Katana MX от Precision Aerobatics 2012

WOLF_VT

Миш, первые сравнения по внешнему виду и качеству подгонки я уже делал, чуть раньше. С PA Катаной, сравнивать грустно. Она сильно проигрывает в качестве Себиному сбашу. О других моделях не пишу, т.к. имею только эти. Да, к стати, я всё же решил срезать с крыльев часть плёнки, проклеить их как следует, и перетянуть. Не могу смотреть, как рейки в соединениях шевелятся. Позор людям, собирающим такие модели, и позор компании, которая допускает такое. Безусловно всё поправимо, но такого быть просто не должно.

WOLF_VT

Переделал заднюю стойку, ибо по моему мнению, родная сделана «череззад».Вилка с пружинками была, а стойку и пластину с трубкой сделал с нуля.

13 days later
zsz
dmleo:

Просто реплика - а там поступайте как считаете возможным. Пластиковые винты ставят не просто так и не только РА. Тут вопрос резона при краше (не дай Бог конечно). Как таковой нагрузки сей болт особо не несет. А вот при ударе крылом резьба у него сорвется или сам сломается и риск повредить центроплан меньше. Это есть правило “слабое звено” не только для авиамоделизма кстати.

К сожалению, в данном случае это не работает, при краше болт не сломается и тем более не вырвется из резьбы (удар при краше ведь не “крыло-выдирающий”). Это могло бы работать, если бы крылья крепились прямо к фюзеляжу без трубы, а так обычно выламывает или надламывает место, где проходит винт и труба. В целом крылья при крашах страдают меньше всего.

dmleo
zsz:

К сожалению, в данном случае это не работает, при краше болт не сломается и тем более не вырвется из резьбы (удар при краше ведь не “крыло-выдирающий”). Это могло бы работать, если бы крылья крепились прямо к фюзеляжу без трубы, а так обычно выламывает или надламывает место, где проходит винт и труба. В целом крылья при крашах страдают меньше всего.

Смотря какой краш. Крылья стрядают меньше всего - вообще спорное утверждение. Удар может быть крылосворачивающи. Вокруг оси трубы.
Далее - крылья, как таковые, есть практически у всех производителей в качестве замены в разделе “части к самолетам”.
Но в порядке бреда давайте пойдем “от противного”. Кроме РА. Почему тогда на моем ангеле себарте крепление сделано на деревянных петлях и пластиковых болтах? На еф mxs - тоже пластиковые болты?На декатлоне от ГП то же пластиковые болты? На Weston 3D то же пластиковый болтище ? ( это все не по наслышке- это все из моего опыта и ангара) У Вас есть какие нибудь мысли на этот счёт?

zsz
dmleo:

Смотря какой краш. Крылья стрядают меньше всего - вообще спорное утверждение. Удар может быть крылосворачивающи. Вокруг оси трубы.
Далее - крылья, как таковые, есть практически у всех производителей в качестве замены в разделе “части к самолетам”.
Но в порядке бреда давайте пойдем “от противного”. Кроме РА. Почему тогда на моем ангеле себарте крепление сделано на деревянных петлях и пластиковых болтах? На еф mxs - тоже пластиковые болты?На декатлоне от ГП то же пластиковые болты? На Weston 3D то же пластиковый болтище ? ( это все не по наслышке- это все из моего опыта и ангара) У Вас есть какие нибудь мысли на этот счёт?

О том, что крылья страдают мало, я говорил именно применительно к KMX и исходя из трехлетнего опыта эксплуатации. Серьезно повредить их удавалось только при цеплянии крылом за землю на низких фигурах - страдали законцовки. При неуправляемом падении с высоты (потеря сигнала, такое было трижды) в худшем случае выворачивались корневые нервюры, причем вместе с ответной частью фюзеляжа. В итоге у меня уже третий фюзеляж и исходные крылья. Ни разу не видел, чтобы пластмассовые болты ломались или вырывались из резьбы. Может быть, такое возможно при их меньшем диаметре, но просто возьмите в руки наш болт и попробуйте его сломать или сдернуть с него гайку, чтобы почувствовать, какие для этого нужны усилия. И сопоставьте эти усилия с нагрузками, которые способны выдержать наши хрупкие бальзовые конструкции. И это не говоря уже о том, что именно сломать (а не просто согнуть) пластиковый болт при однократной нагрузке не так-то просто. Разве что в конструкциях, где болт работает чисто на срез (когда планка от крыла заходит внутрь и болт крепит ее к шпангоуту).
До KMX у меня были и другие самолеты с крыльями на болтах, да и краши коллег по летному полю наблюдаю, и там мне тоже не приходилось видеть, чтобы болты работали как срезные элементы. Зачем же тогда производители делают их пластмассовыми? Несколько версий:

  • для экономии веса;
  • чтобы соединение было более упругим и не ослабевало из-за вибрации;
  • чтобы не было искушения заворачивать болт со всей дури - стальной промнет бальзу, а пластмассовый скорее сорвет себе резьбу.
    Могут быть и другие объяснения, но то, что болт ломается, спасая крылья, не подтверждается моей (ограниченной, конечно) практикой.
    Было бы интересно узнать о реальных случаях, когда болт при краше ломался, спасая крылья (и какой был диаметр болта).
WOLF_VT

Писали же выше. Болты к этому ни какого отношения не имеют. У них вектор нагрузки совершенно другой. А именно, препятствовать центробежной силе, сдёрнуть крыло с трубы. Все остальные нагрузки, в том числе и при ударе держит труба, а от проворота - штыри. Разговор пошёл от того, что один из болтов был бракованный, овльный, меньше диаметра, и при нагрузке от руки прощёлкивался в резьбе гайки. Пришлось поменять, а т.к. они в ближайшем от меня магазине продаются только сотнями, то у меня теперь 98 ненужных болтов.😵😁😁😁

Smoki2000

А может простая финансовая экономия???

7 days later
Surf

Друзья,
кто своим глазам, живым пилотам и их словам верит больше, чем форумным …писателям,
кому интесно увидеть что может КатанаМХ в правильных руках,
кто готов обменяться опытом сборки, настройки и собственными придумками:

В эти выходные гостеприимная полоса АМК предоставляет для этого замечательную возможность.
Подробности здесь: rcopen.com/forum/f22/topic425255

Самолеты будут самых разных производителей. КМХ в полетной сетке присутствует (не моя).
Я очень постараюсь быть.
До встречи!

7 days later
Surf

Очень душевная Осенняя встреча получилась у "АМК “Нам бы в небо!”.
И полетали, и пообщались, и шашлычка поели.

Ветерок 5-10 м/сек присутствовал, но не был сильной помехой для КатанМХ Алексея (Kwazimoda) и Алексея (obormot69). Отлетали молодцами - смотрел с удовольствием.

На КатанеМХ Алексея (obormot69) установлены самодельные шайбы на крылья. Шайбы сделаны не как Вортексы РА, а большие “лопухи”- по типу экстримфлайтовских SFG.
По словам Лёхи (да и по взгляду со стороны) эти шайбы хорощо добавили инерционности при вращениях, что особенно положительно сказалось на фигурах типа поп-топ, где инерция модели очень и очень нужна.

В этот раз не вышло потестить модели друг друга и сравнить, ну да не в последний раз встречаемся!

Атмосферное видео с мероприятия:

E_Gor

Немного о модели из “черного ящика”. Посмотрел как Алексей (obormot69) “вытягивает в полете ее австралийскую душу”. Продуманный конструктив и качественное исполнение выше всяких похвал.

6 months later
Nick74

Всем доброго дня!
Наконец-то сборка КМХ подходит к концу. Из переделок: заменено хвостовое колесо (облегченное поставлено на фюзеляж), серва РН перенесена в центр фюзеляжа, заменены дефлекторы на самодел (полчаса работы - на пластике “карбон-фетиш” было не сделать). В остальном по букварю. Акки планирую 6 банок на 2200ма.
Вопрос к владельцам - у меня наружная часть элеронов слегка смотрит вниз, надо ли подтянуть/подровнять? (У корневых нервюр ровно при этом)

Surf

Николай, фото тюнинга приветствуются 😉

Nick74:

Вопрос к владельцам - у меня наружная часть элеронов слегка смотрит вниз, надо ли подтянуть/подровнять? (У корневых нервюр ровно при этом)

  • подтянуть обязательно и выровнять геометрию!
Nick74
Surf:

Николай, фото тюнинга приветствуются 😉

Это обязательно, раз уж больше похвастаться нечем)))
Спасибо, Дима, буду тянуть/ровнять. За скорость закладки фото прошу не пинать - телефонные весят много и сразу не закинуть(((, приходится сначала на комп, резать и лишь потом могу вставить.
Осталось только штуртросы с РН протянуть, да элеронные тяги сделать - начать, да закончить одним словом. Если погода не подведёт надеюсь к Первомаю облетать!😁

Nick74

Ни разу не “тюнинг” - заделка щелей (делаю с обоих сторон)
На втором фото - заднее колесо. Т.к. на клин сходятся только стрингера пришлось подклеить 3-х слойную фанеру.
Так же видно крепление тросиков на РН. Наконечники тяг с шарами от Бандита (вилки вообще не нравятся)

Качалки - синие от 5245 хайтеков, длина на 1 мм короче, чем на угольных пресиженовских, но мне хватит. На машинке для РН тоже от какого-то хайтека.
Приёмыш на л/б, такое подключение серв фонарю не мешает.
Площадка под машинку РН усилена продольными стрингерами - играла, теперь жёсткая

Воздухозаборник бортовой - виден “фетишный” тюнинг. Из бальзы по типу ЭФ сделан.
В нижнем виден регуль, установлен примерно по кормовому срезу двигателя

Шасси - колёса заменены на больший диаметр.
Фанера внутри тапка - для поджатия собственно тапка, вращению колёс не мешает

В крыльях сокрыты излишки кабелей серв - чуть-чуть промахнулся с длиной

Контроль веса - по окончанию сборки.
Ещё по кромке изнутри проклеен капот армированным скотчем - в некотором смысле уменьшает эффект барабана (по опыту других моделей).
Всё оборудование - рекомендованное производителем. Переделки - что-то просто так захотелось, что-то из-за кривизны рук (хвостовое колесо), перенос сервы РН - из-за опасения задней центровки. Считаю, что лучше оборудование катать по планеру, чем балласт на капот вешать.

P.S. Самолёт из первых партий - никакой кривизны производителя нет, всё состыковалось без проблем и работы рубанком

Nick74

Долго ли коротко ли но сборка таки подошла к своему логическому завершению

Винт Вокс 15х8 пока, сделал предварительные настройки (увы, не все качалки встают в “0” механически)
Контроль веса - 1610 (+/- 10 на погрешность измерения) грамм без акков, акки 330-360 грамм. Итого полётный вес будет примерно на 100 грамм больше указанного на сайте РА.

P.S. Элероны подровнял.
Облёт как только погода позволит:)

Surf

NAVY - это палубная версия 😃 ?

Surf

Ну тогда облета без качки 😃 !

9 days later
Nick74

Наконец-то “случилось страшное” - облетал я свою КМХ. Ну, что сказать… Все сказано уже задолго до меня. Летит легко, даже легонько я скажу. Взлёт даже на пол-газа без трудностей. Триммирование - один щелчок по элеронам влево. Очень чуткая на центровку. Малость разочаровался гравицапой - видать что-то в ней заедает, при центровке по гравицапе 112 мм (Дима, твоя рекомендация для ровного полёта) затягивало в стояние виса на винте. Перепроверю ещё раз центровку на нитке. Для посадки триммернул, переставил носовее акк, триммер рв в ноль. И явилось чудо - полетел ровно и предсказуемо. Пытался “обвалить” - не вышло, когда скорость становилась близкой к срывной самолёт опускает нос и дальше себе спокойно планирует. В перевёрнутом полёте лёгкая поддержка РВ. Из-за лёгкого ветерка пока не понял в какую сторону уводит на ноже, может и не уварит вовсе, а только кривизна рук… Читаемость в ясном небе выше всяких похвал. Самолётом доволен. Акками на 6 банок тоже. Их габариты и вес (получился примерно такой же как и у связки из двух рекомендованных с переходником), а так же компоновка с сервой РН в центре позволяют сделать любую, мыслимую для меня, центровку. Теперь надо влётываться - и будет счастье!

Nick74

На блендере вырвало правый штырь крепления фонаря и отправился он в поля колхозные по своим делам… Найден целым, за исключением утерянного штырька. Был, оказывается, мелко вклеен. Вылечу. Из более-менее существенных потерь пробитый сверху правый элерон. Неприятно, но не смертельно. Тоже лечится.
Без фонаря посадил без каких-либо трудностей. Такое вот лётное проишествие…(((

Nick74

В спокойной обстановке осмотрел узел выломанного штыря, а так же произвёл “эксгумацию” уцелевшего. Оказались мелко вклеены, только на глубину шпангоута, даже не входили в шайбу. Планирую нарастить в глубину шайбу и на всю глубину вклеить новые штыри