Первый подьем - это сложно? НЕТ.

Mikhail_Yunin

Здравствуйте - сообщество.
Буду по возможности краток.
И так : Вы, купили или намереваетесь преобрести - замечательное устройство RC Heli.
Оценив все достоинства данного агрегата , которое безусловно покорило ваше восприятие( ознакомившись , в той или иной мере ) - делаем следующее -
А именно - учимся летать .
Что нас ждет на первом этапе.
Безусловно , попробовав оторваться, кое- как на симуляторе и если погода шепчет - нужно , отрывать девайс от земли.
Иначе, нафига покупали ?/
Далее по тексту , постараюсь описать состояние новичков и возможно, полезные( вредные) советы -
КАК осуществить первый безаварийны полет ?
Ну что- же приступим господа , нам придется потрудиться.
Не стоит утруждать - себя глубоким пониманием технических терминов и физическими процессами во время полета модели ( это следующий этап).
Инженеры - которые разрабатывали модель - позаботились о том , что-бы модель полетела.
Не стоит оспаривать данный факт.
Теперь стоит сосредоточиться на управлении.( к данному этапу , переходим если модель строго удволетворяет требованиям производителя , настроена согласно сетапам!!!)
Далее по дефолту ( настройки аппаратуры и модели - согласно инструкции)
Этого достаточно , что- бы модель поднять в воздух.
И так - этап №1:
Предполетная поготовка.
Настороенная аппаратура - дает адекватное понятие управления - еще до старта модели.
1 Перед запуском - проверяем степень заряда бортового аккумулятора( желательно под нагрузкой )
2 Включаем передатчик, полностью выдвигаем антену , кладем на землю .
3 Включаем бортовое питание на агрегате ( ВАЖНО - до инициализации гироскопа - модель должна быть статична )
4 - соблюдаем полетный лист ( все триммеры , слайдеры в среднем положении или в положении настройки модели и “свитчи” переключатели полетных режимы в положении OFF - все от себя , если смотрите на аппаратуру )
5 - проверяем работу исполняющих устройств.- Если все настроено правильно , и Вы летаете в удобном MOD -е , проверяем отработку автомата перекоса. ( суть процесса, проста ) управление тарелкой ( автоматом перекоса) адекватно следует за стиками аппаратуры.
6 - проверили и убедились в адекватности - можно заводить двигатель.
7 - откройте топливную магистраль, присоедините накал , удерживая цапфу основного ротора , введите шафт стартера в зацемление с муфтой и заведите двигатель.
8 - Если двигатель завелся и нормално держит холостые обороты , отнесите модель на 5-8 метров от себя и установите на ровную площадку.( НИ ВКОЕМ СЛУЧАЕ- НЕ ВЕШАЙТЕ АППАРАТУРУ НА ШЕЮ, пока не займете позиццию для управления )
9-Оденьте передатчик на шейный ремень или установите на “стол” - все зависит от удобства управления.( одно или двух пальцевым методом) НЕ ЗАБУДТЕ ВЫДВИТУТЬ АНТЕНУ.
10-Займите удобное положение и произведите подгонку ремней, для комфортонго управления.
МОЖНО начинать взлет.
1- рскручивайте ОР ( основной ротор ) плавно .
2 - при достижении рабочих оборотов ( еще на земле ) сделайте незначительные резкие прогазовки не выше 50 % хода ручки Шаг - Газ
3 - Ни когда не смотрите на ручки передатчика !!!( Вы должны чувствовать ход ручек интуитивно - поставьте руки в симуляторе)
4 - И так - модель готова к взлету.
Совет №2 подьем :
1 - обязательно сосредоточтесь на ховеринге основного ротора (ХОВЕРИНГ - площадка , поляна - в нашем случае- диск - очерченый основными лопостями, в дальнейшем - это очень поможет , вы просто не будете думать о положении хвостовой балки и это поможет вывести модель на удобный режим пилотирования)
2 -Начинать полет плавно , на мой взгляд - трудно , это придет со временем)
3- по возможности динамично оторвите модель от земли на 30, 50 см , и поднимите на 1- 1, 5 метра ( в идеале положение шасси на уровне глаз ) , отслеживая “Ховеринг” , максимально сосредотьчьтесь, на удержании модели .
ПОДСКАЗКА- поупражняйтесь на моделе - не заводя двигатель - наблюдая за автоматом перекоса Вы поймите отработку “тарелки”, АП . Диск ховеринга - будет прямым тражением работы “тарелки” АП .
Совет №3 полетели:
1 - лететь - ни куда не нужно .( на первых порах отработайте режим висения)
2-Вот здесь - Вам поможет наблюдательность .
3- позиционируя положение “ховеринга” - быстрее научитесь удерживать и стабилизировать модель.
ПОЛОЖИТЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ : в данном случае- вас не будет беспокоить в каком положении находиться сама модель - хвостом или боком или капотом к себе.
Совет №4 Посадка:
1- Посадка, сука сложная весч!!! ( ибо можно завалить модель после посадки с раскрученным ротором )
2 - Как можно плавнее подведите модель на минимальное расстояние ( не забывайте о дрейфе земли и погодных условиях )
3- После касания шасии -Как можно плавнее отпускайте ручку управления “Ш-Г”( контролируйте смещение раддера)
4 - МАНДРАЖ - перевозбужденное состояние пилота ( нормальное состояние, ручки и коленки трясуться) как избежать - не знаю время и опыт лучшее лекарство.
5- Модель будет на земле в любом случае!.ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ ВАЖНО не забывать о режиме “Холд” пользуйтесь всегда после посадки , авторотации и не штатном режиме.
Совет №4 Холд :
1- Данный режим - просто необходимо настроить , и поставить привалирующим, над другими полетными режимами ( в мануале все сказано ).
2- Положительные моменты , связаны с тем , что вы можете предотвратить фатальные разрушения модели в нештатных ситуацциях.
В общем , это основы - к дополнениям и уточнениям, всегда отношусь положительно.
ФСЕМ удачи.
З.Ы.
Ни в коем случае , не летайте в местах скопления обывателей.
Помните о технике безопасности , и по возможност общайтесь в ОНЛАЙНЕ , спрашивайте и уточняйте , самые банальные вовопросы, не стесняйтесь , если ваши термины - отличаются, от обще признанных.( со временем , сами будите оперировать нужными терминами).
На практике- освоение пилотажа и адекватное восприятие приходит на второй , третий полетный сезон.
ИМХО.

Smollet

Хорошая инструкция. 😃

Можно небольшое дополнение? Читал где-то о рекомендации проверять работу аппаратуры со сложенной антеной.
“Если вертолет неадекватно реагирует на команды пульта со сложенной антеной на расстоянии порядка 30-50 метров, то полет лучше отложить и разобраться в чем причина.”

На практике без помощника такую проверку осуществить будет проблематично.

И еще, Михаил, хотел спросить почему не упоминаете про такую штуку как тренировочные шасси?
Мне в свое время очень помогли без инструкторов научиться летать. Сколько завалов на земле и ремонтов соответственно они мне предотвратили - сложно посчитать. 😁
Для новчика, ИМХО, очень полезная вещь!
Со временем можно их укорачивать, пока не появится уверенность, что можно летать вообще без них…

Igor_Nack

Я бы поставил п.4 перед п.2. Не забываем про электрички. 😃
А так нормальный “полетный лист” 😃

Михаил_М24

Большое спасибо, я думаю не только от меня. Давно хотелось прочесть что то подобное.

OSM

Хотел бы кое-что дополнить из моей небольшой практики.

  1. Недавно решил поэкономить топливо путем разбавления вертолетного автомобильным (вертолетного мало, автомобильного мног) и естественно сбил настройки двигателя.
    Крутил мотор, крутил - поработает немного, отнесу к взлету, глохнет…
    Так раз 10… Ну и естественно внимание притупилось…
    В результате я завел мотор (пятидесятый) при максимальном отклонении ручки газа!!! Епт…
    Естественно получил по руке карбоновой лопастью (не сильно т.к. через толстую куртку), погнул сервоось и сломал возвращатель…
    Вывод: все операции на старте надо делать с включенным режимом “ХОЛД”!
  2. В продолжение темы.
    “Хрен с ним” - подумал я. В ыпрямил сервоось, осмотрел все и поставил на взлет (поломку возвращателя сразу не заметил). Взлетел, но как-то все было не так =) Гул был какой-то устрашающий… =) Хватило ума посадить.
    Тут и обнаружился на половину треснувший возвращатель… Хорошо не убило!
    Вывод: если случилась авария (даже не сильная), лучше все сворачивать и идти домой все внимательно проверять.
  3. Пускать надо там, где людей нет СОВСЕМ. Лучше всего рано утром, т.к. еще и ветер слабее. А то недавно ко мне во время полета сзади очень тихо подошел мужик и че-то спросил… Так я еле верт поймал.
  4. Если условия хоть немного не нравятся, лучше не летать.
    Недавно после сильного снегопада решил полетать. Принялся готовить площадку для взлета. Глубина снега была сантиметов 30… Утаптывал, утаптывал - надоело. Решил, что так сойдет. В результате вертолет стоял не ровно, а местами проваливался в снег… Взлететь - взлетел, а вот как сел сам не знаю =)
    На следующий день снова потянуло на приключения. Утаптывать на этот раз не стал, а решил взлетать с уже утоптаного места. Но проблема в том, что это место было на узкой тропинке, находящейся на откосе градусов в 30… Взлетел… По причине кривых рук мотор заглох через 5 секунд как раз над откосом… Опять помогло чудо! Умудрился верт аккуратно посадить на откос и не дать ему сползти в низ.
helic

Присоединяюсь ко всему вышесказанному и хочу обратить ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ 😃 на технику безопасности !!!
недавно принес верт на работу, и естественно пускал не один. товарищ стоял позади меня. я поднял верт, повисел немного, покрутился на месте, развернул и полетел на себя… но я то контролирую полет поэтому отошел немного в сторону, подрулил вертом и ноу проблем. а вот товарищь едва успел как страус голову спрятать. ПОВЕЗЛО. в последствии долетался я до того, что залетел прямо в дерево 😈 ( НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПОЛЕТОВ )
По настройкам есть неплохое видео

=MAXIM=

Буду банален, но поднять модель можно только после симулятора. Первый реальный полет мандраж жуткий, на третий висеть уже скучно… Из советов могу сказать, что на симе надо обязательно тренировать висение боком, и передом. Если модель сильно удалилась-подводить ее надо стараться носом к себе. Я когда задней балкой к себе верт подводил зарулился и уронил…
Если верт новый, то первый подъем лучше доверить опытному пилоту, так как скорее всего придется внести некоторые изменения в настройки. Лучший вариант-тренировка на шнурке, даже если услуга платная…
И еще перед полетом надо всегда проверять затяжку основных узлов верта. Всегда откручивается что-то новенькое. Лично у меня в полете откручивался глушитель, подкос, карбюр, ослабевали крепления серв…

sergei_1923
=MAXIM=:

Если модель сильно удалилась-подводить ее надо стараться носом к себе. Я когда задней балкой к себе верт подводил зарулился и уронил…

Бред .Ни один новичок, даже после десятого полёта не подведёт верт к себе носом .
Прежде чем такое писать ,подумайте, опасно Первые полёты,только хвостом к себе и боком.
А начинать можно и без сима,даже на 90-м. Я так и начинал на 70-ке 😃

mikkap
sergei_1923:

Бред .Ни один новичок, даже после десятого полёта не подведёт верт к себе носом .

Согласен. Я первый месяц только хвостом к себе и летал. Сейчас мордой вроде научился, но сажаю все же хвостом к себе, чуть с правого боку.

Mikhail_Yunin

ЭЭЭЭ- собственно - как проще или сложнее контролировать модель - мнение - сугубо индивидуальное.
Мне проще - осуществлять контроль, когда модель находится - капотом к себе .
Собственно - если заметили - я упирал на ховериг ОР .( если - наблюдать - за ним ) то становится проще позиционировать ( стабилизировать модель ) в каком бы положении не находился вертолет.
Но - это из области (что одному человеку - хорошо, то совсем не обязательно должно понравиться другому)
Почему - не упоминаю про, тренер шасси ?
Скажу честно – некоторые изделия, предлагаемые для покупки – за 8, 50 USD за бугром – смешные еще до установки на модель . При первом подъеме они могут стать колоссальной помехой , входя в резонанс , (усиливают общее восприятие – эти клоунские шарики на концах) Пользы – от этих шариков – я так и не понял.
НАШ МЕТОД : нужно действовать жестко.- крестовина , должна быть жесткой и по возможности на концы крестовины установить обруч. ( диаметр обруча и конечные точки крестовины можно рассчитать таким образом – он меньше диаметра ОР на 10 – 15 см ).Конечно – есть и иные схемы , принцип- одинаков – ЖЕСТКОСТЬ КОНСТРУКЦИИ и по возможности минимальный вес.
Короче – если поднимаетесь на симуляторе, и уверенно висите – тренер шасси – нужны вам первые 2-3 подъема,( для самоутверждения) в дальнейшем, ТШ- станут только обузой.
Личный вердикт -
Так , продолжим : так как тема актуальна для начинающих , лучше сосредоточимся на основных моментах, которые помогут избежать – грубых , но часто встречающихся ошибок.
Допустим – освоено висение.
Тут два варианта как минимум – освоено висение для начинающего – ( висение в пределах 3Х3 метра) – висение для опытного пилота не составит труда – удерживать модель на пятаке, в любом положении. Однако – базовые принципы удержания модели не меняются. ( все приходит с опытом)
Давайте не будем сосредотачиваться на отдельной фигуре базовая фигура – это висение. Но фанатично висеть лучше всех – не наш принцип. Иначе трудно будет прогрессировать ( это личные наблюдения)
Давайте продолжать действовать .
И так , что мы имеем . Мы – сносно висим , а что нас смущает ? – Правильно , ничего.
Начинаем полет , отрываемся от земли и вспоминаем , что у нас настроен режим IDL -1/ Совершенно согласен – нужно срочно его активировать, ибо для дальнейшего освоения пилотажа, со всякими переворотиками , петельками и пируэтиками это просто необходимо .ВПЕРЕД !
Подсказка №1 .
1.Поднимите модель на безопасное расстояние 3-5 метров ( можно гораздо выше , как говориться запас высоты здесь будет совершенно не лишним, но без фанатизма) модель должна просматриваться.
2. Подготавливаем руки к переключению ( желательно поставить руки , что-бы переключение полетных режимов- было комфортным ), потренируйтесь на «Симе» и просто на летной аппаратуре.
3. Активируем полетный режим и наблюдаем за поведением модели ( обращаем внимание на провалы , или подъемы модели ) провалов и подъемов – можно избежать еще на земле , если грамотно выставили кривые и правильно настроили модель .
Писать о настройке- пока считаю бессмысленным- ибо уже не однократно обсуждалось и поиск, Вам в помощь.
4. В идеале , если все правильно ( установлены настройки кривых Тротла и правильно настроен Governor или Rev Lock ) обороты ротора несколько возрастут , не стоит пугаться- все нормально .
5. Убедившись , что модель не теряет устойчивости , и вы научились включать режим IDL -1 переходим к продольным полетам .
Подсказка №2
Продольные полеты -необходимая практика. И вот что мы хотим добиться :
1 Научиться позиционировать модель – строго параллельно линии полета.( за частую практика висения или наиболее удобного положения модели , мешает четко позиционировать модель при продольном полете ( модель – летит боком , а это не правильно , не красиво и часто приводит к так называемому термину « зарулился» )
2 Самый момент – потренировать висение боком -левым , боком -правым.
3 На продольном полете – можно отрепетировать – разгон с места , активно работая Элеватором + ШГ ( Шаг Газ ) и первой фигурой пилотажа – «Горка» .ОДНАКО – лучше быть последовательным и без лишнего экстрима, отрабатывать полет по прямоугольнику, « коробочка»
4 Почему – лично я начал с Продольных полетов ? – На мой взгляд – это проще По этому , можно выбрать в качестве первых тренировок – полет по коробочке или продольный полет.( это Ваши личные предпочтения , на финальный результат не повлияют).
Почему предлагаю – активировать режим IDL – 1 ? В дальнейшем – отработанная техника включения полетных режимов , будет подспорьем в освоении пилотажа и Вы преодолеете страх , при первом перевороте или на первой петле.
На этом закругляюсь , будет интересно – спрашивайте.

P/S/ Кстати совсем досадно ,но забыл упомянуть о настройке глушения двигателя Тротл Кат ( Trotle Cut) – Это не менее важная функция настройки аппаратуры , и ей стоит уделить особое внимание.
Ни чего сложного там нет – отдельное меню , даст возможность правильно настроить функцию остановки ( глушения ) двигателя , обратите внимание , что данная функция не приоритетная , и функционирует режиме NORMAL , при выставленных положениях ручки ШГ !!!
Так, что – не забываем о режиме HOLD !!!
После посадки – не забываем переключаться в режим Normal !!!
Иначе можно поиметь неприятные моменты.

Всегда рад критике.
С уважением …………

БОГДАН

Вопрос по поводу переключения режимов в полёте.Вертолёт ПРЕДАТОР ГАЗЕР.На вертолёте летал всё лето,освоил полёт по прямой,виражи,даже горку.Захотелось сделать бочку и петлю,надо же расти.Узнал,что для этого надо настроить IDLE-1.Всё сделал,настроил также авторотацию.
Полётный день,до этого долго готовился морально.В симуляторе отрабатывал петлю.
Взлёт,поднимаю верт на высоту примерно 10м.,ставлю его боком к себе.Верт висит устойчиво,собираюсь с духом,нажимаю на тумблер,надо сказать,что мой верт висит на 50% хода ручки.Двиг. теряет обороты,ну думаю нормально,ведь в IDLE-1 холостой ход на середине ручки.Добавляю газ не медленно ,но и не быстро,нормально,как надо.Обороты не прибавляются,верт быстро падает.Через две секунды вижу его на земле в том виде в каком вертолёты бывают после падения с высоты 10м.До полётов режимы которые настроил проверял на стенде,привязал верт за шасси и смотрел реакцию на команды,всё было в порядке.
Вот и возникает вопрос о том когда переключать режимы в полёте или на земле ещё до запуска двигателя?
Особенно после посадки из IDLE-1 в NORMAL.Ведь в IDLE-1 хол. ход насередине ручки газа,после перевода в NORMAL верт взлетит вверх.
Если я не прав объясните пожалуйста.

AVE

в айдл холостого хода как вы выразились вообще нет!
ни на середине ручки в конце

хелик

для БОГДАН… Переключать полетные режимы на земле без опыта и предварительной настройки вертушки в полёте и без присутствия регулятора оборотов не рекомендую, дабы исключить аварийную ситуацию
когда ручка шаг газ находится в центре при включенном полётном режиме АДЛ1 и тд заслонка карбюратора открыта на 50% ( 40% или 60%) и дальше она только открывается но не закрывается ниже установленного значения 50% при любом положении ручки шаг газ( конечно если не включен режим ХОЛД он имеет приоритет. Если есть гувернёр то просто выставляем обороты и не паримся особо с кривой . Смыс в том, что в режиме нормал верт висит и губо говоря положение заслонки карбюратора в точке висения в адл1 адекватное ( обычно процентов на 10 открыта больше)Желательно в нормале ручку шаг газ выставлять немного выше середины, при такой настройке будет легче переключаться в и привыкать к положению ручки шаг газ в адле.
Короче в статье на данном сайте всё более понятно написанно. Вот здесь о настройке полётных режимов.

П С а Михаилу за инструкцию 😃 больше инфы проще , спокойнее и безопаснее освоение крылатого друга. Удачи всем

БОГДАН

Спасибо за ответ.
Эх,хорошо бы ещё ,чтобы рядом в момент настроек и полётов был чувак,который всё это знает и может подсказать,а то в нашем городе все наоборот ко мне за советом ходят.

toxa
БОГДАН:

Особенно после посадки из IDLE-1 в NORMAL.Ведь в IDLE-1 хол. ход насередине ручки газа,после перевода в NORMAL верт взлетит вверх.

Если вы будете заводить вертолет в Idle на земле, то этот завод вполне может быть последним. Всегда проверяйте режим и положение ручки газа перед тем как начать заводить. ВСЕГДА КРЕПКО держите ротор за цапфу во время завода, даже если вы все проверили и уверены что все правильно. Если случайно вы все же завели вертолет в idle - крепко удерживайте двумя руками ротор, пусть лучше сгорит сцепление. Не теряйте самообладания, действуйте хладнокровно.

хелик

Если случайно завели в айделе то срывайте топливную трубку с движка, с выключателями в этот критический момент можно запутаться, а трубка решает всё. Да и правильно пишут цапфу лопасти не отпускать именно цапфу за лопасть держать не надо.

Izverg

TO: БОГДАН
Мне посоветовали следующий алгоритм переключения в айдл- взлетаешь, отлетаешь чуток, даешь полный газ, и переключаешься в айдл. Я пробовал неоднократно, вообще ничего не чувствуешь. Точка висения смещается и все. Перед посадкой переключаюсь также, разгоняюсь на полном газе, и в нормал.

БОГДАН

Понятно ,только не хочется на своём вертолёте экспериментировать,надо чтоб всё наверняка было.
А ктонибудь так пробовал,как Izverg советует?

AVE

можно так
вертолет дергается обычно если в нормале висение заточено на 1/2 ручки а айдл заточен на 3д.(3/4 хода примерно)
если не принципиально можно в нормале висеть на 2/3 хода и прыжок будет не так заметен
а еще в приличных передатчиках можно задержку сделать между полетными режимами скажем 0.5-0.7 сек. тогда вообще пофиг

VladimirG
БОГДАН:

Понятно ,только не хочется на своём вертолёте экспериментировать,надо чтоб всё наверняка было.
А ктонибудь так пробовал,как Izverg советует?

Пробовал… экстремально слишком для меня 😃

Этема

Не знаю ребята… из нормала в айдл переключается все вообще без скачков. Просто сразу начинается набор оборотов ротора. Кривые нормала и айдла в режиме висения надо подогнать поближе. Визуально так - что бы в точке висения при переключении режима не было большого изменения шага и газа.

БОГДАН

Уважаемый Владимир,а как Вы поступаете в таких случаях?
Очень интересно узнать мнение профессионала.

VladimirG
БОГДАН:

Уважаемый Владимир,а как Вы поступаете в таких случаях?
Очень интересно узнать мнение профессионала.

Так ведь в статье все описал как у меня. а в блоге прямо данные с моих вертолетов 😃

=MAXIM=
sergei_1923:

Бред .Ни один новичок, даже после десятого полёта не подведёт верт к себе носом .
Прежде чем такое писать ,подумайте, опасно Первые полёты,только хвостом к себе и боком.
А начинать можно и без сима,даже на 90-м. Я так и начинал на 70-ке 😃

Опасно для себя и окружающих начинать без сима! 😃 Чему ты людей учишь! 😃
Если ты научился летать без сима, шнурка и без крашей, то тебе уважуха и респект 😃
Думаю, что любой нормальный человек подведет верт носом к себе после 10-ого полета, предварительно отработав это на симе. Лично у меня это получилось на 5-6-ом полете. Гораздо проще для меня было сделать переворот (мой 3-ий полет), не считаю это большим достижением. Если тренироваться без сима и шнурка, то нужно больше времени, будешь все лето тока висеть и передвигаться блинчиком по полю и радоваться что уже не так страшно… 😃
Не знаю кому как, но мне, если верт сильно удалился проще и быстрее лететь капотом вперед…
Удачи!

sergei_1923
=MAXIM=:

Да я это… вроде и не учу никого,сам ещё учусь 😊

Краши были,есть и будут,а так всё правильно… спасибо за комплимент ,я краснею

Ну тогда вы супернормальный человек,я это смог сделать через 3 месяца реально:-/

Нет слов… 😃 ну прям Чкалов