Коллеги, не повторяйте чужих ошибок. Я разбил его.

SergeyE46

Жаль что учиться приходится на своих фолах. Надеюсь это сообщение поможет кому-то избежать неприятных моментов.
В двойне обидно, что краш случился не по вине пилота, а из-за халатного раздолбайства.

Значит есть, точнее был у меня в коллекции любимый вертолет. Истоками TREX450 (на картинке), но затюненный до предела. Все в металле и карбоне, все чистое, делалось в основном для полки. И вот вчера решил я его немного полетать перед тем как ехать на работу. С вечера осталась заряженная батарея, полетать не получилось из-за непогоды. И утром я ничего не придумал лучше чем просто полетать негонько по квартире. Благо никого уже не было в ней и объемы позволяют.

Поднял вертолет в воздух, что-то такое летаю и где-то через 5 минут запищала аппаратура (spectrum7). Я всегда без лишних эмоций относился к предупреждению о разряде батарей, казалось после пи-пи она живет еще очень прилично. И в этот раз я забил и решил долетать, ведь оставалось еще минуты 2-3.

В этом и была роковая ошибка. Я осознавал что произошло потом. А тогда послушно висящий верт резко накренился и за доли секунды влетел в кухонный стол. Я ничего не понял. Потом стало доходить что таки произошло - пульт отрубился. Просто сели батарейки.

В минусе оба ротора, все валы, все сервы… это только то, что заметил сразу. Стол был крепкий, выдержал атаку. Хорошо, что лететь он решил в стол, а не в меня. Думаю было бы больно, держал его как раз не уровне пояса, или даже чуть ниже.

Итог. Коллеги, относитесь внимательно к состоянию батарей в аппаратуре. Не летайте на дохлых батарейках. И не летайте лучше дома. Лично я больше этого делать точно не стану.

Удачи в небе!

Amigo

Ничего себе, не знал что люди для “полки” вертолеты собирают …, А что у него там впереди за штуковина железная ?

Cosmojam
Amigo:

А что у него там впереди за штуковина железная ?

На фонарик похоже.

Ну а по сабжу то всё логично. Халатность в авиации наказывается жестоко и порой стоит жизни и здоровья. У вас случилось то, что должно было случится когда-нибудь. Записать на бумажку последовательность действий перед полетом от проверки всей механики и электроники до движения ручки газа. И потом это зубрить ежедневно.
Непосредственно перед взлетом что я делаю: проверить по индикатору на передатчике состояние батареи и выключить, проверить механку цепление шестерен, натяжение ремня, все шаровые наконечники, особенно внимательно гайки крепления цапф на межлопастном валу и крепление серволопаток, одеть на шею передатчик, вытащить антенну, проверить положение стика газа на минимуме, включить передатчик, поставить блокировку 3-го канала, подключить на вертолете провод питания обязательно при этом держать его чтобы диск винта не пересекался с частями тела, проверить работу управления пошевелив обоими стиками до упора во всех направления, выключить блокировку газа, полетели! И так перед каждым полетом. Это не только позволяет существенно сократить риск крэша, но и приучает к дисциплине и ответственности, ведь даже такой маленький вертолет может причинить большие увечия. Самому всегда страшно подключать питание на нём - малоли чего.
Удачи! 😃

Jocker_cms
SergeyE46:

Итог. Коллеги, относитесь внимательно к состоянию батарей в аппаратуре. Не летайте на дохлых батарейках. И не летайте лучше дома. Лично я больше этого делать точно не стану.

Удачи в небе!

За один день уже второй пост в которых люди собираются или летают в комнате на серьезных вертолетах, это уж тенденция какая-то! В инструкции написано - not a toy! Помойму достаточно понятно.

SergeyE46
Amigo:

Ничего себе, не знал что люди для “полки” вертолеты собирают …, А что у него там впереди за штуковина железная ?

у меня их 3. Два для полетов и куража. Один - фетишиский. Он был первым.
Можно сказать музейный исключительного качества аппарат. Символ всего увлечения.

Набалдажник внизу - ацкий прожектор для вечерних полетов. Включается тумблером с пульта.

undead

особенно внимательно гайки крепления цапф на межлопастном валу

вы что, перед каждым полетом лопасти снимаете?

modsley
undead:

вы что, перед каждым полетом лопасти снимаете?

Присоединяюсь к вопросу. У меня (T-Rex450) нет там никаких гаек. Два болта есть. В гаек нет.

Cosmojam
undead:

вы что, перед каждым полетом лопасти снимаете?

Нет, просто у меня не рекс, но ананлогичного класса верт 😃 Гайки те, которыми цапфы на разрыв держатся. Может на рексе по-другому, но суть таже самая - чтобы центробежкой их не сорвало. Этого боюсь больше всего и стараюсь на висении по-меньше держать его в горизонте с глазами. У нас народ приносил фотки, когда у чела череп проломило лопастью и тд., а ещё случай был рассказывали, местный авторитетный моделист-копиист-ветеран купил верт 30-ку, поднял на 5 метров и лопасти разлетелись в разные стороны в хлам - повезло. Так что я лучше лишний раз всё механику проверю чем получу лопастью в глаз, к тому же уже имел опыт получить лопастями по руке 😃

Jocker_cms
Cosmojam:

ак что я лучше лишний раз всё механику проверю чем получу лопастью в глаз, к тому же уже имел опыт получить лопастями по руке 😃

На заборе тоже много чего написано, и если всему верить и все слушать к вертам вообще опасно подходить. Больше 50% проблем с вертами бывает только из-за того что люди жабяться и ставят откровенную дешевку начиная от лопастей и заканчивая электроникой. Не поскупитесь и поставьте нормальную комплектацию, все будет летать как надо без отрыва лопастей, отваливающихся частей и прочих косяков.

Механику проверять надо, это да =)

Amigo

Cosmojam : Правильно ты все делаешь - безопасность превыше всего. А получить лопостью в глаз можно и на хорошей комплектации. Если винт открутился, то он везде может открутиться…

undead
Cosmojam:

Нет, просто у меня не рекс, но ананлогичного класса верт 😃 Гайки те, которыми цапфы на разрыв держатся. Может на рексе по-другому, но суть таже самая - чтобы центробежкой их не сорвало.

Мда… поставьте гайки с нейлоновой проставкой от самораскручивания и успокойтесь. На рексах даже на креплении лопастей к цапфам такие стоят…
На 450-ом болты, и без снятия лопастей не видно ничего, поэтому было придумано такое средство, которое называется локтайт. Само не раскрутится, а вот уж если будут такие нагрузки, которые могут болту шляпу оторвать, то этого вы не сможете предсказать при предполетном осмотре…

Cosmojam
undead:

Мда… поставьте гайки с нейлоновой проставкой от самораскручивания и успокойтесь. На рексах даже на креплении лопастей к цапфам такие стоят…

именно такие у меня на креплениях цапф и лопастей, однако лучше лишний раз проверить (имхо) 😉 так нас учили в планерной школе, и неоднократно предполетный осмотр техники выявлял косяки и вероятно спасал здоровье и жизнь пилота

RC-Flyer
Jocker_cms:

Не поскупитесь и поставьте нормальную комплектацию, все будет летать как надо без отрыва лопастей, отваливающихся частей и прочих косяков.
Механику проверять надо, это да =)

Увы, не всегда так все хорошо. Я только за прошлую неделю был свидетелем ДВУХ(!!!) крашей Avant Aurora у наших тест-пилотов. Правда то, что они крутят-просто жесть, вот материал и не выдерживает. Первый краш - переломило хвостовую балку - карбон, при этом межлопастной вал просто разорвало пополам(или переломило, не знаю, может он каленый)
Второй краш - крепление основного вала к алюминиевой голове. Видимо порвало болт крепления и голову просто “разворотило” по прорезям в разные стороны, как ромашку.
Электроника в вертах - 8 вольт. Лопасти - V-Blades. Все перед полетом проверяется, раздолбайства нет.
Птичку жалко… 😵

SergeyE46
Cosmojam:

…особенно внимательно гайки крепления цапф на межлопастном валу и крепление серволопаток

вот по поводу болтов (ну или гаек) цапф. По мне видится что это самый нагруженный узел головы. Мало того, что на него действует большая центробежная сила, он еще и подвержен вибрации. На терексе цапфа вместе с лопастью висит на тонюсенком винте M2. Диаметр по сути меньше 2мм. Вопрос - стоит ли менять болты промежуточного вала каждый раз при разборе (например замена демферов). Стоит ли применять в данном случае только ориг. болты из комплекта межлопастного вала или возможны замены?

mwb007:

Печально 😦

ну все не так печально. Во первых оптика, т.е. прожектор и сигнальные стробы не пострадали. Т.е. относительно дорогие и редкие аксессуары живы. Их по виду вообще сложно убить - все в металле.

что касается головы - прекрасный повод апгрейда с пользой. Пластилиновые валы заднего и основного ротора будут заменены на ТИТАНОВЫЕ валы. Реально минут грамм 10 как минимум. Ничего правда не известно про сплав титана в этих валах, в плане механических свойств. Зато вес, коллеги! Они на ошупь ничего не весят, в то время как большой вал из стали тянет по весу на небольшой лом

Amigo

А такие титановы валы уже в прдаже ?

SergeyE46
Amigo:

А такие титановы валы уже в прдаже ?

ну да, совершенно случайно нашел в каталоге микрохели. На вид - оно. По размерам.
Пока не ставил. Удивило, кстати, что автомат перекоса у них несколько не такой, как на TREX450 V2.

У алайна внешняя тарелка имеет три уха, два шарнира стандартные, один - на длинной ножке под ухо антиротации.
У микрохели из тарелки торчат 4 уха, 3 под шарниры CCPM 120. А третье ухо между шарнирами просто с ножкой.
Переделать несложно, но все же настраживает по поводу совместимости.

перехватчик-барсик

говорят этот болтиг который охраняет цабфы на валу держит до 8кило примерно… и нагружать его не более 3500 оборотов на роторе можно…

dmitryu
перехватчик-барсик:

говорят этот болтиг который охраняет цабфы на валу держит до 8кило примерно… и нагружать его не более 3500 оборотов на роторе можно…

Центробежная сила равна произведению массы тела на квадрат скорости, делённому на радиус окружности. F = m*v^2/r
Радиус r = 0,19м (по центру тяжести лопасти)
Масса m = 0,02 кг (Деревяшка ALIGN Pro 315)
Время t = 60 сек / 3500 об/мин
Скорость v = 2*Pi*r/t

Центробежная сила:
0,02*(2*pi*0,19*3500/60)^2/0,19 = 510 Ньютон
В килограммах это будет 510/9,8 = 52 кгс

8 days later
pxkeeper
dmitryu:

Центробежная сила равна произведению массы тела на квадрат скорости, делённому на радиус окружности. F = m*v^2/r
Радиус r = 0,19м (по центру тяжести лопасти)
Масса m = 0,02 кг (Деревяшка ALIGN Pro 315)
Время t = 60 сек / 3500 об/мин
Скорость v = 2*Pi*r/t

Центробежная сила:
0,02*(2*pi*0,19*3500/60)^2/0,19 = 510 Ньютон
В килограммах это будет 510/9,8 = 52 кгс

Ничего себе! 😵 Но ведь в центре (где стоят болты) нагрузка от центробежной силы меньше?

Dr_Sun

да так просто нельзя считать. интеграл надо брать по всей длине лопасти.