Колебания хвоста на свежесобранном T-Rex 500 CF

Robur_the_Engineer

Собрал свой первый вертолет (T-Rex 500 CF), т.е являюсь новичком. При тестовых подлетах не могу устранить колебания хвоста в режиме удержания. При понижении чувствительности гироскопа с 70% до 53-57% колебания хвоста не исчезают, увеличивается их амплитуда (с 1-2 до 4-5 см, по концу хвоста), и частота уменьшается в 2-3 (медленнее колеблется). Даже при понижении чувствительности гироскопа до пороговых 50% (ниже 50% уже включается нормальный режим, выше 50% - режим удержания) заметные колебания все равно остаются, хоть и становятся совсем вялыми. Смена стандартной системы крепления гироскопа Align gp 780 (простого двойного скотча) на систему от CSM с металлической пластиной не помогла. Также не помогло:

  1. Ослабление/натяжение ремня;
  2. Ослабление затяжки хвостовых лопастей;
  3. Проверка кривых шаг-газ-все как нужно по инструкции;
    Уважаемые вертолетчики, чем еще может быть вызвано подобное поведение хвоста на новом вертолете? (Крашей, слава Богу, еще не было). Сталкивались вы c подобным в своем опыте сборки/настройки?

    P.S.
    Аппаратура: Spektrum dx7;
    вертолет: T-Rex 500 CF;
    регулятор и мотор: Align родные, из комплекта;
    гироскоп: Align GP780;
    серво: 3хHitec 5245MG;
    хвостовой
    сервопривод: Align ds520;
    приемник: Spektrum AR7000;
    Аккумулятор Outrage XP30 2500mAh;
Robur_the_Engineer

Да, есть небольшая предкомпенсация (где-то 8 град. между сложенными лопастями ХР). Она получается при выставлении слайдера ХР в среднее положение, как и написано в инструкции гироскопа. Другими словами, предкомпенсация заложена в конструкции. Я сделал по инструкции. Сегодня услышал от опытных вертолетчиков, что 750 и 780 Align гироскоп на T-Rex 500 часто приводит к небольшим колебаниям хвоста, которые никто не смог устранить. В 3D-режиме, когда обороты выше, колебания пропадали. Таким образом, все кто сталкивался с данной особенностью, просто мирились с ней. Как ее устранить не знает никто. Правда у меня есть еще гироскоп Spartan Quark, с которым на T-Rex 500 ни у кого проблем нет в режиме удержания. Придется ставить его. Кто-нибудь знает, где достать кабель для него, чтобы подключать гироскоп к компьютеру для тонкой настройки?

Hainov

У меня тоже 750 гироскоп на 500, ничего не трясет, чувствительность (сейчас посмотрел) 85%.

Думаю, нужно просто обороты поднять.

Robur_the_Engineer

А в режиме удержания и при висении тоже не трясет? Тогда какой процент газа стоит у вас на кривой газа при висении и на каком регуляторе, моторе? На чем приклеен гироскоп? Попробую поднять обороты перед тем как демонтировать Align GP780 и приклеивать Quark…

Hainov

Кривая газа 100-90-100. Гиро в удержании всегда. Приклеен на 2 липучки, а между ними стальная пластина 1,5 мм. В нормале не летаю, только лопасти раскручиваю. Газ в нормале 0-90-100.

Но вообще кривые - это сугубо индивидуально, кому как нравится.

Верт Тарот 500, сток.

Robur_the_Engineer

Обороты высокие, как следствие вибрации хвоста нет… Но так как я новичек, то летать буду пока в нормале. Поэтому придется все-таки перейти на Quark 😃 Не знаю, поможет ли.

BOG
Robur_the_Engineer:

Обороты высокие, как следствие вибрации хвоста нет… Но так как я новичек, то летать буду пока в нормале. Поэтому придется все-таки перейти на Quark 😃 Не знаю, поможет ли.

У меня Тарот-500 только начал летать гира 750 на хвосте Align ds520. Кривая газа norm 70% на этом режиме и летаю. Чувствительность гиры 65%. Летает все нормально никаких виляний хвоста нет. Предкомпенсацию вроде никакую не делали. Лимиты гиры выставил и все. Были небольшие виляния хвоста на свежей батарее, но после понижения чувствительности гирика все исчезло стабилен как танк. Я сам не ожидал что 500 так летает очень нравится. 😃 Так что дело не в гироскопе наверно.

summit

непутай человека - у тебя мотор 1700kV, а у него 1600 kV
ему твоя кривая газа не подойдет

Олег_1970

Колебания хвоста это механика.
Тут не оборотами ни чем другим не помочь.
Преверить натяжку ремня, и как работает хвостовой ротор. При сборке частенько лактайт попадает куда не надо, с ним там надо придельно осторожным.
Снимите тягу с рычага управления хвостового ротора, возьмитесь за хвостовую лопасть попобуйте повращать. Должно все ходить очень очень легко. Так же проверьте вторую лопость. Сама тяга идущая от сервы тоже должна легко ходить.
Я сам недавно так же попал, ставил лопасти на хвост и пролил лактайт, попал в обойму подшипников, вообщем хвост сразу поплыл. Ничего не помогло ни обороты ни все остальное по настройкам. Разобрал хвост и понял в чем дело. Все болтики и прочее, очень аккуратно сажать!!! Что бы не куда кроме резьбовых соеденений лак не затек.
Так что гиро пока не трогайте. Работу легко проверить, поставив в аппе чувствительность меньше 30, хвост должно раскручивать, при увелечении больше 50 должно хоть немного держать, а плаванье хвоста это другое.
И еще, предкомпенсация все же выставляется не так.
Ставим меньше 50% в аппе, и подлетаем, но только аккуратно и на ровной площадке!!! и смотрим куда хвост уводит, если против часовой то двигаем серву к раме, если по часовой то к хвосту. Когда настроили хоть немного, тогда более точно можно настроить тягой, скручивая или раскручивая линки. Хотя многие обходятся как и вы выставляя в середину.

Ярик68

Тут обороты ни при чем, проверяйте два момента, не включен ли гувернер в регуляторе, если включен, то у него слишком высокая чувствительность, ее надо уменьшать. Если гувер не включен то проверяйте механику хвоста, в частности на тик так хвоста влияет продольный люфт цапф хвостового ротора. Подергайте (сильно) в разные стороны за лопасти (растягивая их в разные стороны) если есть люфт, подложите шайбочки.

Robur_the_Engineer
Олег_1970:

Колебания хвоста это механика.
Тут не оборотами ни чем другим не помочь.
Преверить натяжку ремня, и как работает хвостовой ротор. При сборке частенько лактайт попадает куда не надо, с ним там надо придельно осторожным.
Снимите тягу с рычага управления хвостового ротора, возьмитесь за хвостовую лопасть попобуйте повращать. Должно все ходить очень очень легко. Так же проверьте вторую лопость. Сама тяга идущая от сервы тоже должна легко ходить.
Я сам недавно так же попал, ставил лопасти на хвост и пролил лактайт, попал в обойму подшипников, вообщем хвост сразу поплыл. Ничего не помогло ни обороты ни все остальное по настройкам. Разобрал хвост и понял в чем дело. Все болтики и прочее, очень аккуратно сажать!!! Что бы не куда кроме резьбовых соеденений лак не затек.
Так что гиро пока не трогайте. Работу легко проверить, поставив в аппе чувствительность меньше 30, хвост должно раскручивать, при увелечении больше 50 должно хоть немного держать, а плаванье хвоста это другое.

Спасибо за совет 😒 Как проверю на площадке отпишусь. Скорее всего вечером. Но локтайт у меня точно никуда не затекал. С этим все нормально. Может быть надо подвигать направляющие тяги управления хвостовым слайдером?

И да, Тарот 500, хоть и являясь очень точным клоном T-Rex 500, все же может иметь немного другую частоту собственных вибраций конструкции при оборотах и шагах при висении в нормале. И частота эта уже не совпадает, возможно, с частотой датчика 750/780 гироскопа. И как следствие, датчик гироскопа не ловит помеху и вибраций на Тарот 500 нет. Это всего лишь еще одна догадка…😒

Олег_1970
Robur_the_Engineer:

Спасибо за совет 😒 Как проверю на площадке отпишусь. Скорее всего вечером. Но локтайт у меня точно никуда не затекал. С этим все нормально. Может быть надо подвигать направляющие тяги управления хвостовым слайдером?

Поверьте, и проверьте. Я тоже специально не лил…
Даже болтики на слайдере, и цапфах проверьте. Я тоже по тихоньку в резьбу иголкой капал, а попало.

Hainov
Ярик68:

Тут обороты ни при чем, проверяйте два момента, не включен ли гувернер в регуляторе, если включен, то у него слишком высокая чувствительность, ее надо уменьшать. Если гувер не включен то проверяйте механику хвоста, в частности на тик так хвоста влияет продольный люфт цапф хвостового ротора. Подергайте (сильно) в разные стороны за лопасти (растягивая их в разные стороны) если есть люфт, подложите шайбочки.

Там же обороты огромные, и центробежная сила выберет зазоры. Неужели это может влиять?

С гуру не спорю, видел полеты - снимаю шляпу. Просто хотелось бы понять.

Ярик68

Дело все в том что слайдер хвостового ротора при вращении “заталкивает” держатели лопастей к центру, выполняя роль некой “пружинки”, а когда ценробежная сила досигает какого-то значения держатель выскакивает наружу, соответственно гирик это чувствует, и идет “тик” хвостом, обороты в этот момент падают, центробежная сила уменьшается и держатель заскакивает на место, гирик опять это чувствует и получается “так” хвостиком.

Олег_1970

Насчет гувернера, не раз слышал что на стоковом регуляторе его лучше не использовать, я и сам отключил этот режим. Но тогда хвост уходил просто, мягенько и в одну сторону, или при добовлении газа в другую.
А плавает, то есть увеличивается их амплитуда с 1-2 до 4-5 см, по концу хвоста), и частота уменьшается в 2-3 (медленнее колеблется это все же механика скорее всего.

Robur_the_Engineer

Продольного люфта (вдоль межлопастного вала хвостового ротора) нет. Гувернер в регуляторе выключен. Обе цапфы поворачиваются одинаково свободно. Надо будет потщательней все остальное проанализировать. Пока не могу найти заеданий нигде:) Гироскоп, рано или поздно, все равно сменю.

Можно ли что-то сделать с плечом качалки хвостовой сервы? Сейчас она 10мм-по инструкции. Увеличить/уменьшить?

Сегодня подлетнуть не смог-жара и сильный ветер чтото:(

AlcoNaft43
Robur_the_Engineer:

Продольного люфта (вдоль межлопастного вала хвостового ротора) нет. Гувернер в регуляторе выключен. Обе цапфы поворачиваются одинаково свободно. Надо будет потщательней все остальное проанализировать. Пока не могу найти заеданий нигде:) Гироскоп, рано или поздно, все равно сменю.

Можно ли что-то сделать с плечом качалки хвостовой сервы? Сейчас она 10мм-по инструкции. Увеличить/уменьшить?

Сегодня подлетнуть не смог-жара и сильный ветер чтото:(

Я бы увеличил обороты ОР по максимуму и посмотрел что будет с хвостом. Да, и отучайтесь летать в нормали, главный переключатель - это ХОЛД.

944

здравствуйте . нет разницы т-рех 500 600 700 и любой другой верт имеющий такой дефект при эксплуотации исправляеться -правельной развесовкой всего устройства . вероятней всего это первый признак смещения центра ближе к хвосту . .

EVIL

У меня была проблема с тряской хвоста на “пятихатке”. Гироскоп Футабыч 401, серва Алигн ДС-520. Проблему устранил просто переставив шарик в качалке на одну дырку ниже, т.е. ближе к оси вращения качалки. Как я понял, в исходном варианте высота качалки получилась больше высоты кабанчика хвостового слайдера, а сейчас чуть меньше. Видимо так больше нравится гироскопу и хвостовой серве.

Robur_the_Engineer:

Продольного люфта (вдоль межлопастного вала хвостового ротора) нет. … Обе цапфы поворачиваются одинаково свободно. Надо будет потщательней все остальное проанализировать. …

Можно ли что-то сделать с плечом качалки хвостовой сервы? Сейчас она 10мм-по инструкции. Увеличить/уменьшить?

Не трогайте механизм хвостового винта, он в порядке. Если родной, Алигновский люфтит, то чем клоновский хуже? Вот качалка 10мм… я даже не знаю. У меня была 15. Попробуйте увеличить, но не взлетайте. Проверьте на земле.

Олег_1970
EVIL:

Не трогайте механизм хвостового винта, он в порядке. Если родной, Алигновский люфтит, то чем клоновский хуже? Вот качалка 10мм… я даже не знаю. У меня была 15. Попробуйте увеличить, но не взлетайте. Проверьте на земле.

Это вы через экран монитора увидели???
Может вообще ничего не трогать??? Раз все люфтит кругом, зачем стремится к лучшему, пусть так и будет…
Ересь!

944:

здравствуйте . нет разницы т-рех 500 600 700 и любой другой верт имеющий такой дефект при эксплуотации исправляеться -правельной развесовкой всего устройства . вероятней всего это первый признак смещения центра ближе к хвосту . .

Это вообще не понятно к чему написано, при нарушении центровки вертолет клонит в ту, или другую сторону.

AlcoNaft43:

Я бы увеличил обороты ОР по максимуму и посмотрел что будет с хвостом. Да, и отучайтесь летать в нормали, главный переключатель - это ХОЛД.

Сергей, вот зачем это писать??? Это же почти 100 % краш, ведь с увелечением оборотов хвост сильнее поплывет! Я полетел, плывет, включил Айдл, так его чуть ли не развернуло!!! Хорошо успел назад переключить.
Простите господа но советы на томат какие то…

EVIL

Олег, ну не надо так категорично. Вы же знакомы с конструкцией хвостовых винтов на Алигнах? Вот для меня до сих пор загадка, почему на Алигновских цапфах ХР, не предусмотрены места под второй радиальный подшипник. Там стоит только упорный. Вот он и дает небольшой боковой люфт. Ко всему, этот узел не регулируемый. Однако всё работает. Разработчики наверное не дураки?

paratozor
AlcoNaft43:

главный переключатель - это ХОЛД.

я, конечно, понимаю, что это опечатка, но смешно получилось 😃

Robur_the_Engineer
paratozor:

Цитата:
Сообщение от AlcoNaft43 Посмотреть сообщение
главный переключатель - это ХОЛД.
я, конечно, понимаю, что это опечатка, но смешно получилось

Даа) Отключу ка я этот движок от греха подальше, дернув холд 😁 (шучу)

Олег_1970

У меня все нормально стало. Протер все от лактайта и болтики посадил снова, но очень аккуратно, хвост плавать перестал.