Процесс постройки Extra 300L

SteveRay

Запускать готовые самолеты из магазина скучно и просто экономически невыгодно. Поэтому для себя я сразу решил - все строю сам. Во-превых - это весело, во-вторых - это интересно с точки зрения приложения инженерной смекалки.

Никогда бы я не подумал, что мой превый самолет так быстро станет скучным. Петля, да очень кривая бочка с огромным трудом - вот что можно получить на V-образном высокоплане. Свою роль он выполнил - стерпел с десяток морковок и открыл мне дорогу в небо. Было решено строить что-то поинтереснее. От полукопии времен войны отказался по двум причинам - все-таки не было 100% уверенности в своих силах, во-вторых - там нужно формировать поверхности двойной кривизны. Я не был уверен, что хочу и могу их выклеивать. Хотелось сделать нечто по-мотивам мордатеньких пилотажных самолетов.

После некоторых поисков за основу был принят PDF чертеж модели Extra300L, найденный в сети. За пару вечеров в CorelDRAW 12 был отрисован рабочий чертеж. Ограничением размера как всегда стали линейные размеры депроновых плит из магазина. Во время постройки некоторые детали были изменены, поэтому картинки иногда отличаются от чертежа.

Изходя из опыта первой постройки технология была однозначная - депрон. Все полетно оборудование было снято с первого самолета. Опыт использования полностью депронового самолета показал, что конструкцию стоит усиливать бальзовым каркасом. Таким образом в самолет был вписан бальзовый ящик-основа в котором расположено электро-оборудование и который образует силовой каркас, но который собственно и навешивается все остальное. (Как показала морковка с 10 метров расчет абсолютно верный - фюзеляж держит сильные удары).

Конструктивно самолет состоит из трех частей: крыло, фюзеляж и крышка фюзеляжа. Крышка и крыло фиксируются штивтами в прорезях фюзеляжа с одной стороны и фиксируются резинкой с другой.

Итак собственно постройка:

Из бальзы 4мм ножом вырезаем детали ящика и собираем на клее Титан.сзади монтируем хвостовую балку.
Из депрона вырезаем и собираем раму гаргрота.
Используя кусок газеты готовим развертку для обшивки гаргрота.
Сгибаем обшивку, прогревая ее бытовым феном для укладки волос.
Склеиваем каркас с обшивкой. Из текстолита вырезаем мотораму. Вырезаем в ней отверстия по трем причинам: облегчение, два отверстия будут фиксировать крышку фюзеляжа, мелкие отверстия служат для лучшего клеевого шва. Дополнительно в местах приклейки царапаем текстолит. Клеим мотораму к раме на обычной 24-часовой эпоксидке. Согласно чертежам из двых слоев депрона вырезаем и приклеиваем боковые шпангоуты.
В месте монтажа крыла монтируем куски депрона в качестве демпферов.

Для изготовления оперения импользую клееные пластины из двух слоев депрона.
Вырезаем стабилизатор по контуру. На грани по сгибу клею бальзовые рейки, которым потом придаю треугольное сечение. Соответственно придаю профиль самому стабилизатору.
Аналогично делаю киль.

ДАК

Очень Здородо получилось!
Но могу сказать по своему опыту- и из депрона силовая рама вышла бы на УРА!
Можете в своём 12Кореле сохранить в версии 11Корела и выложить ещё раз чертёжик? Буду очень признателен!

SteveRay

Крыло состоит из ящикообразного центроплана, бальзового лонжерона, корневых и концевых нервюр. Сборка понятна из картинок. Из газеты делаем развертку для обшивки. Гтовую депроновую деталь гнем с помошью фена и клеим на крыло. Центроплан обклеиваем отдельно. Не забываем установить штивт крепления крыла. Внизу из двух реечек формируем посадочную площадку для машинки.
На “заднюю кромку” клеим две рейки. К ним, в свою очередь, клеим куски двухслойного депрона, которые будут образовывать собственно заднюю кромку крыла. Элероны делаем по технологии стабилизатора. Оклеиваем крыло и стабилизатор скотчем. Внизу схади формирую из бальзы упорную площадку, за которую крыло будет прихватываться крепежной резиной.

Выложил чертеж в формате CorelDRAW 10

Oleg_Ox

а почему Вы не вырезаете в бальзе окна для облегчения?

SteveRay

скажу честно, последний раз бальзу в руки брал еще в конце 80-х. Взяв сейчас пластину 1000х120 был поражен тем - какая же она легкая.
Думаю, что вырезав пару-тройку окон, я сэкономил бы 1-2 грамма в общем весе модели, но проиграл бы в прочности на порядок. Для меня как для начинающего пилота прочность имеет первейшее значение.

Sanya

Побольше бы таких тем на форуме про сборку самолетов… 😇

ДАК
Sanya:

Побольше бы таких тем на форуме про сборку самолетов… 😇

Согласен, здорово всё показано. Ждём теперь отчёта о полётах.

SteveRay

Возвращаемся к фюзеляжу.

Клеим на место гаргрот.
Много вопросов было со стойками шасси. Сначала хотел сделать их более копийными из пластиковых канцелярских линеек. Они хорошо гнутся в кипятке, однако слишком хрупкие.
В конце-концов вырезал из текстолита стойки и закрепил их в фюзеляже с помошью базльзовых распорок.
Передок фюзеляжа формируется двумя депроновыми шпангоутами.
Зашиваем пластинами депрона низ и бока фюзеляжа.
Крышка фюзеляжа делается из пластины депрона, усиленной двумя рейками, которые в свою очередь выполныют роль штивтов для крепления в мотораме. На поастине монтируется каркас, который зашивается депроном. Получается, что крышка формирует верх фюзеляжа, давая при этом полный доступ к аппаратуре.

Sanya

Крышка как-то выглядит неочень… надо скругленную делать было, как у оригинала…

Всеволод

Крышка как-то выглядит неочень… надо скругленную делать было, как у оригинала…

Ну не всеж сразу!!! 😃
Мое чудо, собираемое по готовым чертежам, по страшнее будет.

2 SteveRay: РЕСПЕКТ!!! 😃

SSergo

2 SteveRay:
Добрый день.
Не могу удержаться, чтобы не поблагодарить
за такой наглядный фотоотчет.
Жаль, что он не появился недельки на две пораньше

  • для себя углядел ряд простых и изящных решений,
    но мой процесс постройки уже близится к завершению.
    С интересом буду ждать впечатлений от полетов.
    Успехов!
    С уважением, SSergo.
Sanya
SSergo:

2 SteveRay:
Добрый день.
Не могу удержаться, чтобы не поблагодарить
за такой наглядный фотоотчет.
Жаль, что он не появился недельки на две пораньше

  • для себя углядел ряд простых и изящных решений,
    но мой процесс постройки уже близится к завершению.
    С интересом буду ждать впечатлений от полетов.
    Успехов!
    С уважением, SSergo.

А фото есть?

SSergo

А фото есть?

Увы. Потому и благодарю людей,
которые не ленятся это делать и
делятся своим опытом с другими.

SteveRay

Потом у меня случился вывих объектива на цифровике.
Извиняйте. Следующие фотки уже готового самолета. Но там все было просто. Спрашивайте - если что непонятно.

На фото у самолета нет фонаря и шасси временное. Не зная - полетит ли вообще мой самолет - я не стал сразу делать эти трудоемкие детали.

Alex-SPB-RU

Скажите, чем вы обмазываете потолочку? На снимках видно по желтому цвету.

SergeyFM

когда полеты планируются? интересно знать, как он летает…
а какой вес получился у модели?

SteveRay

Потолочку ничкм не мажу - это натуральный цвет панелей (они с лицевой стороны покрашены изготовителем).

Полеты… Тут конечно интересно.

При первом полете я накосячил с центром тяжести (кстати летал на липоле 2 пластины). Модель не полетела.
Ко второму полету я купил липольку 3 пластины и точно выставил ЦТ. Модель полетела как оно того и ожидалось. Тяговито и быстро. Но тут сказалось отсутствие опыта пилотирования низкопланов. В конце концов все кончилось морковкой с 10-15 метров. Но я остался доволен, так как модель летает, а остальное не важно 😃
Надо же такому случиться, что в этой самой морковке вал двигателя проткнул одну из пластин липоли… Испорченная пластина была отрезана и теперь у меня 2 липоли по 2 пластины 😃

После ремонта и пары попыток полетев на 2-пластинных липолях ли, что 2 пластин маловато.
Так что у меня сейчас есть два пути:

  1. сделать еще одно крыло (благо там работы на пару-тройку часов) - большей площади (ращмахом в метр и меньшей трапецией). Тогда, думаю, можно будет летать на 2 пластинах

  2. купить - таки еще одну липолю из 3 пластин (меры по защите аккумуляторов от крешей уже приняты 😃 ) и летать с оригинальным крылом.

Думаю, что попробую оба варианта

Forom
SteveRay:

купить - таки еще одну липолю из 3 пластин (меры по защите аккумуляторов от крешей уже приняты 😃 ) и летать с оригинальным крылом.

Если производитель один и тот же этих липолей и емкость одинаковая, то можно из 2-х по 2 пастины сделать 1 - 3 пластины и 1 - 1 пластина, но только акк надо балансировать…

SergeyFM

Как я понимаю модель весит 450г. И что за мотор , который едва такскает модель на 2 липолях. какой винт?
и что значит не летает… пилотаж не крутит или на винте не висит?

SteveRay

Модель весит порядка 450г (весы грубые).
Мотор - пилотаж 2213/22
Сегодня пользовал винт 90х70.

Под понятием “не летает” я имею ввиду то, что в одиночку у меня не получается ее запустить. После броска она медленно, но верно идет к земле - не успевает набрать скорость для устойчивого полета.

Сегодня взял новую липольку из 3 пластинок. Результат сразу заметен. Запустил в одиночку. Движок легко вытянул тушку вверх. Сделал круг. Самолет вышел очень верткий, что во общем-то логично, учитывая то факт, что это низкоплан и центр тяжести находится выше плоскости крыльев. Будучи под воздействием момента забыл набрать побольше высоты (такая-же фигня была с первым самолетом - стоишь весь такой оцепенелый с одной мыслью “классно - оно летит”), да и опыта пилотирования такого быстрого самолета пока не хватает. Зацепил землю. Переломил фюзеляж по клеевому шву в месте, где начинается гаргрот.
Ремонт занял 20 минут. Готов продолжать.

PS
Компьютерные симуляторы (AFPD в частности) даже на 10% не приближаются к реальным полетам.

SergeyFM

я пользовался симулятором только для того, что бы отработать , куда " крутить" элероны, когда модель летит на тебя и от тебя. В остальном я не считаю , что от него есть реальная помощь. Я самостоятельно полетел посте одного полета с учителем. А вот после 5 самостоятельных подлетов ( без дров) я понял, что нужен УЧИТЕЛЬ а не симулятор и ни что его не заменит. Даже если нет учителя, симулятором лучше не пользоваться… ( это мое мнение, хотя возможно кто-то и не согласится).
А почему модель " кидается" ? у нее вроде шасси есть… или уже нет?

Всеволод

Даже если нет учителя, симулятором лучше не пользоваться… ( это мое мнение, хотя возможно кто-то и не согласится).

Не буду спорить, т.к. каждый человек индивидуален: кому-то нужен реальный учитель, реальный тренер… А кому-то хватает сима, буквально сегодня мой товарищ, летавший до этого тока на игрушках и симе поднял в воздух тору(предварительно настроенную) с бойцовой центровкой. 😃
Но это все офф топ. и сплошное ИМХО

Sanya

Извиняюсь за ОФФТОП тоже: Но у меня знакомый есть, ему 8 лет, так прикол в том, что я ему включил симулятор (AeroFlyProDeluxe), объяснил в двух словах какую ручку дергать и куда самолет полетит…и я был в шоке, он взлетел, потом начал делать петли, бочки причем в 1 м. над землей, так еще прикол в том что он сразу понял куда ручку дергать когда самолетит “на пилота” летит… 😮

SteveRay
SergeyFM:

А почему модель " кидается" ? у нее вроде шасси есть… или уже нет?

Потому что поблизости нету подходящего места для запусков. У нас в городе есть два-три признанных авиамодельных места, где много опытных пилотов, но никак не не получается потратить полдня на выезд туда. А в 5 минутах езды от дома есть поле-помойка где вполне достаточно места для полетов но нету асфальта. Есть часик времени (и погода хорошая) быстренько покидал все в машину, съездил, запустил, собрал то, что осталось, и домой 😃

boroda_de
SteveRay:

Компьютерные симуляторы (AFPD в частности) даже на 10% не приближаются к реальным полетам.

Не согласен.
Зависит от модели в симуляторе (бензиновая Екстра 2,6м на Вашу не будет похожа поведением)