Giles-202 50 ARF (сборка и адаптация под электро)

magic

Итак, за ночь разрядил/зарядил батарейку через зарядник.
Еще раз ее параметры: 3200мАч 4S1P 20C
Ток разрядки 0,3А.
DCH: 3080, CHG: 3206.

Утром запустил разрядку через регулятор+двигатель током 1,7А и снял показания во времени.
Тяга при этом была 200 грамм примерно - для пенолета в самый раз. =)
Хочу перед облеткой еще снять показания с током разряда в 3,2А если по времени удастся успеть.

magic

Первый полет самолета
Погодка была не самая ласковая - ветренно с порывами, но летать можно да и очень хотелось…
Хочу поблагодорить коллег по увлечению за маральную поддержку на поле, особенно отдельное спасибо для FRUKT-а.

Выставил экспоненту 30-40% на все рули и на взлетку.
Перед облеткой по настоятельным рекомендациям покатался по ВПП, немного почуствовал самик.

Разбег, взлет и я обнаруживаю, что самолет очень чувствителен к движениям стиков, что внесло массу адреланила в мое тело и только усугубило ситуацию. Сразу занялся процессом подготовки к посадке, но резкость и отзывчивость самолета очень осложняло дело. Решил зайти подальше чтобы было время на выравнивание и долгую глиссаду, но по неведомым причинам на дальнем развороте почуствовал потерю сигнала и прирывистую неуправляемость. С трудом вытащил самолет и подтянул поближе к себе, управляемость вернулась.
Вообщем, не сразу и не просто, но удалось посадить самолет без повреждений.

Ощущения
Общий полет длился примерно 2-е минуты. Триммировать не пришлось - не до этого было да и вроде как небыло надобсности. Всё это время боролся с собой, ветром и резкостью отклика самолета. Что-либо о самолете внятно сказать после первого полета не могу, но в очреденой раз убедился из какого места выделяется адреналин 😁

Второй заход
Зажимать расходы не стал, но поставил экспоненту 80%, зарядил батарейку и на второй полет.
Ветер в основном вдоль взлетки, с небольшим боковым углом. При разгоне чуть пошел по диагонали, но подрулил и нормально взлетел. Управляемость стала покомфортней и не такая резкая как в первый полет, триммирование действительно не потребовалось - идет стабильно, ровно, что очень порадовало. Покрутил коробочки над ВПП, пообвыкался на сколько это было возможно - некоторая возбужденность в теле присутствовала и мешала.
Определенно тяга 0,8-1.0 для этого самолета - вподне достаточно для пилотирования, самолет не кажется тяжелым, правда, ощущение, что центровка чуть задняя. Какие-либо фигуры крутить в этот раз не стал, однако, по ощущениям если с тапкой в пол, то что-то делать можно, но категорически без затяжных вертикалей. По сравнению с перым моим саомлетом (пенолет из потолочки) с размахом 1 метр - этот Жилис будет скоростней, отзывчивей и… больше 😒 что накладывает некоторые поправки на манеру полетов: - приходится отпускать самолет дальше от себя, он становится визуально мелким, раскраска с клетками на пузе становится неразличимой, зарулиться можно и цена ошибки возрастает при таких сравнительно высоких скоростях.
Итак, пять минут покрутил коробочки, готовлюсь к посадке, пробный заход проходит сносно, но что-то не очень уверенно. Завожу второй раз уже на посадку и иду зачем-то чуть по диагонали к полосе, подруливаю РП и… слишком сильно - самолет теряет скорость на высоте 3-4 метра, тапку в пол но уход не складывается как надо и бью шасси об матушку землю довольно сильно но всё вроде цело, отпружинивает вверх, затем второй удар уже вырвал площадку шасси с вытекающими… самолет на пузе лижит недвижимо. Где-то рядом приземляются колеса и тапочки.
Всё мероприятие снималось еще и на видео, чуть позже попробую выложить.

Выводы
В целом доволен, ошибки пилотирования будем тренировать на симуляторе.
Повреждения - это всё довольно быстро и легко ремонтируется, заодно перетяну крыло с более выраженной разметкой верх/низ. Уже ободрал крыло, обнаружил, что оно практически всё обшито бальзой. В этой связи вместе с ремотном хочу облегчить крыло, вырезав “окна” в бальзовой обтяжке. Расчитываю, что это не ухудшит прочностных свойств. Так же, повырезаю “окна” в рулях высоты и направления, что должно чуть подвинуть центровку вперед, хотя и незначительно.

Кроме того, уже купил другой двигатель: 3520-7T-8 (Вес: 262г.)
Чуть больший вес двигателя так же подвинит центровку вперед и, предположительно поставит ее куда следует.
Детального описания не нашел, но из того что имеется ожидаю большей тяги:
Батареи: 4-5 банок
Обороты: 600 об/вольт
Токи: до 45А норма, 56 пиковый 30 сек.
Мощность: 850 Ват
Винты: 13х8, 14х7 APC

OldMan

Рискну дать совет, подсмотренный мной в видео-уроках от 3DHS. Суть проста - взлёт и посадка на зажатых (50% от нормы) расходах. Намного упрощает жизнь и снижает вероятность резких эволюций на взлёте-посадке.

Yamarin
OldMan:

Суть проста - взлёт и посадка на зажатых (50% от нормы) расходах.

Упс, я думаю, что автор так и делал… Если нет, то это большая АшиПка 😁 Судя про фразу “зажимать расходы не стал”, так и есть…
Экспонента 80% - ИМХО, слишком много… Где-то читал, что рекомендуется 30% -40%, я ставлю 35 на зажатых и 15-20 на полных расходах, поправьте если неправ

PS пока дописывал про экспоненту, Володимир опередил 😃))

Володимир

Добавлю к OldMan, что делать большую экспоненту не стоит, есть риск особенно на посадке - когда приходиться плавно добирать ручку, а самолет “вдруг” вспухает и делает горку - причина именно в большой экспоненте, которая “неожиданно” для пилота перекладывает рули…

Как только вычитал про это дело, привел свои настройки в соответствие и проблемм на посадке стало меньше - даже если и допущу козление - дальше самолет не плюхается, а летит и продолжает посадку.

По поводу ремонта - вырезать окна в бальзе никакого смысла нету - ну сьэкономишь ты 10 грамм, а сколько будет возни!!!

Лучше крепче вклей площадку для шасси - это добавит веса в носу.

PS Задняя центровка для облета, как и 3Д расходы при этом - перебор…

lelik
Yamarin:

Где-то читал, что рекомендуется 30% -40%, я ставлю 35 на зажатых и 15-20 на полных расходах, поправьте если неправ

Ты не путаешь большие с малыми? У меня на больших 75-80% (правда расходы огромные да и поверхности не маленькие), на малых 30-40.

FRUKT

Лёш поздравляю ещё раз с облёткой этого самолёта;)
Ну и “комменты со стороны” т.к. я всё видел личноB-)
Во первых центровка у тебя получилась практически задняя, причём сильно задняя. Самолёт хорошо летает только на оборотах и при потере скорости сразу задирает нос, особенно это заметно на виражах. На посадке его нужно выводить по более крутой глиссаде и с большей скоростью или постоянно подтягивать мотором иначе просядет на хвост и свалится, что собственно и произошло на второй посадке.
Полёты на больших оборотах тоже не есть хорошо, неплохо было бы наверно замиксовать обороты с РВ, как мне показалось при “тапке в пол” он тоже задирает нос, поэтому про выкос мотора я и спросил в поле.
По экспонентам: на втором полёте уже чувствовалось, что рулится он более комфортно на бОльших экспонентах по элеронам. Попробуй всё же распустить и расходы по элеронам при экспоненте на скажем 80% или сделай двойные расходы по элеронам. Как вариант посадочный с зажатыми, как сейчас наполовину расходами и экспонентой проценов в 50-60 и полётные с полным ходом элеронов, но экспонентой в 80%, хотя я лично против зажатия расходов в принципеB-)
Обтекатели на колёсах ИМХО тоже лишняя деталь, которая только коверкает крыло при жёсткой посадке и больше от них толку нет, не ставь их больше😒
Ну и напоследок небольшой камешек: когда самоль на второй, неудачной, посадке первый раз приложился к полосе, то его ещё можно было вытянуть, дав полный газ, не нужно было пускать его в “свободный полёт”, рулить и вытаскивать модель нужно до конца!😉

Yamarin
lelik:

Ты не путаешь большие с малыми? У меня на больших 75-80% (правда расходы огромные да и поверхности не маленькие), на малых 30-40.

Да нет, вроде не путаю)) Исходил из того, что для 3Д экспонента должна быть поменьше, дабы чувствительность была больше… Ну да, самолет более нервный становится…
Экспоненту 80 попробую, впрочем (на ЗУме ХХЛ)

Yamarin

Вспомнил, в мануале на Сушку Себовскую есть значения расходов\эспонент:

For the AILERON we recommend the following throws:

Low rate: 20° up / 20° down Expo: 40%

3D rate: 45° up / 45° down Expo: 80%
For the ELEVATOR we recommend the following throws:
Low rate: 20° up / 20° down Expo: 25%

3D rate: 60° up / 60° down Expo: 80%

For the RUDDER we recommend the following throws:

Low rate: 30° left / 30° right Expo: 30%
3D rate: 50° left / 50° right Expo: 60%

Да, получается для бОльших расходов - бОльшая экспонента (так советует Себа)

но как-то мне кажется, для 3Д это будет как-то некомфортно…

magic
FRUKT:

Обтекатели на колёсах ИМХО тоже лишняя деталь, которая только коверкает крыло при жёсткой посадке и больше от них толку нет, не ставь их больше😒
Ну и напоследок небольшой камешек: когда самоль на второй, неудачной, посадке первый раз приложился к полосе, то его ещё можно было вытянуть, дав полный газ, не нужно было пускать его в “свободный полёт”, рулить и вытаскивать модель нужно до конца!😉

Да, тапочки определенно лишний стеб для моего уровня =)
Что касается неудачной посадки - полностью согласен, там я сделал несколько последовательных ошибок и вытянуть модель можно было, несомненно с повторным удачным заходом и более человечной посадкой… Опыт приходит с синяками. 😎

Володимир:

Добавлю к OldMan, что делать большую экспоненту не стоит, есть риск особенно на посадке - когда приходиться плавно добирать ручку, а самолет “вдруг” вспухает и делает горку - причина именно в большой экспоненте, которая “неожиданно” для пилота перекладывает рули…

Как только вычитал про это дело, привел свои настройки в соответствие и проблемм на посадке стало меньше - даже если и допущу козление - дальше самолет не плюхается, а летит и продолжает посадку.

По поводу ремонта - вырезать окна в бальзе никакого смысла нету - ну сьэкономишь ты 10 грамм, а сколько будет возни!!!

Лучше крепче вклей площадку для шасси - это добавит веса в носу.

PS Задняя центровка для облета, как и 3Д расходы при этом - перебор…

Да, соглашусь, и пожалуй на ближайших полетах этой модели лучше чуть подзажму расходы раза в полтара и сделаю таки экспоненту поскромней, скажем 50%. Дальше опытным путем подберу для себя комфортный режим.

Видеоролик нарезал из двух полетов и промежудочных фрагментов “разборов” получился примерно на 10 минут и весом примерно 50Мб. Полагаю, тут его положить напрямую не получится, залью куда-нибудь и дам ссылку, предварительно поколдую со сжатием еще немного.

FRUKT
magic:

Да, соглашусь, и пожалуй на ближайших полетах этой модели лучше чуть подзажму расходы раза в полтара и сделаю таки экспоненту поскромней, скажем 50%. Дальше опытным путем подберу для себя комфортный режим.

Я ещё чуток покомментирую, можно?😛

Я тоже ещё новичёк в полётах на самолётах, первый раз поднял в воздух Катану чуть больше месяца назад и сделал немного больше двух десятков полётов на ней.
Вопрос экспонент и расходов это было первое с чем я обратился к опытным пилотам за консультацией. Практически все уважаемые мной пилоты порекоммендовали сделать максимальные расходы и большие экспоненты на первое время привыкания к самолёту.
Я теперь очень хорошо понимаю почему так: при возникновении какой-то нештатной ситуации просто не будет времени щёлкать тумблерами двойных расходов, а зажатые ходы рулей не дадут возможности вытащить самолёт так же, как при полных расходах, в итоге неминуемый краш:(
Я ещё по вертолётам давно понял, что резкая и полная реакция на стик это залог выхода из любой, самой нештатной ситуации, при вялом и неполном отклике заморковить модель шансов гораздо больше. Если ты посмотришь своё видео, то обрати внимание на те моменты, когда ты пытался вытаскивать самолёт из запредельных кренов работая элеронами. Да, он как-то вытягивался из крена, но ни разу(если я не ошибаюсь) не сделал полной бочки и это при ходах правого стика от края до края(больше, чем уверен, что именно так и ходил у тебя стик;))! Элероны у тебя были зажаты по расходам процентов на 50, если не больше и эффективность их при этом упала очень сильно, при нештатной ситуации их просто не хватало. Что же касается резкости отклика на стик, то к этому очень быстро привыкаешь и довольно быстро захочется ещё порезче и побольше, побольше😅
Зы: касательно экспонент и расходов, то я тебе уже показывал свои настройки:
элероны расход 110% экспонента 80%
РВ расходы 100% экспонента 75%
РН расходы 100% экспонента 55%

magic

После моего пенолета надо привыкать видимо… там и скорость поменьше и расходы были чуть зажаты. В результате манера полета была относительно спокойней и плавней даже при крайних положениях стика. Точно помню, что крутить бочку при крайних элеронах было сравнительно медленней и спокойней.

Yamarin
FRUKT:

Я теперь очень хорошо понимаю почему так: при возникновении какой-то нештатной ситуации просто не будет времени щёлкать тумблерами двойных расходов,

можно ведь ВСЕ расходы (элероны, РВ, РН) завести на один тумблер, нет? на то он и переключатель полетных режимов

FRUKT
Yamarin:

можно ведь ВСЕ расходы (элероны, РВ, РН) завести на один тумблер, нет?

Конечно можно, но “сапог в бою надёжней”(с)😁
Я же говорю только про свои настройки и не говорю, что они правильные😅 Мне так летать комфортно, но возможно попробую на тумблер полётных режимов вывести зажатые расходы для эксперимента, сейчас у меня на нём только флапероны, но я и ими не пользуюсь на посадке:)

Yamarin

а вот флапероны (с миксом на РВ) я не стал туда заводить, оставил на отдельном тумблере (т.е. по необходимости)
точнее даже сказать, все расходы сидят на одном из трех тумблеров DualRates (включаются одновременно), флапы - на своем (Flaps/Gear), Flight Mode не задействован (можно туда подвесить и то, и другое)
В DX7 такая фича была - выпуск флапов по положению ручки газа (и уборка)… Жаль, в DX6i такой нет

FRUKT
Yamarin:

а вот флапероны (с миксом на РВ) я не стал туда заводить, оставил на отдельном тумблере (т.е. по необходимости)

А насколько градусов у тебя отклоняются элероны во флаперонном режиме и насколько при этом отклоняется вверх замиксованый на флапероны РВ?

aleksandr

Поздравляю с облетом. Коментировать не буду- советов и без меня много.

Yamarin

Вниз. При отклонении элеронов вниз РВ отклоняется также вниз (функция AirBrake), в градусах не знаю, в процентах элероны уходят вниз на 12%, положение РВ подбиралось “по месту”… но это так, чисто для “попробовать, как оно работает”.

magic
aleksandr:

Поздравляю с облетом. Коментировать не буду- советов и без меня много.

Спасибо.
Выкину вечером видео, будет вторая волна! =)

Yamarin:

а вот флапероны (с миксом на РВ) я не стал туда заводить, оставил на отдельном тумблере (т.е. по необходимости)
точнее даже сказать, все расходы сидят на одном из трех тумблеров DualRates (включаются одновременно), флапы - на своем (Flaps/Gear), Flight Mode не задействован (можно туда подвесить и то, и другое)
В DX7 такая фича была - выпуск флапов по положению ручки газа (и уборка)… Жаль, в DX6i такой нет

Может я щас велосипед откроею, но таки задам вопрос:

  • можно ли элероны подмиксовать так, чтобы они чуть опустились при перещелкивании какого-нибудь тумблера?
    Полагаю, гипотетически, это возможно и в этом случае они выполнят функции флаперонов, но при этом их подвижность от стика управления элеронами должна сохраняться, просто чуть ниже “нулевая” позиция.
    Для этих целей, скорее всего, надо выводить элероны на разные каналы.
lelik

У меня на JR DSX9 такая функция есть (вернее, есть тип крыла с флапперонами). Ее выбор одновременно включает микс сигнала крена на две машинки и позволяет установить три режима выпуска флапов. Насколько я помню, аналогичная фенька была у мультиплексовского кокпита.

Yamarin

" чтобы они чуть опустились при перещелкивании какого-нибудь тумблера?"
Еслия правильно вопрос понял, это и есть функция Flaps, в DX6i она появится, если выбрать в WingTailMix опцию DualAile ->ACT
Далее в Flaps указываются значения расходов для закрылков и РВ для каждого из положений тумблера (Norm/Land, т.е. нормальный режим и посадка)
Именно так, элероны должны быть при этом подключены к каналам Aile\Aux1