Экраноплан - что за зверь?

Парашютист


Кто что нибудь слышал про RC экранопланы?
Какие у них параметры по площади крыла и углу атаки? 😲

Freestyle

Кто что нибудь слышал про RC экранопланы?

т.к. экранный эффект обусловлен вязкостью среды и зависит от площади крыла не прямо пропорционально, то для уменьшенных в 10 раз моделей он ослабится в гораздо большее число раз. если реальные аппараты летают на высоте 2-5 м, вряд ли кому придется по душе RC-модель, парящая в 10 см от поверхности

Какие у них параметры по площади крыла и углу атаки?

за счет уплотнения воздуха нагрузку на крыло можно увеличить (уменьшить площадь крыла или добавить полезного груза)
углы атаки, те же, т.к. срыв потока происходит на внешней стороне профиля, а там давление вследствие экранного эффекта увеличиваться на будет
иначе говоря, более “быстрые” несущие плоскости при той же расчетной скорости

все это ИМХО

Driver-NN

Реальные экранопланы (большие и скоростные) летают исключительно на автоматике, так как малейшая ошибка пилота на такой высоте и скорости недопустимы. Короче, гироскопов, высотомеров и других прибамбасов там гораздо больше, чем на вертолете.
На модели к паре гироскопов (крен-тангаж) нужен еще ультразвуковой датчик расстояния (типа автомобильного парктроника), чтобы удерживать постоянную высоту над поверхностью воды.
Но это все теория, а на практике для 2-х метровой модели высота волны на открытом водоеме сопоставима с высотой экранного эффекта и первый же порыв ветра даже автоматика не успеет отработать из за малой массы модели.

ДАК
Driver-NN:

Реальные экранопланы (большие и скоростные) летают исключительно на автоматике, так как малейшая ошибка пилота на такой высоте и скорости недопустимы. Короче, гироскопов, высотомеров и других прибамбасов там гораздо больше, чем на вертолете.
На модели к паре гироскопов (крен-тангаж) нужен еще ультразвуковой датчик расстояния (типа автомобильного парктроника), чтобы удерживать постоянную высоту над поверхностью воды.
Но это все теория, а на практике для 2-х метровой модели высота волны на открытом водоеме сопоставима с высотой экранного эффекта и первый же порыв ветра даже автоматика не успеет отработать из за малой массы модели.

Не стоит писать очень утвердительно о том, в чём либо слабо, либо плохо разбираетесь. Полноразмерные экранопланы действительно не просты. Но вот тех ужасов, что Вы описываете по поводу наворотов автоматики- прмо научно технический КОШМАРИК. Очень любопытна мысль про ультрозвуковой датчик! Вы о нём реально представление имеете?
Есть масса РУ моделей экранопланов. Особенно хорошо зарекомендовали себя апараты по проектам Липпиша.
А экраноплан летает не с помощью одной автоматики, а потому что в него заложены правильные идеи из сланой науки АЭРОДИНАМИКИ.

Доктор_Классик

😁 😅 😅 Научно-технический фредди крюгер какой-то.
Мой коллега, учитель труда нашей школы, посвятил полжизни разработке и постройке гидросамолета с эффектом экраноплана, собственная разработка, кстати нигде не мелькающая, но авторское свидетельство имеется%)
Так вот данный аппарат может быть в трех ипостасях, может бытьлокой, может быть экранопланом, а так же самолетом.
И никакой автоматики господа, управление тросовое и никаких заморочек.
Равно как и существует его уменьшенная рц копия в масштабе 1:5, и все так же работает:)
Как сказал коллега выше, жути тут никакой:))))))))

Foma

Интересно, что это была тема моего диплома. Поэтому немножко ликбеза по памяти я могу себе позволить.
Эффект экрана начинает проявляться на высотах менее хорды крыла, а наиболее интересными с точки зрения качества являютя высоты менее 0,5 от хорды где теоретически и практически на высоте порядка 0.1 от хорды можно получить качество парителя т.е. порядка 50-70.
Несложный подсчет показывает, что в этом случае высота полета для модельки РУ с хордой 1м будет как раз прозвучавшие уже 10 см, можете представить каке удлинение, и вес должен быть у аппарата что бы получить приемлемую нагрузку.
В большой авиации есть реальные разработки и действующие аппараты гидросамолетов как у энтузиастов так и у серьезных контор. Один из подобных самодельных агрегатов на 1 чела мне довелось видеть на Волге году так в 75-ом. По свидетельству пилота, на экране ведет себя как утюг, сковырнуть его оттуда очень сложно (это к вопросу о необходимости автоматики). Слышал, что при совке были разработки и аппаратов большой грузоподъемности - это самое интересное, т.к. позволяют получить приемлемую высоту полета, но похоже, до ума довести не успели.
Для РУ это прикольно, но надо отдавать себе отчет, что это должен быть довольно приличный аппарат по размерам, а для эксплуотации нужна ровная поверхность типа ВПП, что бы ни травинки ни былинки, или творить гидросамолет и это не ИМХО, это азбука.

hcube

Все довели. Есть 80-тонный Орленок и 400-тонный Лунь. КМ, который был на 560 тонн и мог считаться самым тяжелым ЛА тяжелее воздуха, разбили где-то в 90-х. Еще существует куча более мелких экранопланчиков, от 500 кг до 10 тонн веса.

Что же до экрана - тут есть зависимость - чем ниже летишь, тем лучше экран, да.

Но даже на растоянии от поверхности равном хорде крыла экран все равно есть, и он повышает качество раза в два, минимум. Причем грамотно спроектированный экраноплан (то есть такой, у которого оперение тоже использует экранный эффект) устойчив ‘как утюг’ (с) за счет ООС по тангажу и крену чисто через аэродинамику.
Однако же устойчивость не отменяет контроля высоты и скорости - чтобы не вылететь за зону действия экранного эффекта.

Driver-NN
ДАК:

Не стоит писать очень утвердительно о том, в чём либо слабо, либо плохо разбираетесь. Полноразмерные экранопланы действительно не просты. Но вот тех ужасов, что Вы описываете по поводу наворотов автоматики- прмо научно технический КОШМАРИК. Очень любопытна мысль про ультрозвуковой датчик! Вы о нём реально представление имеете?
Есть масса РУ моделей экранопланов. Особенно хорошо зарекомендовали себя апараты по проектам Липпиша.
А экраноплан летает не с помощью одной автоматики, а потому что в него заложены правильные идеи из сланой науки АЭРОДИНАМИКИ.

На счет экранопланов я немного “в курсе”, так как заканчивал кораблестроительный факультет НГТУ и на практике был как раз на достройке последнего Орленка, из которого планировалось сделать спасатель. Так же я неоднократно бывал на испытательной базе в Каспийске, где они живьем летали 😃 .
На счет парктроников и УЗ-датчиков - уже больше 10 лет занимаюсь разработкой автомобильной электроники и диагностического оборудования 😃 .
Так что зря уж Вы так круто 😠

p.s. На счет взаимодействия УЗ-датчика с водой - врать не буду, не проверял.

Парашютист
Петрович:

В старых МК несколько раз натыкался на тему моделей экранопланов, вот три из них выложил здесь:
cam-sebe.narod.ru/p17.htm

Все предельно ясно, заисключением расширения файла **.DJVU !! И какой же программой их открывать не сочтите за труд подскажите ! 😲

Ustas-Asia
Парашютист:

Все предельно ясно, заисключением расширения файла **.DJVU !! И какой же программой их открывать не сочтите за труд подскажите ! 😲

У меня есть дистрибутив той проги которой это все дело открывается.
Ссылку откуда качал где то посеял уже, а сам файл остался.
Весит 2,12 МБ. если надо - могу скинуть на мыло.

Sputnik

На мой взгляд, строить модель экраноплана, нужно только ради каких-либо исследований или наладке управления при постройке и отработке полноразмерного аппарата, да либо для развлечения и демонстрации заказчику. Неудобство модели экраноплана еще вероятно будет в том, что она при разгоне быстро проскочит режим экрана и просто взлетит, вдобавок далеко уезжая по прямой от точки пилота. Ведь настоящему экраноплану мощности хватает для нормального полёта, она ему нужна для быстрого отрыва от воды, а потом на крейсерском режиме он дросселирует или даже глушит часть двигателей, как читал в литературе “Орлёнок” летит на 40% килевого и 30% и 10% тяги у носовых двигателей, а на полном газу он до высоты 3км поднятся может, были планы перебазирования экранопланов с Каспия на Балтику своим ходом, за самолётом лидером.
Сомневаюсь, что в системе управления настоящено экраноплана есть электроника сложнеее чем автопилот самолёта, хоть у экраноплана фокус крыла значительно смещается при изменении высоты полёта, следовательно это надо компенсирвать рулём высоты, так у аппаратов типа “Орлёнка” автопилот работает, а у других схемой самого крыла и хвоста само всё компенсирутся.
С управлением и стабилизацией радиоуправляемой модели экраноплана по крену и тангажу, на мой взгляд, прекрасно справится любой оптический автопилот, высоту сама воздушная подушка задаст и пилоту останется только курсом и газом управлять. Скорость реакции такого атопилота, по моим ощущения, намного превосходит скорость реакции человека, вдобавок, как говорили коллеги, он вполне ужерживает ровно в воздухе модель с задней центровкой, которую человек однозначно разбивает.
И почему обязательно радиоуправляемая модель , может лучше кордовый, всего один канал управления, неограниченная дальность полёта, но всегда перед глазами, всегда ровная чистая подстилающая поверхность.
Как я читал в книге, “КМ” разбился при отказе автомата стабизации, вероятно аппарат или к воде нос стал резко опускать или колебания начались по тангажу, и лётчики сидящиее за штурвалами похоже изо всех сил попытались задрать ему нос и взлететь (такие уж у летчиков рефлексы выработаны) и только раскачали колебания, снизили скорость и аппарата ударился о воду.
Вот немножко про экранопланы www.x-libri.ru/elib/innet072/00000001.htm
Driver-NN, коли вы прикасались к этой уникальной технике, поясните если знаете, правда что “КМ” (расшифровывается как “Корабль макет”, а вовсе не “каспийский монстр”, как его буржуины обозвали) действительно макет в масштабе 1:4 двухтысячетонного аппарата ?

Петрович
Парашютист:

Все предельно ясно, заисключением расширения файла **.DJVU !! И какой же программой их открывать не сочтите за труд подскажите ! 😲

Есть такая замечательная прога DjVu Solo, я нашел ее бесплатную версию через Яндекс на первой же ссылке…
Рекомендую!

vovic

А в чем смысл строить модель экраноплана?
Летать он может при эксклюзивной погоде - волна категорически противопоказана. Маневренность - никакая.
Разве что - копийность… 😕