Добрый день, любители моделирования!
Поиск Яндекс закинул на этот форум, когда я искал информацию по интересующей меня теме. Если подобная тема категорически не может обсуждаться тут, прошу меня простить. В противном случае - поделиться своим опытом. Итак.
Досталась мне детская машинка с электроприводом и работой от АКБ 6В 10Ач. Аккумулятор полностью умер, а мотор работает.
Казалось бы: купи АКБ на 6В и радуй дочку, которая уже доросла до этой машинки. Но есть два обстоятельства, которые подвигают меня к переводу авто на питание от 12В. Во-первых - в качестве зарядного устройства используется блок питания на 6В, что не хорошо, т.к. не будет "правильной" зарядки АКБ. Во-вторых - АКБ на 6В надо покупать (около 800 руб.), а АКБ 12В 7,2Ач у меня есть, а в качестве зарядного будет использоваться ББП-30 Аккордтек. Кроме того, начинаю осваивать Ардуино и есть планы по ограничению "свободы малыша" с радио-брелка. А микроконтроллер питается от 7-12В.
Первая проблема:
На корпусе мотора написано RS-540SH. Почитал я даташиты на эти моторы и понял, что их целое семейство и конкретные характеристики зависят от последней группы цифр в названии. Эта группа цифр отсутствует в маркировке на моём моторе. Логика подсказывает, что в машинке с АКБ на 6В будет использоваться и мотор на 6В. Однако, я понял, что такие моторы могут использоваться в диапазоне напряжений. И, более того, от приложенного напряжения зависит скорость вращения ротора. Отсюда вопрос: можно ли использовать данный мотор, питая его от 12В? Как долго его можно эксплуатировать в таком режиме? Ведь ребёнок может сесть и пять минут "пилить" по дорожке в парке со скоростью 5 км/ч))) Я понимаю, что сказать ДА/НЕТ невозможно или это будет голословно, но как можно определить, какой эксперимент провести, чтобы быть уверенным, что режим работы не критический для мотора?
Вторая проблема:
Покумекав и поискав схемы преобразования 12В DC в 6В DC, пока не решилась "Первая проблема", понял, что существует много сложных схем, но большинство из них рассчитаны на малые токи. А этот моторчик исходя из того же даташита потребляет значительный ток. Выход увидел в регуляторе оборотов шуруповёрта. Как раз есть у меня такой "шурик" на 14В и мотором, у которого обломилась щётка. Попробовал. Мой моторчик от АКБ 12В через этот регулятор работает. Стартует где-то от 7В, потом можно поднимать обороты до 10В, а потом происходит скачёк напряжения (и оборотов) до номинала АКБ (всё это на холостом ходу моторчика, без нагрузки). Я приписываю такие результаты логике работы регулятора от шуруповёрта. Вопрос в следующем: Можно ли использовать регулятор оборотов от шуруповёрта в связке с гелевым свинцово-кислотным АКБ 12В 7,2Ач? Ведь шуруповёрт работал от NiMH-аккумулятора. Что мотор может работать от подобного регулятора я понимаю из того, что в шурике стоит очень похожий мотор (трёхобмоточный коллекторный).