Электродвигатели ДПМ и ДПР

DELFI

Вопрос к знатокам. В чем различие электродвигателей ДПМ от ДПР.
Также интересует их особенность (преимущества/недостатки) от например стандартных модельных электродвигателей.

ADF

Недостаток лишь один знаю - слабые. По-моему только на копии судомоделей ставят их.

blade
DELFI:

В чем различие электродвигателей ДПМ от ДПР.

ДПМ- двигатель с классической компоновкой: стальной ротор, в пазах которого уложены обмотки. Тяжелый, низкомоментный.
ДПР- двигтнль с полым ротором (ротор- залитая компаундом плоская обмотка).
Легче, чем ДПМ (железа меньше), более высокомоментный, по сравнению с ДПМ - обмотки находятся на бОльшем плече.
Недостатки (по сравнению с современными) : тяжелые, дорогие, магниты из самарий-кобальтового сплава- раз в несколько слабее нынешних неодимовых, следовательно, КПД- гораздо хуже.
Из личного опыта: много лет использую ДПРы 72 в качестве ручной мини- дрели.
Болезнь у них-отламывание вала возле корпуса, там где по всем правилам инженерной мысли, в самом нагруженном месте вала- сделана кольцевая проточка 😦

DELFI
blade:

магниты из самарий-кобальтового сплава- раз в несколько слабее нынешних неодимовых, следовательно, КПД- гораздо хуже.

Сегодня на ощупь попробывал тягу разных моторов, в том чесле и ДПМ-20-Н1. По ощущению ДПМ вроде не проигрывает по тяге остальным. Также немного преоткрыв его, увидел, что ротор состоит не из 3 лепестков (как у стандартных) а около 10. Вообще двигатель сделан очень качественно и имеет не простую конструкцию.
На валу имеется шпонка которая вставлена в прорезь. Данную шпонку можно как то вынуть, или она серьезно запрессована?

blade
DELFI:

Данную шпонку можно как то вынуть

Запросто- бокорезами аккуратненько поддеть с двух сторон. Она имеет вид полукруга, просто вставленного в прорезь.

DELFI:

сделан очень качественно

Никто и не говорил, что они плохо сделаны: там и коллекторы позолоченные и подшипники- с тремя точками. В космос же всё это летало.
Просто разработкам этим- больше 40 лет, тогда неодимовых магнитов просто не было.

DELFI

И все таки по поводу неодимовых магнитов…
Вы думаете, что к примеру в коллекторных моторах от Graupner серии speed стоят неодимовые магниты? Всегда казалось, что неодимовые магниты используют только в бесколлекторных моторах и то только в дорогих моделях.
Также интересно, на какие характеристики электродвигателя влияет количество лепестков ротора.

blade
DELFI:

Вы думаете, что к примеру в коллекторных моторах от Graupner

Я про это- совсем не думаю: на Турниги летаю.
И цена-от 10 до 16 $, вполне устраивает 😃

DELFI:

количество лепестков ротора.

На пусковой момент и плавность хода (если такой параметр- имеет место?)

V_tAL

Активно пользую ДПМ-30Н, момент конечно слабый у него, если изготовить какой либо понижающий редуктор, то лучше сверлить будет. А вообще дремель поуниверсальней будет

DELFI
blade:

на Турниги летаю.

По всей видимости речь идет о бесколлекторном двигателе. Пока ни разу не держал и не разбирал подобные движки, но судя по тому какую они мощь выдают, там на самом деле неодимовые магниты. А вот коллекторные движки от Graupner серии speed разбирал и сделал вывод, что там стандартные магниты. Скорее всего неодимовые магниты не целесообразно применять в коллекторных двигателях так как при высоких оборотах просто выйдет из строя коллектор и щетки. Повышенная мощь в модельных коллекторных двигателях относительно ДПМ наверно обусловлена малым количеством витков и большим сечение медной проволоки.

blade:

На пусковой момент и плавность хода (если такой параметр- имеет место?)

Такой параметр пригодится в различных редукторах и может найти свое применение в моделях тягачей и т. п. Также может быть полезен в моделях кораблей. При наматывании водорослей на винт, двигатель будет пытаться провернуть его а не заклинит и вся энергия попросту уйдет в нагрев обмотки.

V_tAL:

Активно пользую ДПМ-30Н, момент конечно слабый у него

Всё относительно. Дримель имеет мощность раз в 8-10 больше и там тоже многолепестковый ротор.
У меня нет дримеля, но я приспособился с Graupner. Режет на высоких оборотах вполне сносно, но при сверлении если сверло заклинело то пока не вынешь из дырки, шансов нет. Так что момент тут тоже не очень.

BelMik

“Каждому овощу - свой фрукт”, каждый электромотор имеет свое назначение. ДПМ и ДПР в том числе. Количество ламелей коллектора определяет Kv мотора (чем больше ламелей тем меньше Kv), как число полюсов у бесколлекторника. И КПД этих моторов, вполне сравнима с другими подобными моторами, Эти двигатели предназначены для систем автоматики, где важны такие параметры, как момент страгивания, низкие обороты (точность позиционирования), малая инерционность при торможении и реверсе, ресурс. По этим параметрам, эти двигатели наиболее оптимально подходят для моделей тихоходных кораблей, где нет им альтернативы, кроме моторов с редукторами.

blade
BelMik:

ДПМ и ДПР в том числе.

BelMik:

где нет им альтернативы,

К сожалению- их и самих уже нет: на Митино только БУ попадаются, а если новый, то стОит как шашка Ворошилова 😦

DELFI
blade:

Митино только БУ попадаются, а если новый, то стОит как шашка Ворошилова

Митинский рынок вообще обмелел как то, а альтернативы нет.

BelMik
blade:

К сожалению- их и самих уже нет: на Митино только БУ попадаются,(

Он и Б/У, еще прослужит.

DELFI:

Фото ротора ДПМ-20

Добротно сделано. Военная приемка!

aiz

Удельная мощьность у них была на уровне своего века…не силовые это моторы! Назначение - приводы приборов и автоматики. Их особенность - высокий ресурс, малые помехи для радио (коллекторные!), высокая надёжность.
При тех-же параметрах надёжности, более мощьные моторы исполнялись с вариантом 2-х пар щёток…-крутящий момент на порядок выше…

DELFI
aiz:

более мощьные моторы исполнялись с вариантом 2-х пар щёток…-крутящий момент на порядок выше…

Какая у них маркировка?

aiz

Под рукой у меня маленький, 28 мм - ВЛ075П3. Больше - 40 мм стоит у меня на микродрели - при 40в сверлит 4мм сверлом 4мм уголок стальной… Маркировку не помню…-не под рукой…😃
Обычные обмотки коллектора, на якоре, только 2 пары щёток (параллельно!)…Т.е. 2 мотора в одном!

DELFI
aiz:

ВЛ075П3

К сожалению Яндекс ничего не выдал на эту тему. Если есть возможность, можно фотку данного двигателя и чуть больше информации чтоб можно было за что то зацепиться и в нете накопать.

aiz

вот что есть, мотор ещё не вскрывался, т.ч. внутренности не показываю, но там, ничего необычного - две параллельные пары (под 90 гр.) щёток -графит…
Выводы отдельно, но подсоединён был в параллель…(в родной аппаратере…)
Это, ракетно-космические серии на закате СССР…
К стати! ДПР - обычные роторы, с якорем не-полым…только исполнение корпуса (статора) было другое… ДПМ-круглые, серебристые, ДПР- чёрные овальные (срезанные сегменты).
А с полым ротором были моторы с индексом ДИ, но они были на 27в-400Гц…😦

DELFI

Чувствуется, раньше у наших ученых инженерная мысль не дремала.

aiz

Ну как сказать, что “Отец-гавно…” !? Просто, слабо нас учили!! Ракета соит в шахте 22 года(!!!) - отец, который её придумал и отец, который её построил, уже давно в могилке лежат… А ОНА, летает! И супостаты ЕЁ до сих пор боятся,! и долго ещё могут под её защитой меняться президенты на премьеров и обратно!😃

blade

aiz:

ДПР - обычные роторы, с якорем не-полым…только

Ну да?
А мужики то- и не в курсе (С): считают (во дурные), что Д вигатель с П олым Р отором
-это и есть ДПР? 😦
Как теперь жить 😢 ?
ЗЫ: Для особо осведОмленных: то, что лежит справа, коричневое, это и есть тот самый полый (пустой,то есть) ротор 😃
А зеленое: это тот самый самарий- кобальтовый магнит.
Зеленое- вставляется внутрь коричневого.
Если не понятно- могу еще фоток накидать.
Для подслеповатых: двигатель “ДПР 72 Н1-03”, что выгравировано на корпусе.

aiz:

долго ещё могут под её защитой

Да не долго уже: гарантийный срок электроники- был тогда 3 года, после чего её надо было тупо менять.
А за 22 года от неё- одна труха осталась.
А менять- не на что.

aiz:

А с полым ротором были моторы с индексом ДИ

Никогда ДИ (Двигатель Интегрирующий) не были на 27 в 400 герц (сельсинами, то есть или, на худой конец-четырехфазниками. Да и 400 Гц- всегда было с напряжением 115 В, на борту ЛА, во всяком случае)
Они были на 6 В с КПД- 99% (ну, или около того).
Делал (лично) с ДИ-6-1500 такой эксперимент: соединял два движка параллельно и, тихонечко покручивая за вал одного- вызывал вращение другого.
За что на уроке Физики- был отмечен “5”, в связи с остронаглядной демонстрацией “обратимости двигателя постоянного тока” 😃

DELFI
blade:

Если не понятно- могу еще фоток накидать.

Кидайте фотки.
Непонятно как на полом роторе намотана проволока а также где и о бо что трутся щетки.

blade

DELFI:

Непонятно как на полом роторе

blade:

(ротор- залитая компаундом плоская обмотка).

А где я пИсал, что обмотка на роторе?
Коллектор (об который трутся спиной медведи щетки)- на левом снимке
Теперь (надеюсь)- всё ясно?
Кстати, щелка на валу (на правом снимке)- это место, где была шпонка.

12 days later
DELFI
blade:

Болезнь у них-отламывание вала возле корпуса, там где по всем правилам инженерной мысли, в самом нагруженном месте вала- сделана кольцевая проточка

Реально есть такая проточка, где то больше, где то меньше. Похоже скорее на технологический брак, чем на инженерную задумку.
Визуально заметил, что диаметр вала на всех движках один и тот же (2 мм) . Это действительно так?