Pilotage dt3025/12 и 6S1P LiPo

Zetmax

Суть проблемы:
Имеется вот такой мотор:Pilotage DT3025-12 Kv=650 об/В максимальная нагрузка: 40A / 60с, 47А/10с, и две сборки аккумуляторов LiPo PolyQuest 1800 20C 3S1P (11,1В). Регулятор хода с поддержкой 6 банок LiPo. Данный комплект планируется на установку в 3D Fun с полетным весом 1500 г.
При подборе винта в Motocalc получаем, что при последовательном соединении батарей, исходя из тока потребляемого мотором на максимальном газу на земле, необходимо устанавливать винт 11х6 - 12х6 (APC). Но такой винт меня не сильно устраивает, т.к. требуется большая статическая тяга и желательно бы использовать винт 13х7 - 14х7. Возникла идея ограничить максимальный газ до 75%-80%. Если верить Motocalc, в этом случае даже с винтом 14х7 потребляемый ток от батарей, эффективность установки и показатели тяги в полете и на земле в норме.
Может кто - то имел подобный опыт использования моторов на большем чем необходимо, для данного мотора, числе банок. Какие могут быть отрицательные стороны в данном случае?

hivolt

Плохо ему будет не очень эти моторы расчитаны на нагрузку большой мощностью с использованием шим
а что касается винта то 14.5 *4 САМ PROP от граупнер с этим мотором даст примерно 3 кило тяги на 9200-9500. и примерно 30 А тока. Полетное время будет около 12 минут если хорошо колбасится.
Кстати мотор честно говоря для 6 банок быстроват на 5 самое оно будет ну или перемотать на 14-15 витков

Zetmax

Спасибо за информацию, hivolt.
Догадывался, что 6 банок ему многовато вот и стал задумываться над этим вопросом.
Если перематывать двигатель, то какой толщины и марки провод использовать? Премотку осуществлять по той-же схеме, что имеется?
Если есть информция о том как правильно делать намотку дайте ссылочку плиз, в каждом деле есть свои тонкости.
P.S. А где можно купить выше указанный винт, желательно забугорный магазин?

hivolt

AаBвСс аАвВсС 14 витков означает по 7 на зуб а 16-8 на зуб провод максимально какой влезет. вот и вся наука 😃 после заливки и проверки на наличие коротышей и правильность коммутации пропитать жиденькой смолой.

ViktorF

А я бы не стал заморачиваться с перемоткой.
Соединить батареи в 3S2P и подпереть пропеллером под 50 Ампер. Как раз что-то из 14" должно подойти.
Мощность будет порядка 500 Вт или чуть больше. Для 1.5 кг. 3D самика вполне ОК.
Максимальная мощность нужна очень редко и кратковременно, а висеть примерно в полгаза должен. Это ближе к токам максимального КПД.
И будете колбаситься минут по 15.

hivolt

14-м винтом сей мотор на 50 А не загрузить пожалуй. На 50 А от 3 полимеров он просядет до 5800-6000 думается. Все таки 650 на вольт, вот был бы 10 й мотор или 8й .

ViktorF

С аналогичным мотором Z3025-08, вот только 8 витковым, мне помнится на 3-х банках(хороших) тока в 50 ампер я достиг пропеллером 12*6. А с неважными аккумуляторами было всего 35 ампер.
Эти 20С Поликвесты тоже очень хорошо напряжение под нагрузкой держат.
Что мешает автору попробовать перед тем как кидаться с ломом на новый мотор? 😃

hivolt

Ну все правильно 8 витковый это около 1000 оборотов на вольт а при 11 вольтах как раз около 10000 будет. А попробовать естественно никто не мешает 😃

ViktorF

HP-Z3025-08 (KV985) Prop Data
Prop Volts Amps RPM Watts
APC8*6 E 10-cell 21.4 10410 240
APC10x5 E 13.4 34.8 11190 466
7-cell 15.9 7710 132
10-cell 27.0 9930 296
APC10x7 E 3S 31.2 9190 327
APC10x10 E 3S 42.1 8480 440
APC12x6 E 6.7 17.8 5700 119
10.1 36.4 8010 368 (у меня было 48 ампер, 10.42 вольта и 500 ватт соответственно)
7-cell 27.1 6900 214
10-cell 40.5 8370 404
APC13x6.5 E 6.7 23.3 5490 156
7-cell 32.7 6345 249

APC14x7 E 6.7 29.0 5175 194
7-cell 40.6 6030 308
GR14*9.5 7-cell 43.6 5640 318

HP-Z3025-12(KV665) Prop Data
Prop Volts Amps RPM Watts
APC13x6.5 E 3S 26 6400 265 По аналогии с тем что выше и бОльшим пропеллером можно получить требуенмый результат.
4S 38 7980 550
APC12x6 E 4S 30.5 8540 435

hivolt

Для фана 14*7 не лучший вариант. 3019 /12 перемотаный более толстым проводом с винтом 14.5*4 от 3 банок на полном газу кушал 36-38А. Фанчик 1.32м и 1400гр. 3025/12 еще более медленный и будет кушать еще меньше. На мой взгляд оптимально перемотать его на 500об на вольт и тогда от 6 банок будет и приемлемый кпд под 90% и сравнительно небольшой ток. таки образом переделывался акси 2826 на 18 витков получилось все очень замечательно.

Zetmax

Винтом конечно можно поиграть, но согласно расчетам в Motocalc для получения требуемого запаса по тяге необходимо на 3S использовать винт диаметром 17"-18". При этом ток на моторе близок к максимальному- 45А, тяга в статике не более 2500г, входная мощность примерно 480 Ватт, а потери до 200 Вт. Одним словом, эффективность такой установки будет невысока.
Да и потом, слабо себе представляю винт диаметром 18"(450 мм!) на модели с размахом крыла 1200мм. Это же почти половина крыла- вертолет какой-то получается 😉

Собственно говоря настроился на перемотку мотора. Тоже считаю, что 500 об/вольт для 6 банок будет самое оно.
Осталось найти провод подходящего сечения. Винты Graupner CAM 14,5x4 вроде тоже нашел.

Zetmax

На данный момент для перемотки нашел только провод диаметром 0,67 мм. Стоит ли перематывать таким проводом в 2-3 слоя или поискать потолще 0,8 - 0,9 мм? Как лучше соеденять обмотки, звездой или треугольником?

hivolt
Zetmax:

На данный момент для перемотки нашел только провод диаметром 0,67 мм. Стоит ли перематывать таким проводом в 2-3 слоя или поискать потолще 0,8 - 0,9 мм? Как лучше соеденять обмотки, звездой или треугольником?

треугольником, без опыта тонким проще

Zetmax
hivolt:

треугольником, без опыта тонким проще

Дествительно, проводом 0.67мм мотать оказалось сложно. Попробую проводом 0,45 мм.

7 days later
Zetmax

Наконец появилось свободное время и доматал мотор. В итоге получилось в 2 провода диаметром 0,67 7 витков на зуб. Приноровился при намотке использовать клинья из кусочков дерева для укладки провода.
Сейчас допаяю и буду испытывать. Вот только никак не придумаю как обороты холостого хода замерить с помощью оптического тахометра.

Zetmax

Да, неувязочка вышла. Распаял мотор и стал испытывать его на 3 банках с винтом APC 9X5. Каково было мое удивление, когда я увидел показания тахометра 7700 об./мин. Тоесть, согласно прикидкам в Motocalc получилось 710 об/в.
Намотывал по 7 витков на зуб проводом 0,67 в 2-а слоя.
Придется опять перематывать. Думаю на этот раз проводом 0,8- 0,9 в один слой витков 18, по 9 на зуб.

ViktorF

Вот только никак не придумаю как обороты холостого хода замерить с помощью оптического тахометра.

Винт с нулевым шагом из полоски бальзы или куска стальной проволоки.
Компакт диск с полосами, нанесенными фломастером.

Придется опять перематывать.

И охота так мордоваться?
Можно было наверное мотор поменять, если локально куплен.
Или потестить перед перемоткой.
Мотокальк не очень точен с аутраннерами, насколько мне известно.
Сам его не пользую, предпочитаю практические замеры.

hivolt

Очень интересно.
На самом деле зависимость оборотов от витков практически линейна. То есть выходит что китаезы изначально не тот Кв дают. Кстати на акси 2826 той же длины при 9 витках на зуб вышло
Кв 506. Китаец чутка больше диаметром но чуть короче. то есть по виткам и Кв должен быть практически идентичен. Надо было сразу сообразить 😦
Кв точно определяется след образом между двух фаз паяется последовательная цепочка 200ом и 0.1мкф
плюс минус 100%. на конденсатор цепляется частотомер тестера. измерение на полном газу и расходы на передатчике 150%. дабы выключить шим. полученый результат делим на 7 (число пар полюсов) делим на напругу аккумулятора и умножаем на 60 сек.

Zetmax
hivolt:

На самом деле зависимость оборотов от витков практически линейна. То есть выходит что китаезы изначально не тот Кв дают. Кстати на акси 2826 той же длины при 9 витках на зуб вышло
Кв 506. Китаец чутка больше диаметром но чуть короче. то есть по виткам и Кв должен быть практически идентичен. Надо было сразу сообразить 😦

Ничего страшного, перемотаем. Только бы хотелось уточнить, а этот смый AXI2826 каким проводом был намотан?

hivolt

0.85 мм но у Акси окна существенно меньше по площади.

16 days later
Zetmax

Наконец то я его перемотал!
В конечном итоге мотал в 2 провода диаметром 0,67 по 8 витков на зуб, таким образом сечение провода составило 0,75 мм2 вместо бывших 0,5 мм2. Для изоляции зубьев использовал тефлоновую пленку 0,1мм- дает очень хороший результат. Сопротивление мотора значительно уменьшилось, правда вес увеличился на 20 г, теперь мотор весит 196 г. Свободной площади на зубьях практически не осталось. Замер оборотов на холостом ходу по методике hivolta показал, что Кv= 560 об/вольт. Ток холостого хода 1,5 А, при 11,6 В. Думаю на этом и остановиться, т.к. больше перематывать мотор нет никакого желания.

hivolt

Сопротивление замеряется следующим образом включаем мотор в цепь заряда или разряда аккумулятора выставляем на заряднике 1 А и смотрим тестером сколько падает милливольт оно и будет равно сопротивлению обмотки в миллиомах. С винтом 14.5*4 на полном газу будет крутить думаю около 9.5тыщ при токе до 30А и тянуть чуть больше трешки.

Zetmax

Сопротивление между фаз измерил при помощи лабораторного источника питания. Ток в цепи 4А, напряжение 180мВ (между всех фаз одинаково). Соответственно сопротивление 45мОм. Вроде неплохой результат.
Несколько переживаю, нет ли межвиткового замыкания? Провод достаточно толстый и мотать было непросто, приходилось его все время поджимать, дабы обеспечить нормальную укладку. Правда мотор работает равномерно и стабильно. А как я понял, при наличии межвитковых замыканий мотор будет работать неважно. Может, есть какая - нибудь методика определения межвитковых замыканий?
Скоро буду оснащать самолет (Lark 3D от BlackHorse models). О результатах сообщу.

P.S. Благодарю всех за советы, особое спасбо Hivolt-у.

1 year later
Zetmax

Наконец завершил свой затянувшийся проект оснащения самолета перемотанным мотором.
Сегодня сделал первый вылет.

В конечном итоги для питания вышеописанного перемотанного мотора использовал силовые элементы типа А123 из 6 банок, включенных последовательно.
Винт на модель установлен APC, размером 13x6.5, хотя больше подошел бы APC 14х7 - судя по мотокальку, но сразу использовать его не решился, т.к. аккумуляторы новые - пусть немного
приработаются прежде чем грузить их большими токами. Но даже с винтом 13x6.5 самолет летит потрясающе, висит на 2/3 хода ручки газа а летит примерно на 1/3.
Судя по расчетам Мотокалька тяга с таким винтом состовляет около 2200 г, с винтом 14х7 будет примерно 2500-2700г и это при полном весе самолета 1800 г.
Выполнил сегодня три полета минуты по 3, был сильный порывистый ветер и приходилось делать посадки в перерывах между порывами.
На первый взгляд результат неплохой. По крайней мере едва-ли бы удалось добиться от стандартного непермотанного мотора таких результатов.
Так что потраченного времени не жалко. Теперь планирую премотать имеющийся Pilotage DT3013, установленный на пилотажевском спитфаера.