Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

traveler
RUPilot:

Есть ли поддержка специалистов по различным вопросам и ситуациям?

Там нет специалистов.
Я сейчас как раз вблизи наблюдаю за организацией опытного всероссийского полигона РФ по БПЛА в нормативном плане. Только сейчас его пытаются родить.
Пока никаких специалистов не видно, даже не с кем разговаривать - есть только бумажно-организационная работа биг-боссов и желающие срубить коммерсы.
Расслабьтесь минимум еще на пару лет летать “так”. Ну если “бешенный принтер” госдуры очередного полоумного закидона не родит.
Хотя вроде взялись думать.

1 month later
Dima_Nsk

Добрый день, уважаемые. Честно, пытался прочитать все, что связано с коптерами и законами на данном форуме, но так и не нашел ответы, возможно в некоторых темах слишком много оффтопа (кажется в курилке есть тема “госдума ввела регистрацию бпла от 250 грамм” - просто жесть). Так вот, сразу к сути - коптеры до 250 грамм это же просто игрушки? Чтобы летать на них и снимать на эту несчастную камеру в 0.3Мп мне же не нужно никуда ничего отправлять, получать какие-то разрешения? А то в новостях всплывают порой статейки о штрафах то там, то здесь людей с дешевыми Syma’ми, которые весят меньше 250 грамм, от этого появляются сомнения.

blinkovfpv
Dima_Nsk:

Добрый день, уважаемые. Честно, пытался прочитать все, что связано с коптерами и законами на данном форуме, но так и не нашел ответы, возможно в некоторых темах слишком много оффтопа (кажется в курилке есть тема “госдума ввела регистрацию бпла от 250 грамм” - просто жесть). Так вот, сразу к сути - коптеры до 250 грамм это же просто игрушки? Чтобы летать на них и снимать на эту несчастную камеру в 0.3Мп мне же не нужно никуда ничего отправлять, получать какие-то разрешения? А то в новостях всплывают порой статейки о штрафах то там, то здесь людей с дешевыми Syma’ми, которые весят меньше 250 грамм, от этого появляются сомнения.

До 250грамм регистрация не нужна, но весь остальной бред (план полета и тп) никто не отменял.

traveler
Dima_Nsk:

Чтобы летать на них и снимать на эту несчастную камеру в 0.3Мп мне же не нужно никуда ничего отправлять, получать какие-то разрешения?

По закону - нужно.
Закон об использовании воздушного пространства РФ не делает никакого различия между боингом-747 и “летающей феечкой” из детского мира. В нем не указаны ни высоты полета ни массы ЛА.

А так замусоленное журналистами обсуждении “регистрации” не имеет никакого отношения к полетам ни в прошлом ни в настоящее время - т.е. использованию воздушного пространства РФ, и не дает и не даст вам никакого автоматического разрешения на полет.
Вы можете хоть двести раз “зарегистрировать” свою игрушку и с чувством выполненного долга поставить ее в сервант, но согласно текущему законодательству права на полет вам это не даст - оно оформляется другими процедурами.

Dima_Nsk

Спасибо, за разъяснения. Весьма печальные. Тогда позвольте еще вопрос - а как же вертолеты, которыми торгуют во всех торговых центрах, неужели и там все настолько печально? Просто сколько лет ими торгуют, но я ни разу не слышал, чтобы их оштрафовали.

traveler
Dima_Nsk:

Просто сколько лет ими торгуют, но я ни разу не слышал, чтобы их оштрафовали.

Торгующих и не за что оштрафовывать, они не используют ВП РФ, они только продают.
Штрафуют тех кто эксплуатирует, пример - rg.ru/2014/10/13/reg-sibfo/bespilot-anons.html
За совсем детские игрушки игрушки скорее всего штрафов не слышно потому что они не летают выше крыш дома - их быстро сдувает и никто не видит )

Кратко подытожу текущее положение со ссылками на законы:

  1. Любой полет любого материального предмета в воздухе называется “Использование воздушного пространства” - ВЗК РФ Статья 11. Использование воздушного пространства
    Как видим ни высота полета ни масса не оговорены и не делают исключений ни для кого.

  2. Использование воздушного пространства (полет) регулируется государством - ВЗК РФ Статья 14. Организация использования воздушного пространства

  3. Нарушение правил использования воздушного пространства - ВЗК РФ Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
    Здесь и прописаны те самые штрафы и наказания за несанкционированные полеты.

Это то что касается полета любого материального предмета в воздухе, скромно названного "воздушным судном, ракетой и “других объектов”
И ни слова про “регистрацию” здесь нет. Регистрируй не регистрируй, а эти законы выполнять обязан в безусловном порядке и именно за их неисполнение и налагают штраф. Нерадиоупраляемый мячик-игрушка или воздушный змей из детского мира вполне себе может показаться “и другим объектом”, а может и не показаться - 50/50 😃 Радиоуправляемый вертолет из детского мира или наши коптеры однозначно классифицируются как “воздушное судно” см. ниже.

Теперь об игрушках и наших коптерах:

  1. Искусственный летательный аппарат называется воздушным судном - ВЗК РФ Статья 32. Воздушное судно
    К нам относится п.5 - управляемый летатальный аппарат. Радиоуправляемый детские игрушки вполне подходят под определение.

  2. Теперь о “регистрации” - ВЗК РФ Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
    Отсюда следует:

  • аппараты до 250г не подлежат ни учету ни регистрации (покупайте игрушки на здоровье, но летать см п.1 и 2 выше)
  • наши дроны весом от 250г до 30кг подлежат учету см п3,2. кем и как - неизвестно т.к. процедура учета еще не разработана с 2016г. Учет может быть и государственный, а может и нет пока его просто нет. То есть после покупки владелец должен поставить на учет, но летать все равно только через исполнение законов в статьях 11 и 14 (см п1 и 2 выше). Ответственность и наказание за непостановку на учет в настоящее время не предусмотрено.
  • летательные аппараты весом свыше 30кг подлежат государственной регистрации (к нам это не относится)

Весь ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ здесь

HS125

ВЗК РФ, Статья 32. Воздушное судно

  1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
    (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
  2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
  3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
  4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
    5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
    (п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
  5. Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.
    (п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

ВЗК РФ, Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

  1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
  1. беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 291-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 5 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 291-ФЗ статья 33 дополняется новым пунктом 3.2. См. текст в будущей редакции.

Подпункт “в” пункта 4 статьи 1 вступает в силу 5 июля 2017 года.
в) дополнить пунктом 3.2 следующего содержания:
3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

ФАП-138 “Правила использования ВП”

I. Общие положения

“беспилотный летательный аппарат” - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

IV. Разрешительный и уведомительный порядок использования
воздушного пространства

  1. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:
    а) для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации;
    б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.
traveler
HS125:

.

зачем заспамливать и текст законов сюда пихать да еще и в непонятной для 90% читателей канцелярской формулировке - ссылки на закон даны выше.
Вы думаете вы единственный кто имеет доступ к гуглу и ВЗК РФ?

HS125
traveler:

текст законов сюда пихать да еще и в непонятной для 90% читателей канцелярской формулировке

Влад вы модератор?

Вы даете ссылки на закон который сложнее читать чем мою подборку с целевым выделением. Статьи 11, 14, 19 не очень могут быть понятны. Потому сократил.

И самое главное вы не дали ссылку на ФАП-138. А там информация более конкретная чем даже в ВК.

Dima_Nsk

Благодарю за подробнейший ответ. Весьма не радост5ая ситуация складывается =/

Andrey_Ch

31 октября 2018 г Минтранс запустил новый проект поправок в ВК.
regulation.gov.ru/projects#search=Воздушный кодекс…
Согласно текста:

  1. статью 11 изложить в следующей редакции:
    «Статья 11. Использование воздушного пространства
  1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется:
    полет летательного аппарата;
    проведение салютов и фейерверков;
    проведение на полигонах стрельб, пусков ракет и бомбометаний;
    десантирование;
    проведение взрывных работ;
    проведение активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы;
    направленное электромагнитное и лазерное излучения, а также выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, которые могут представлять угрозу безопасности воздушного движения.
    (Сейчас прописано:Перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов)

  2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.»
    ( Сейчас прописано: Наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства)

Что бы это значило?

И еще
4) дополнить статью 17 абзацем следующего содержания:
К воздушным судам, осуществляющим полеты в воздушном пространстве, использование которого запрещено или ограничено, без разрешения, полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.»;

DVishnevskiy
traveler:

зачем заспамливать и текст законов сюда пихать да еще и в непонятной для 90% читателей канцелярской формулировке - ссылки на закон даны выше.
Вы думаете вы единственный кто имеет доступ к гуглу и ВЗК РФ?

Если Вы имеете доступ к гуглу и ВЗК РФ то должны знать, что «летающая феечка» как и прочие другие неуправляемые детские игрушки БПЛА не является со всеми вытекающими из этого следствиями.
Запускать феечку все равно что бросать в воздух камень. Много случаев вы знаете про оштрафованных за камень?

traveler
DVishnevskiy:

ВЗК РФ то должны знать, что «летающая феечка» как и прочие другие неуправляемые детские игрушки БПЛА не является

Вы внимательно читали ВКЗ РФ на статьи которого я прямо в тексте и давал ссылки? Фейерверки и метеозонды тоже не являются БПЛА, но ИВП им нужно. И вообще я не про БЛА писал, а про законы на которые сразу же дал ссылки. Хотите большего - читайте по ссылкам. И на данный момент именно ИВП первично, а не то чем вы собираетесь пулять в воздух - инспайром или кирпичем.

Я могу сюда допостить и еще документы которые объяснят почему в ближайшие годы никаких вменяемых законов по дронам не будет - как раз занимаюсь тем что пытаюсь понять и пообщаться кто же действительно работает над проблемой БЛА в установленной к решению федеральной программе РФ и в реальном мире нахожу лишь политиков заседателей-говорунов, но не уверен что это нужно т.к. тут принято спорить, а не читать документы.

DVishnevskiy:

Много случаев вы знаете про оштрафованных за камень?

Знаю случай за “воздушный змей” на веревочке.

HS125
traveler:

Фейерверки и метеозонды тоже не являются БПЛА, но ИВП им нужно.

Вот Вы на меня тут наезжали. Сами даете неверную информацию в частности по фейерверкам.Получается что все на новый год пуляют и все нарушают. Но не во всех случаях для запуска фейерверка нужно разрешение на ИВП.
Вам ссылку как вы любите или статью целиком? 😉

15 days later
Dzen1

Народ . Почитал тут ваши законы, акты, и бадания читателей.
а у меня 1 вопрос, кто имет право следить за соблюдением, этих правил ?
ГИБДД , ГАИШНИК, или ПОЛИЦЕЙСКИЙ ?
и кто имеет право задерживать ?
они знают постановления и предписания ?

SAN
Dzen1:

Почитал тут ваши законы, акты

Невнимательно вы читали НАШИ законы
Полицейский пресечёт нарушение, а дальше вами займётся транспортная прокуратура

Dzen1:

они знают постановления и предписания ?

Они ждут команды “Фас!”, или повышения доходности

7 days later
Андреев_Алексей
HS125:

“беспилотный летательный аппарат” - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

Интересно - если на борту нет автопилота, а пульт (устройство) управления не равен/тождественен пункту (специальное место, помещение) управления, то модель не относится к БПЛА?
Напоминаю, что “И” - оператор суммирования, т.е. для определения должны присутствовать два признака - без пилота И автоматически.
ИЛИ сочетанием: без пилота И из места, без пилота И автоматически, автоматически И из места. Таким образом данное определение не может классифицировать простой (без гироскопов) электролет, как БПЛА, со всеми вытекающими.

SAN
Андреев_Алексей:

. Таким образом данное определение не может классифицировать

Попробуйте рассказать судье при случае.
Но он скорее всего назначит экспертизу и чего эксперт напишет - так тому и быть.

зы А вообще все эти буквоедства уже обсуждались в теме – бесперспективно

traveler

Не хотел до времени давать эту информацию сюда, но наблюдения показывают как исполнители в общем то хорошего дела превращают его в фарс.

Вводная.
Программа создания и работы опытного полигона на для отработки технологий и методик применения БЛА и сосуществования их с пилотируемыми ЛА в едином воздушном пространстве - aeronet.aero/…/2018-9-12_13-23-28_Программа меропр…

Данная программа направлена на отработку технических, юридических и иных методик работы гражданских БЛА для последующего применения по всей территории РФ.

Заказчик - Фонд перспективных исследовний РФ
Исполнитель: Администрация Томской области и компании.

Это реальный официально опубликованный документ.
Из этого документа следует что ранее 2024 года никакого решения вопроса ИВП для коптеров и других БЛА не будет.
Из наблюдения за вопросом по СМИ - каким то образом вся реальная работа по программе выполняется питерской частной компанией “Геоскан”.

Dima_Nsk

Погодите-ка, а если я летаю дома или например в спортивном зале, мне тоже нужно заниматься всей бумажной волокитой? Или на воздушное пространство в помещениях это не распространяется? 😃