Флайбар белла по 45 градусов, или почему самовыравниваются микроверты типа 911

serj

Не найдя практических ответов у Колина Милла
( здесь : rcopen.com/forum/f19/topic70404)

решил задать вопрос: а как объяснить, почему при отпускании ручки верт типа 911 выравнивается в горизонт, причем весьма резко?

Только ли набегающим потоком на ротор?
Имеет ли к этому отношение угол установки флайбара Белла (без лопаток) под 45 градусов к лопастям верхнего ротора?

Также не очень понятно, почему Колин Милл утверждает, что
" Лучше всего представлять себе сервоось как гироскоп, наклон которого может управляться циклическим воздействием, а когда управление не приложено, этот гироскоп стремиться поддерживать ось вращения относительно земли, а не фюзеляжа или воздуха."

Если бы так было, то все вертолеты с флайбарами самовыравнивались…

Кажется, этот гироскоп должен поддержвать ось вращения исходя из “последнего положения” которое в свою очередь задается трением в шарнирах.

Val-ksd

Что касемо вертолётов класической схемы с изменяемым шагом, то там флайбар не просто груза а так же лопасти, на которые так же влияет угол передаваемый с тарелки. Описание в принципе правильное

serj:

Лучше всего представлять себе сервоось как гироскоп, наклон которого может управляться циклическим воздействием

serj:

а когда управление не приложено, этот гироскоп стремиться поддерживать ось вращения относительно земли, а не фюзеляжа или воздуха

tim716

Вряд ли самовыравнивание зависит от формы грузиков флайбара. На MSR, SR120 флайбары такие же лопаткообразные как и н TRexах, при этом оба прекрасно самовыравниваются. Скорее оно связано именно с углом установки флайбара.

Hainov
serj:

гироскоп стремиться поддерживать ось вращения относительно земли, а не фюзеляжа или воздуха."

Гироскоп стремится поддерживать ось вращения относительно себя самого.

Val-ksd:

флайбар не просто груза а так же лопасти, на которые так же влияет угол передаваемый с тарелки.

Функция лопаток на флайбаре - сервоусилитель.

Val-ksd
Hainov:

Функция лопаток на флайбаре - сервоусилитель

Генадий, то есть вы хотите сказать что если к примеру поставить лопатки меньшей массы и больше площадью или поставить сервы которые дают больше усилия, результат будет один и тот же? Укорачиваем сервоось, реакция вертолёта на циклик уменьшается и это потому что сервы не вытягивают?

serj

Господа, я призываю вас перед обсуждением прочитать указанные вверху статьи. Иначе из-за недосказанностей возникает недопонимание. Геннадий, вероятно хотел сказать что ОДНА ИЗ функций лопаток- сервоусилитель.

Hainov
serj:

ОДНА ИЗ функций лопаток- сервоусилитель.

Разумеется. Вторая - механический гироскоп.

Val-ksd:

если к примеру поставить лопатки меньшей массы и больше площадью или поставить сервы которые дают больше усилия, результат будет один и тот же?

Масса лопаток - это для функции флайбара в качестве гироскопа. А вот площадь лопаток уже обеспечивает серводействие. Вы ж не непосредственно сервой поворачиваете лопасти, а сначала поворачиваете флайбар, а уже он за счет аэродинамических сил поворачивает лопасти.
Конечно, это упрощенно, поскольку надо еще учитывать соотношение микшера Белла-Хиллера. Поскольку на рычаг цапфы приходят две силы - и от флайбара, и прямо с тарелки через плечо микшера.

Но это все не отвечает на вопрос -

serj:

почему при отпускании ручки верт типа 911 выравнивается в горизонт

kimu
tim716:

На MSR, SR120 флайбары такие же лопаткообразные как и н TRexах

На них же вроде шаг не меняется => плоскость вращения флайбара не ходит за тарелкой => ничего общего с взрослыми лопатками от белла-хиллера.

Val-ksd:

то есть вы хотите сказать что если к примеру поставить лопатки меньшей массы и больше площадью или

А ты хочешь сказать, что закон рычага уже отменили?

Val-ksd
Hainov:

Вы ж не непосредственно сервой поворачиваете лопасти, а сначала поворачиваете флайбар, а уже он за счет аэродинамических сил поворачивает лопасти.

Это описание работы системы хиллера.

Hainov:

Поскольку на рычаг цапфы приходят две силы - и от флайбара, и прямо с тарелки через плечо микшера.

А здесь мы имеем уже систему Белла-Хиллера.Да во времена когда была разработана вся эта заморочка в расчёт бралось действие флайбара и как сервоусилителя, но прогресс не стоит на месте, и сейчас применяются сервы с такими данными по нагрузке, что эта роль как сервоусилителя сводится на нет.Летают же люди с сервами которые в безфлайбарном варианте легко справляются со своей задачей напрямую.

serj:

Господа, я призываю вас перед обсуждением прочитать указанные вверху статьи. Иначе из-за недосказанностей возникает недопонимание.

Сергей я думаю что по вашему вопросу несколько иная ситуация.Думаю что Тим в какой то мере прав сказав что угол установки флайбара будет иметь значение.Кстате вот вам вопрос, мне здаётся что V911 будет выравниватся быстрее чем тот же MSR, SR120.

serj

Вот какие размышления… Безлопаточный вариант будет иметь в горизонтальном полете тенденцию к увеличению тангажа из-за конусности (хоть она и невелика). Лопаточный флайбар эту тенденцию сводит практически на нет, это есть ТРЕТЬЯ функция и главная функция лопаток с точки зрения устойчивости по скорости. (первые две - это сервоусилитель и гироскоп)

Однако в маленьких вертах конусность очень мала из-за более жестких лопастей - следствие масштабного эффекта “относительной прочности” . ( центробежные силы растут квадратично от линейных размеров)…

Остаются вопросы- каким образом наклоненный по 45 градусов флайбар “помнит” горизонт? В отличие от 90 градусного, который вроде бы не “помнит”.

Val-ksd
serj:

Остаются вопросы- каким образом наклоненный по 45 градусов флайбар “помнит” горизонт?

А почему вы решили что именно установленный флайбар через 45 градусов помнит горизонт, я почему то не думаю что именно установка в такой позиции на это влияет. Влиять на угол основных лопастей да, а точнее степень влияния.Скорее всего здесь имеет место степень влияния диска ротора на массу самого вертолёта, как говорят что в более больших моделях летит не корпус вертолёта а диск ротора.

kimu
serj:

Остаются вопросы- каким образом наклоненный по 45 градусов флайбар “помнит” горизонт? В отличие от 90 градусного, который вроде бы не “помнит”.

Ну во-первых четырёхканалке “вспомнить” горизонт сильно помогает отсутствие жёсткой связи “тарелка-шаг на лопасти”, которая собственно и отшибает “память” взрослому беллу-хиллеру.
Во-вторых на четырёхканалки ставят два вида флайбаров:

  • чистый хиллер как на Blade mSR и SR120 => наклон тарелки изменяет шаг флайбара + наклонившийся флайбар изменяет шаг лопасти (середина поста №7 статьи по ссыли из первого поста). тарелка сдвинута по фазе от “взрослого” положения на 45 градусов.
  • хз как называется (может и белл) как на V911 и валькерах => наклон тарелки дёргает за рычаг к середине которого крепится лопасть, а к противоположному концу - флайбар с грузами, но без лопаток. соответственно флайбар тянет рычаг в одну сторону, тарелка в другую, а лопасть занимает среднее положение. тарелка стоит ровно как на “взрослом” вертолёте.

Сравнивать их работу между собой, и тем более с честным беллом-хиллером слегка некорректно.

В случае V911 флайбар мало заботит положение тарелки (ибо плечо рычага от лопасти к флайбару в 2 раза длиннее плеча от лопасти к тяге тарелки), он тупо держит положение в котором был некоторое приличное время назад (а был он перпендикулярно валу ОР).

Почему именно 45 градусов? В рекламме какого-то четырёхканалки видел нечто вроде “мы подобрали оптимальный угол обеспечивающий мегастабильность”

serj

У 911-го тарелка по фазе тоже сдвинута на 45 градусов. Я думаю что это из-за флайбара.

Предположение о том, что горизонт “помнит” именно флайбар исходит из того, что если грузики убрать- вертолет не летает вообще …

Когда 911-й летит вперед- он нехило наклоняется. Однако, флайбар и не думает отклоняться перпендикулярно оси ротора и перестать влиять т.к ручку все время приходится давить до упора вперед… Специально летел секунд по 30-40 против ветра.

kimu
serj:

У 911-го тарелка по фазе тоже сдвинута на 45 градусов.

Ну да, это у валькеровского стингера тяги гнутые… Впрочем фаза на тарелке к “памяти горизонта” у V911 никакого отношения не имеет.
А вот рычаг соединяющий флайбар через лопасть с тарелкой очень даже имеет.
Когда тяга от тарелки поднимается вверх чтобы увеличить шаг на лопасти и наклонить ротор вперёд, рычаг вдавливает флайбар вниз и пытается наклонить его в противоположную сторону. Но флайбар, как гордый гироскоп, остаётся на месте и даёт измениться шагу на лопасти, со всеми вытекающими наклонами ротора и всего вертолёта.
Вместе с вертолётом вперёд наклоняется и ось вокруг которой вращается флайбар, а плоскость вращения флайбара толкают назад, что тоже не может радовать гордость гироскопа. В течение всего полёта вперёд он пытается занять своё законное положение перпендикулярно валу ОР => продолжает толкать диск ротора вперёд.
Когда тяга от тарелки опустится обратно вниз, рычаг дёрнет флайбар вверх. Он то вроде сам туда и хотел, но проклятая гордость гироскопа не позволит наклониться быстро => шаг на лопасти дёрнет вниз => диск ротора наклониться назад и вернёт вертолёт в горизонтальное положение.
Примерно как-то так.

ЗЫ. К блейдоскому флайбару на чистом хиллере всё выше сказанное не имеет практически никакого отношения.