Вопрос про продольную устойчивость пилотажки

Mikele_P

Добрый день, форумчане

Снова я и снова с вопросами про устойчивость. На сей раз продольную. 😃 Вопросы, наверно, больше к тем, кто сам разрабатывал пилотажные модели.

На основе недобитого биплана (в моей галерее “Единорог”. Фотки результата пока не могу выложить.) сделал моноплан – первый свой пилотажный тренер. (До этого были только с поперечным V и плоско-выпуклым профилем) Вместо нижнего крыла поставил другое: симметричный профиль 15%, бОльшего размаха и хорды, крыло прямоугольное в плане и без поперечного V.

Понятное дело, что продольной устойчивости на таком крыле, мягко говоря, не много, но вот вопросы:

  1. после взлета стало очень солидно тащить влево, как от момента вращения мотора. Для выравнивания по крену не хватило даже всего триммера. Не пойму почему, выкос-то двигателя вправо я сделал. Да и крыло вроде не на столько косое. Вопрос: в чем может быть причина? Или пилотажки всегда себя вживую так ведут? Есть ли еще методы, как с этим бороться?

  2. После посадки, увидел, что элероны фактически вывернуты для крена вправо. Думаю, что такое их положениедля пилотажа далеко не есть хорошо. Есть ли методы для компенсации крена на пилотажках, кроме выкоса и элеронов? Или просто необходимо замешать газ на элероны, чтобы не мешало пилотажу?

  3. После худо-бедного тримиирования модель все время норовит свалиться то на правое, то на левое крыло, т.е. устойчивость отсутствует вообще. Нутром чую, что должно быть решение этой беды. Как варианты думаю – нужен среднеплан, да еще и стреловидность положительная. Прав ли я? И/или есть еще методы борьбы с этим несчастьем?

Как-то же на пилотажках борятся с этими проблемами? Подскажите, как??
Или это неотъемлемая черта пилотажек?

Mikele_P

(!) Вот как чувствовал же ж… Извиняюсь. В вопросе естественно не продольная, а ПОПЕРЕЧНАЯ устойчивость при вращении вокруг продольной оси.

Airliner-rc

У нормальных пилотажных моджелей таких проблем нет - хорошая модель летит сама, а не “на ручках”. Ваши проблемы связаны видимо с самостроем, который вы решили назвать пилотажкой - разбирайтесь с самолетом конкретной конструкции.

Mikele_P
Airliner-rc:

У нормальных пилотажных моджелей таких проблем нет - хорошая модель летит сама, а не “на ручках”. Ваши проблемы связаны видимо с самостроем, который вы решили назвать пилотажкой - разбирайтесь с самолетом конкретной конструкции.

Ясное дело самострой. Потому и адресовал вопрос тем, кто сам проектирует пилотажки. И вопросы поэтому соответствующие: 😃 “как конструктивно бороться”…
Ведь должен кто-то знать. Откуда-то же в природе взялись “конкретные конструкции” “нормальных пилотажных моделей”.

Flight
Mikele_P:

(!) Вот как чувствовал же ж… Извиняюсь. В вопросе естественно не продольная, а ПОПЕРЕЧНАЯ устойчивость при вращении вокруг продольной оси.

Обратите внимание, на пилотагах крыло не прямоугольное в плане, а трапециевидное. Стреловидная передняя кромка работает как поперечное “V” крыла. Попробуйте в пологом пикировании разогнать самолёт до нормальной скорости горизонтального полёта, с остановленным двигателем. Если будет валить на крыло, значит дело в кривизне конструкции, кроме прочего.

Mikele_P
Flight:

Обратите внимание, на пилотагах крыло не прямоугольное в плане, а трапециевидное. Стреловидная передняя кромка работает как поперечное “V” крыла.

Обратил. По что стреловидность работает как V - я знал. Только далеко не все модели имеют стреловидность по 25% хорды (фокусу симметричного профиля). Например “Гелиос” – имеет ярко выраженную, а, например, “Катана” – скорее нет, чем да. Экстра, если мне не изменяет память, с одинаковой стреловидностью по передней и задней кромке – будет иметь, но слабую.

Flight:

Попробуйте в пологом пикировании разогнать самолёт до нормальной скорости горизонтального полёта, с остановленным двигателем. Если будет валить на крыло, значит дело в кривизне конструкции, кроме прочего.

Дельный совет. Попробую, когда починюсь. Сам об этом задумывался, но не смог до конца додуматься.

Maxicus
Mikele_P:

… после взлета стало очень солидно тащить влево…
… элероны фактически вывернуты для крена вправо…

Это может быть следствием крутки на крыле или того, что левая консоль тяжелее правой.

Mikele_P:
  1. После худо-бедного тримиирования модель все время норовит свалиться то на правое, то на левое крыло, т.е. устойчивость отсутствует вообще.

Сама “норовит свалиться” из ровного полета или слишком резко реагирует на ручку? Если нет люфтов в управлении элеронами, то попробуйте на 30% уменьшить расходы и понаблюдать еще 3-4 полета (желательно без ветра), чтобы не делать выводы по первым впечатлениям.

Airliner-rc

приколол подход: “Или пилотажки всегда себя вживую так ведут/Или это неотъемлемая черта пилотажек” - зачем так судить по одной самоделке… 😃😃😃

Mikele_P
Airliner-rc:

приколол подход: “Или пилотажки всегда себя вживую так ведут/Или это неотъемлемая черта пилотажек” - зачем так судить по одной самоделке… 😃😃😃

Просто очень удивлен поведением модели. А так как подобная модель – совсем первая, то и даже не знаю чего думать… А собирался бы судить только по одной своей самодельке – вопросы в форум не задавал бы.😁

Maxicus:

Это может быть следствием крутки на крыле или того, что левая консоль тяжелее правой.

Неужели на крыле с симметричным профилем крутка влияет на много сильнее чем на крыльях с плоско-выпуклым?😃 Раньше я за моделями такого поведения не замечал…

Maxicus:

Сама “норовит свалиться” из ровного полета или слишком резко реагирует на ручку? Если нет люфтов в управлении элеронами, то попробуйте на 30% уменьшить расходы и понаблюдать еще 3-4 полета (желательно без ветра), чтобы не делать выводы по первым впечатлениям.

Вообще-то при облете был не очень равномерный ветер. Но “коллег по цеху” на столько в воздухе не колбасило, как меня.

Mikele_P
Maxicus:

Это может быть следствием крутки на крыле

Похоже действительно крыло повело, пока скотч утюжком натягивал. Буду править.

27 days later
Mikele_P
ViperON:

Чем же дело кончилось?😃

После исправления крутки стало существенно лучше, но летать все-равно на стике приходится. Теперь хоть постоянно “ловить” из крена не приходится.
И все-таки желательно чтоб ЦТ был чуть ниже крыла без поперечного V. Т.е. к верху колесами модель летает однозначно лучше.

Попробовал смоделировать крыло со стреловидностью (уменьшить длину концевых хорд и выровнять крыло по задней кромке) и получить момент вращения при небольших углах скольжения потока – получилось не однозначно:
порой крыло с совсем небольшой стреловидностью и малым сужением работает как поперечное V лучше, чем крылья с гораздо более выраженной стреловидностью и большим сужением.

Уже не в тему:
Еще заметил одно отличие симметричного профиля от плоско-выпуклого – это более ранний и более резкий срыв потока.

Maxicus
Mikele_P:

…Т.е. к верху колесами модель летает однозначно лучше.

Так делают многие модели, не только ваша.

ViperON

Тема Ваша попалась сразу после того как в “Наших самолетах” написал про свой тока облетаный САР. Порадовался еще раз своему самику. Не трогаеш ручки - летит как утюг! Начинаеш рулить - рулит! 😃 Друг со мной был на облете, у него мысль первой оформилась:“Ты таво!акуратней!он вон какой верткий!” 😃) Крыло выложил на стапеле на верхнюю плоскость, она ровная, по V, а нижня, соответственно чуть с V. Я эт все к чему…😃 Может дело еще в чем то, не в геометрии крыла как таковой?

Mikele_P
ViperON:

верхнюю плоскость, она ровная, по V, а нижня, соответственно чуть с V.

Это уже говорит о том, что крыло имеет положительное V, т.к. V измеряется по хордам.профилей в крыле. Т.е. ваше крыло имеет, хоть и не очень большое V

ViperON

Ну да. Я еще думал када крыло выкладывать - симетрично или на плоский стапель? Расчитывал получить устойчивость на счет получившегося по нижней плоскости V, а када кверх ногами за счет центра тяжести переместившегося вниз…😃) вроде удалась хитрость 😃)

7 days later
Mikele_P
ViperON:

Ну да. Я еще думал када крыло выкладывать - симетрично или на плоский стапель? Расчитывал получить устойчивость на счет получившегося по нижней плоскости V, а када кверх ногами за счет центра тяжести переместившегося вниз…😃) вроде удалась хитрость 😃)

Зачёт! Взял на заметку.