Самодельный servo привод

Alexander=

Хотелось бы самостоятельно изготовить серво привод. Посоветуйте где можно достать (или как изготовить) шестеренки для редуктора. И собственно двигатель какой марки можно использовать.

Гугл мои вопросы не понял :(.

Игорь_Лынёв
Alexander=:

Хотелось бы самостоятельно изготовить серво привод. Посоветуйте где можно достать (или как изготовить) шестеренки для редуктора. И собственно двигатель какой марки можно использовать.

Гугл мои вопросы не понял 😦.

Я к ка то купил ремкоплект для серво (корпус с шестеренками ) вставил в него двигатель от виброзвонка сотового , больше всего пришлось повозится с потенциометром. вобщем очень даже ничего получилос . но все это делал только потому что у меня есть апаратура в которой уже встроено упраление сервами.

AlexeyOleynikov
Alexander=:

Хотелось бы самостоятельно изготовить серво привод. Посоветуйте где можно достать (или как изготовить) шестеренки для редуктора. И собственно двигатель какой марки можно использовать.

Гугл мои вопросы не понял 😦.

Сразу возникает много вопросов: какой привод? для чего? т.е. нужно т.з.
шестеренки - китайские игрушки.
По движкам - там же. Можно глянуть таблицу движков для серво.

Alexander=

Сразу возникает много вопросов: какой привод? для чего? т.е. нужно т.з.
шестеренки - китайские игрушки.
По движкам - там же. Можно глянуть таблицу движков для серво.

Спасибо за табличку.

Моя конечная цель сделать RC модель самолета с минимальными финансовыми затратами. Поэтому всю электронику и почти всю механику собираюсь делать самостоятельно.

Я вообще Чайник и слабо представляю ТТХ отдельных частей, по крайней мере, на данном этапе.

Пока я собираю информацию чтобы понять, что можно будет сделать в домашних условиях, а что надо будет покупать.

Что касается серво привода, я думаю, что его ТТХ будут близки к стандартным изделиям, например HS-422, но с цифровым управлением. Может быть, поменяю схему редуктора, чтобы снизить энергопотребление в режиме удержания.

romychs

Как ни странно, но стандартные сервы не так уж и дороги, около 300-360 руб за штуку.

Интересно, а как вы себе представляете цифровую сервоэлектронику и сколько она будет, примерно, стоить? Есть ли опыт в написании софта к микроконтроллерам? Как вы собираетесь разгрузить мотор в режиме удержания за счет редуктора? Тормозить шестерни чем то еще кроме мотора ?

AlexeyOleynikov
Alexander=:

Моя конечная цель сделать RC модель самолета с минимальными финансовыми затратами. Поэтому всю электронику и почти всю механику собираюсь делать самостоятельно.
Пока я собираю информацию чтобы понять, что можно будет сделать в домашних условиях, а что надо будет покупать.
Что касается серво привода, я думаю, что его ТТХ будут близки к стандартным изделиям, например HS-422, но с цифровым управлением. Может быть, поменяю схему редуктора, чтобы снизить энергопотребление в режиме удержания.

Я сам такой!
Много эксперементировал самостоятельно. В итоге на самолет я не рискну ставить самодельную конструкцию - 3 машинки стоят от 1000р - самолет с приемником и двигателем намного дороже.
Хочу предостереч от использования пошаговых двигателей от привода дисковвода - получается тяжелее и маломощней.
Вот на судно или авто - без проблем. Мой рабочий вариант - приводы головки и выброс лотка от CD, там сейчас ставят обычные коллекторные движки + уже имеются шестеренки. Электроника дискретная.
Думал выполнить на МК - обратная связь через встроенный АЦП, но проблема - получится не совместимой ни с чем.
Если Вы оцениваете свою работу хотя-бы $1 в час - промышленные серво вне конкуренции.
С уважением, Алексей.

ViktorF

Не стоит овчинка выделки. Хотите минимальных затрат - купите БУ сервы. Наверняка у кого-то из моделистов есть на продажу.
Но самому делать с нуля - бессмысленно!

Alexander=
romychs:

Как ни странно, но стандартные сервы не так уж и дороги, около 300-360 руб за штуку.

Интересно, а как вы себе представляете цифровую сервоэлектронику и сколько она будет, примерно, стоить? Есть ли опыт в написании софта к микроконтроллерам? Как вы собираетесь разгрузить мотор в режиме удержания за счет редуктора? Тормозить шестерни чем то еще кроме мотора ?

На сайтах цена колеблется от 600 до нескольких тысяч за штуку. Может быть я не там и не на то смотрю? Можно поиметь ссылочку на эти замечательные сервы?

Я знаю по крайней мере 4 способа бесконтактного замера угла поворота. Один из них можно найти в мыши 😃. Электроника, которая будет управлять 8 приводами одновременно, обойдется примерно в 250-350 рублей. Естественно, что она будет совместима с только самодельным приемником.

Контроллеры не программировал, но есть громадный опыт писания под PC и теоретические познания в разработке цифровых схем. Программирование МК не должно вызвать больших проблем, тем более что система команд там не в пример беднее, чем на Pentium IV 😉.

Для торможения можно использовать червячную передачу. Будет удерживать любой угол при неработающем двигателе. Неужели не кто не использует ее в серво приводах? Может я просто что то упускаю.

AlexeyOleynikov

Много эксперементировал самостоятельно. В итоге на самолет я не рискну ставить самодельную конструкцию - 3 машинки стоят от 1000р - самолет с приемником и двигателем намного дороже.
Хочу предостереч от использования пошаговых двигателей от привода дисковвода - получается тяжелее и маломощней.
Вот на судно или авто - без проблем. Мой рабочий вариант - приводы головки и выброс лотка от CD, там сейчас ставят обычные коллекторные движки + уже имеются шестеренки. Электроника дискретная.
Думал выполнить на МК - обратная связь через встроенный АЦП, но проблема - получится не совместимой ни с чем.
Если Вы оцениваете свою работу хотя-бы $1 в час - промышленные серво вне конкуренции.

Пока в планах использовать один из движков которые стоят в обычных серво. Идея с двигателями из CD весьма заманчива… Какие у них крутящий момент, обороты, напряжение питания, потребляемая мощность?

Проблемы совместимости меня мало интересуют, т.к. приемная аппаратура будет собственного изготовления. Ориентировочно она будет стоить около 30$ и будет ремонтопригодена. Ставить всю эту самодельщину на самолет с турбиной стоимостью 3К баксов я естественно не буду. Сначала это будет тестироваться на стенде, а потом на примитивном планере. Только после этого я рискну поставить это на самолет с ДВС 😃.

BALAL
Alexander=:

Проблемы совместимости меня мало интересуют

  • А зря! Ведь можно бы использовать готовые удачно подвернувшиеся (в смысле цены) готовое изделие, да и Ваши изделия, в случае их удачности и совместимости, кто - нибудь бы захотел повторить…
    А принципы стандарта PPM несложны для понимания и реализации практически на любой доступной базе - схемотехнике.
    По поводу самодельной аппаратуры, хочется сказать, что на форуме проходило не одно обсуждение…
    Была высказана идея, что серво - именно та часть аппаратуры, которую стоит пытаться исполнить самостоятельно в последнюю очередь. (Кстати, у меня в своё время были идеи сделать сервы совмещёнными по две (конструктивно) или с червяками, или в виде редуктора с очень большими последними шестернями, возможно, секторами из них…такие, полукруглые по форме…). Но после общения с готовой аппаратурой они (идеи) далеко спрятались… 😁
Игорь_Лынёв
Alexander=:

Спасибо за табличку.

Моя конечная цель сделать RC модель самолета с минимальными финансовыми затратами. Поэтому всю электронику и почти всю механику собираюсь делать самостоятельно.

Я вообще Чайник и слабо представляю ТТХ отдельных частей, по крайней мере, на данном этапе.

Пока я собираю информацию чтобы понять, что можно будет сделать в домашних условиях, а что надо будет покупать.

Что касается серво привода, я думаю, что его ТТХ будут близки к стандартным изделиям, например HS-422, но с цифровым управлением. Может быть, поменяю схему редуктора, чтобы снизить энергопотребление в режиме удержания.

корпус и комплект шестеренок к будет стоить около 3-5 уе . например здесь www.techmodel.net
Китайская игрушка с редуктором из которой будеш выдирать шестеренки 1.5-2 уе + шестерни там паршивые + 1 игрушки на ону серво не хватит (проверено) корпус чтоб шестерни не калбасило и не клинело зделать трудно и бесплатно не получится (проверено) та к что купить корпус и комплект шестеренок будет точно не дороже.
С электроникой я так понял у тебя проблем нет .
Р.S. Ты не это делаеш radioteh.nm.ru/shemes/telemeh/ModDem.htm ?

toxa
Alexander__

Я знаю по крайней мере 4 способа бесконтактного замера угла поворота.

В том-то и дело, что надо не угол поворота замерять, а абсолютное положение.

Alexander__

Один из них можно найти в мыши 😃.

Да-да, в мыши. 😃 А при включении серва будет ездить вперед-назад чтобы определить свое положение. …срывая кабанчики и выгибая тяги. Или может быть вы хотите поставить миниатюрные энкодеры? Как все-таки здорово считать всех производителей идиотами!

andrei1981
Alexander=:

Хотелось бы самостоятельно изготовить серво привод. Посоветуйте где можно достать (или как изготовить) шестеренки для редуктора. И собственно двигатель какой марки можно использовать.

Гугл мои вопросы не понял 😦.

Много всякой всячины можно найти в магазине “Чип и Дип”
сам там покупаю. оч хор маг.

toxa
Alexander__

Сначала это будет тестироваться на стенде, а потом на примитивном планере. Только после этого я рискну поставить это на самолет с ДВС 😃.

Грандиозные планы. 😃 Дай Бог, чтобы дошло хотя бы до стенда. Про планер уж молчу.

Если по делу, то поищите в гугле “школа дядьки глайдера” - был целый цикл статей по самодельной аппаратуре со схемами и описанием, в том числе и по сервам.

romychs

Тоха, да не переживай, пусть человек пробует, получится - хорошо, не получится, зато получит знания, которые ему в дальнейшем пригодятся при эксплуатации техники.

Энкодер не энкодер, а концевые выключатели ему понадобятся, возможно, просто оптопары на манер тех, что используются в флоповодах на шаговике привода головок.

Сервы по 310 руб

304.5 руб

348 руб

toxa
romychs

Тоха, да не переживай, пусть человек пробует, получится - хорошо, не получится, зато получит знания, которые ему в дальнейшем пригодятся при эксплуатации техники.

А, типа, результат, то есть достижение цели, не интересует? Еще ведь самолет надо строить…

romychs

а концевые выключатели ему понадобятся, возможно, просто оптопары

Про ATV (ограничение хода машинки) можно смело забыть. Или он будет механический, но это такой изврат!!! И ради чего?!! Оптическая система минимум с тремя оптическими парами (две как в мыши чтобы определять направление вращения и хотя бы один концевик) для чего? Чтобы заменить элементарный копеечный переменный резистор?! Который, учитывая ненадежность системы вообще (тем более самодельной), можно считать, вечный!

Представляю, в полете напряжение посядет, или, там, дребезг контактов какой - все это начнет прям в полете заново инициализироваться.

Вы говорите, использовать червячную передачу. Как думаете, что быстрее износится, переменный резистор или червяк? А если еще учесть не очень мягкие посадки?

bvv

Совет автору темы. Не пожалейте денег и купите одну дешевую (можно б/у или неисправную) сервомашинку. Разберите ее - сразу отпадет куча вопросов, сможете прикинуть реально свои возможности. Если Вы не программировали микроконроллеры, то придется потратить не один месяц на изучение железа и написание хорошего софта. При этом наверняка нужно будет изучить асемблер на выбранный тип контроллера. А получившаяся конструкция по началу скорее всего вызовет только разочарование, так как будет сильно уступать промышленной.
Практический совет. Купите готовый набор из простых для начинающих. Посмотрите на деле как все работает. А затем совершенствуйте и изобретайте. Так положительный результат точно будет. И по времени, и по средствам получатся минимальные затраты.
Успехов, Виктор.

Minus
toxa:

В том-то и дело, что надо не угол поворота замерять, а абсолютное положение.
Да-да, в мыши. 😃 А при включении серва будет ездить вперед-назад чтобы определить свое положение. …срывая кабанчики и выгибая тяги. Или может быть вы хотите поставить миниатюрные энкодеры? Как все-таки здорово считать всех производителей идиотами!

совершенно взад-вперёд не обязательно, 2 оптодатчика, один - шаги, второй - среднее положение.

при небольших усилиях комплект шестерёнок - китайский будильник за приблизитна 0,8 енотов. (На планер не пойдёт - усилия не те) Моторчик от вибры. Вопрос только в убитии времени на корпус-программирование МК.

И производители - неидиоты вполне такие субмикро-сервы производят (и на шаговых, кстати, тоже), но стоит готовое сие увы уже не по 310 руб…

Alexander=

Спасибо всем кто откликнулся. Ваши советы и замечания мне помогли понять как это будет работать и с чего таки надо начинать. В ближайшие выходные я начну экспериментировать с механической частью. О результатах напишу в форум.

toxa

В том-то и дело, что надо не угол поворота замерять, а абсолютное положение.

toxa

Про ATV (ограничение хода машинки) можно смело забыть. Или он будет механический, но это такой изврат!!! И ради чего?!! Оптическая система минимум с тремя оптическими парами (две как в мыши чтобы определять направление вращения и хотя бы один концевик) для чего? Чтобы заменить элементарный копеечный переменный резистор?! Который, учитывая ненадежность системы вообще (тем более самодельной), можно считать, вечный!

Можно и угол. Вы упускаете тот момент, что если будет использоваться червячная передача, то между включениями/выключениями угол самопроизвольно меняться не будет. Т.е. мы можем просто сохранять старую позицию, и повторная калибровка не потребуется. Если же с червячной передачей ничего не получиться, то можно замерять и абсолютное положение. Использовать для этого переменный резистор я все равно не буду, т.к. надежность такого решения может оказаться ниже плинтуса, особенно в самодельной схеме с первым попавшимся реостатом. Есть масса других способов измерять угол – начиная от чисто цифровых, когда на колеса редуктора наносятся метки, а затем считываются и заканчивая прямым замером угла на конечной шестерни, например, с помощью постоянного магнита и датчика Хола. Есть и другие варианты, которые можно попробовать и выбрать оптимальный. Все не ограничивается клонированием мыши 😃

toxa

Да-да, в мыши.  А при включении серва будет ездить вперед-назад чтобы определить свое положение. …срывая кабанчики и выгибая тяги. Или может быть вы хотите поставить миниатюрные энкодеры? Как все-таки здорово считать всех производителей идиотами!

Зачем она будет ездить?? Чтобы установить ноль? Это излишество, можно обойтись и без этого.

Как все таки здорово считать спрашивающего идиотом 😉. У меня нет опыта постройки моделей, но я не идиот. Производитель в первую очередь заботиться о своей прибыли (минимизации издержек). С этой точки зрения стандартные серво моторы сделаны очень хорошо. Однако в серьезный изделиях в ответственных узлах реостаты почему то не используются… Ответ очевиден – очень низкая надежность. Я же считаю серво одним из критических узлов самолета и делать его абы как я не хочу.

toxa

Представляю, в полете напряжение посядет, или, там, дребезг контактов какой - все это начнет прям в полете заново инициализироваться.

Вы говорите, использовать червячную передачу. Как думаете, что быстрее износится, переменный резистор или червяк? А если еще учесть не очень мягкие посадки?

А что на стандартных изделиях присутствует дребезг контактов или нет стабилизации питания? Все это зависит от радиуса кривизны рук при изготовлении и аккуратной эксплуатации.

Переменный резистор износиться быстрее. Ширпотребовские резисторы умирают через 2-3 недели активного использования. Использование червячной передачи пока под вопросом, т.к. я не совсем представляю как ее изготовить самому или откуда можно вытащить.

Кстати о посадках. С какой же скоростью надо воткнуть самолет, чтобы сломать серво привод? Такие посадки и посадками назвать нельзя – это уже аварии.

Добавлено

bvv:

Совет автору темы. Не пожалейте денег и купите одну дешевую (можно б/у или неисправную) сервомашинку. Разберите ее - сразу отпадет куча вопросов, сможете прикинуть реально свои возможности. Если Вы не программировали микроконроллеры, то придется потратить не один месяц на изучение железа и написание хорошего софта. При этом наверняка нужно будет изучить асемблер на выбранный тип контроллера. А получившаяся конструкция по началу скорее всего вызовет только разочарование, так как будет сильно уступать промышленной.
Практический совет. Купите готовый набор из простых для начинающих. Посмотрите на деле как все работает. А затем совершенствуйте и изобретайте. Так положительный результат точно будет. И по времени, и по средствам получатся минимальные затраты.
Успехов, Виктор.

Я тоже думал о покупке б/у. Правда есть один затык, я понятия не имею где в Ростове н/Д ее можно купить. Это конечно был бы оптимальный вариант. Можно было бы просто сделать клон, а уже потом его наворачивать.

С изучением железа действительно могут быть некие проблемы, и я наверняка убью на это не одни выходные, т.к. опыта все таки нет. Что касается программирования МК то проблем не возникнет – я языки программирования и процессоры знаю лучше чем русский язык 😃 и изучение еще одной разновидности команд займет максимум сутки.

Добавлено

Кстати, какой момент должена развивать сервомашинка для управления самолетом с размахом крыла 1200-1500мм?

toxa
Minus

совершенно взад-вперёд не обязательно, 2 оптодатчика, один - шаги,

А теперь смотрите. Серва стоит в режиме ужержания. Колесо попало на камешек, серва немного сдвинулась. Вы знаете, что на 2 шага. Внимание, вопрос! В какую сторону возвращать?

Minus

второй - среднее положение.

Предположим до подачи питания серва стоит в одном из положений, близких к крайнему. Внимание, вопрос! В какую сторону включать мотор, чтобы оптопара поймала центральное положение?

BALAL
Alexander=:

я не совсем представляю как ее изготовить самому или откуда можно вытащить.

Есть предположение - просто шпилька, М4, например, и… фигуристая гайка…

Alexander=:

Как все таки здорово считать спрашивающего идиотом …

Неправда, просто народ, имеющий опыт, рассказывает про “грабли”, которые кому-то когда-то попадались, и заранее предостерегает Вас…

…Реостаты тоже народу не нравятся, но в промышленной аппаратуре стоят именно они. И есть оценки того, что их надёжность… какая-то нереастатовская, в хорошем смысле… И ещё - при выборе строить аппаратуру/модель многие делают выбор в пользу модели, используя аппаратуру готовую, хотя возможность сделать аппаратуру, в принципе, есть… (Вы можете найти обсуждения на форуме, воспользовавшись поиском, но в разделе “аппаратура”).

Alexander=:

Я тоже думал о покупке б/у. Правда есть один затык, я понятия не имею где в Ростове н/Д ее можно купить.

Данный форум располагает огромными возможностями… Посмотрите объявления в разделе “Барахолка. Аппаратура”, разместите своё, сможете найти подходящий вариант. Вот, кстати: rcopen.com/forum/f1/topic24356
С уважением.

Добавлено

toxa:

Предположим серва стоит в одном из положений, близких к крайнему. Внимание, вопрос! В какую сторону включать мотор, чтобы оптопара поймала центральное положение?

Во, здорово! Но три концевика плюс “умное” ПО - это решение многих проблемм! 😃

toxa
Alexander__

Вы упускаете тот момент, что если будет использоваться червячная передача, то между включениями/выключениями угол самопроизвольно меняться не будет.

Червяк - как раз будет самое слабое место вашей конструкции.

Alexander__

Однако в серьезный изделиях в ответственных узлах реостаты почему то не используются.

Цифровые сервы стоимостью по $100-$150 за штуку - достаточно серьезные изделия?

Alexander__

А что на стандартных изделиях присутствует дребезг контактов или нет стабилизации питания?

В выключателе - вполне возможно. В теории это все одно, но при практической эксплуатации возникают разные неприятные моменты. И способность системы моментально восстанавливаться после кратковременного сбоя - не самое последнее преимущество.

Alexander__

Кстати о посадках. С какой же скоростью надо воткнуть самолет, чтобы сломать серво привод?

Классический тренер .40 размера с трехстоечным шасси. При посадке на рулении колесо попало на камешек. Самолет просто “скозлил” немного и дальше нормально сел. В серве руддера - минус два зуба. Просто неудачно попало.

Alexander__

Такие посадки и посадками назвать нельзя – это уже аварии.

А что вы знаете о нагрузках в полете, на рулении и при посадке? Иногда срезает пластиковые зубья на обычной серве. При том, что там нет жесткой фиксации шестерни червячной передачей и при черезмерной нагрузке ее проворачивает. А если бы была - срезало бы гораздо чаще!

Alexander__

Кстати, какой момент должена развивать сервомашинка для управления самолетом с размахом крыла 1200-1500мм?

Годятся стандартные (самые дешевые) сервы, у них усилие в районе 3кг/см. Стандартная серва Futaba S3003 имеет усилие 3.2kg/cm и скорость 0.23 sec/60°.

BALAL

И ещё - при выборе строить аппаратуру/модель многие делают выбор в пользу модели, используя аппаратуру готовую, хотя возможность сделать аппаратуру, в принципе, есть…

Да есть, конечно! Просто не надо пытаться объять необъятное, делать сразу космический аппарат лучше всех фирменных. Потому, что сделать самостоятельно сервомашинку лучше по характеристикам, долговечнее и дешевле, чем, скажем, у futaba - это занятие само по себе емкое настолько, что на передатчик, приемник и модель никаких сил уже не хватит. Сделайте для начала хотя бы так, чтобы работало не хуже, чем у китайцев. Можно сколь угодно долго их охаивать, воротить нос… Но как дело доходит до практики, выходят такие уродцы… По сравнению с которыми самый голимый “китай” - верх технического прогресса.

BALAL

Во, здорово! Но три концевика плюс “умное” ПО - это решение многих проблемм! 😃

Оптическая считающая система плюс концевики плюс “умное” ПО! И вместо чего? Вместо резистора. 😃

ps: Никакое, даже самое “умное” ПО не исправит просчеты, допушенные при проектировании. Если нет возможности определить направление вращения, то никакой, даже самый гениальный программист вам не поможет.

pps: Датчик холла - нормальное решение, но что-то это не очень укладывается в понятие “с минимальными затратами”.

Minus
toxa:

А теперь смотрите. Серва стоит в режиме ужержания. Колесо попало на камешек, серва немного сдвинулась. Вы знаете, что на 2 шага. Внимание, вопрос! В какую сторону возвращать?
Предположим до подачи питания серва стоит в одном из положений, близких к крайнему. Внимание, вопрос! В какую сторону включать мотор, чтобы оптопара поймала центральное положение?

итак, на планере колесо попало на камушек, Внимание, вопрос - сдвинется ли положение сервы с червячным механизмом?

про среднее положение вообще просто: фотодатчик и шторка прикрывающая половину хода сервы. Простейший алгоритм: смотрим датчик - освещён - двигаем до пропажи освещения (затем можно минус н-цать щагов для выборки люфта), неосвещён - двигаем в другую сторону до появления освещения (-\\-)

телемаркет - серва в середине

разве сложно если немножко подумать?

P.S. кстати, когда в фиде обсуждали червячные механизмы самодельных станков то пришли к выходу что вместо “фигурной гайки” можно отлить оную прямо на резьбе полиэтиленом 😉

P.P.S.
>А что вы знаете о нагрузках в полете, на рулении и при посадке? Иногда >срезает пластиковые зубья на обычной серве. При том, что там нет жесткой >фиксации шестерни червячной передачей и при черезмерной нагрузке ее >проворачивает. А если бы была - срезало бы гораздо чаще!

усилия на элероны\рули от серв требуются поступательные, а не как в стандартных сервах вращательные+рычаг. Подумаете про правильное использование червяка или дальше про конструкцию рассказать?

P.P.P.S. что т тут увы больше обсуждается “почему не надо делать” чем “как сделать”, Александр, почитайте лучше rcgroups.com раздел (ежли не изменяет склерозьм) Indoor and Micro Models, там империалисты более конструктивно енто всё обсуждают 😉

toxa
Minus

итак, на планере колесо попало на камушек, Внимание, вопрос - сдвинется ли положение сервы с червячным механизмом?

Легко сдвинется. Только уже без пары зубьев. Жесткость ужержания должна соответствовать прочности шестерен. При малых размерах (даже стандартной) сервы создать избыточную прочность… А это вес…

Minus

P.S. кстати, когда в фиде обсуждали червячные механизмы самодельных станков то пришли к выходу что вместо “фигурной гайки” можно отлить оную прямо на резьбе полиэтиленом 😉

И какова будет прочность полиэтиленовой гайки размера, подходящего для стандартной сервы? Никакая! Зачем такие советы даете? С вашим подходом нужен длинный винт с резьбой мелкого шага и металлическая (лучше бронзовая по стальному винту) гайка.

SAN

Чтобы установить ноль? Это излишество, можно обойтись и без этого.

Как все таки здорово считать спрашивающего идиотом

Пардон, а кем вас считать при таких заявлениях
Собрали вы модель в поле. Рули в произвольных положениях. Включили.
Что дальше? Как ваша серва узнает о положениях рулей?

toxa
SAN

Собрали вы модель в поле. Рули в произвольных положениях. Включили. Что дальше? Как ваша серва узнает о положениях рулей?

Предлагается сделать серву, которую не сдвинешь ни при каких условиях не включив. Механически, с использованием червячной передачи. Откалибровать ее один раз при сборке. При работе она постоянно сохраняет свое положение в энергонезависимой памяти. Каждое изменение. Изменение положения в выключенном виде - исключено.

Вам удобно будет устанавливать такую серву на самолет, работать с ней, настраивать? Возить модель, хранить модель? Когда все рули стоят “колом”? Мне - не очень, хотя, от бедности можно и пережить.

На тренере - можно и пережить, а на фанфлае, типа flip’а, где огромные элероны и руддер величиной с лопату - останешься без элеронов и руддера при перевозке.