Cuba 3D электро

Дим_Димыч

В пятницу после обеда планирую быть! До встречи в Великих Луках!

10 days later
Дим_Димыч
lunatik:

Супер, будет реально интересно посмотреть и сравнить, у меня тоже Cuba но только с 55 3W.

Привет! Шикарно полетали, если бы пару деньков потренироваться, то парный пилотаж на Кубах очень даже неплохо смотрелся бы. Спасибо за совместный полет!
А я продолжаю летать и получать удовольствие от электро самолета, сегодня потестил XOAR 25/10, понравился, чувствуется, что мотор загружен, нет срыва потока на висении, хорошо тянет. Да кстати и звук от него вполне приличный, я бы даже сказал благородный. Еще раз убеждаюсь, что с подбором комплектующих я угадал!
Вот теперь в задумчивости, есть у меня еще одна Куба, пока в ремонте, недавно получил новый фюзеляж, какой ее собирать бензиновой или электро?
Есть мысль попробовать собрать ее в максимально бюджетном варианте на электричестве.

Denis-T
Дим_Димыч:

сегодня потестил XOAR 25/10, понравился

Дим, привет, а по взлётке такой размер не чиркает?

Дим_Димыч

Ну скажем так, это крайний размер с которым можно летать. А вообщето я стойки шасси хочу поменять на повыше, чтоб поспокойнее было.

Дим_Димыч

Вот собрал все мысли по Электро Кубе в кучу и оформил их в эту статью.
Может кому пригодится если не лень много букв прочитать будет. 😒

Решив попробовать, что такое большой электро самолет я долго не раздумывал и заказал Кубу. Во первых я этот самолет уже хорошо знал, так как два сезона отлетал на бензиновой Кубе, за это время было несколько падений и ремонтов, самолет значительно прибавил в весе (после последнего ремонта он весил 9560) , но по прежнему продолжал отлично летать. Так же очень порадовала прочность и ремонтопригодность планера, однажды после отказа двигателя на висении, самолет метров с шести морковкой ткнулся в
полосу, деревяшка рассыпалась бы, а этот после ремонта носовой части фюзеляжа, который занял пару дней, продолжал летать. Ну, а во вторых, производители охотно согласились сделать некоторые изменения в самолете, об этом чуть позже, и обещали по возможности облегчить модель, поскольку она изначально планировалась под электромотор.
Итак пока делался для меня планер, я занялся подбором начинки для будущего самолета. Сразу поставил себе задачу постараться собрать максимально легкий самолет,
и поэтому при подборе комплектующих пользовался принципом разумной достаточности.
Примеров перегруженных самолетов перед глазами было достаточно, однако на АКБ я решил не экономить и остановил свой выбор на 12S 5000.
Винт 24/10 для этого самолета на мой взгляд вполне оптимален, а соответственно мотор был подобран исходя из 12s аккумуляторов и винта 24/10, получился Скорпион
S-5535-160Kv и регулятор Castl 120HV. Винты купил ASP 24/12, Xoar 24/10 и 25/10.
На карбоновый кок денег тратить не стал, а заказал с «Эспирита» стеклопластиковый.
Мотораму взял китайскую штампованную, но по совету коллег усилил ее.
Теперь о комплектации бортовой аппаратурой. Я летаю на Мультиплексе,
причем недавно заменил передатчик на 2,4 гГц с телеметрией. Поскольку мультиплексовские приемники способны устойчиво работать с напряжением от 3,5 до 9 вольт, было решено использовать сервы от Хайтека серии HV и запитать бор через Castl BEC CC Pro, настроенный на 8 вольт выходного напряжения.
Имея на борту 12S 5000 аккумуляторы, я решил, что будет глупо таскать еще и аккумуляторы для питания борта, помимо лишнего веса за ними еще и следить надо. Конечно можно сказать, что независимое питание борта это повышение надежности, однако я считаю, что надежность достигается качественной сборкой и подбором хороших комплектующих, электроники у нас на самолетах и так хватает, и лишней блок в виде ВЕКа сильно надежность системы в целом не снизит. Статистику конечно никто не ведет, но мне кажется, что от просевшего борта разбито гораздо больше моделей, чем из за сгоревшего ВЕКа. Так же грех было не воспользоваться телеметрией и на борту появился датчик измерения напряжения на силовых АКБ.

Теперь можно летать не по времени, опасаясь угробить аккумуляторы, а по их фактическому состоянию. Правда тут я немного ошибся, надо было взять датчик измеряющий потребляемый ток, тогда данные о разряде аккумуляторов были бы более адекватные.
Понимая, что мотор с моторамой весит не 2 кг, а примерно 900гр, и я рискую нарваться на заднюю центровку, было решено убрать две сервы из руля высоты и установить одну, в аппаратурном отсеке, сделав тросовой привод.


К тому же это уменьшало разнос масс вдоль фюзеляжа, экономило не много не мало, а порядка 100 гр веса и давало возможность в более широком диапазоне двигать центр тяжести перемещая АКБ. Вот тут и была озвучена первая просьба к производителям, не вклеивать кабанчики на рулях высоты и не делать прорези под сервы в стабилизаторе. Так же меня не устраивала система крепления фонаря, перспектива крутить шесть винтиков перед каждым полетом для замены АКБ меня не радовала и я попросил вообще не делать крепления. В перспективе планировалось сделать быстросъемный фонарь как у пилотажников, что собственно я и сделал

Модель ко мне приехала в жестком ящике, в нем кстати и храню самолет, так что обошлось без сюрпризов и повреждений. Сборка особых проблем не вызвала, сервы в крылья встали на штатные места, надо было сделать только тяги… В рули высоты были вклеены двухсторонние кабанчики купленные на «Хобби кинге». Сложенным в двое ножовочным полотном сделал пропил и зашкурив место склейки на кабанчике вклеил его на эпоксидку с микросферой. Там же были куплены быстросъемные шаровые наконечники, надо же половинки стабилизатора снимать для перевозки и хранения.
Установка мотора, благодаря разборной штампованной мотораме проблем не составила, при помощи регулировок легко удалось выставить мотор так, что бы зазор между коком и капотом был ровномерный. Потом эту мотораму сверху и снизу я усилил еще двумя дюралевыми пластинами. Наверно не самое правильное решение, надо было выточить стойки, но честно говоря мне стало лень. Регулятор занял свое место под капотом.

Нарезав в пластиковых ушках резьбу М4 я прикрутил его пластиковыми винтами, надежно и безопасно. Провода внутрь пропустил через кусочки резиновых шлангов вклеенных в отверстия на циакрине. Уж коль речь зашла о проводах, то хотел бы отмерить, что все провода я убрал в защитную сетку купленную на «Хобби кинге». Вещ копеечная, но она не только дает нарядный внешний вид, но и предохраняет провода от перетирания и повреждения. Разбирая как то разбитый самолет, в конце сезона, я с удивлением обнаружил протертые до жил удлинители, хотя всегда стараюсь крепить провода так, что бы ничего не болталось. Теперь использую эту сеточку и вам советую.
Достаточно долго думал как сделать площадку для крепления аккумуляторов.
Каждый из АКБ весит порядка 800 грамм, а соответственно крепление должно выдержать этот вес на резких эволюциях. То, что они будут крепиться на липучку и дополнительно притягиваться по круги к площадке сомнений не было, а вот из чего сделать надежную и легкую площадку, да так что бы была возможность двигать АКБ вперед назад в широких пределах ( я не знал точного места где они встанут), был вопрос.
В итоге, две рельсы быле сделаны из переклея двух карбоновых трубок квадратного сечения 8/8 и бальзовой пластины 8/15мм, получились очень легкие и прочные рельсы сечением 31/8 мм, поверх них были наклеены две полосы липучки, а сами рельсы были вклеены от подиума машинки руля поворота до фаэрвола.
Я постарался расположить их как можно ниже, что бы лонжерон крыла не мешал двигать АКБ и они дополнительно были приклеены к площадке крепления шасси.

Приемник, ВЕК и датчик телеметрии расположились на дне самолета между этими рельсами.

Купив фурнитуру для бокового крепления сервы, я закрепил серву руля высоты на двух карбоновых трубках сечением 8/8 вклеенных в фюзеляж. Правда, прежде чем вкручивать в них самарезы я внутрь трубок вставил кусочки рейки заклеив их циакрином, а сами трубки рассверлил так, что бы саморезы вворачивались в рейку не травмируя трубки. Для последующего удобства натяжки тросов машинка руля высоты встала выше и сзади, а руля направления ниже и чуть впереди. Подиум для сервы руля высоты по моей просьбе тоже не вклеивался.
Итак, собрав весь самолет, я его взвесил и порадовался, готовый к взлету с 12S 5000 АКБ он весил 7400гр. Работа производителей над облегчением планера и моя работа по оптимизации комплектации не прошла даром. Мой опыт в эксплуатации Кубы подсказывал, что Куба весом 8200 летает очень даже неплох, а значит у меня есть запас в 600-700 гр на то что бы использовать аккумуляторы большей емкости. На мой взгляд это оптимальный подход, стараться сделать максимально легкий самолет (конечно не в ущерб прочности и надежности), а потом догружать его дополнительной емкостью аккумуляторов увеличивая тем самым полетное время.
А полетное время составило порядка 6-8 минут в зависимости от стиля полета без потери мощности. Я попробовал три винта АРС 24/12Е, XOAR 24/10 и 25/10.

Первый винт порадовал больше всего, но с ним наблюдался срыв потока на висении, и он несколько терял свою эффективность в момент ухода с висения, но не критично, его было решено оставить для ветреной погоды. XOAR 24/10 мне не понравился, крутится как то в пустую, ни тяги не рывка не получаешь, а вот 25/10 порадовал и тягой и скоростью и рывком. Он был признан основным винтом для данного самолета.
По полету модель ни чем не уступает своим бензиновым собратьям, на фестивале в Великих Луках, полетал вместе с бензиновой Кубой, да и собственный опыт эксплуатации бензиновой Кубы говорит, что эта ни чем не хуже, а может даже и лучше.

Немного фоток с полетов.

Бомба

Дима, ты монстр!!! Спасибо оч пользительно и доходчиво! А учитывая, что в таком электро-размере все буквально идут на ощупь -бесценно!
Как думаш Скорпион потянет EF Яка 2,2 ? Хотя Саша стопудняк обгадит идею в пользу А80 😃))))

Дим_Димыч
Бомба:

Как думаш Скорпион потянет EF Яка 2,2 ?

Если уложишься в 7400-7800 то легко. Мой после ремонта шасси и с 12S 5800 АКБ весит 7700.
Надо разумно подходить к комплектации!!!

Denis-T
Дим_Димыч:

Надо разумно подходить к комплектации!!!

Золотые слова говоришь!!! Хакер А-80, не плохой мотор, но,блин, тяжёлый, 1450гр. Я, когда собирал Кубу-электро, думал, что только этому двигателю удастся справиться с такой махиной, но вот махиной-то она и не оказалась.

dENISCA

А мне кажется, все таки моторама получилась правильная.

1 month later
Messersmidt

Вопрос к тем кто имеет опыт больших электричек,
думаю собрать sbach 342 50 CC, на электричестве, на сайте хакера есть моторсет для себа 2,2, там хакер Q80-7,
какую мотораму можно использовать, и как поступать с длиной моторамы

Дим_Димыч

Ну зачем вам этот жутко дорогой и не мерянно тяжелый Хакер? Посмотрите на мой мотор сет на Кубе, очень рекомендую.

Сергей_Самара

а я бы хакер взял, скорпион-полное г… через десяток полетов отваливаются магниты

Дим_Димыч

Мой отработал уже за 80 полетов и ничего, может Вы его перегревали? А вот удачного сетапа с Q-80 для самолета 2,2 я пока не встречал… Я сам вначале долго сомневался и переживал, потянет или нет, так он как потянул!!! На бензин смотреть уже не хочется…
Кстати повторюсь. Скорпион 5535-160 крутит винты 24/12, 24/10, 25/10 от 12S 5000. Полетное время от 6 до 8 минут в зависимости от стиля полета. Модель весом 7700 пуляет в вертикаль покруче 50сс бензиныча.

Messersmidt
Дим_Димыч:

Ну зачем вам этот жутко дорогой и не мерянно тяжелый Хакер? Посмотрите на мой мотор сет на Кубе, очень рекомендую.

я прочитал, спасибо, вот,
сравнение
скорпион 5535-160 , вес 860 гр, мощность 3600 ватт, стоимость 440 долл
хакер q80, вес 1075 гр, мощность 5500 ватт, стоимость 480 евро,
итого разница в 5500 руб, на фоне стоимости всего проекта, думаю, терпимо

И все-таки , как выбрать мотораму ?

Дим_Димыч

Не забывайте, что Скорпиону достаточно 120А регулятора, а Хакеру 150А, а это тоже вес и деньги.
По мотораме я бы прикупил или выточил четыре стойки, как на бензинычах ставят.

OldMan
Messersmidt:

кто сталкивался с этим производителем

У меня был Римфайер только на самолётине поменьше. Ничего впечатляющего (очень нежный), если сравнивать с Хакерами, Гиперионами и уж тем более Акси. Полёты Диминой Кубы видел в живую и скажу, что ВМГ работает более чем достойно и запаса по тяге там просто с головой для той же Кубы. Реально ощущение, что тягает её как фантик!

Дим_Димыч

А я вот решил попробовать счастье и жду когда появится этот моторчик, буду бензиновую Кубу в электро конвертировать.
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewitem.asp?idpr…
А еще я к аккумуляторам"Зиппи компакт" присматриваюсь выигрыш в весе порядка 200гр.

Messersmidt

Еще вопрос,
если все-таки остановится на Rimfire 50 СС, на сайте рекомендован регуль 120 А, что-то, как говорил Бушна, терзают смутные сомнения, не мало ли 120 А,
если на 10 банках, или 160 А, тогда еще вопрос, чем отличаются кроме ампеража
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXBRAY&P…
от
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXBRAZ&P…

OldMan
Messersmidt:

чем отличаются…

Разные серии. Первый - серия Lite. Вообще, если действительно хотите разобраться в тонкостях, то посетите www.castlecreations.com.

Сергей_Самара
Messersmidt:

Еще вопрос,
если все-таки остановится на Rimfire 50 СС, на сайте рекомендован регуль 120 А, что-то, как говорил Бушна, терзают смутные сомнения, не мало ли 120 А,
если на 10 банках, или 160 А, тогда еще вопрос, чем отличаются кроме ампеража
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXBRAY&P…
от
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXBRAZ&P…

На сайте Кастл есть калькулятор. Очень удобная штука.
www.ecalc.ch/motorcalc_e.htm?castle

При винте 24х10 и батареях 4500 получается в районе 150А.
По поводу регуляторов кастл. Я долго эксплуатировал HV160.
Как-то пришлось его разобрать. Мой инженер с удивлением обнаружил, что радиатор сделан не совсем корректно и не охлаждает все линейки полевиков. Кроме того один полевик расчитан на 120А, а их там куча. В итоге я убрал радиатор для равномерного охлаждения и летал долго и счастливо.