King 2 и Sanwa RD8000.

Vladlen

King 2 и Sanwa RD8000.
В очередной раз упав, после разворота носом к себе, решил перейти на нормальный симулятор. И захотелось попробовать поменять оборудование на Кинге, раз уж оно теперь есть.
Рулевые машинки аппарата перекоса обозначу по положению: front, left, right т.к. станддартные обозначения: руль высоты-F, шаг-L, элероны-R при ССРМ относятся больше к каналу приемника, чем к конкретной машинке.
У кинга было: 1 канал- L,
2 канал- F,
3 й –мотор,
4й- хвостовой ротор, гираскоп,
6й- R.
На санве получилось: (по инструкции)
1- F,
2- R,
3-мотор,
4- хвостовой ротор, гираскоп,
6- L,

1-реверс,2-реверс, 3-норма, 4-реверс, 6-норма.
Странно что на Кинге в реверсе только 2 канала, просто перенести установки реверса не получается.
Тип автомата перекоса CP3F.
При установках по умолчанию вертолет ведет себя непривычно.
Кривые шага и газа в описании на вертолет отсутствуют, найденные: для нормы- газ- прямая от нуля до ста процентов, от минимума до максимума рычажка
и шаг- горизонталь на 0-ле градусов от минимума до середины хода рычажка и прямая от 0 до 10 градусов дальше.
Поведение с ними более привычно, но при сбросе газа вертолет резко «падает», а двигатель греется и обороты меньше (видимо из-за большего угла атаки) время полета упало почти в 2 раза.
Добавил угол атаки по центру и уменьшил на максимуме ощущения стали более привычными и звук от винта ближе к прежнему.
В общем нужно искать правильные настройки (пока искал методом проб и ошибок несколько раз долбанул вертолет об пол и завалился с серьезными последствиями).
Пока ориентируюсь по поведению рулевых машинок на старом комплекте и подгоняю на глаз на новом. И есть вопросы по программе поведения канала хвостового ротора ( у кинга машинка не двигается при изменении газа)

Если есть кривые для настройки или рекомендации поделитесь.
Заранее спасибо.

AlexN
  1. Попробуйте из опыта других вертолетов: кривая газа не ровная от 0 до 100, а, например, вот такая: 0, 45, 70, 80, 90.
    Т.е. вначале резко нарастает, а потом сильно плавнее, можно вплоть до ровной “полочки”, на которой меняются только значения шага.
    С точными значениями в каждой точке конечно придется поиграться.

  2. Машинка привода хвоста и не должна двигаться при изменении газа. Не понял вопроса.

kote25
AlexN:
  1. Попробуйте из опыта других вертолетов: кривая газа не ровная от 0 до 100, а, например, вот такая: 0, 45, 70, 80, 90.
    Т.е. вначале резко нарастает, а потом сильно плавнее, можно вплоть до ровной “полочки”, на которой меняются только значения шага.
    С точными значениями в каждой точке конечно придется поиграться.

  2. Машинка привода хвоста и не должна двигаться при изменении газа. Не понял вопроса.

Извините что не в тему, а что такое кривые газа и шага? Много раз встречал этот термин, но понять не могу, или где про это почитать можно.

AlexN
kote25:

Извините что не в тему, а что такое кривые газа и шага? Много раз встречал этот термин, но понять не могу, или где про это почитать можно.

Ну почему же не в тему, очень важный вопрос, без понимания которого не настроить вертолет.
Читайте здесь, глава “Кривые газа и шага”.

Vladlen

Спасибо за ответы.

Из мануала «передатчик RD8000 предоставляет возможность задать микширование оборотов хвостового ротора для каждого из четырех полетных режимов. Для каждого режима можно настроить свою кривую зависимости оборотов хвостового ротора от положения рукоятки газа/коллективного шага основного ротора»
и по краям в нормальном режиме по умолчанию, происходит изменение на плюс или минус 20 процентов т.е. рулевая машинка хвостового ротора меняет положение – угол атаки хвостового ротора при изменении газа.

AlexN
Vladlen:

Из мануала «передатчик RD8000 предоставляет возможность задать микширование оборотов хвостового ротора для каждого из четырех полетных режимов.

Ну не оборотов, а углов установки хвостовых лопастей. Обороты ХР передатчик изменить не в силах.

А теперь важное: забудьте про микширование хвоста, если у вас стоит гироскоп (и ведь он у всех стоит, никто без гироскопа не летает).
А почему “забудьте”? Да потому что гироскоп-то не знает, какая причина изменила длительность канального импульса на его входе, пилот ли это дал команду “поворот” или передатчик свой микшер задействовал… Вот и будет вертолет вертеться с включенным микшером как попало при изменении газа, и это вместо удержания хвоста.
Есть гироскоп - выключи микшер хвоста! (Прямо по Маяковскому:) )
Не спрашивайте меня, зачем и с каких времен сохранился этот атавизм в настройках передатчиков.

Vladlen

цитата: "Да потому что гироскоп-то не знает, какая причина изменила длительность канального импульса на его входе, пилот ли это дал команду “поворот” или передатчик свой микшер задействовал… "
не совсем понял, а зачем ему это знать, если команда правильная ведь толкающая сила не прямопропорциональна углу атаки ( при постоянных оборотах) и поправка не помешает? можно поподробней? да и гироскопы бывают разные и за 20 долларов например.

AlexN
Vladlen:

не совсем понял, а зачем ему это знать, если команда правильная ведь толкающая сила не прямопропорциональна углу атаки ( при постоянных оборотах) и поправка не помешает? можно поподробней? да и гироскопы бывают разные и за 20 долларов например.

Можно и поподробнее:
Один из принципов работы гироскопа - в том, что он при включении запоминает длительность импульса управления и считает эту длительность нейтральной. А любое отклонение от нейтральной длительности является для него управляющим сигналом на изменение угла лопастей ХР - чтобы вертолет начал поворачивать влево или вправо.

И вот представьте себе: включили мы в передатчике микшер “pitch -> rudder”, включили вертолет, гироскоп проинициализировался и запомнил нейтральное положение (например, длительность импульса - 1,5мс).
Начинаем взлетать, добавляем газ и в соответствии с кривыми “шаг-газ” у нас начинают меняться углы установки лопастей ОР (увеличиваться при добавлении газа, очевидно).
Шаг ОР увеличивается, ручка “rudder” неподвижна (мы же не хотим сразу делать пируэты 😃 ), но ! тут начинает работать включенный нами микшер, изменяя длительность импульса управления хвостом (например, увеличивая).
Всё, долетались - гироскоп, запомнивший нейтраль 1,5 мс, видит на входе сигнал 1,6 мс - тут же перестает стабилизировать хвост и послушно отклоняет лопасти ХР на бОльший угол - вертолет начинает вращаться! 😢
А ведь мы хотели только взлететь, ничего более 😃

От цены гироскопа принцип его работы не меняется, поэтому при включенном микшере pitch->rudder будет крутить хвост с любым гироскопом, хоть за 20 долларов, хоть за 300.

Vladlen

на симуляторе включение микширования + - 20 процентов приводит к незначительному уводу хвоста в ту или другую сторону при резком изменении газа, что практически не мешает обычному полету
а кинг ведет себя именно так с родной аппаратурой-т.е. правильно задав кривую можно помочь плохому гироскопу?

AlexN
Vladlen:

на симуляторе включение микширования + - 20 процентов приводит к незначительному уводу хвоста в ту или другую сторону при резком изменении газа, что практически не мешает обычному полету
а кинг ведет себя именно так с родной аппаратурой-т.е. правильно задав кривую можно помочь плохому гироскопу?

Микширование включено в симуляторе или в аппаратуре?
Не поленился проверить - включил микшер в аппаратуре (±20%), так в симуляторе в точности воспроизводится описанная мной выше картина - при 0 газа вертолет крутит влево, при 100 газа - крутит вправо.
Аппаратура меняет длительность канального импульса - гироскоп реагирует на это изменение, начиная вращение вертолета - вполне предсказуемая реакция.

Лично я не верю в то, что можно улучшить работу плохого гироскопа, настроив этот микшер. Так как само включение такого микширования противоречит принципам работы современных гироскопов.
В инструкциях же к нормальным гироскопам (Футаба, CSM, Logictech) обязательно присутствует требование выключить микшер “Pitch-Rudder” в аппаратуре. Инструкции на гироскопы Ескай, Телеби, Алайн и пр. мне просто не попадались, думаю там должно быть написано тоже самое.

Vladlen

на самом деле я заметил, что вертолет в симуляторе слегка отклоняется только после вашего ответа и когда отключил микширование (в передатчике) , отклонение прекратилось, а до этого я думал что это нормально, это не очень заметно. что вы имеете ввиду под крутит? крутит неуправляемо или слегка?

AlexN
Vladlen:

Что вы имеете ввиду под крутит? крутит неуправляемо или слегка?

Крутит с постоянной угловой скоростью, вертолет фактически выполняет медленные пируэты, вместо того чтобы висеть ровно. Я бы назвал такое поведение неуправляемым - я же ему не даю команду на вращение, а он пируэты крутит 😃

Vladlen

наконец разобрался со всеми проблемами: обломился провод зарядки на одну банку и накрывался коллекторник. пришлось для проверки вернуть старую аппаратуру. поставил Б.К. мотор и пока летаю по заводским предустановкам (настаиваю механически т.к. среднее положение качалок изменилось (оно заметно меняется на и-скаевском обарудовании при реверсе каналов?) )

SergeSmart

тоже озабочен проблемой перехода на нормальную аппаратуру, как только подберу кривые - сразу выложу (думаю за основу взять кривые шаг-газ от тирекса)

Vladlen

От микшера оборотов хвостового ротора добится чего либо понятного не удалось (гираскоп штатный простой), изменение кривой не приводит к значительному эффекту ( в любом случае подкручивает по часовой при сбросе газа и против часовой при добавлении, если смотреть сверху) кривая шага 0-30-60-75-90, кривую газа слегка «придушил» 0-20-40-60-85 т.к. частота вращения основного ротора была великовата (определил по изменившемуся звуку после установки Б.К. мотора). Как добится правильной частоты врвщения, не очень понятно и каой она должна быть? в форуме описаны случаи «разрыва» вертолета, после разрушения деревянных лопастей на слишком большой для них частоте!

AlexN
Vladlen:

Как добится правильной частоты врвщения, не очень понятно и каой она должна быть? в форуме описаны случаи «разрыва» вертолета, после разрушения деревянных лопастей на слишком большой для них частоте!

ИМХО, у любого вертолетчика должно быть два прибора: тахометр и угломер. Без них ни о какой точной настройке кривых шаг-газ и речи идти не может.
Максимальные обороты ОР для Кинга мне найти нигде не удалось, но, судя по достаточно близким к Тирексу-450 параметрам, они не должны превышать 2400 об/мин для деревянных лопастей.

По поводу настроек, найденная цитата пилота Кинг-2:
“My pitch curve is 40,45,60,75,100%. Throttle curve is 0,50,80,80,80%. I have 20% expo in aileron and elevator, and dual rates are 100% across the board.”

А кривая шага 0-30-60-75-90 при сбросе газа будет кидать вертолет “в землю”.

Vladlen

Для точек на кривых газа и шага можно выбрать значение от -25% до + 125%, как в таком случае настроить угол атаки основного ротора от – 10 градусов до +10 градусов? Если за 0 градусов взять 0% ничего хорошего не получится? Как связать механическую и электронную части настройки, т.е как правильно, для начала выставить положение качалок? И как воспримет регулятор оборотов -25%? (это так, просто стало интересно)

AlexN
Vladlen:

Для точек на кривых газа и шага можно выбрать значение от -25% до + 125%, как в таком случае настроить угол атаки основного ротора от – 10 градусов до +10 градусов? Если за 0 градусов взять 0% ничего хорошего не получится? Как связать механическую и электронную части настройки, т.е как правильно, для начала выставить положение качалок? И как воспримет регулятор оборотов -25%? (это так, просто стало интересно)

  1. Настраивайте от 0 до 100%, запас в 25 процентов - это фактически “двойные расходы”, можно и нужно не использовать ( по крайней мере я ни разу не слышал, чтобы для шага-газа их кто-то использовал).
  2. 0 градусов лопастей = 50% шага в аппаратуре.
  3. При 50% шага выставляете качалки серв строго перпендикулярно валу ОР (или параллельно, смотря как сервы стоят на вертолете 😃 ). В общем должно получится нейтральное положение сервопривода, из которого он одинаково отклоняется в обе стороны.
  4. Регулятор оборотов “-25%” воспримет в силу своей “умности” - наиболее продвинутый будет ругаться на неоткалиброванное значение импульса, а тот что попроще - будет молчать и стартовать при существенном отклонении ручки газа (когда “наступит ноль” по его мнению).
Vladlen

спасибо за ответы и доброжелательность

Vladlen

по поводу гираскопа, забыл уточнить на кинге изначально стоит гираскоп без функции удержания- head hold.

Psw

Ну вот об том и речь - отличие дешёвой гиры в том, что она не умеет хвост держать.
Требование Выключить микшер коллективный шаг-хвост касается только режима удержания курса. Однако - некоторые люди при исполнении неприятно сложных для меня манёвров (потому как я так летать не умею) вроде как летают в обычном (не HH) режиме достаточно дорогой гиры, соответственно используют микшеры коллективный шаг-хвост и вроде как Миха Юнин упоминал про использование им микшера циклический шаг-хвост.
Ну а я пока просто вовремя подруливать пытаюсь при силовых петлях/бочках/пируэтах, летаю только с HH включенным.

Vladlen

Из опыта настроек пока можно сделать несколько выводов: Нужно быть осторожным с кривыми сильно ломанными и если нужны изломы, то делать их постепенно, чтобы модель была предсказуема (тут можно привести сравнение Кинга как менее резвого, по сравнению с Белтом СР! С помощью настоек и Кинг рвется так, что не удержиш, а уж с одинаковыми моторами! (сравнение видимо справедливо для RTF комплектов).
Нужно внимательней проверять все установки ( у меня расход шага оказался ограничен на 50%, хотя сознательно я этого не делал! Видимо заблудился в настройках.
Быть аккуратнее при полетах с новыми настройками. Для меня последний закончился резким подьемом до потолка уходом в угол и в результате отрывом винта с сопутствующими поломками. Обьяснить это можно только непривычными настройками, хотя этот полет был не первым после изменения настроек!

7 days later
Vladlen

К сожалению только сегодня !!! я узнал, что частота вращения основного ротора в полете постоянна, а газ только компенсирует ее изменения при изменении нагрузки на ротор. А все управление идет за счет изменения шага! (почему то этот факт не лежит на поверхности, а считается и так всем понятным, чего нельзя сказать по вопросам новичков)

Теперь можно понять кривые: шаг 40-45-60-75-100
газ 0-50-80-80-80
на участке 80-80-80 должен работать говернер поддерживающий обороты!

Я пробовал эти настройки (видимо без правильной настройки механики) и без понимания и получил очень непривычную картину.

Теперь можно продолжать эксперименты с новыми знаниями.

matvy
Vladlen:

К сожалению только сегодня !!! я узнал, что частота вращения основного ротора в полете постоянна, а газ только компенсирует ее изменения при изменении нагрузки на ротор. А все управление идет за счет изменения шага! (почему то этот факт не лежит на поверхности, а считается и так всем понятным, чего нельзя сказать по вопросам новичков)

Теперь можно понять кривые: шаг 40-45-60-75-100
газ 0-50-80-80-80
на участке 80-80-80 должен работать говернер поддерживающий обороты!

Я пробовал эти настройки (видимо без правильной настройки механики) и без понимания и получил очень непривычную картину.

Теперь можно продолжать эксперименты с новыми знаниями.

ГОСПОДА, про настройки кривых шаг-газ и полетных режимов написано много статей. В том числе и для новичков. Эти настройки справедливы для любого вертолета с коллективным шагом, коим Кинг и является.
Вот, например, как учебник: Очень полезно прочитать
Вся хрень - в стоковой аппатаруре E-Sky, где за-дешево нормально построить полетные режимы - проблема.

Vladlen

не буду утверждать что все, но кое что я почитал.

После установки значений газ: 00-20-30-50-50
шаг: 30-60-70-80-95
(среднее между предлагаемыми и теми что были) - резкие изменения чреваты потерей управления из-за непревычности.
Поведение вертолета очень приблизилось к заводскому, в частности вернулось ощутимое падение мощности при разрядке АКБ (которое раньше компенсировалось увеличением частоты), теперь необходимость говернера поддерживающего частоту основного ротора постоянной становится очевидной.

в стоковой аппаратуре полетный режим настраивать и не надо, что очень хорошо для новичка, он и так пару месяцев взлетает. необходимость настройки появляется при каких то заменах.