[Вопрос] Быстрые пролеты с пируетами по часовой - хвост

targetorsk

Просветите по такому вопросу. Изначально столкнулись с проблемой, что быстром пролете с пируетами по часвой стрелки не хватает тяги хвоста, проявляется это либо в совсем не послушном хвосте или этаком “залипании” хвоста до момента когда скорость пролета не снизиться на некоторое значение, после чего вертолет проворачивается, как волчек.
При пролете с пируетами по часовой по кругу - это выглядит, как круг с эллиптическими пируетами.
При висении или медленных пролетах такого не наблюдается.
Данное поведение свойственно всем вертолетам принимавшим участие в эксперименте от 250-ки до 550-ки, с разным качеством гироскопов и хвостовых серв (их изменение ни как не отразилось на итоговом результате).

Дальнейшее изучение вопроса проводились в изучении примеров полетов в симуляторе, и что интересно, подавляющее число упражнений и скоростных пролетов и даже пирофлип - делаются с пируетами против часовой, когда вертолету помогает инерция основного ротора.

Природа явления, в принципе, понятна, хвосту и так нужно компенсировать хвост для удержания курса. а если еще против ветра то еще больше, а тут от него трубуют довернуть еще, он бы рад но некуда 😦

Как решить вопрос?

Обратимся к мат части.
Величина тяги ХР ограничена тремя условиями:

  1. Скоростью вращения
  2. Углом атаки (длиной хода слайдера ХР которая ограничена конструктивно коромыслом)
  3. Площадью лопаток (лопастей) ХР

На все из этих 3-х параметров, существенно, мы повлиять не можем, т.к.

    • Скорость вращения ХР напрямую (с некоторым отношением) связана со скоростью ОР и качеством лопастей ОР и комфортностью пилотирования.
  1. без вариантов - нет
  2. Длина лопастей ограничена расстоянием между осью ХР и землей (зазор между лопастями и землей и так не велик) увеличение ширины лопасти возможно но насколько это будет эффективно и надежно(особенно для больших вертолетов)?

На текущий момент мы не нашли решения данному вопросу, и просим поделиться опытом борьбы с данным явлением других пилотов.

Александр_1-й

Я использую пункт 3, т.е. увеличение длины и ширины лопастей ХР. А БЕСКОНЕЧНО с этим явлением не поборешься - против физики не попрешь, т.е. в любом случае на ОПРЕДЕЛЕННОЙ горизонтальной скорости вертолет будет залипать. Кстати, Феникс это явление весьма неплохо имитирует.
ЗЫ Бесконтрольное увеличение площади лопастей ХР опасно не только касанием земли при взлете/посадке, но и банальным обрывом хвостовых шестерен, и.т.д., поскольку узлы тоже рассчитаны на ОПРЕДЕЛЕННУЮ нагрузку.

targetorsk

какие ставите для 450-го и 500-го классов? (можно ссылочкой на магазин) тупо вырезать из банковских карт не хочется 😦 да и годиться это раве что на 250-ку

Александр_1-й

500-го у меня нет. А в 450-м я использую обычные прошные лопасти, НО с увеличенным хабом, вот с таким:

Соответственно площадь ротора увеличивается. Бывают еще 68 мм карбоновые лопасти (на хоббях), но я их боюсь, после того, как одна из них у меня оборвалась при включении айдла, так что остановился на удлиненных хвостовых цапфах.

moonchild
targetorsk:
  1. Площадью лопаток (лопастей) ХР

Много и не надо, а проблему уже решает. Например, на Рекс 500 лопатки 75 мм вместо штатных 70. На Фьюжн 50 - те же 95 мм как и штатные, но более широкие по законцовке.

Designer

Сам недавно столкнулся с этим явлением на 550-ке, просто пробовал летать именно этот маневр, а оборотов у меня мало пока (2050), лопасти стоят 95мм, но их не хватает для этого.
Если я правильно понимаю, то и скорость пируэтов в разные стороны при этом
разная получается, хотя как ее измерить, только на глаз.
Возможно это происходит еще и потому что при пируэтах по часовой хвостовой ротор становится толкающим винтом, а при пируэтах против часовой он тянущий. Если я правильно понимаю КПД ротора находящегося в этом случае за хвостом и в частности за хвостовым плавником ниже. Сильно ли снижается при этом КПД и насколько сильно это оказывает влияние на наши маневры сказать не берусь, но раз большинство вертолетов делают по традиционной схеме - ХР справа, то значит попробовали и различий не почувствовали, хотя если не ошибаюсь то у TDR каких-то версий хвостовой ротор стоял с другой стороны. А в нынешних версиях TDR хвостовой плавник такой тоненький, что возможно уже не вносит такого влияния.

Ну и конечно, если есть возможность настроить пресловутую предкомпенсацию 😃 и получить в результате этого больший угол атаки в нужную сторону, то вроде как мы влияем на пункт 2. Не влияем, а скорее приводим к правильной работе свой хвост. У меня вроде правильно все установлено и все равно этого не хватает.

tim716
Designer:

Ну и конечно, если есть возможность настроить пресловутую предкомпенсацию 😃 и получить в результате этого больший угол атаки в нужную сторону, то вроде как мы влияем на пункт 2. Не влияем, а скорее приводим к правильной работе свой хвост. У меня вроде правильно все установлено и все равно этого не хватает.

Да-да, сделать незабвенный переворот цапф на хвосте чтоб тяги тягали лопасти за заднюю кромку 😉 Шутки шутками, а диапазон углов хвоста при этом похоже действительно получается оптимальный. То есть слайдер ходит “от упора до упора” с центром точно на нормальном угле предкомпенсации. Я на алайне так с первого дня летаю, спасибо помощникам в сборке, и пока совсем не жалею - хвост ни разу пока не залипал, хотя пируэтил бывало на приличных скоростях. Хотя хз, может и на недостаточно приличных 😉

Александр_1-й

К сожалению это касается только 450-го алайна из-за конструктивного прое…а, да и то…
Я как то на 450-ке делал высоченную силовую горку, а на обратном пути вниз пируэтил (т.е. решил не 540 градусов пируэт сделать, а пару тысяч), вот на одном из оборотов у меня хвост и застрял в совершенно идиотском положении, из-за чего я его вывел в инверте, ну и не успел сообразить с закономерным крашем.
Вот после этого я и поставил удлиненные цапфы.

FRUKT
Александр_1-й:

только 450-го алайна из-за конструктивного прое…а, да и то…

Бывал такой “залип” в пируэте и не раз:)
А ещё у меня переодически очень похоже “залипает” Себартовская Сушка-29 при “кракобозяке” с правой бочкой и РВ вверх до упора. Обратный плоский штопор она тоже гораздо охотнее делает со стиком элеронов влево, если делать тоже самое с “элеронами вправо”, то часто не вворачивается в спираль, а выходит в прямой перевёрнутый полёт. Сейчас играюсь с выкосом мотора, чтобы как-то решить эту проблему, но физика процесса скорее всего похожа: против вращения винта помогает реактивный момент, а по вращению сказывается недостаток эффективности рулей из-за их худшего обдува.

Покоритель_Неба
FRUKT:

Бывал такой “залип” в пируэте и не раз

Мне такой залип компаса стоил. По сути ничего не осталось, смел в пакетик и пошел домой 😃

targetorsk

переворот хвоста на другую сторону не вариант, т.к. при штатном расположении лопатки отклоняются на угол ~±45 градусов, если сделать ход слайдера большим то лопатки уйдут за 45 градусов к нормали оси, что приведет к уменьшению эффективной площади лопатки относительно потока и как следствие тяга начнет уменьшаться. Получиться подобие “ножа” для ХР.
Как вариант некоторое увеличение оборотов на OP, так как реактивный момент увеличивается не линейно, увеличение лопаток, использование легких лопастей ОР (белый стеклопластик с ХК очень понравился) - в купе дадут некоторый прирост тяги.
Но мы решили просто принять данную ситуацию во внимание и закладывать пируеты по большему радиусу или снижать скорость перед ними.

Александр_1-й
Покоритель_Неба:

Мне такой залип компаса стоил. По сути ничего не осталось, смел в пакетик и пошел домой

Угу. Поэтому теперь к фигурам содержащим пируэты отношусь с бааааальшим пиететом и осторожностью

targetorsk:

Но мы решили просто принять данную ситуацию во внимание и закладывать пируеты по большему радиусу или снижать скорость перед ними.

Именно так и надо, физику - не нае…шь 😉

Val-ksd
Александр_1-й:

А в 450-м я использую обычные прошные лопасти, НО с увеличенным хабом, вот с таким:

А ссылочку мона где такие есть😊