Як-50. Самострой для пилотажа.
С началом активного лётного сезона засвербило чего-то пополнить свой авиапарк более или менее серьёзной пилотагой. Не то что бы на чемпионатах выступать, а более для души и оттачивания лётных навыков. Всё присматривался к “Сёбе” и GW Якам-Сушкам в 50-м размере…Но тут в наших краях случился Фестиваль…ну полётушки большие в общем. Куда ни глянь Як-54/55 и все остальные Экстраподобные (да простят меня владельцы). Как будто всё сделано по одним лекалам и отличие только в надписях. Покрась в один цвет и не отличишь один от другого. Да и с прототипами сходство достаточно условное. Всё - как отрезало. Не-хо-чу! Попробую сам чего-нить построить. Тем паче с недавних пор разжился небольшой “моделкой”. Можно и попылить бальзой. Потолочка немного набила аскому, потянуло на классику.
Первоначально за прототип был выбран Як-52. Но взвесив все за и против было решено отказаться от этой затеи. В первую очередь из-за схемы шасси. Для интенсивной эксплуатации (а именно такая намечается) не подойдёт ни как. Да и весу носовая опора добавит немало…Тогда конечно Як-50! И только в оригинальном ДОСААФовском раскрасе! Эх, молодость, аэроклуб…
Ну разве не красавчик?
Сформировав общие требования, проведя НИОКР и почесав затылок начал вырисовываться облик нового аппарата. Масштаб - 1:6 (ок.1600) размах. Вес-как получится (нет опыта полномасштабной работы с бальзой…всё пена, да пена), но хотелось бы уложится примерно в 2300-2500 взлётного. Ввиду основного назначения, а именно самолёта для активного пилотажа, прототип был подвергнут небольшой вивисекции. Профиль крыла будет сессно симметричным с небольшим аэродинамическим V (за основу взято крыло Экстры из Украинского модельного журнала, стоит на моей предыдущей пилотаге и радует своими характеристиками), увеличенное до нужного размера. Увеличена площадь элеронов. На этом вроде все изменения.
Первоначально коллеги подбросили идею перевести чертежи в один из удобоваримых редакторов под лазерную резку и накромсать заготовок. Но взвесив все за и против и помножив на мои познания в этой области решено было отказаться от этого…Онли хэнд мэйд!
Увеличил на принтере чертежи до нужного размера. Фруктовая фанера. Еловая рейка. Бальза. Вперёд!
Начал с крыла. Крыло разъёмное по центру. В лонжероне сформирован пенал. Стыкуется всё с помощью вставки из алюкобонда. Еще одно место стыковки - дополнительный лонжерон до 5-й нервюры, места установки шасси. Основной лонжерон -ёлка, дополнительный…тоже - линейка… нервюры до 5-й из 3мм плотной бальзы, остальные - 2мм. Элероны - передняя кромка бальза 6мм, нервюры-хвостики основных, обшивка - бальза 1.5мм. Крепёжные площадки в центроплане - фанера 4мм. Площадки под шасси - фанера 6мм. Между 5-й и 6-й нервюрами площадки для скрытого крепления серв. При сборке крыла на нервюры наклеивались “контрольки” из плотного картона для сохранения геометрии на стапеле.
Фюзеляж решил так же строить по классической технологии. Три силовых шпангоута из фанеры и несколько дополнительных из бальзы. Основу силового короба образуют четыре стрингера из так любимых всеми линеек. На них будет образован батарейный отсек и площадки для серв.
Крыло будет закреплено на алюминиевых уголках 2-го и 3-го шпангоутов.
В первоначальные планы входило сделать полностью съёмный верх вместе с кабиной для доступа к АКБ. Но сложность получалась в том, что место стыковки попадает как раз на переход к сужению фюзеляжа. Было бы всё из потолочки, то особо и не задумывался бы…а тут немного посложнее. Решил делать в виде лючка от окончания капота до начала кабины. Вполне себе доступ - руку по локоть можно засунуть! Думаю сделать на петлях на подобии какие применяются для навески закрылков, лючков с одной стороны, с другой пару магнитов.
Из бальзового переклея вырезал шпангоуты. С низом хвостовой части фюзеляжа решил немного схитрить (подсмотрено у ведущих производителей) и сделать её плоской. Тем самым немного облегчить процесс обшивки и переход на заднюю часть центроплана. Центральные стрингеры сосновые, остальные из плотной бальзы.
Так любимый Як-овский киль доставил немало хлопот…Эт на первый взгляд всё просто. Ан нет. Пришлось применить “нанотехнологии” из далёкого пионерского прошлого (так бойцовки делали). Из то-олстой фанеры вырезал контурный профиль. Окантовал изолентой да бы не приклеился набор. Четыре слоя размоченной 1.5мм бальзы, ПВА и сверху полоска пластика, что бы не оставалось следов от резинок. Получается очень прочная и лёгкая конструкция.
Теперь надо бы добавить лонжерончики и нервюрки и…шкурить, шкурить, шкурить!
Здрвствуйте, Сергей! Чертежи брали из моделиста?
Совершенно верно. за основу взяты чертежи Як-52 из МК, “доработанные” под 50-й. А крыло , как писал выше взято за основу от “Экстры”, которое очень понравилось по своим лётным данным. Не имея крутки абсолютно не срывное на любых режимах, вплоть до парашютирования. В инверте так же без фокусов. Второй год добросовестно “возит” пилотагу “по мотивам Экстры”. Ну и в общих чертах пишется в облик 50-го…
Потом ещё попались другие чертежи. Типа этих.
Работы продолжаются полным ходом. Сделано хвостовое оперение. Остаётся вклеить мелкие детали и начисто отшлифовать. Пока не взялся за обшивку решил прикинуть пилотскую кабину. О-о! Чую будет ещё тот геморрой! И остеклить прилично не так просто и момент сопряжения с обшивкой…В общем придётся немного попотеть. Тут как раз прибыла посылочка…от дядюшки Ляо…с “Таобао”. А там!..и сам пилот собственно (правда немного переросток для 1/6, но парень просто крепкий видать…), и пламенный мотор под 6S, и не менее пламенный регулятор…и пламенные батареи и плёнка для обтяжки…
А у профиля название есть или если можно его скан
Ни как не хочет скан грузиться. Видать ВМР формат не воспринимает. Скан брался из Украинского журнала “Моделiст”. Попробую что-то придумать…
Несмотря на всяческое противодействие со стороны внешних обстоятельств, проект медленно, но продвигается. Крыло зашито, сформирована передняя кромка, сделаны законцовки. Придётся повозится с нижними наплывами крыла, там где сопрягается с фюзеляжем. С продвижением работ модель достаточно быстро набирает вес, что не может не настораживать, а резервов для его снижения особо и нет. Но пока в рамках допустимого.
Из “глобального” остаётся обшивка фюзеляжа, а далее отделка, обтяжка и другие “мелочи”, как обычно отнимающие массу времени. Уже пора подумать и о капоте. Поглядываю в сторону всевозможной тары, в целях изыскания матрицы для выклейки оного. Выстругивать из бревна по методу папы Карло особого желания нет.
На данный момент в пресобранном состоянии всё выглядит примерно вот так…
“Болею” то же этим самолетом. Для пробы делал пенопластовый. Размах 1100 мм - летит отлично. Сейчас готовлю чертежи под ДВС.
Вот чертежи из журнала “Крылья Родины”:
Из ранних, тэк сэть произведений…Что-то типа такого Як-а строил, вернее “по мотивам”…фонарно…безо всяких чертежей. Летал великолепно, ещё на ФМ-ной аппе. Эксплуатация была очень интенсивной. Два сезона, почти ежедневно, аж потолочка начала вся трескаться. Погиб как настоящий ветеран - не вышел из петли ввиду того что оборвался контакт на батарее. Яковлевская ливрея прекрасно читается в небе в любую погоду.
И ещё из раннего…типа Як-55. Жив до сих пор, но выведен в резерв, ввиду потери к нему интереса из-за малого размера и несколько “нервного” характера. Ну нравятся мне эти машины…
Ого!..2.9м!..Есть к чему стремиться! Честно говоря сам подумывал о размере поболе, но мобильность взяла верх. Потому как планируется “интенсивная лётная работа” и несколько самолётов должны помещаться в машине, хоть и не маленькой.
Как-то неожиданно обшился сам собой фюзеляж. За маленьким исключением - места выходя тяг РВ и РН…ну и мест сопряжения с фонарём кабины. Тут уж придётся всё подгонять по месту и возможно уже после полной обтяжки. Хочется всё ж сделать красиво и без лишних зазоров. Пытаюсь хоть как-то контролировать вес. Собрал всё что есть “до кучи”…взвесил…860 грамм. Непонятно много или мало? По “пенолётному” опыту-вроде бы многовато…С другой стороны по “бальзовым” меркам не страшно (имеется в ремонте 50-я “Катана” от GW - почти в 1.5 раза тяжелее). Тут только путём “научного тыка” или точнее - небо всё скажет!
Пора подумать и о капоте. Выражаясь языком юриспруденции происходит процесс приискания… болвана…Требования - диаметр 16.2-16.5 см., плавный переход к носовой части, с небольшим загибом во внутреннюю сторону…возраст значения не имеет. Что-то вытачивать в стиле “папы Карло” желания нет…“Нарисовались” некоторые кандидаты. Отбираю лучших!
Упорными стараниями вроде бы доделал фюзеляж. Кой-где пришлось немного подшпаклевать. Подгонка “с точностью до миллиметра” сыграла небольшую злую шутку. Массу времени убил подгоняя капот…чтобы всё ровненько, без единой щели. Подогнал! Потом сообразил, что ещё будет и плёнка…При наличии магнитов для фиксации вообще его фиг отковыряешь! Ещё столько же времени потратил на то что бы сточить хоть миллиметр и не протереть до дыр полушпангоуты.
Ещё одну проблемку решил попутно - наплывы центроплана к фюзеляжу. ну и попутно пришлось организовать этакие “колодцы”, в которые входят крепёжные болты. Без пенопласта тут не обошлось.
…процесс приискания ни к чему не привёл. Последние надежды были на на 3л-вую банку столь любимого в здешних краях майонеза “Оттоги” и… энергоаккумулятор КАМАЗа 4310 - надежд не оправдали. Пришлось крутить болван из потолочки по расхожим технологиям. Жаль что будет одноразовым, а пока сохнет под слоем шпаклёвки.
У нас погоды выдались! Всё свободное время на “взлётке”. А то завтра или тайфун очередной, или саммит АТЭС (будь ОНО неладно), или ещё очередная катаклизЬма…Стройка не заброшена,а просто продвигается какими-то мелкими шажками. Усё обшито, подогнано, зашкурено, отполировано №2000. Начался процесс оклейки. Слаб я в этом, но стараюсь. Ну и заодно колеЁсико рулевое…
Ох уж эта мне обтяжка! Как-то покраска привычнее. Но вроде бы приноровился. Больше всего проблем доставляет обтяжка плёнкой по плёнке. Чуть не правильно температура - и в переделку. Вот что-то не нравится мне перо РН. Видать чуток перегрел красные полоски. Думаю, надо будет переделать. Больше переживал за законцовки крыла. Одним куском не получилось, только в два - верх и низ, но справился. Остаётся затянуть фюзеляж. Вот с капотом пока непонятно что делать. То-ли каким-то образом затягивать этой же плёнкой, то-ли подбирать краску и красить?
то-ли подбирать краску и красить
Чаще всего так и делают!
Гораздо проще.
Оно и понятно…но вот насколько проще? Особенно с красным цветом. (Белый глянцевый 321-й из баллонов производства Кореи один в один). Придётся в каком-нибудь “Сиккенсе” или “Дю поне” колеровать, далее заниматься аэрографией…Конечно не очень-то хотелось из-за маленького клочка.
В остальном -всё обтянуто. Остаётся всякая мелочёвка типа петельки-кабанчики, шассики-колёсики, проводочки-батареички. А это обычно занимает уйму времени…
далее заниматься аэрографией…
ну специалист у вам там есть. почему бы и нет?
ну специалист у вам там есть. почему бы и нет?
Ну как я понял имеется в виду Паша Камчатский? Летал вчера с нами…Да вот грузить мастера такой плёвой работой как-то не айс, ну и самому надо осваивать смежные специальности…
Пыхчу над “мелочёвкой”…Времени занимает уйму, а результат особо не просматривается. Но что делать, процесс необходимый. Установлены машинки, выставлены “0”, всё подсоединено, протестировано. Решил отказаться от всех этих переходников 2*3S. Лишние разъёмы-контакты - ни к чему! “Перемычку” организовал непосредственно на регуляторе. Теперь регулятору придётся переместиться из моторамы в подкапотное пространство, но в принципе нормально обдуваемое. Провода на сервах элеронов удлинил пайкой, чтобы не было лишних разъёмов, останется только один контакт Y-ка, но без него никак, крыло надо будет периодически разбирать. На элероны решено поставить 238-е “Короны” и усилие и скорость в самый раз, но решил усилить крепление поперечиной из 2-мм пластика. Уже было два прецедента (на 929-х) когда лопались “лапки”.
Как ни странно, но заготовка капота снялась с болвана без проблем, так что думаю надо будет изготовить запасной экземпляр. А пока заготовка капота в тэк сэть процессе, решил изготовить из подручных средств этакий “габаритно -массовый макет” …не совсем конечно габаритный (маловат по длине и диаметру). Планирую использовать его в процессе лётных испытаний. Капрон (или что-то типа того). Коль не подошёл на роль болвана…
“Постоянный” капот наверное надо будет с внутренней стороны выкрасть в “алюминий”, как и всю мотораму.
Из “глобального” остаются стойки шасси, отделка кокпита тяги и кабанчики. Вот с последними “засада”…нет таких как мне надо! Чую придётся как на было “Темпесте” чего-то “колхозить”.
Решил отказаться от всех этих переходников 2*3S.
отлетал на 54-м с переходником самодельным уже более 200 вылетов. проблем не было.
Нарядно смотрится 😃 В небе будет - красота!