Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 30 из 30

Можно-ли мерить ток цифровым мультиметром

Тема раздела Электродвигатели, регуляторы, мотоустановки в категории Cамолёты - Электролеты; Вопрос довольно дурацкий, но мне когдато "умный дядька" говорил,что цифровой тестер вносит существенную погрешность в измерения (за счет каких-то пульсаций ...

  1. #1

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва, СВАО
    Возраст
    46
    Сообщений
    800

    Можно-ли мерить ток цифровым мультиметром

    Вопрос довольно дурацкий, но мне когдато "умный дядька" говорил,что цифровой тестер вносит существенную погрешность в измерения (за счет каких-то пульсаций и пр...)

    Итак в разрыв между проводом (например плюсовам) и регулятором ставим стрелочный амперметр и цифровой мультиметр (простенький) будет -ли разница в показаниях ( скажем с точностью хотя-бы до 5 -10 % )

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Зависит от мультиметра и какие токи измерять собираетесь. Попадается иногда такое гуано, что температуру в Тимбукту вместо силы тока или напряжения показывает.
    Кстати тут есть выдержка из статьи по теме: http://forum.rcdesign.ru/blog/boroda_de/in...?showentry=1415

  4. #3

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва, СВАО
    Возраст
    46
    Сообщений
    800
    А чем этот способ (по падению напряжения) точнее, чем просто тестером напрямую? Когда большие токи, а тестер не позволяет- тогда да, а иначе, чего мудрить-то? И ещё сечение проводов и расстояние между булавками - это империческая зависимость или ... Т.е. как определить расстояние между точками измерения для других сечений провода?
    Меня интересует, не теряет ли цифровой мультиметр (при измерении тока) какую-то составляющую , из-за чего им вообще нельзя производить измерения?

  5. #4

    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва, САО
    Возраст
    53
    Сообщений
    1,348
    Цитата Сообщение от konnok Посмотреть сообщение
    А чем этот способ (по падению напряжения) точнее, чем просто тестером напрямую? Когда большие токи, а тестер не позволяет- тогда да, а иначе, чего мудрить-то? И ещё сечение проводов и расстояние между булавками - это империческая зависимость или ... Т.е. как определить расстояние между точками измерения для других сечений провода?
    Меня интересует, не теряет ли цифровой мультиметр (при измерении тока) какую-то составляющую , из-за чего им вообще нельзя производить измерения?
    Можно купить токовые клещи (до 200А) по цене двухбаночного акка, про все забыть и спать спокойно
    Погрешность, заявленная - 3,5%, наверное хватит.

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Цитата Сообщение от konnok Посмотреть сообщение
    Меня интересует, не теряет ли цифровой мультиметр (при измерении тока) какую-то составляющую , из-за чего им вообще нельзя производить измерения?
    Нормальным цифровым мерять можно.
    При замере через прибор добавляется вн. сопротивление прибора, а в худшем случае ещё и кабелей щупов.
    Т.е. как определить расстояние между точками измерения для других сечений провода?
    Берём закон Ома и сопротивление приводника из меди ...
    Известно, что электрическое сопротивление однородного проводника постоянного сечения выражается формулой:
    R=ρl/S где ρ – удельное электрическое сопротивление проводника; l – длина проводника; S – площадь поперечного сечения.
    Или действительно купите клещи...

  8. #6

    Регистрация
    03.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,356
    Записей в дневнике
    8
    М.б. "умный дядька" имел ввиду нечто типа этого?

  9. #7

    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва, САО
    Возраст
    53
    Сообщений
    1,348
    Alex' date='Feb 7 2007, 11:09' post='443231']
    М.б. "умный дядька" имел ввиду нечто типа этого?
    Хорошая штука, но я брал проще http://www.testers.ru/tokle/DT-9700.shtml всего 1130 деревянных.
    Здесь одна измерительная погрешность, а при опосредованном способе несколько,
    - погрешность шунта (при качественном изготовлении может быть очень небольшой),
    - проводов (самая большая 100-200 mOhm дадут 1-2%),
    - погрешность прибора при измерении mV (значительно меньше, чем при измерении тока, но тоже добавляется).

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва, СВАО
    Возраст
    46
    Сообщений
    800
    Alex' date='Feb 7 2007, 11:09' post='443231']
    М.б. "умный дядька" имел ввиду нечто типа этого?
    ди именно, ведь регулятор преобразует постоянный ток в импульсный (переменный), с разной частотой или амплитудой ( не знаю) в зависимости от положения ручки газа.

    Нет у меня стрелочного амперметра
    Вот я и пытаюсь узнать, насколько показания стрелочного амперметра и цирового (обычного без TRUE RMS) мультиметра будут отличаться. Просто порядок величин , не больше чем на 5-10% надеюсь?

  12. #9

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Ну дак и меряйте там где он ещё постоянный: между батареей и регулятором. И будет Вам щастье!

  13. #10
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    Ну дак и меряйте там где он ещё постоянный: между батареей и регулятором.


    Нет у меня стрелочного амперметра
    Ежели такая нужда мерить промежуточные значения тока
    (а зачем, кстати?), я бы влез с осциллоскопом на шунт, поглядел на форму\частоту импульсов, потом поставил бы НЧ фильтр (RC скорей всего) и мерил бы полученное постоянное напряжение.

    Но осциллографа у вас, наверно, тоже нет?

  14. #11

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва, СВАО
    Возраст
    46
    Сообщений
    800
    Цитата Сообщение от boroda_de Посмотреть сообщение
    Ну дак и меряйте там где он ещё постоянный: между батареей и регулятором. И будет Вам щастье!
    А он (ток) там постоянный ???

    Слишком сложно для меня с осцилографом , да и нет ест.

  15. #12

    Регистрация
    28.08.2003
    Адрес
    Москва, Воробьевы Горы
    Возраст
    43
    Сообщений
    8,385
    Записей в дневнике
    527
    http://www.pilotage-rc.ru/catalogue/75_/75_99/RC5753/
    вот вещь.
    Брал тут попользоваться у Leshij-го - охренительский девайс...
    И ток, и напругу, и тахометр, и сервотестер (в описании на сайте это не написано) и программатор для Стамин... В общем, если все это сложить в сумме - много дороже выходит, чем эта штука стоит.
    Да, и все это на комп может закидывать, если шнурок для ком-порта докупить за 500 рэ...

  16. #13
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    действительно Emeter штучка занятная.
    еще позволяет подбирать винты с учетом КПД.
    Одним словом вещь для электролетчика.

  17. #14

    Регистрация
    17.09.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    32
    Сообщений
    59
    У многих дешовых тестеров измерительные провода с щупами имеют большое сопротивление, что вносит большую погрешность при измерении.

    Как-то мне надо было измерить достаточно большой постоянный ток порядка 30А. Поступил я так: через участок провода из силовой цепи пропустил ток, который я мог померить своим тестером, измерил падение на этом проводе при этом токе. Затем соединил силовую цепь как она была и померил падение еще раз на этом же участке провода. Во сколько раз подение напряжения больше во втором случае,чем в первом, во столько больше и ток.
    Думаю получилось достаточно точно.

    Измерение потебляемого тока двигателем, можно проводить на полном газу, когда ключи регулятора постоянно открыты.

    С уважением.

  18. #15

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва, СВАО
    Возраст
    46
    Сообщений
    800
    Доехал я наконец-то в Митино (лет 5 там не был), т.к. в ЧиД сказали что они давно не продают стрелочные приборы. Нашел подходящие амперметр – он на 50А (написано на шкале), но со второго подхода к продавцу узнал что ему еще необходим шунт соответствующий, без него работать не будет, с вольтметром проще их полно. Собрал схему аккустическими проводами сечением 2,5 мм, внутри прибора на входе и выходе – бананы- 3,5 мм в диаметре.Нажмите на изображение для увеличения
Название: _______M.jpg
Просмотров: 388
Размер:	22.2 Кб
ID:	65717

    Последовательно к свежесобранному пиборчику включил тестер .Мотор пилотаж ДТ 2213-20, винт АРС 1038 , регулятор тоже пилотаж на 20А, и АБ – дуальски 1Ач 20с (3S). Провода сечением 1.5 мм (но не точно), провода идущие к мультиметру- такого-же сечения как к мотору, соединение – бананы 3.5 мм а у тестера 4мм. Собрал все это. Нажмите на изображение для увеличения
Название: DVC00052.JPG
Просмотров: 237
Размер:	81.0 Кб
ID:	65718 Нажмите на изображение для увеличения
Название: DVC00054.JPG
Просмотров: 130
Размер:	71.3 Кб
ID:	65721
    И ужас – мультиметр на полном газу показывает 14-15 А, что правдоподобно, а амперметр -34А , что учитывая мощность регулятора АБ и остального обвеса маловероятно, такая вот штука. Грешу все-же на амперметр- он хоть и новый (но выпущен 20 лет назад) , шунт- правильный, покрайней мере такого номинала, что написан (прямо на шкале) какой нужен амперметру . А на чем можно откалибровать- пока только догадки- поставить коллекторный мотор без регулятора и по нему поробую.

    Теперь о денежках, дешевый китайский мультиметр (как у меня скажем – 838) можно купить до 200 рублей, провода потолще- копейки, разъемы – как на АБ. А амперметр с шунтом и вольтметром (200- 150- 170 соответственно ) приблизили цену к нижней отметке клещей для постоянного тока. Но это так, отступление, а вот главный эксперемент, по поводу приемлимости цифровых мультиметров так и не удался.

  19. #16
    LiS
    LiS вне форума

    Регистрация
    30.01.2006
    Адрес
    Алма-Ата, Казахстан
    Возраст
    54
    Сообщений
    240
    Цитата Сообщение от konnok Посмотреть сообщение
    А он (ток) там постоянный ???
    Смотря где мерить.
    С аккумулятора естественно постоянный а на проводах подходящих к движку – импульсный.
    Для себя давно сделал такой переходник – фото 1.
    Включается в разрыв между аккумулятором и регулятором. Точность измерения вполне устраивает, если нужна большая - просто меняются приборы.
    Общий вид при подключению к стенду на фото 2.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения
Название: F_1.jpg‎
Просмотров: 231
Размер:	16.1 Кб
ID:	65744   Нажмите на изображение для увеличения
Название: F_2.jpg‎
Просмотров: 456
Размер:	23.5 Кб
ID:	65746  

  20. #17
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    С аккумулятора естественно постоянный а на проводах подходящих к движку – импульсный
    Поясните.
    Куда девается постоянный ток текущий от аккумулятора в паузах между импульсами тока на обмотки мотора?

  21. #18

    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва, САО
    Возраст
    53
    Сообщений
    1,348
    Цитата Сообщение от SAN Посмотреть сообщение
    Поясните.
    Куда девается постоянный ток текущий от аккумулятора в паузах между импульсами тока на обмотки мотора?
    Разрешите ответить:
    1. Грузит входные конденсаторы.
    2. Паузы очень небольшие, думаю там их даже нет, из 3-х обмоток всегда работает либо одна обмотка, либо две обмотки работают с небольшим перекрытием.
    3. Ток от акка всегда будет постоянным пусть и меняющимся, в том смысле, что не изменит направления.

  22. #19
    LiS
    LiS вне форума

    Регистрация
    30.01.2006
    Адрес
    Алма-Ата, Казахстан
    Возраст
    54
    Сообщений
    240
    Цитата Сообщение от SAN Посмотреть сообщение
    Поясните.
    Куда девается постоянный ток текущий от аккумулятора в паузах между импульсами тока на обмотки мотора?
    Если не вдаваться в глубокую теорию на выходе аккумулятора мы имеем сложную сумму составляющих токов каждой из обмоток (для БК) где должна учитываться индуктивность обмоток, частота коммутации контроллера обороты двигателя …
    Фактически нас интересует среднее (интегральное) значение тока протекающего по цепи которое и показывает измерительный прибор

    to tt64
    Спасибо!

  23. #20
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    LiS
    Смотря где мерить.
    С аккумулятора естественно постоянный а на проводах подходящих к движку – импульсный.
    Цитата Сообщение от tt64 Посмотреть сообщение
    Разрешите ответить:
    1. Грузит входные конденсаторы.
    2. Паузы очень небольшие, думаю там их даже нет, из 3-х обмоток всегда работает либо одна обмотка, либо две обмотки работают с небольшим перекрытием.
    3. Ток от акка всегда будет постоянным пусть и меняющимся, в том смысле, что не изменит направления.
    Зачем вы пишите о том, про что знаете лишь понаслышке?
    Ток и ДО регулятора имеет сугубо ИМПУЛЬСНЫЙ характер.
    С импульсами переменной формы и длительности.

    Фактически нас интересует среднее (интегральное) значение тока протекающего по цепи которое и показывает измерительный прибор
    Именно в этом и состоял исходный вопрос у автора топика:
    правильно ли интегрирует мультиметр и что именно он показывает?
    Вы, полагаю, знаете что приборы разных систем по-разному реагируют на несинусоидальный сигнал..

  24. #21

    Регистрация
    08.09.2005
    Адрес
    Обнинск, Калужской обл.
    Возраст
    70
    Сообщений
    106
    Цитата Сообщение от konnok Посмотреть сообщение
    И ужас – мультиметр на полном газу показывает 14-15 А, что правдоподобно, а амперметр -34А , что учитывая мощность регулятора АБ и остального обвеса маловероятно, такая вот штука. Грешу все-же на амперметр- он хоть и новый (но выпущен 20 лет назад) , шунт- правильный, покрайней мере такого номинала, что написан (прямо на шкале) какой нужен амперметру . А на чем можно откалибровать- пока только догадки- поставить коллекторный мотор без регулятора и по нему поробую.
    Добрый день!
    Полагаю, что самая вероятная причина несоответствия показаний - неоткалиброванность стрелочного амперметра. У меня в своё время была подобная ситуация, когда амперметр с "родным" шунтом завышал показания ровно в два раза. В этом случае достаточно включить переменный резистор сопротивлением 1,5 - 2 килоома последовательно с измерительной головкой амперметра (от шунта к головке) и откалибровать систему на активной нагрузке по цифровому мультиметру. Это м.б. любая автомобильная лампочка или несколько лампочек в параллель. Можно использовать низковольтный паяльник или бытовую лампу на 12 вольт. Важно дать нагрузку в несколько ампер. После калибровки показания стрелочного и цифрового приборов будут совпадать.
    Желаю удачи!
    Виктор

  25. #22

    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва, САО
    Возраст
    53
    Сообщений
    1,348
    Цитата Сообщение от SAN Посмотреть сообщение
    Зачем вы пишите о том, про что знаете лишь понаслышке?
    Ток и ДО регулятора имеет сугубо ИМПУЛЬСНЫЙ характер.
    С импульсами переменной формы и длительности.
    Зачем вы не пишите о том, что знаете и задаете вместо этого вопросы, на которые сами можете ответить.
    По какому пункту я не прав, где? Ток от АКБ до регулятора всегда будет иметь постоянную составляющую, Х.Х. двигателя, потребление приемника, серв, рега, прочая навеска по аппетиту. Это очевидно. Другое дело соотношение постоянной и импульса, этого я действительно не знаю, имел бы осциллограф посмотрел.
    От форума хотелось обмена мнениями, а не подъ...ок.

  26. #23
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    Зачем вы не пишите о том, что знаете и задаете вместо этого вопросы, на которые сами можете ответить.
    Это был риторический вопрос.
    Чтобы подсказать, что ошибка тут:
    С аккумулятора естественно постоянный а на проводах подходящих к движку – импульсный
    Исходно был вопрос об измерении тока потребляемого двигателем.
    При чем тут РМ и приемник, тем более, что по сравнению с током мотора это сущие копейки.
    Конденсаторы в регуляторе не способны фильтровать импульсы тока двигателя.
    Они скорее нужны для фильтрации напряжения питания приёмника и серв.
    Насчет пауз: скважность импульсов тока меняется от нуля и, практически, до единицы.
    Сигнал имеющий, импульсную форму, даже при наличии постоянной составляющей называется импульсным.

  27. #24

    Регистрация
    15.03.2003
    Адрес
    Самара
    Возраст
    43
    Сообщений
    5,373
    Что-то всё без картинок.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: current.JPG
Просмотров: 214
Размер:	47.1 Кб
ID:	66530

    На осциллограмме - ток, потребляемый от батареи при среднем положении ручки газа.
    Цена деления - 2,66А
    Отчётливо видно, что конденсаторы практически ничего не сглаживают.

  28. #25
    LiS
    LiS вне форума

    Регистрация
    30.01.2006
    Адрес
    Алма-Ата, Казахстан
    Возраст
    54
    Сообщений
    240
    Чтож, моё заявление «…С аккумулятора естественно постоянный а на проводах подходящих к движку – импульсный…» было несколько опрометчивым ...
    ...А на вопрос автора топика «Можно-ли мерить ток цифровым мультиметром» мой ответ – с вероятностью 0,9 можно
    подробнее для SAN и тех кого это интересует в прикрепленном файле
    Вложения

  29. #26
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    ? Гораздо проще собрав приспособу или стенд попробовать измерить несколькими приборами и если показания достаточно близки и стабильны то погладить свою жабу по головке и загнать ее в дальний угол, пусть оттуда подает свой бдительный голос. (имхо)
    Собственно я это предлагал в своём посте №10. Правда, оказалось, что фильтр и не нужен.
    Я проделывал эксперимент подобный вашему (тягу не мерял) на стенде:
    Мотор - от Хайвольта (приобретён давно, он по сериям их ещё не делил)
    Реулятор - Jety 18 adv
    Источник - ТЭС-15 (15В, 10А)
    Шунт - ШСМ75 (75А, 75мВ)
    Вольтметр - В7-35
    Осциллограф - С1-99
    Нагрузка мотора - винт GWS ЕР9050
    Результаты.
    Ток показываемый аналоговым прибором источника и измеренный вольтметром в режиме измерения напряжения пост. тока с шунта - совпадают.
    Результат интегрирования импульсов показанных осциллографом - совпадает с предыдущими показаниями. (У меня получилось чуть завышенное на 10-15% значение, но это в пределах погрешности моих измерений с осциллографом)

    Изменение формы импульсов тока. Период импульсов постоянный - 120мкс.
    От 0 до 2А (по прибору источника(Uист=8В)) импульс имеет пилообразную форму (как имп. развертки осц), при ср. токе 2А амплитуда импульса 13-14А, длительность - 40мкс.
    Дальше появляется плоская вершина, амплитуда чуть подрастает до 16А
    При длительности импульса около 80мкс форма резко меняется: передний фронт из пилы становится крутым (почти прямоугольная форма импульса)
    При Uист=10В амплитуда имп тока ~20A, а при Uист=12В - ~30A


    Вообще по поводу измерениий несинусоидального тока, была неплохая популярная статья в журнале Радио №6, 2006г
    А. Долгий. Что показывает вольтметр переменного тока?.

  30. #27

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва, СВАО
    Возраст
    46
    Сообщений
    800
    Цитата Сообщение от LiS Посмотреть сообщение
    Чтож, моё заявление «…С аккумулятора естественно постоянный а на проводах подходящих к движку – импульсный…» было несколько опрометчивым ...
    ...А на вопрос автора топика «Можно-ли мерить ток цифровым мультиметром» мой ответ – с вероятностью 0,9 можно
    подробнее для SAN и тех кого это интересует в прикрепленном файле
    Вероятностью насколько я понял Вы называете точность измерения (упрощенно по крайней мере)
    Т.е. вероятность 0,9- это погрешность измерения равная 10%, причем с возрастанием тока , точнее приближением к мах току отдаваемым регулятором, точность повышается?
    В целом получается на измерения цифровым мультиметром тока (особенно при газе больше половины) можно полагаться.
    Это я подитожил.

    Но есть вторая часть дурацкого вопроса- если надо измерить ток больше 20а, с шунтами заниматься уже нет желания, а как я писал простой мультиметр (при цене меньше 200р), можно купить буквально на каждом шагу, можно-ли взять 2 таких устройства соединить их параллельно (нормальными проводами и разъемами конечно) и уже этой связкой в разрыве между АБ и регом мерить ток, понятно что у них будет разное внутреннее сопротивление, и соответственно показания. Но даже при большой разнице (но не в 2 раза я надеюсь показания будут разница), сумма из показаний и будет током больше допустимого одним мультиметром? Или это не наш метод?

  31. #28
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    Но даже при большой разнице (но не в 2 раза я надеюсь показания будут разница), сумма из показаний и будет током больше допустимого одним мультиметром?
    В принципе, да.
    Но как поделятся токи?
    Надо проверять: влиять будут и подводящие провода и переходные сопротивления контактов...Есть шанс при ненадёжном контакте в цепи одного амперметра спалить\распаять шунт второго.
    В целом - неэлегантное решение. ИМХО. Кстати, а сколько мВ падает на тестере при 10-20А?
    А чем вам стандартные шунты не нравятся? Тем более, он у вас уже есть. Напряжение с шунта можете мерять своим мультиметром.

  32. #29

    Регистрация
    15.03.2003
    Адрес
    Самара
    Возраст
    43
    Сообщений
    5,373
    На тестере падает 0,2В при 20А

  33. #30
    SAN
    SAN на форуме

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    На тестере падает 0,2В при 20А
    Многовато будет.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Ответов: 23
    Последнее сообщение: 14.09.2010, 17:56
  2. Можно ли заряжать током выше 1С?, или чему верить?
    от Terranozavr в разделе Аккумуляторы, зарядники
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 26.05.2010, 22:31
  3. Можно ли такую ЛиПу заряжать током 2С?
    от Плюшевый мешок в разделе Аппаратура и аксессуары для автомоделей
    Ответов: 19
    Последнее сообщение: 12.03.2010, 19:32
  4. чем вы меряете ток разряда?
    от chabapok в разделе Аккумуляторы, зарядники
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 07.12.2007, 22:47
  5. Меряем ток электродвигателя
    от voraks в разделе Самодельная электроника, компьютерные программы
    Ответов: 14
    Последнее сообщение: 04.05.2007, 02:39

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения