, порывы до 50 км/ч, а я решил потестировать свежеустановленную ходовую камеру на основном “рабочем” октокоптере (с шаговым подвесом, который я уже описывал). Т.е. получалось два риал-тайм видео потока – один 1280 мгц с основной камеры на подвесе, второй 910 мгц с ходовой камеры – плюс два радиолинка: от Graupner на управление коптером, от JR на управление подвесом. Плюс граупнеровская телеметрия. Короче, целое хитросплетение радиочастот, и задача стояла – убедиться что они не конфликтуют друг с другом и обеспечивают приемлемый для проф. съемки радиус действия.

Поскольку я был на поле без оператора камеры, отключил управление ею и третью ось, так что камера смотрела только в сторону первого луча. Она должна была быть дублирующей камерой, в случае если что-то не сладится с ходовой.

Отлетев в сторону, я некоторое время принимал без помех оба видеосигнала и телеметрию, как вдруг понял, что коптер несет к воде и я теряю над ним контроль. В этот же момент, или до того, батарея резко стала просаживаться. За считанные секунды вольтаж упал с 15 до 13.5 вольт и раздался зуммер. Камера, установленная на подвесе в этот момент перескочила на два шага и стала смотреть вверх, но поскольку я отключил управление ею (проще сказать, оставил трансмиттер в машине), то развернуть назад не мог. В результате вместо зловеще приближающейся воды в кадре в основном сам коптер, исполняющий пляску святого Витта на фоне довольно неплохо отстабилизированного неба. Дальше около минуты длилась неравная борьба с ветром – он пытался отнести коптер к воде, я упорно тащил к себе. Оба видеолинка работали, но батарея к тому времени уже успела просесть до 8 вольт и, понятно, все что оставалось сделать – постараться, чтобы место падения было не очень мокрым. В результате коптер рухнул на берег буквально в 5 метрах от (соленой!) воды. Батарея коптера, дымясь, отлетела в сторону, подвес остался при своей батарее, но видеопередатчик подвеса ушел в грязь по самые уши, обломав антенну у основания. Так что пропало сразу все радио и все видео.Я бы его и не нашел, но спасибо рыбаку, который видел этот злосчастный полет.

Этим описание приключения не ограничивается. Когда я понял, что коптер не дотягивает домой, а скорее всего, сейчас бултыхнется в соленую воду, я бросился бежать в его направлении по берегу (метров триста), не сводя с него глаз и пытаясь увести от воды, одновременно громко выражая свое отношение к происходящему с помощью единственного (но зато очень богатого смыслами) слОва русского языка. Психологически, я думаю, такое мое нервное поведение объяснить можно – вместе с коптером (очень дорогим) готовы были утонуть результаты моей полугодовой работы, связанной с подвесом, плюс надежды на какое-либо развитие нашего коптерного бизнеса в ближайшее время. В результате спешки споткнулся о камень и полетел наподобие Пятачка, который спешил подарить Иа-иа зеленый воздушный шарик. Вместо шарика у меня в руках был трансмиттер Граупнер с прикрученным монитором, а вместо коряги, об которую лопнул шарик – глубокая лужа соленой грязной воды, в которую я воткнулся трансмиттером.

Короче, жертвы сегодняшнего дня:

  • Карбоновая нога на подвесе
  • Две антенны
  • Два LFF
  • Три APC пропеллера
  • Два мотора Tiger 2814-10 (на обоих провода вырвало с корнем у основания)
  • Приемник GR-24 (одна из рук коптера, ударившая в землю первой, въехала в центр коптера и раздавила приемник, снеся половину деталей с платы.
  • Передатчик Graupner MX-20. После купания в луже его не узнала бы и родная фирма. Я все же надеюсь, что оклемается, просохнув. Однако левый нижний угол дисплея, в который пришелся удар монитором (в который, в свою очередь, пришелся удар моим подбородком) – точно того.
  • Батарея Zippy 4S 8000mah, из-за которой все и случилось. Одна банка накрылась с дымом, и не исключено, что в полете. Возможно, в корпусе было не замеченное мною микроповреждение от предыдущих полетов, а возможно, просто вот такая хреновая батарея.
  • Смартфон – лежит сейчас разбросав мозги по столу, сушится.
  • Провода, оплетки, обвязки, пластиковые детали. Некоторые умудрились порваться сразу в трех местах.
  • Новый автомобиль, купленный на прошлой неделе – водительское сиденье выглядит – мягко говоря --неаппетитно, после того как я на нем обтек; вместо новой кожи (как еще сегодня утром) весь салон пропах грязелечебницей.
    – вся одежда до трусов включительно приобрела тот же характерный запах. Про цвет умалчиваю.

Прилагаю к сему рассказу нередактированный видеодокумент. Ролик отвратительно затянут, терпения его смотреть до конца нет даже у меня, но что делать – некогда было резать. По крайней мере YT позволяет перематывать. Ненормативная лексика присутствует.

0:01 – Золотые слова! Почему я, сказав это, продолжил как ни в чем не бывало – сам не знаю. А с вами такого не было?
1:27 – Наконец-то взлет. Горизонт выравнивается медленно из-за отключенной третьей оси стабилизации, как ни странно это звучит.
2:29 – Настиг затяжной порыв ветра. Коптер сносит в сторону воды – это кстати не река, а океанский залив.
2:51 – Такое ощущение, что ветер преодолел сопротивление шаговика по тангажу и передернул камеру на два шага вверх. Возможно, сыграла роль широкая (парусящая) бленда на объективе. Замер вольтажа батареи подвеса подтверждает – осталось всего 9.9 вольт.
4:12 – После тяжкой борьбы наконец встреча с землей. Следующие пять минут – точка зрения Болконского на поле Аустерлица, если кто помнит, о чем я. Можно смело мотать.
5:20 – Слышны осторожные шаги рыбака. Судя по всему, ждет высадки инопланетян, поэтому ближе подходить опасается.
9:00 – Приближаются санитары (один после недавнего купания в луже). Дальше комментарии, думаю, не требуются.

alexTAG

Добавлю и свою беду.
Коптер www.rctimer.com/index.php?gOo=goods_details.dwt&go…=
Движки www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
ESC www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Пропеллеры www.rctimer.com/index.php?gOo=goods_details.dwt&go…=
Питание hobbyking.com/…/__16225__ZIPPY_Flightmax_8000mAh_3… 2шт(6S)
Контроль NAZA-M c GPS
Взлетный вес 3500
Взлетал в режиме GPS, NAZA спутники определил и домашнюю точку запомнил. Запустился без проблем, все движки одновременно без перекосов, и при газе примерно 30-35% движки резко набрали обороты (неуправляемо) и коптер свечой в небеса. Сбавляю газ - а он и не думает слушаться. В итоге не заметил, что перешел границу 10%, движки остановились - и встреча с землей.

devv
alexTAG:

Сбавляю газ - а он и не думает слушаться. В итоге не заметил, что перешел границу 10%, движки остановились - и встреча с землей.

Что было то ? Причина такого поведения ?
Что в итоге сломалось ?

alexTAG

В чем причина так и не панял. При последующем тестировании с апаратурой вроде все норме. Наверно хотел убежать на родину в Китай:(

Solo
Gene:

Добавлю сегодняшний случай в коллекцию.

Евгений, спасибо за рассказ !
Думаю многим есть что под черпнуть … сделать правильные выводы …

Сочувствую и желаю наибыстрейшего восстановления аппарата !

Надеюсь что изрядная порция юмора в повествовании которым вы с нами поделились … вернется к вам помогая не терять оптимизма !!!

С уважением, Соло.

ПС Спасибо еще раз, смеялся сквозь слезы …

Юрий
Covax:

Какие выводы сделали?

многоротор может глюкнуть) я уже это понял надо не менее окуратно и с ращётом как вертолёт собирать

alexTAG:

В чем причина так и не панял

в первом краше как будьто у гир и акселей горизонт уплыл пока летел…

Covax

Юрий, ваш французский это что-то…

Gene:

Был ОЧЕНЬ сильный ветер, порывы до 50 км/ч, а я решил потестировать свежеустановленную ходовую камеру на основном “рабочем” октокоптере (с шаговым подвесом, который я уже описывал). Т.е. получалось два риал-тайм видео потока – один 1280 мгц с основной камеры на подвесе, второй 910 мгц с ходовой камеры – плюс два радиолинка: от Graupner на управление коптером, от JR на управление подвесом. Плюс граупнеровская телеметрия. Короче, целое хитросплетение радиочастот, и задача стояла – убедиться что они не конфликтуют друг с другом и обеспечивают приемлемый для проф. съемки радиус действия.

Вы, Евгений, место конечно выбрали для экспериментов красивое, но оч. стремное…
Те, кто занимаются проф.сьемкой помоему должны сделать для себя выводы

  1. иметь два аппарата, один из них легкий разведчик, проверить ветер на предполагаемых высотах съемки.
  2. не летать на непроверенных батареях; не летать на проверенных батареях в сильный ветер, так как борьба с ним высосет энергию в миг.
alexTAG:

В чем причина так и не панял. При последующем тестировании с апаратурой вроде все норме. Наверно хотел убежать на родину в Китай:(

Тоесть вы включили коптер после краша (как это интересно?) и моторы работали в штатном режиме?
Вообще до краша это был ваш первый взлет на этом коптере? На будущее, если боитесь запускать коптер в первый раз в руке, дабы проверить всю безглючность работы, привязывайте его к чему-то тяжелому, к гантеле, скамейке. 600ватные моторы и 6S батарея это вам не шутки.

kassir

На прошлой неделе у моего друга был “забавный” случай.
мозг-AIOP с прошивкой мегапират. ГПС был отключен тк взлет тестовый, мало ли перевернется и поломает гпс.
Аппа спектрум БУшный.
Первый старт, аппарат в “стабе” , взлетаем. На 30-35% газа аппарат начал самостоятельный набор высоты и на сброс газа не реагировал.
Успели прижать к земле, поймали. Все без последствий.
Начали разбираться, и выяснили что канал газа смиксован с 3хпозиционным переключателем,который в свою очередь был выставлен на переключение полетных режимов. (стаб,лоитер,РТЛ)
В результате , при повышении газа , аппарат автоматом перешел сначала в лоитер а затем и в РТЛ ) Но так как ГПС не стоял, аппарат попытался куда то улететь ориентируясь визуально, ну или по запаху, не знаю)
После этого аппу ресетнули, выставили все по новой, и аппарат полетел.
Вывод - внимательнее нужно проверять БУ технику )

devv
kassir:

Вывод - внимательнее нужно проверять БУ технику )

Как тогда калибровался пульт в планере?
Не заметили что газ переключает режимы ?

kassir
devv:

Как тогда калибровался пульт в планере?
Не заметили что газ переключает режимы ?

Лично при настройке не присутствовал…
Мб в торопях не заметил…
Свое атата я ему высказал, так как напуганы были не слабо )
Ибо 4е вот таких “дурака” на 4S и 11" пропы - страшно…
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idpr…

Covax:

Культурная столица!))

А то ) Все культурно, без последствий )

lenin959
alexTAG:

Взлетал в режиме GPS, NAZA спутники определил и домашнюю точку запомнил. Запустился без проблем, все движки одновременно без перекосов, и при газе примерно 30-35% движки резко набрали обороты (неуправляемо) и коптер свечой в небеса. Сбавляю газ - а он и не думает слушаться. В итоге не заметил, что перешел границу 10%, движки остановились - и встреча с землей.

Похоже на потерю сигнала и на сработавший не совсем настроенный фейлсейф.

Covax

Да ну конечно, феилсейву было бы пофигу на 10% газа и он бы не отключил моторы.
Или аппарат слишком легкий и не расчитан летать без груза, либо кривая газа от балды настроена, либо в конфиге назы что-то намудрено с холостым ходом моторов, но тогнда бы он сразу улетел как стартанул моторами.

alexTAG

Это не первый аппарат с NAZA-M, перед стартом ( по компу) все было проверено. Газ не замиксирован ни с каким бы-то ни было переключателем. Дома проверял в руках - очень мощный получился еле удерживал, но обороты добавлялись постепенно. Экспонента на газе удобная для меня - в середине пологая. Фейлсейв настроен на пропадание сигнала и отрабатывал на отлично. Холостые настроены как рекомендовалось для многополюсного двигателя - по максимуму, и проверено - двигатели запускаются синхронно только в этом режиме. В общем причина скорее всего в недозагруженности аппарата и неожиданности ситуации - очканул !!!

videows
alexTAG:

Это не первый аппарат с NAZA-M

Какая у вас прошивка?

alexTAG

GUI 1.8 firmware 2.10. Я понял - нет авто влёта у меня нет.

Gene
Solo:

ПС Спасибо еще раз, смеялся сквозь слезы …

Я тоже – немного погодя 😃 Тогда, понятно, было не до смеха.

Covax:

Вы, Евгений, место конечно выбрали для экспериментов красивое, но оч. стремное…

Сергей, у нас все места в ближайших окрестностях – стремные. И ветер почти всегда, собственно из-за него я и разрабатывал свой подвес на шаговиках. “Место для экспериментов” принадлежит единственному в округе авиамодельному клубу RCSMP, коего я член. Насчет “красоты” – обрыдло это место мне Вы себе не представляете как, но другого просто нет. Завидую вам, россиянам – вы имеете возможность ВЫБИРАТЬ “место для экспериментов” 😃

  1. иметь два аппарата, один из них легкий разведчик, проверить ветер на предполагаемых высотах съемки.

Мне не хотелость бы потерять и “легкий разведчик”, у него потроха почти такие же дорогие, как и у октокоптера. К тому же у них совсем разная толерантность к ветру. Если бы не батарея, октокоптер бы не испытывал бы проблем даже при вчерашнем ветре, он тяжелый и сдуть его непросто. Ждать пока ветер затихнет – в окрестностях Лонг-Айленда бессмысленное занятие. Приезжайте в гости, увидите сами 😃

  1. не летать на непроверенных батареях; не летать на проверенных батареях в сильный ветер, так как борьба с ним высосет энергию в миг.

Что касается батареи во вчерашнем случае, то высосал из нее энергию не ветер, а просто похоже одна из банок накрылась в полете. Уж очень резкой была просадка – за 10 секунд вместо положенных трех минут. Батарея была “проверена” до этого раз пятьдесят, с ветром и без, проблем не было.

Со второй частью согласен, но лишь теоретически. Почему? Когда занимаешься коммерческой съемкой, клиенту обычно глубоко пофиг, летная погода или нелетная. Он даже готов смириться с техническими огрехами, но ему вынь да положь ролик прямо сейчас, ждать он не согласен. Ибо у него деньги есть сейчас, а завтра их уже не будет. То есть это и в наших интересах. Поэтому обычно приходится идти на взвешенный риск, который (до определенного предела) должен быть прямо пропорционален заработку. Конечно, и должен это подчеркнуть, рисковать мы готовы ТОЛЬКО коптером, а не людьми (или даже животными), если они должны быть в кадре. В последнем случае мы прямо отказываемся.

piligrim-andy
RuDron:

лопнул винт

Ну тут еще хоть сохранилась возможность полета, если сразу сбросить высоту может и меньшими потерями удалось обойтись. А вес какой был?

RuDron
piligrim-andy:

Ну тут еще хоть сохранилась возможность полета, если сразу сбросить высоту может и меньшими потерями удалось обойтись. А вес какой был?

2.1 кг, тогда я еще не знал как вернуть управление. 😉